Конспект образовательной ситуации для старшей группы «Цветок в степи»
методическая разработка (старшая группа)
Конспект образовательной ситуации для старшей группы
«Цветок в степи»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации для старшей группы
«Цветок в степи»
Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.
Задачи: - продолжать знакомить детей с культурой народов Сибири – бурятов; - формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа; - закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, играх бурятов; - воспитывать уважение к культурам других народов; - воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: письмо, сундук, войлочная юрта, бумажные куклы, бумажная одежда для кукол, мультимедиа.
Предварительная работа:
1. Оформление развивающей среды «Мой край родной»
2. Рассматривание иллюстраций: животных, птиц, национальной одежды, посуды,иллюстраций быта бурят.
3. Беседы по темам: "Бурятская юрта", "Кто такие буряты?", "Родословное древо", "Орнамент", "Национальная одежда бурят", " Традиционная пища бурят", "Ремесло".
4. Чтение художественной литературы: "Медведь", "Омулевая бочка", "Легенда о девушке - лебеде", "Легенда о Байкале и Ангаре", "Гэсэр".
5. Знакомство с бурятским фольклором - загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, сказки.
6. Дидактические игры: "Найди пару", "Подбери похожий орнамент", "Найди бурятский костюм", "Одень мальчика, девочку", "Собери предметы одежды".
7. Подвижные бурятские игры: "Рукавичка", "Верблюд и верблюжонок", "Шапка, нитка, узелок".
Ход занятия
Под национальную музыку, заходят дети в бурятских костюмах
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии нас ждет увлекательное путешествие, веселые игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Я желаю вам счастья и добра, чтобы вы помнили и не забывали добрые традиции своего народа! А сейчас мы с вами попадем в культуру и быт бурятского народа.
К нам в детский сад пришло письмо. Интересно, что же там? Хотите его прочитать?
Дети: Да!
Предложить детям присесть на стульчики. Воспитатель обращает внимание на конверт с орнаментом и читает письмо
«Дорогие ребята!
Я весёлый Будамшу
Я с детьми всегда дружу.
Ко всем на праздник прихожу,
Смех веселье приношу.
Я - весёлый Будамшу
Я в Бурятии живу.
Я умею петь, плясать
Больше всех люблю играть.
На экране появляется картинка Будамшу
Мне так нравится слушать, как вы поете добрые песни, слушаете сказки. Вот я решил сделать вам подарок. Подарок мой лежит на дне, в моем волшебном сундучке. Открыть сундук поможет, дети, Волшебный цветок! Только лепестки соберете, Подарок мой тотчас найдете! »
Воспитатель: Вот так Будамшу! Загадал нам загадку. Вот стоит сундук, на нем замок весит. Значит, если мы найдем лепестки цветка, сможем открыть сундук. Ребята, а как вы думаете, где нам найти лепестки цветочка.
Дети: В степи!
Воспитатель:А на чем мы туда отправимся? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля! Зато у нас есть лошади, наши скакуны! Мы отправляемся в путешествие за лепестками. Ребята, выходите не зевайте и за мною повторяйте.
Речевая игра – разминка????
1-2-3- выросли цветы!
(дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись).
К солнцу потянулись высоко (на носочки)
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки покачал
Влево качнулись - низко пригнулись,
Вправо качнулись - низко пригнулись (движения по тексту)
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут, детям радость принесут!
На экране появляется картинка бурятская степь
Воспитатель: Ну вот мы и оказались в степи! Отгадайте мою загадку: Дом без крыши и окон,
А живут в нем дружно люди
Дети: Юрта!
На экране появляется картинка- бурятский улус зимой
Посмотрите на эту юрту (показываю макет юрты), в таких юртах жили буряты. А как называлось поселение, где жили буряты?
Дети: Улус.
Воспитатель: обращаю внимание детей на экран Каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники,один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались - зимниками.
А из чего строили юрту?
Дети: Основа деревянная, деревянные рейки, а сверху прикреплялся войлок.
Воспитатель: Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону от холодного ветра. Летом часто переезжали с места на место, и поэтому юрты были деревянными, легко разбирались и собирались. Я предлагаю поиграть в очень интересную игру.
Игра «Юрта»
Участвуют 12 человек на 3 юрты. На каждом стульчике лежит платок с бурятским орнаментом. 4 ребёнка бегают вокруг стульчика, по окончании музыки берутся за концы платка и поднимают его вверх, как крышу.
Воспитатель: Внимание на экран. На экране появляется картинка юрта. Если мы ответим правильно на вопросы, то мы получим лепесток! (с мячом)
1. - Что это? (юрта)
2. - Какая она? (круглая, белая, красивая и т. д.)
3. - Что делают в юрте? (Живут, отдыхают, играют и т. д.)
4. - Кто живет в юрте? (Буряты, люди)
5. - Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё)
Итак, ребята, юрта - лучшее жилье, придуманное человеком кочевником. Она легкая, быстро обогревается, легко выдерживает мороз и холод. За правильные ответы, мы получили 1 лепесток. (лепесток выкладываем на мольберт)
1-2-3- выросли цветы!
К солнцу потянулись высоко
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки покачал
Влево качнулись - низко пригнулись,
Вправо качнулись - низко пригнулись
