План по самообразованию Тема: «Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Барсукова Людмила Васильевна

Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Внедрять в работу инновационные технологии, разработать формы работы с детьми по внедрению регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_v_starshey_gruppe.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

 Тема: «Формирование экологической культуры и  бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста»

                                                             Воспитатель: Барсукова Л.В.

                              2025-2026г

                                                                                             «Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Дошкольный возраст — подходящий возраст для начала формирования и развития экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя как личность, у него развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, закладываются основы нравственно- экологических установок личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении и поступках в природе. Именно поэтому возникает возможность формирования экологических знаний у детей, знакомство с нормами и правилами взаимодействия с природой, воспитание сопереживания окружающим, активности в решении некоторых экологических проблем

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть. 

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям старшего дошкольного возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала  природа.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Внедрять в работу инновационные технологии, разработать формы работы с детьми по внедрению регионального компонента.

Задачи:

-       разработать перспективный план работы по самообразованию, а также с детьми и родителями воспитанников;

-       создавать условия для экологического образования детей.

-       развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

-       формировать представления о доброте и любви к окружающему миру, желание сберечь и приумножить красоту природы;

-       способствовать формированию умений и навыков вести наблюдения за природными объектами и явлениями;

-       формировать ценностные ориентации: восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, понимание значимости общения с природой;

-       помогать осваивать элементарные нормы поведения в отношении природы, помочь сформироваться навыкам рационального природопользования в повседневной жизни;

-       способствовать возникновению желаний и умений сохранять природу, а при необходимости оказывать ей помощь (уход за растениями, животными и др.), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

-       научить заранее, анализировать последствия своих действий по отношению к окружающей среде

-       привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Успех реализации обеспечивается следующими педагогическими условиями:

-       создание экологической среды в детском саду

-       готовность педагога к осуществлению экологического образования детей;

-       индивидуальный подход к ребенку;

-       привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу;

 

Этап работы над темой самообразования:  1 год.


Формы работы с детьми:

-       совместная деятельность воспитателя с детьми: 

-       индивидуальная работа с детьми

-       свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

-       анкетирование родителей

-       консультации

-       индивидуальные и групповые беседы

-       оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)

-       трансляция в социальных сетях и мессенджерах материалов для повышения у родителей компетентности по экологическому воспитанию детей;

-       привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

 

План деятельности воспитателя по теме самообразования

на учебный год

№п/п

Тема

Сроки

          Форма    

  распространения  

          опыта

1 этап: Информационно-аналитический

1.

 С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.

Парциальная программа

По экологическому воспитанию : (свой регион)

Сентябрь- октябрь

 

Изучение методик

Составление плана работы

 

2.

П. Г. Саморукова

«Как знакомить детей с природой?»

М. В. Лучич «Детям о природе».

Н. А. Рыжова « Не просто сказки»

 Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»

В. Дрязгунова «Дидактические

игры для ознакомления детей с растениями»

В течение года

Создание условий в группе  для формирования у детей основ экологической культуры и бережного отношения к природе.

 

3.

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности с детьми.

Март-апрель

 Пополнение и обогащение РППС группы. Выставка игр, пособий для практической деятельности.

4.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

 

В течение года

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

II. ЭТАП — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1.

Провести цикл наблюдений, бесед и практических мероприятий  с детьми по теме самообразования

Сентябрь-май

Наглядный материал

3.

Накопление и презентация практического и методического  материала по теме самообразования

Май

Пополнение  методической копилки и РППС группы.

 

III. ЭТАП — представление опыта работы по теме

1.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

 

2.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

В течение года

Предполагает самоанализ педагогической деятельности.

3.

Презентация опыта работы по теме самообразования

Май

Творческий отчёт для педагогов ДОУ

 

IV. Работа с семьёй

1.

Наглядная агитация.

 Оформление родительских уголков по теме самообразования.

