«Социальный проект» Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через рождественские праздники»
методическая разработка (старшая группа)
Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление с традициями русской народной культуры через русский народный фольклор и народно- прикладного искусства (изготовление оберега)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 357.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида п. Боровое.
Разработка организованной образовательной деятельности: «Знакомство с праздниками народного календаря Рождество, Святки, Коляда и с куклой оберегом Коза и Коледа
(подготовительная группа)
Разработала: Заболотских И.А.
Содержание
I. Введение
-Актуальность темы.
II.Основная часть
-Цель, задачи;
-План воспитательного мероприятия;
III.Водная часть.
-Народная культура;
-Народные традиции;
-Русский народный фольклор;
-Русское народное искусство;
-Русские народные игры;
IV.Ход воспитательного мероприятия
-Организационная часть;
-Основная часть;
V.Физкультминутка.
VI.Заключение.
VII.Литература.
VIII.Приложения.
Актуальность
Святки -две недели зимних праздников, с Рождества Христова(7 января) до Крещения(19 января).
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Так же как и встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры. Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Цели:
-Расширение знаний о традициях проведения святочных гуляний на Руси.
Задачи:
- развитие познавательного интереса к народным традициям;
- пополнение словарного запаса детей;
- развитие коммуникативных умений и навыков детей.
- умение сотрудничать, участвовать в массовых мероприятиях;
- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ.
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы и родители.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Срок реализации: краткосрочный (1,5 недели).
Виды деятельности:
Речевая, игровая, музыкальная; творческая; продуктивная; совместная и самостоятельная.
Предполагаемый результат:
Развитие познавательного интереса у детей к традициям своего народа, расширение представлений о празднике Рождество и Колядки. Обогащение словарного запаса, осознанное отношение к русскому народному творчеству. Вовлечение каждого ребенка в творческую деятельность.
Этапы:
Подготовительный
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
- Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту.
Основной.
- Проведение ООД, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)
- Консультации с родителями.
Заключительный.
Проведение развлечения «Колядование»,
План реализации.
Этапы | Дата реализации | Вид образовательной деятельности | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная д-ть детей |
1 этап. Подготовит ельный | 27.12.2023 (среда) | Беседа | «Рождество Христово» | Рассматривание иллюстраций: Детская Библия о Рождестве Христовом; Рассматривание Рождественских открыток; Рассматривание изображений на тему «Волхвы и звезда»; Рассматривание альбома «Зимние святки»; Раскрашивание раскрасок на тему «Рождество», «Крещение». |
2 этап. Основной | 28.12.2023 (четверг) | Ручной труд Просмотр мультфильма Игры-забавы | «Ангелочек» «Рождество Христово» «Сдуй снежинку» | |
29.12.2023 (пятница) | Чтение худ. лит. Рождественской сказки П/игра | «Девочка мечтала о крыльях» И. В. Грушевский; «Два Мороза» | ||
09.01.2024 (пятница) | Конструирование из бумаги Игры-забавы | «Рождественская свеча» «Снежки» | ||
10.01.2020 (понедельник) | Чтение худ. лит. Рисование | «Колядки» «Роспись игрушек для Рождественской ёлки» | ||
11.01.2020 (вторник) | Просмотр мультфильма Игры-забавы | «Красные сапожки на Рождество» «Плетень» | ||
12.01.2020 (среда) | Чтение худ. лит. П/игра | Рождественская сказка «Ангел, который любил печенье с корицей»; «Бубенцы» | ||
Чтение худ. лит. Загадывание загадок Игра | Легенда «Рождественская елочка» «О Рождестве» «Как у дяди Трифона» | |||
3 этап. Заключи тельный | 15.01.2024 (понедельник) | Проведение развлечения. | «Колядование» |
Результаты:
Были созданы условия для формирования у детей познавательного интереса. Дети познакомились с праздником «Рождество Христово», «Коледа» с обычаями его празднования. Таким образом, мы углубили и расширили знания и представления детей о празднике.
Зимние святки-колядки.
Звучит русская народная мелодия. Дети входят в русскую избу.
Встают врассыпную.
ВЕДУЩИЙ: Ой, сегодня, а не завтра, не вчера
К нам приехали Святые вечера!
Развесёлые Святки –
Хороводы и колядки!
РЕБЁНОК: Это что такое – Святки?
ВЕДУЩИЙ: Вы не знаете, ребятки?
Что ж, придётся рассказать
И, конечно, показать.
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
ВЕДУЩИЙ: Давайте с вами сядем и посмотрим, как же проходил этот праздник. (дети садятся на ловочки. Хозяйка(ведущая), одетая в русский сарафан, накрывает на стол).
Хорошо зимой в деревне!
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться
Да пуститься в русский пляс.
Святки празднует народ,
Становитесь в хоровод!
ХОРОВОД «Как на тоненький ледок» р.н. песня
1. Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Пр. Эх, зимушка- зима,
Зима снежная была.
2. Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок.
Пр.
3. Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Пр.
4. Он упал, упал, лежит -
Никто к Ване не бежит.