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут, детям радость принесут
Воспитатель: На экране появляется картинка- стадо Вижу впереди большое стадо животных. Буряты издревле были кочевниками. Они кочевали по степям-пастбищам со своими отарами, стадами. У бурят есть пять драгоценных животных. Назовите мне их. На экране появляется картинка 5 животных
Дети: Козы, овцы, коровы, лошади и верблюды.
Дидактическая игра с мячом: «Детеныши животных»
Воспитатель: Детеныш козы – козленок. У коровы... У лошади... У овцы... У верблюда...
Молодцы, очень хорошо знаете детенышей животных! И за свои знания вы получаете второй лепесток . (лепесток выкладываем на мольберт)
Отправляемся в наше путешествие дальше!
1-2-3- выросли цветы!
К солнцу потянулись высоко
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки покачал
Влево качнулись,
Вправо качнулись - низко пригнулись
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут, детям радость принесут
Воспитатель: Тпру, остановимся здесь, мы на прекрасном пастбище.
На экране появляется картинка пастбище
Буряты часто кочевали с места на место вслед за стадом.
Почему они кочевали?
Дети: Искали хорошие пастбища, где росла трава густая и сочная.
Воспитатель: Для чего нужны хорошие пастбища?
Дети: Животные наедались травой и давали много мяса и молока, шерсти, откармливали детенышей.
Воспитатель: Назовите основные продукты питания бурят?
Дидактическая игра «Молочные продукты и мясные блюда»
Воспитатель: Ребята, вам надо правильно назвать какое блюдо мясное, а какое молочное.
Показ на экране молочных продуктов: сметана, молоко, сыр, пенка-урмэ, масло и т. д.
Мясные блюда бууза, шарбин, хушуур, кровяная колбаса, мясная колбаса и т. д.
Воспитатель: Вот, молодцы! Получаем 3 лепесток (лепесток выкладываем на мольберт)
Воспитатель: Ребята, вы ведь знаете, что Будамшу очень умный и сообразительный! Сейчас я проверю ваш ум и смекалку – отгадайте загадки, за правильные ответы, получите очередной лепесток от нашего Будамшу
1. Куда нос, туда и хвост, (иголка с ниткой)
2. Шелковый круг - семь дыр вокруг, (голова)
3. Два брата рядом живут, а друг друга не видят (глаза)
4. Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем,
Как его мы назовем? (Байкал)
За правильные ответы вы получаете 4 лепесток! (лепесток выкладываем на мольберт)
Отправляемся в путь!
1-2-3- выросли цветы!
К солнцу потянулись высоко
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки покачал
Влево качнулись
Вправо качнулись - низко пригнулись
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут, детям радость принесут
Воспитатель: Ребята, мы неожиданно попали в модное ателье!
Игра в игру «Угадай и назови»
Воспитатель: вспомним название бурятской одежды. Показываю детям слайды с бурятской одеждой, а дети называют.
Показываю куклу в бурятской национальной одежде
А вы знаете, в какой последовательности одеваются буряты в национальную одежду?
Сначала они одевают гуталы (сапоги), затем (дэгэл), причем застегиваются с нижней пуговицы. Завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают – малгай (шапку).
Ребята, а как вы думаете, почему у гуталов носок поднят кверху?
Дети: Чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле – матушке.
Воспитатель: Посмотрите; какой глубокий запах и воротник – стойка у дэгэла. Для чего это?
Дети: Чтобы было теплее.
Воспитатель: Правильно, ведь буряты в стужу ездят на конях, пасут скот.
Молодцы ребята, все знаете! А какой предмет одежды будет следующим?
Дети: Пояс.
Воспитатель: Ребята скажите, а для чего нужен пояс?
Дети: Чтобы было тепло; на дэгэлах не было карманов и буряты носили все необходимое за поясом.
А что надевают в последнюю очередь?
Дети: Малгай – шапку.
Воспитатель: Головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, нужно относиться к ним небрежно. При встрече гостей бурят всегда надевал шапку.
Вы справились с заданием и за это получаете очередной 5 лепесток! (лепесток выкладываем на мольберт)
На экране появляется картинка Будамшу
Ребята, какие вы умные, смелые, сообразительные, дружные и вы быстро справились с заданием, и за это получаете подарок, который лежит в сундуке. Открывайте сундучок, посмотрите, что там лежит, вытаскивайте подарки от Будамшу, что нужно сказать ему. Ребята и вам спасибо за путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной ситуации в старшей группе по аппликации и прикладному творчеству «Букет цветов для мамы»
Открытое занятие...
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «В поисках динозавров»
Конспект образовательной ситуации в старшей группе по формированию у детей элементарных представлений об эволюции Землию....

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие на остров сокровищ»
Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста пространственно-временные представления через игровые задания....

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Зимние проделки Дюдюки»
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Зимние проделки Дюдюки»...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный».
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный»....

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе «Цветок добра»
Образовательная деятельность направлена на формирование понимания того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. Помогает понять, что дружба дарит радость общения и на...