"В игры разные играем, что мы в детях развиваем",   "Берегите природу", "Правила безопасного времяпровождения на природе. Убери за собой"  

2. В родительских группах в  социальных сетях  отразить вопросы формирования бережного отношения у детей к природе и формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста..

Привлекать родителей к обогащению РППС группы: центр природы.

В течение года

2.

Анкетирование «Природа глазами детей», «Что я хочу узнать о природе родного

края »

В течение года

3.

Фотовыставка «Флора и фауна родного края»

Март

4.

Природоохранная акция

"Кормушка"

Ноябрь

V. Мероприятия для детей

          

1.

Вводная беседа "Природа родного края. Что мы знаем, что хотели бы узнать?"

Выставка поделок из природного материала  

«Пано из злаков. Осенние мотивы»

Сентябрь

2.

Творческая мастерская

 «Природа - наш общий дом, природа моего края».

Выставка детских рисунков

Октябрь

3.

Акция "Покормите птиц зимой".  Изготовление кормушек с родителями. Наблюдение за птицами на прогулке. Составление описательного рассказа о птицах о зимующих птицах родного края.

Ноябрь

4.

Творческая мастерская "Зимняя сказка".

Акция "Берегите ель".

Изготовление елочек из природных материалов.

Конкурс поделок .

Декабрь

5

Рассматривание обсуждение  серии пособий  «Природа вокруг нас»

Проведение цикла зимних наблюдений на зимних прогулках в ДОУ и с родителями на зимних каникулах.

Январь

6

Игровая деятельность в центре природы.

Самостоятельные и индивидуальные игры.

Февраль

7

Создание альбомов  и лэпбуков  экологического характера.

«Животные нашего края», «Насекомые и растения», «Птицы» и т.д.,

Рассматривание иллюстраций, беседы. Просмотр видеофильмов познавательного характера.

Март

8

Ведение «Дневников наблюдений»: за прорастанием лука.

Зарисовки детей в дневнике, рисунки детей.

Проведение проекта «Красная книга России»

Апрель

9

Наблюдение, проведение дидактических игр, использование художественного слова, опытов и экспериментов.

 

В течение года

 Проекты:

  • «Хлеб-всему голова»;
  • «Экологическая тропа»
  • Лес-наше богатство»
  • «Покормите птиц зимой»
  • «Огород на подоконнике»

Чтение художественной литературы:

  • В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
  • Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
  • В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
  • Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
  • Ю. Демянская «Дом Земли»;
  • Н. Т. Бромлей «Охотник»

Заучивание наизусть:

  • Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
  • В. Орлов «Общий дом»;
  • П. Воронько «Журавль»

Список литературы

1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.

2. О.Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с природой и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста . Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

5. Т.И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.

6. Л.С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

7. С.А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.

8. Т.И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.

9. Л.Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

10. С. Мусиенко, Г. Бутылкина. «Оригами в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Москва. «Обруч» 2010г.

11. Н.А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.

12. Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, Л.Н. Елисеева, Н.П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников» Москва. Издательство АСТ 1997г.

 

Программа кружковой деятельности

для детей дошкольного возраста

«Умелые ручки»

Воспитатель МБДОУ ремонтненский детский сад «Родничок»

Срок освоения:1 год.

2025-2026г

Творчество — особый вид деятельности, 
оно в самом себе несет удовлетворение.

(С. Моэм)

Пояснительная записка.

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.

Программа рассчитана для детей дошкольного возраста(5-6 лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Социально-коммуникативное развитие».

Цель программы: развивать познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Задачи:

Создавать условия для развития творческой активности детей.

Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда.

Познакомить с нетрадиционной техникой выполнения творческих работ.

Знакомить детей с различными материалами, их свойствами и способами преобразования.

Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук.

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.

Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.

Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при  художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка

Сроки реализации программы.

Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

Формы и режим.

Формой организации учебных занятий является групповая и индивидуальная. Работа с дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.

Формы подведения итогов.

- Изготовление альбома фотографий детских работ;

- Проведение выставок детских работ.

Основные методы работы.

- Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме;

- Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия;

- Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Примерная структура занятий.

  1. Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
  2. Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.
  3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
  4. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
  5. Самостоятельное изготовление поделки.
  6. Оказание помощи детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.
  7. По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.
  8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Курс занятий по программе рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 20-25 минут (зависит от возраста). Общее количество занятий в год составляет: 32 занятия.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети должны уметь:

- наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;

-склеивать готовые элементы и соединять их в образы;

- преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях;

- умение создавать аппликацию способом обрывания.

- составлять плоскостную, сюжетную композицию;

- осваивать последовательность работы;

-смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;

-использовать нетрадиционный материал в рисовании;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Учебно-тематическое планирование

Сентябрь.

  1. «Весёлая гусеница»- аппликация.

Цель: учить вырезать несколько геометрических фигур, путём складывания бумаги. Развивать фантазию. Совершенствовать навыки работы с ножницами.

  1. «Деревья осенью»- монотипия.

Цель: познакомить с техникой «монотипия», учить делать оттиски листиками. Воспитывать аккуратность. Учить смешивать краски, наносить их на лист.

  1. «Осенний лес»- обрывная аппликация. Коллективная работа.

Цель: расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки.

  1. «Осенний листочек»- пластилинография.

Цель: создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности.

Октябрь.

  1. «Дерево»- аппликация из сухих листьев.

Цель: познакомить с аппликацией из сухих листьев. Воспитывать навыки аккуратной работы при выполнении аппликации. Развивать фантазию.

  1. «Животные»- рисование ладошкой.

Цель: развивать фантазию и творчество, создавать образы животных. Обобщить знания детей о диких и домашних животных.

  1. «Сказочные человечки»- пальчиковое рисование.

Цель: продолжить знакомство с техникой рисования пальчиками.

Создавать сказочных человечков, с помощью дорисовывания отдельных

элементов. Развивать фантазию.

4. «Тучка дождик и зонтик»- пластилинография.

Цель: учить отщипывать пластилин маленькими кусочками, работать с контуром. Воспитывать аккуратность, старание.

Ноябрь.

  1. «Веточка рябины»- мятая бумага.

Цель: развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Повторить названия деревьев и кустарников.

  1. «Забавные зайчата»- бумажная пластика.

Цель: познакомить с новым способом склеивания игрушки из колец разной величины.

  1. «Игрушки из конусов»- бумажная пластика.

Цель: учить делать конус из бумаги, обводить по трафарету. Приклеивать мелкие детали.

  1. «Цыплята в траве»- аппликация из ватных дисков. Коллективная работа.

Цель: учить из ватных дисков создавать образ цыплёнка. Воспитывать

навыки коллективного труда. Развивать творческие способности.

Декабрь.

  1. «Здравствуй, зимушка – зима»- обрывная аппликация. Коллективная работа.

Цель: закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки.

Создавать зимний пейзаж.

2. «Новогодние шары так прекрасны и важны»- пластилинография.

Цель: создавать лепную картину с выпуклым изображением, побуждать

самостоятельно создавать узор для шара.

3.«Ёлочка» - мозаика из пластилина.

Цель: учить отщипывать пластилин, раскатывать его, ровно по контуру

прикреплять к рисунку.

4.«Снеговик»- мятая бумага.

Цель: учить сминать бумагу, формировать из неё круги, аккуратно приклеивать к листу.

Январь.

  1. «Зайчик»- рисование поролоновой губкой.

Цель: помочь детям освоить способ рисования поролоновой губкой. Учить располагать рисунок на листе. Воспитывать любовь к животным.

  1. «Шапка» - аппликация с использованием ваты.

Цель: повторить одежду. Учить работать с ватой и клеем. Воспитывать интерес к занятиям.

Февраль.

1.«Зимний пейзаж» - аппликация с использованием ваты.

Цель: учить создавать образы зимних деревьев, снег. Прививать чувство прекрасного.

  1. «Валентинки» - рисование ватными палочками, пальчиками.

