«Развитие духовно-нравственной сферы детей через православие»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
+
«Развитие духовно-нравственной сферы детей через православие»
Подготовила: музыкальный руководитель
МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30
города Железногорска Курской области –
Гоняева Елена Ивановна
Не забывайте рода своего, прошлого своего,
изучайте своих дедов и прадедов, работайте
над закреплением их памяти.
П. А. Флоренский
В современных условиях модернизации образовательного
процесса в связи с реализацией ФГОС ДО качественное обучение не может
быть успешным без усиленного внимания к творческому развитию
воспитанников, поэтому необходимым направлением в воспитательно – образовательном процессе считаю музыкально-творческое развитие детей, организуя воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы сформировать у
воспитанников азы музыкального образования, помочь им развить свои
таланты в песенном и танцевальном искусстве, здорового образа жизни.
Принципами моей работы является применение оптимальных средств раскрытия творческого потенциала дошкольников, создание наиболее
благоприятных условий для формирования у воспитанников отношения к
музыке, как к одному из главных путей в достижении успеха в жизни. При
организации воспитательно-образовательного процесса планирую свою
работу с учетом гигиенических требований и нормативов, целей и задач,
определенных ФГОС ДО, среди которых ведущее место занимают вопросы,
связанные с творческим развитием детей. Один из главных принципов моей
работы: построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок
становится активным в выборе содержания своего образования.
Эффективность в работе с детьми я достигаю, применяя принцип
сотрудничества ДОУ и семьи. Совместные мероприятия (дети, родители,
педагоги) способствуют установлению доверительных отношений с
родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса. Ещё один из принципов моей работы - это интеграция. Так, например, изучая музыкальное произведение, я знакомлю детей с картинами известных художников, расширяю их представления о природе, воспитываю у них гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанных с природой, решаю задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учу детей отражать впечатления о природе в музыкальной деятельности. Интегративный подход дает возможность развить в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка. Поддерживаю инициативу детей в различных видах деятельности.
Приоритетное направление в моей работе - развитие духовно-нравственной сферы детей через православие. Считаю, что православная вера в душе ребёнка – самая надежная опора в жизни, поскольку заключает в себе правила самой высокой нравственности. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть духовно развитой личностью.
Актуальность моего опыта заключается в том, что общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности. Наше прошлое – это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог развития в будущем. »
Проанализировав уровень развития детей, я обнаружила, что у них недостаточно знаний об истории своего народа, его традициях. Поэтому стала более углубленно изучать проблему приобщения детей к русской народной культуре через фольклорные праздники.
Моей целью является воспитание духовно - нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях православия и народного фольклора.
Для достижения цели определила следующие задачи:
- создать условия для приобщения детей к русской народной культуре;
- развивать духовно- нравственную личность с активной жизненной позицией, закладывать основы толерантности у детей дошкольного возраста, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- приобщать детей к народным традициям; воспитывать любовь к Родине и русскому народу, поддерживать интерес к его истории и культуре;
-формировать устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
- охранять и укреплять духовное и психофизическое здоровье детей, обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка. »
В основе моей работы лежат современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку: примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, программы «Ладушки» И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева , «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, дополнительно обращаюсь к отечественным традициям и православной педагогике, темам актуальным в современном обществе, обеспечивающим духовно-нравственное развитие личности ребёнка.
Опираясь на методические рекомендации по данной теме, я разработала системный подход к проведению календарных праздников в ДОУ, составила план мероприятий по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре, провела анкетирование родителей, разработала сценарии праздников и развлечений «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние святки», «Весна - красна», «Пасха в гости к нам пришла», «Яблочный Спас»/, творческо-информационные проекты «Календарно-обрядовые праздники в детском саду» и «Широкая Масленица»[1], создала соответствующую предметно-развивающую среду, составила картотеку народных игр, собрала фонотеку народных мелодий.
Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда. Вместе с воспитателями в детском саду создан мини-музей «Русской избы», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины. Все предметы народного быта собраны с помощью родителей, которые не остаются равнодушными к воспитанию своих детей. В группах появились народные календари и буклеты. Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились русскими народными музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами. Долгожданными гостями на православных праздниках являются воспитанники Воскресной школы. В их исполнении дети знакомятся с православными песнопениями, театрализованными мини-представлениями.
Православные праздники, являющиеся результатом сотрудничества и сотворчества всех участников образовательного процесса (воспитанников, их родителей и сотрудников МДОУ) и социальных партнёров, дарят малышам доброту окружающего мира и учат самих дарить радость своим близким и друзьям. »
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры в соответствии с ФГОС ДО.
Процесс приобщения к духовно-нравственной культуре средствами музыкального искусства очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение. Я гармонично сочетаю в своём опыте работе богатый музыкальный материал, различные методы, мониторинг музыкального развития и организацию самостоятельной музыкальной деятельности в повседневной жизни детей. Стараюсь соответствовать основополагающим закономерностям, принципам, подходам современной педагогики, психологии и методики преподавания, использую в своей работе современные педтехнологии: ИКТ, проектную деятельность, здоровьесберегающие технологии и др. »
В своей работе использую все виды музыкального фольклора: народная песня, народные игры, народная хореография и народные музыкальные инструменты, а также широко использую загадки, пословицы, прибаутки,
поговорки. В них, как и в других формах народного творчества заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяю подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для детей. »
Тесный контакт с семьями воспитанников является одним из основных условий реализации задач духовно – нравственного воспитания. Для приобщения родителей к решению вопросов инновационной деятельности я применяю различные формы взаимодействия с ними:
- анкетирование ;
- информационные стенды, папки-передвижки, фотовыставки;
- родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, семинары-практикумы, презентации, открытые просмотры ООД, совместное создание развивающей среды.
- совместные праздники и развлечения.
В результате моей деятельности у детей появился интерес к возрождению народных традиций, желание самим участвовать в них. Наблюдения за детьми показали, что у детей через русские народные праздники формируется гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине, навыки культурного поведения, умение радоваться своим успехам, успехам сверстников. В результате комплексной работы происходит формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка.
Список использованной литературы:
1. Гладких Л.П. Основы православной культуры: науч.- метод. Пособие для педагогов детских садов; Курск. гос. ун – т. Курск, 2008.
2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., перераб. И доп.- СПб: Детство-Пресс, 2008.
3. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» / Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей через творческую деятельность»
Знакомство детей с творческой деятельностью начинается с раннего возраста, когда сказки приходят к ним в различных видах....

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...

«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувств...

Формирование основ духовно – нравственного воспитания у детей через декоративно – прикладное творчество. Перспективный план
Цель – содействовать духовно – нравственному развитию детей через приобщение к декоративно – прикладному искусству.В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие з...

Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество
(из опыта работы)...

Развитие духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через малые формы фольклора
На современном этапе общества размылись истинные ценности, выделяют совершенно другие приоритеты, не похожие на те, что были раньше, они порождают новую культуру мышления, позволяющую формализовать (п...

Воспитание духовно-нравственных чувств у детей, через знакомство с малой Родиной
Для каждого человека, малая Родина это нечто «маленькое, светлое и теплое». Любовь к малой Родине, я считаю, начинается с колыбели, с песни которую напевает мать, укачивая ребенка. ...
