Совместная деятельность в рамках регионального компонента «Иди Весна! Иди красна! возраст 4-5 лет
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность в рамках регионального компонента
«Иди Весна! Иди красна!
возраст 4-5 лет
Подготовила: воспитатель
Самахужина Н.Х.
Цель: знакомство детей с традицией встречать весну на Руси.
Задачи:
- Ознакомить с фольклорными жанрами: закличками о солнце и весне.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков: умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки.
- Способствовать развитию речевой выразительности: обогащение словарного запаса новыми словами (проталина, жаворонок, Сретенье, протальник, равноденствие), развитие памяти.
- Формирование культуры слушания: воспитание умения внимательно слушать рассказ взрослого, дослушивать текст до конца без перебивания.
- Воспитывать интерес к русским традициям.
Материалы: изображение красавицы Весны, изображение березы, изображение жаворонков, изображение печёных жаворонков, соленое тесто для лепки, доски, влажные салфетки.
Ход совместной деятельности
Воспитатель вносит в группу изображение красавицы Весны. Предлагает всем ребятам сесть на ковер (на зеленую полянку) и побеседовать о Весне.
Воспитатель: Ребята, наступила весна, вспомним признаки весны, ее приметы (ответы детей). А какие вы знаете весенние месяцы? (дети отвечают). А вы хотите узнать, как на Руси давным-давно весну встречали.
Воспитатель: Весну на Руси встречали трижды. Первая встреча весны приходится на 15 февраля — этот день назывался Сретенье, то есть встреча. На Сретенье «зима с весной встречаются впервой» - говорили в народе. Наши предки всегда очень серьёзно относились к красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. А как вы думаете, когда второй раз весну начинали звать? Как узнавали, что пришло время с зимой прощаться? (ответы детей). Воспитатель обобщает: Закличку Весны начинали тогда, когда это показывала сама природа: снег начинал таять, появлялась первая капель. В древности Новый год на Руси встречали 1 марта. И украшали на Руси поначалу вовсе не ёлочку, а русское дерево – берёзу. Считалось, что первый весенний месяц март стоит между зимой и весной. Про него говорят, что март - «протальник». От слова «проталина». Люди тогда говорили так: Мороз Красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру, да — поздорову. А еще пели такие заклички:
Весна-красна, приходи:
Снег холодный растопи,
Землю зеленью одень
Пусть теплее будет день! (попробуем тоже пропеть — приглашает воспитатель детей)
А третий раз весну звали 22 марта — это день весеннего равноденствия — то есть день и ночь становились одинаковые по времени. Люди устраивали праздник Жаворонки.
По поверьям в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц и приносят на своих крыльях настоящую, тёплую весну, и первая из них – жаворонок. В этот день хозяйки пекли из теста «жаворонков» - маленькие булочки (показ картинки) и в один из них закладывали «сороковку» - денежку в 20 копеек. Кому монета достанется, тот будет счастлив и богат. «Жаворонков» пекли повсюду, по одному на каждого члена семьи, или по два каждому ребенку. Печеных птах сами ели и посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Воспитатель: Праздник встречи Весны проводили у деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками, птицами. Это дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый. Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки, звали солнышко:
Солнышко-солнышко,
Выгляни в окошко:
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.
Динамическая пауза
Ребята, отгадайте загадку:
К маме-речке я бегу
И молчать я не могу.
Я её сын родной,
А родился я — весной. (ручеёк)
Это ручеек!
Игра «Ручеёк»
Воспитатель: нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение закличек ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе, кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна!
Рефлексия Воспитатель приглашает детей за столы, чтобы из солёного теста слепить жаворонков, во время лепки воспитатель задает вопросы:
1. Как называли это время года, когда зима встречается с весной?
2. Как мы узнаем, что весна близко? Что происходит в природе?
3. Когда наши предки встречали Новый год? Кто запомнил?
4. Какое дерево украшали в старину на Новый год?
5. Почему этот день называли днем весеннего равноденствия?
6. Какая птица приносит весну на своих крыльях?
7. Что пекли хозяйки в день праздника Жаворонка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с использованием регионального компонента: « Как у нас на Дону»
Совместная деятельность с использование регионального компонента подготовительная группа...

Конспект по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках регионального компонента через художественно-эстетическое развитие (театрализованная деятельность) для воспитанников средней группы
Цель: Формирование предпосылок патриотического воспитания через театрализованную деятельность.Задачи:Образовательные:Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине...

«Конспект по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках регионального компонента через художественно-эстетическое развитие (театрализованная деятельность)»: «Мой город Октябрьский» в подготовительной группе
Цель: продолжение работы по формированию интереса к своему краю, к своему городу, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.Задачи:Образовательные: продолжение фор...



