Конспект образовательной ситуации для старшей группы «Цветок в степи»
методическая разработка (старшая группа)

Камалова Екатерина Георгиевна

Конспект образовательной ситуации для старшей группы

«Цветок в степи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_situatsii_dlya_starshey_gruppy.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации для старшей группы

«Цветок в степи»

 

   Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.                       

   Задачи: - продолжать знакомить детей с культурой  народов Сибири – бурятов;               - формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа;                                - закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, играх бурятов;                 - воспитывать уважение к культурам других народов;                                                                                         - воспитывать любовь к родному краю. 

Оборудование: письмо, сундук, войлочная юрта, бумажные куклы, бумажная    одежда для кукол, мультимедиа.                                                                                                 

Предварительная работа:

1. Оформление развивающей среды «Мой край родной»

2. Рассматривание иллюстраций: животных, птиц, национальной одежды, посуды,иллюстраций быта бурят. 

3. Беседы по темам: "Бурятская юрта", "Кто такие буряты?", "Родословное древо", "Орнамент", "Национальная  одежда бурят", " Традиционная пища бурят", "Ремесло".

4. Чтение художественной литературы: "Медведь", "Омулевая бочка", "Легенда о девушке - лебеде", "Легенда о Байкале и Ангаре", "Гэсэр".

5. Знакомство с бурятским фольклором - загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, сказки.

6. Дидактические игры: "Найди пару", "Подбери похожий орнамент", "Найди          бурятский костюм", "Одень мальчика, девочку", "Собери предметы одежды".

7. Подвижные бурятские игры: "Рукавичка", "Верблюд и верблюжонок", "Шапка, нитка, узелок".

   

Ход занятия

Под национальную музыку, заходят дети в бурятских костюмах

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии нас ждет  увлекательное путешествие, веселые игры и ещё много чего интересного. Я хочу,  чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Я  желаю  вам счастья и добра, чтобы вы  помнили  и не забывали  добрые традиции своего народа! А сейчас мы с вами попадем в культуру и быт бурятского народа

К нам в детский сад пришло  письмо. Интересно, что же там? Хотите его  прочитать? 

 

Дети: Да!

Предложить детям присесть на стульчики. Воспитатель обращает внимание на конверт с орнаментом и читает письмо


«Дорогие ребята!

Я весёлый Будамшу

Я с детьми всегда дружу.

Ко всем на праздник прихожу,

Смех веселье приношу.

Я - весёлый Будамшу

Я в Бурятии живу.

Я умею петь, плясать

Больше всех люблю играть.

На экране появляется картинка Будамшу


Мне так нравится слушать, как вы поете добрые песни, слушаете сказки. Вот я   решил сделать вам подарок. Подарок мой лежит на дне, в  моем волшебном сундучке. Открыть сундук поможет, дети, Волшебный цветок! Только лепестки соберете, Подарок мой тотчас найдете! »

 

Воспитатель: Вот так Будамшу! Загадал нам загадку. Вот стоит сундук, на нем     замок весит. Значит, если мы найдем лепестки                                                                     цветка, сможем открыть сундук. Ребята, а как вы думаете, где нам найти лепестки цветочка. 

Дети: В степи! 

Воспитатель:А на чем мы туда отправимся? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля! Зато у нас есть лошади, наши скакуны! Мы отправляемся в путешествие за лепестками. Ребята, выходите не зевайте и за мною повторяйте.

Речевая игра – разминка????

1-2-3- выросли цветы!

(дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись).

К солнцу потянулись высоко (на носочки)

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки покачал

Влево качнулись - низко пригнулись,

Вправо качнулись - низко пригнулись (движения по тексту)

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость принесут!

На экране появляется картинка бурятская степь           

Воспитатель:  Ну вот  мы и оказались  в степи! Отгадайте мою загадку: Дом без              крыши и окон,

А живут в нем дружно люди 

Дети: Юрта!

На экране появляется картинка- бурятский улус зимой

 Посмотрите на эту юрту (показываю макет юрты), в таких юртах жили буряты. А как называлось поселение, где жили буряты? 

Дети: Улус.

Воспитатель:  обращаю внимание детей на экран Каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники,один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. В улусах буряты  жили только зимой и поэтому их юрты назывались - зимниками.

 А из чего строили юрту? 

Дети: Основа деревянная, деревянные рейки, а сверху прикреплялся войлок. 

Воспитатель: Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону от  холодного             ветра. Летом часто переезжали с места на место, и поэтому юрты были   деревянными,  легко разбирались и собирались. Я предлагаю поиграть в очень интересную игру.

Игра «Юрта»

Участвуют 12 человек на 3 юрты. На каждом стульчике лежит платок с  бурятским орнаментом. 4 ребёнка бегают вокруг стульчика, по окончании  музыки берутся за  концы платка и поднимают его вверх, как крышу.

Воспитатель: Внимание на экран.  На экране появляется картинка юрта. Если мы ответим правильно на вопросы, то мы получим лепесток! (с мячом)

1. - Что это? (юрта)

2. - Какая она? (круглая, белая, красивая и т. д.)

3. - Что делают в юрте? (Живут, отдыхают, играют и т. д.)

4. - Кто живет в юрте? (Буряты, люди)

5. - Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё)

Итак, ребята, юрта - лучшее жилье, придуманное человеком  кочевником. Она легкая, быстро обогревается, легко выдерживает мороз и холод.  За правильные ответы, мы получили 1 лепесток.  (лепесток выкладываем на мольберт)

  

1-2-3- выросли цветы!