Цель: учить вырезать по контуру, совершенствовать навыки рисования пальчиками и ватными палочками. Развивать фантазию, умение составлять узор.

  1. «Самолёт»- объёмная аппликация.

Цель: учить делать объёмную аппликацию. Обобщить знания детей об Армии. Закреплять навыки работы с ножницами и клеем.

  1. «Открытка для мамы»- объёмная аппликация. Ватные диски.

Цель: учить создавать цветы из ватных дисков, путём вырезания.

Март.

  1. «Открытка для мамы»- продолжение

Цель: учить составлять композицию из подготовленных материалов.

Закрашивать ватные диски гуашью. Воспитывать любовь к близким людям.

  1. «Причёски»- объёмная аппликация.

Цель: учить из бумажных полос создавать причёски, путём накручивания полос на зубочистку и палочку от кисточки. Обобщить знания детей о профессии парикмахера.

  1. «Цветик-семицветик»- пластилинография.

Цель: познакомить с сказкой Катаева «Цветик-семицветик». Учить создавать из пластилина цветок. Повторить основные цвета.

  1. «Распускаются цветы»- аппликация из ватных дисков. Коллективная работа.

Цель: создавать коллективную картину цветов. Закреплять навыки работы с клеем, ножницами. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Апрель.

  1. «Облако»- аппликация из манки.

Цель: познакомить с техникой аппликации с крупами. Повторить название весенних месяцев, признаки весны.

  1. «Радуга-дуга»- пластилинография.

Цель: закрепить знание основных цветов радуги. Разучить стихотворение о радуге. Закреплять навыки работы с пластилином.

  1. «Пасхальные яйца»- различные техники.

Цель: познакомить с историей возникновения росписи яиц. Учить расписывать пасхальное яйцо по своему замыслу различными техниками (тычок, пальчики, оттиск).

  1. «Пластилиновые буквы»- работа с пластилином.

Цель: развивать связную речь, познакомить с гласными буквами. Учить лепить буквы, подбирать слова с этой буквой.

Май.

  1. «Пчёлка»- аппликация из ватных дисков.

Цель: учить делать из ватных дисков пчёлку. Закрепить знания детей о насекомых, о пользе пчелы.

  1. «Подсолнух»- аппликация из пластилина и крупы.

Цель: учить выполнять работу, используя пластилин и крупу. Воспитывать усидчивость. Развивать чувство ритма, композиции.

  1. «Вкусное мороженое»- аппликация из геометрических фигур.

Цель: учить складывать бумагу, вырезать геометрические фигуры. Воспитывать аккуратность.

  1. «Аппликация в круге»- работа с зёрнами.

Цель: учить создавать свою композицию на основе пластилина и зёрен тыквы, подсолнуха, фасоли, гороха. Развивать фантазию, творчество, усидчивость.

Заключение

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».  Таким образом,  в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

В заключении хочется сказать, что творческая работа,  направленная на создание поделок из природного материала, не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из нее создано.  Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок из природного материала – это умение видеть в природной форме какой-либо образ.

Список используемой литературы.

  1. Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке , аппликации» М.2008.
  2. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 .
  3. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013.
  4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
  5. Куцакова Л.В «Конструирование и художественный труд в детском саду», 2005.
  6. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.
  7. Художественная аппликация и узоры из бумаги. : БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому я  считаю необходимо формировать основы экологического...

Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В данной статья педагоги познакомятся с материалом из опыта рыботы по формированию экологической культуры. Ведь известно, что исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к п...

Статья "Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста".

Использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний,умений и навыков....

План по самообразованию Тема: Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста.

Одним из способов реализации культурной игровой практики ребенка является террейн игрового пространства, который позволяет ему дополнить игровое поле(настольные игры, игр на столе, игр в песочнице) оп...

План по самообразованию педагога «Формирование представлений о профессиях через игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста»

Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В данн...

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии»

План работы по теме самообразования «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год.Цель: повышение своего т...