«Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумом» (доклад из опыта работы)
консультация (старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. В нашем МБДОУ реализуем программу «В краю Тихого Дона».
Для успешного воспитания детей в национальных традициях важна реализация на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.
Казачьи народные праздники не только дают человеку возможность отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСТКИЙ САД № 27
Подготовила : музыкальный руководитель Галактионова Е.В.
Новочеркасск
2025г.
«Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумом»
(доклад из опыта работы)
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. В нашем МБДОУ реализуем программу «В краю Тихого Дона».
Цель программы: воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев.
Задачи:
• формировать гражданскую позицию, основанную на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;
• формировать нравственные идеалы на основе духовных и культурно-исторических ценностей Донского края;
• знакомить с национальными традициями и обычаями края, района, станицы;
• воспитывать доброжелательное отношение к живой природе родного города, станицы её природным памятникам и животным на основе легенд, поэзии и прозы;
• обогащать и развивать знания детей о литературе и искусстве на основе культурного наследия края, района, родной станицы;
• помогать в изучении истории Донского края и Ново-Баклановской станицы во взаимосвязи с культурой и историей России.
Для успешного воспитания детей в национальных традициях важна реализация на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.
Для этого нами разработаны планы:
-Праздники народного календаря
- План казачьего кружка «Лазорик»
-План работы по взаимодействию с социумом: ДК, школа Искусств, Музей Донского казачества, Театр им. Комиссаржевской, детская библиотека.
Формы организации регионального компонента:
- основная форма работы – совместная деятельность с детьми;
- индивидуальные и групповые беседы;
-дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
-интегрированная деятельность;
- экскурсии, видео - экскурсии;
- творческие встречи;
- посещение выставок.
Содружество с социумом позволило создать условия, использовать развивающую среду для проведения праздника «Покровская Ярмарка в казачьем краю» на сцене ДК. Наши дети ухе имеют опыт выступления на сцене (в школе искусств, им это очень нравится и их родителям тоже. Проведение общего праздника для всех детей д/с, не вместило бы всех родителей и гостей в помещении МБДОУ.
Организация народных праздников – одна из традиционных форм образовательной деятельности в детском саду. Особая ее значимость заключается в том, что приобщение к национальной культуре в форме праздника, живо затрагивающего эмоциональную сферу дошкольников, позволяет заложить в них чувственную основу национальной принадлежности, сформировать определенный опыт. Подготовка к народному казачьему празднику шла в тесном контакте с атаманом и казаками ст. Ново- Баклановской, сотрудниками детского отдела ДК, воспитателями, специалистами и родителями, при их непосредственном и активном участии. От их активности зависит и разработка намеченных мероприятий, и успех проведения самого мероприятия. Проводя такие праздники и развлечения, необходимо стремиться вызвать у детей радость, смех, но наряду с этим воспитывать любовь к народному творчеству, красоте родной природы, родной речи и казачьих распевов. Наблюдая за детьми и родителями во время проведения праздника «Покровская Ярмарка в казачьем краю» был виден их живой интерес к этому процессу, у детей- высокая творческая активность, а родителям нравится видеть детей успешными на сцене, осознавать их «маленькими артистами».
Такая организация казачьих народных праздников предоставляет уникальную возможность для детей ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов. В такой атмосфере праздника легче заметить одаренных, талантливых детей. Детям, с особенностями в развитии, тоже найдется своя ниша, ребенок будет являться участником праздника настолько, насколько он «пока –что», может, но обязательно успешен и положительно отмечен педагогами, детьми и родителями.
Естественно это придаст веру в силы и успех! Наряду с музыкальными достоинствами народной музыки в ней присутствуют и те чисто национальные черты, которые воспитывают характер ребенка, его чувства. Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни: если ребенок встречается с враждебностью - он начинает драться; если ребенка постоянно стыдят - он становится робким; а если ребенка принимают и общаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.
Особенно важный момент – подготовка к празднику. Она включает в себя несколько последовательных этапов и представлена как вариант реализации творческого проекта. На подготовительном этапе (длительность 1 неделя) определялся уровень сформированности представлений детей о празднике Покрова на Дону, обрядах, традициях, актуализация детских знаний, создавались условия для открытия детьми нового (экскурсия в ДК, в зрительный зал, на сцену, неизвестного.
Следующие 2-3 недели (основной этап) происходило обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми. Проводились беседы о празднике, традиционных Донских ярмарках, просмотр видео-журнала, презентаций- «Покров на Дону»; повторение, закрепление, разучивание музыкального материала по теме «Казачья песня поется- веселей живется!» с детьми кружок «Лазорик» и взрослыми кружок» Калинушка», создавались условия, необходимые для реализации проекта (посещение сцены и зрительного зала, знакомство с сотрудниками ДК, музыкальные занятия на сцене, репетиции театральных сценок, выход детей- ведущих, работа с микрофоном, подготовка атрибутов к танцам, декорации, подготовка материалов для оформление сцены, казачата- малыши спешили сшить казачьи наряды к празднику, реализовались основные виды деятельности по направлениям проекта с учетом интеграции образовательных областей (выставка работ «Осень на Дону», «Осенние букеты», «Чудо овощи») осуществлялась подготовка и проведение праздника «Покровская Ярмарка». Сбор и обработка методических, практических материалов, оценка эффективности выход на праздник осуществлялась на итоговом этапе (4 неделя).
По продолжительности проект «Покров на Дону» краткосрочный (1 месяц). Творческие задания в проекте способствовали актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулировали потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности, что полностью отражает реализацию основных принципов ФГОС. Казачьи народные праздники не только дают человеку возможность отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад - семья - социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)
Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Цель: Создание предметно-развивающей среды, предоставляющая возможность наиболее эффективно развивать индивидуальнос...

Доклад из опыта работы «Семейный клуб как форма взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников при реализации программы в условиях введения стандарта»
Доклад из опыта работы по взаимодействию с родителями в младшей разновозрастной группе...

Доклад из опыта работы: «Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках физкультурно - оздоровительной работы».
Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада, мы особое...
Доклад из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья»
Доклад на педагогическом совете из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической куль...

«Создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Из опыта работы)
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.Эколо...

Из опыта работы «Создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе ДОУ»
Дошкольное детство – это благотворный период каждого ребёнка, во время которого очень быстро формируются физические и психические качества, которые становятся определяющими его как человек...

Доклад из опыта работы «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации ФГОС ДО".
Доклад из опыта работы «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации ФГОС ДО".Проведение...