Пр.
5. Две подружки увидали -
Прямо к Ване подбежали.
Пр.
6. Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали.
Пр.
7. На коня Ваню сажали.
Путь-дорогу показали.
Пр.
ХОЗЯЙКА: Созвала я гостей – не счесть,
И для каждого место есть.
Собрались мы с вами в тёплой избе. А на улице вьюга да снег, мороз такой, что звери забились в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы. А нам вместе уютно и хорошо, будем загадки друг другу загадывать.
Загадки
1. Круглые сутки горят во всю мощь,
Нашим глазам открываются в ночь. (Звёзды )
2. Он рождается в морозы,
А тепло встречает в слёзы. (Лёд )
3. Он живое - теребит,
Неживое - серебрит. (Мороз )
(Загадки 1-3 Николая Башкатова)
4. На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на яблоне
Весело снуют,
Гусениц мороженых
Яблоки клюют. (Снегири)
5. То она
Печёт блины,
То показывает
Сны. (Русская печь)
(Загадки 4-5 Тимофея Белозерова)
ХОЗЯЙКА. И чтобы ещё уютнее было, давайте свечи зажжём (иметация свечей), да подождём, может, к нам на огонёк ещё кто – нибудь в гости зайдёт.
(входит Медведь)
МЕДВЕДЬ: Здравствуй, Хозяюшка! Здравствуйте, детишки!
ХОЗЯЙКА: Здравствуй, Мишенька, проходи.
МЕДВЕДЬ: Как у вас весело, да как хорошо!
ХОЗЯЙКА: А ты Мишенька поиграй с детками.А чтоб тебе не голодать суровой зимой, мы тебе пирог подарим.
ИГРА «ПИРОГ» р.н. игра
(дети встают в две колонны. У противоположной стены сидит на корточках ребёнок – «пирог».
Дети поют:
Наш пирог высоконький,
Наш пирог широконький,
Наш пирог мягошенький –
Режь да ешь!
После этих слов два ребёнка, стоящие в колоннах первыми, бегут к «пирогу». Добежавший первым берёт «пирог» за руку и уводит в свою колонну (они встают в конец колонны). Не успевший взять «пирог» ребёнок сам становится «пирогом».
ХОЗЯЙКА: Прими, Мишенька, от нас ещё подарочек – зеркальце да гребешок.
МЕДВЕДЬ: (смотрит в зеркало, причёсывается) Теперь я самым красивым в лесу буду.
ХОЗЯЙКА: А зеркальце я тебе не просто так дала. Вот тебе подушечка, ляг поспи немного, а зеркало положи под подушку. Что тебе приснится – нам потом расскажешь.
МЕДВЕДЬ: Ладно, давайте подушку. Поспать я люблю, особенно зимой. (ложится на лавку).
ХОЗЯЙКА: Пока Мишка спит, я вам вот что расскажу. Любили люди в старину в Святки гадать.
Девушки на своих женихов гадали, валенки за калитку бросали. Куда носок валенка покажет, оттуда и суженый придёт. Сны в Святочные ночи вещими были. Что приснится – сбудется. Если хлеб приснится – к достатку в доме. Птица – к весточке, солнышко – к радости. Интересно, а что Мишке приснилось? Давайте разбудим его и спросим.
(дети кричат, стучат, топают, хлопают- медведь не просыпается)
Медведь просыпается)
Хозяйка Что же ты, Миша, видел во сне?
МЕДВЕДЬ: Полную кадушку мёда.
Хозяйка Это к богатству. А ещё?
МЕДВЕДЬ: Ложки видел.
Хозяйка:Это к гостям. Знать, ещё к нам гости придут. Давайте поиграем на ложках и гости поскорее к нам придут.
МЕДВЕДЬ: Ну, спасибо вам за подарки, пора мне в свою берлогу возвращаться.
(Медведь уходит)
ХОЗЯЙКА: А мы, пока гостей ждём, давайте тоже погадать попробуем. Хотите свою судьбу узнать? Залезайте все под стол, начинаем первое гадание.
Хозяйка. В Святочные вечера крестьяне заставляли ребят лазить под столом и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры.
ИГРА
3-4 ребенка залезают под стол и громко пищат, как цыплята, чтобы весь год куры водились.
Следующие 3-4 детей, залез под стол, выполняют просьбу хозяйки покрякать, чтобы уточки водились.
Игра продолжается: хозяйка предлагает детям помычать, чтобы коровы хорошо доились.(гуси, козы и т.д)
ХОЗЯЙКА: А теперь, девочки, на женихов гадать будут. Кому какой жених достанется?
ГАДАНИЕ ПО ПРЕДМЕТАМ
Предметы гадания:
1.Ножницы – парикмахер
2.Сантиметр – портной
3. Книжка – писатель, учёный
4. Ноты – музыкант
5. Краски – художник
6. Градусник – врач
7. Нитки – модельер
8. Монеты – бухгалтер
ХОЗЯЙКА: А ещё в старину в Святочные вечера люди мастерили костюмы да маски, наряжались в них и ходили друг к другу в гости, поздравляли с Рождеством, с Новым годом, пели хозяевам колядки – маленькие весёлые песенки. А хозяева за добрые пожелания угощали гостей – колядовщиков.