К солнцу потянулись высоко

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки покачал

Влево качнулись - низко пригнулись,

Вправо качнулись - низко пригнулись

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость принесутХочу такой сайт

Воспитатель: На экране появляется картинка- стадо Вижу  впереди большое стадо животных. Буряты издревле были кочевниками. Они кочевали по степям-пастбищам со своими отарами, стадами. У бурят есть пять драгоценных животных.  Назовите мне их. На экране появляется картинка 5 животных

Дети:  Козы, овцы, коровы, лошади и верблюды.

Дидактическая игра с мячом: «Детеныши животных»              

Воспитатель: Детеныш козы – козленок. У коровы... У лошади... У овцы... У верблюда...

 Молодцы, очень хорошо знаете детенышей животных! И за свои знания вы     получаете второй лепесток . (лепесток выкладываем на мольберт)

Отправляемся в наше путешествие дальше!

 

1-2-3- выросли цветы!

К солнцу потянулись высоко

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки покачал

Влево качнулись,

Вправо качнулись - низко пригнулись

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость принесут

 

Воспитатель: Тпру, остановимся здесь, мы на прекрасном пастбище.  

                                         

На экране появляется картинка пастбище

 Буряты часто кочевали с места на место вслед за стадом.

Почему они кочевали?

Дети: Искали хорошие пастбища, где росла трава густая и сочная.

Воспитатель: Для чего нужны хорошие пастбища?

Дети: Животные наедались травой и давали много мяса и молока, шерсти,       откармливали детенышей.

Воспитатель: Назовите основные продукты питания бурят?

Дидактическая игра «Молочные продукты и мясные блюда»

Воспитатель: Ребята, вам надо правильно назвать какое блюдо мясное, а какое                  молочное.

Показ на экране молочных продуктов: сметана, молоко, сыр, пенка-урмэ, масло и т. д. 

Мясные блюда бууза, шарбин, хушуур, кровяная колбаса, мясная колбаса и т. д.

Воспитатель:  Вот, молодцы! Получаем 3 лепесток  (лепесток выкладываем на мольберт)

 Воспитатель: Ребята, вы ведь знаете, что Будамшу очень умный и сообразительный! Сейчас я  проверю ваш ум и смекалку – отгадайте загадки, за правильные ответы, получите очередной лепесток от нашего  Будамшу 

1. Куда нос, туда и хвост, (иголка с ниткой)

2. Шелковый круг - семь дыр вокруг, (голова)

3. Два брата рядом живут, а друг друга не видят (глаза)

4. Древен род его в природе, 
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем, 
Как его мы назовем? (Байкал)

За правильные ответы вы получаете 4 лепесток! (лепесток выкладываем на мольберт)

Отправляемся в путь! 

1-2-3- выросли цветы!

К солнцу потянулись высоко

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки покачал

Влево качнулись

Вправо качнулись - низко пригнулись

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость принесут

 

Воспитатель: Ребята, мы неожиданно  попали в модное ателье!

Игра в игру «Угадай и назови»

   Воспитатель: вспомним название бурятской одежды. Показываю  детям слайды с  бурятской одеждой, а дети называют.

Показываю куклу в бурятской национальной одежде

А вы знаете, в какой последовательности одеваются буряты в национальную  одежду?

Сначала они одевают гуталы (сапоги), затем (дэгэл), причем застегиваются с нижней  пуговицы. Завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают – малгай (шапку). 

Ребята, а как вы думаете, почему у гуталов носок поднят кверху? 

Дети: Чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле – матушке.

Воспитатель: Посмотрите; какой глубокий запах и воротник – стойка у дэгэла. Для чего это? 

Дети: Чтобы было теплее.

Воспитатель: Правильно, ведь буряты в стужу ездят на конях, пасут скот.

Молодцы ребята, все знаете! А какой предмет одежды будет следующим?               

Дети: Пояс.

Воспитатель: Ребята скажите, а для чего нужен пояс?

Дети: Чтобы было тепло; на дэгэлах не было карманов и буряты носили все        необходимое за поясом.

А что надевают в последнюю очередь?

Дети: Малгай – шапку.

Воспитатель: Головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через  них, нужно относиться к ним небрежно. При встрече гостей бурят всегда надевал шапку.

Вы справились с заданием и за это получаете очередной 5 лепесток! (лепесток выкладываем на мольберт)

На экране появляется картинка Будамшу

 Ребята, какие вы умные, смелые, сообразительные, дружные и вы быстро  справились с заданием, и за это получаете подарок, который лежит в сундуке.  Открывайте сундучок, посмотрите, что там лежит, вытаскивайте подарки от  Будамшу, что нужно сказать  ему. Ребята и вам спасибо за путешествие. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «В поисках динозавров»

Конспект образовательной ситуации в старшей группе по формированию у детей  элементарных представлений об эволюции Землию....

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие на остров сокровищ»

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста пространственно-временные представления через игровые задания....

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Зимние проделки Дюдюки»

Конспект образовательной ситуации в старшей группе  «Зимние проделки Дюдюки»...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный».

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный»....

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе «Цветок добра»

Образовательная деятельность направлена на формирование понимания того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. Помогает понять, что дружба дарит радость общения и на...