И сейчас я предлагаю поздравить сотрудников, детей других групп с праздником.и тоже пойдем колядовать ( наряжаются и идут колядовать)
КОЛЯДОВЩИКИ: Коляда, коляда!
Подай пирога
Дай блин, дай
Свинину ножку
Всем понемножку,
Неси – не тряси!
Давай – не ломай!
КОЛЯДОВЩИКИ: Коляда, коляда
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохолком,
Петушка с гребешком!
ХОЗЯЙКА: А что вы за люди то такие?
КОЛЯДОВЩИКИ: Мы люди не простые
С далёкого края
Мы к лету идём
Козу ведём и счастья несём!
ХОЗЯЙКА: Козу? А зачем нам коза?
Ах, да, конечно! На Святки водили козу как символ жизненной силы, которую она принесёт хозяину избы и его земле.
КОЛЯДОВЩИКИ: Наша козочка Весёлая
А к кому коза в дом придёт
Тем людям урожай принесёт
Ну-ка, козочка, повернись
Людям добрым поклонись!
ХОЗЯЙКА: Коза – коза, иди сюда! (Коза падает). А что случилось? Почему Коза упала?
КОЛЯДОВЩИКИ: У нас козочка учёная,
Любит копчённое
Чтобы козочка встала
Нужно на каждый рожок повесить,
Колбаски да пирожок!
Дети вешают бублики на шею Козе.
ХОЗЯЙКА. А что вы ещё умеете?
КОЛЯДОВЩИКИ: А мы умеем плясать и играть
Добрых хозяев развлекать!
КОЛЯДОВЩИКИ: С Новым годом! С новым счастьем!
С новым здоровьем! С Рождеством Христовым!
Художественно-продуктивная деятельность «Изготовление козы» в музее «Русская изба»(мастер класс с родителями).
Воспитатель:Я хочу предложить поиграть в русскую народную игру «Шла коза по лесу».
Физкультминутка.
В игре «Шла коза по лесу» дети встают в круг и, взявшись за руки, движутсяпротив часовой стрелки.
Один из участников — «коза» — движется по часовой стрелке внутри хоровода, выбирая себе принцессу. «Коза» вместе с принцессой делают всё, о чём поётся.
Шла коза по лесу,
По лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу,
Принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
Давай, с тобой покружимся,
Покружимся,покружимся.
И навсегда подружимся,
Подружимся, подружимся.
Воспитатель:
- Проходите, ребята, не стесняйтесь! Сегодня мы с вами будем делать своих кукол. На столах у нас много разных ярких лоскутков, ленточек, кружева, ниток. Они
понадобятся для изготовления наших кукол. (дети рассматривают, то что лежит на столах)
Поэтапное изготовление куклы «козы»
1 | Посмотрите на свои столы. Перед вами лежит заготовка нашей куклы – две крестообразно связанных палочки. К более длинной палочке прикреплён жгут — рожки «козы». | |
2 | Сделаем заготовку для ушей длиной 10-12 см. Край обрежем наискосок. Далее делаем уши (можно сплести косички). | |
3 | К основанию рогов крепим уши, приматываемушки к рогатине крепко нитками. | |
4. | Далее берем заготовку мордочки и делим пряди заготовки пополам, и надеваем на рогатину с ушками. Закрепляем ниткой. | |
5 | Заготовки для рук помещаем на палочку поменьше и закрепляем в трёх местах ниткой. Закрепляем «кисти» рук козы, лишнее отрезаем. Ну вот, сама коза готова. Теперь будем ее одевать и украшать | |
6 | Квадратный лоскут ткани складываем по диагонали, складываем ещё раз и заглаживаем сгибы. Разворачиваем и делам надрез до середины по любому сгибу. | |
7 | Аккуратно надеваем кофту разрезом к спине и завязываем лентой на поясе. Берём прямоугольный лоскут и делам юбку. Кладём ткань лицевой стороной на козочку, заворачиваем вокруг тела и завязываем на талии, опускаем юбку вниз. Украшаем «козу» бусами, лентами. Наша красавица готова! | |
8 |
Литература:
1. Князева «Приобщение к истокам русского народного творчества»
2. Грушева Л. В. Мастерилка. — № 10. — 2012.
3. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. — СПб. : Паритет, 2003.
4. Лыкова И. А. Любимые игрушки своими руками. — Изд. дом «Цветной мир», 2012.
5. Морозова Е. Кукла как образ человека, 2009.
6.Ресурсы сети интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».
В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"
Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...

Опыт работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с художественной литературой»
В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное са...

ПРОЕКТ ТЕМА: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
ПРОЕКТТЕМА: «Приобщение детейк истокам русской народной культуры»...

Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные промыслы»
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народнымискусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине. Народн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: ««Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через изготовление куклы - оберега»» Образовательная область «Познание».
Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло...






