Конспект занятия по «Социально - коммуникативному развитию» (нравственно-патриотическое воспитание) «Города-герои: Страницы истории в наших сердцах» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа)

Обыденнова Анна Викторовна
Цель:  Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о городах-героях, их подвигах в годы Великой Отечественной войны, воспитание чувства патриотизма и уважения к истории своей страны.
Задачи:
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к истории своей страны.
Развивать внимание, память, мышление, речь.
Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Образовательные:
Познакомить с понятием "Город-Герой" и его значением.
Расширить знания о городах-героях (Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Севастополь, Брестская крепость).
Сформировать представление о героизме и мужестве защитников этих городов.
Расширить словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ.
Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и памяти погибших.
Формировать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова герой, ветеран, война, победа, Родина, Город-Герой, подвиг, защитник, оборона, блокада.
Материалы и оборудование:  Карта России, иллюстрации с видами городов-героев (фотографии памятников, мемориалов, исторических мест), презентация с информацией о городах-героях, аудиозапись песни военных лет (Священная война), искусственные цветы для вечного огня, цветные карандаши, бумага для рисования. 
Предварительная работа:  беседы с детьми о войне, о Дне Победы, рассматривание иллюстраций, фотографий о Великой Отечественной войне, чтение рассказов и стихов о войне, прослушивание песен военных лет, изготовление поделок ко Дню Победы (открытки, гвоздики, голуби мира).
Методы и приемы:
Словесные: организационный момент, беседа, вопросы, чтение стихов. 
Наглядные:  рассматривание иллюстраций, фотографий, демонстрация презентации.
Игровые:  дидактические игры, инсценировка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obydennova_konspekt_patriot.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Волшебная страна»

Конспект занятия

по «Социально - коммуникативному развитию»

 (нравственно-патриотическое воспитание)

«Города-герои: Страницы истории в наших сердцах»

для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила:

Воспитатель: Обыденнова А. В.

Тамбов, 2025

Цель:  Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о городах-героях, их подвигах в годы Великой Отечественной войны, воспитание чувства патриотизма и уважения к истории своей страны.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к истории своей страны.
  • Развивать внимание, память, мышление, речь.
  • Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Образовательные:

  • Познакомить с понятием "Город-Герой" и его значением.
  • Расширить знания о городах-героях (Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Севастополь, Брестская крепость).
  • Сформировать представление о героизме и мужестве защитников этих городов.
  • Расширить словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ.
  • Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и памяти погибших.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.

Интеграция образовательных областейречевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова герой, ветеран, война, победа, Родина, Город-Герой, подвиг, защитник, оборона, блокада.

Материалы и оборудование:  Карта России, иллюстрации с видами городов-героев (фотографии памятников, мемориалов, исторических мест), презентация с информацией о городах-героях, аудиозапись песни военных лет (Священная война), искусственные цветы для вечного огня, цветные карандаши, бумага для рисования.

Предварительная работа:  беседы с детьми о войне, о Дне Победы, рассматривание иллюстраций, фотографий о Великой Отечественной войне, чтение рассказов и стихов о войне, прослушивание песен военных лет, изготовление поделок ко Дню Победы (открытки, гвоздики, голуби мира).

Методы и приемы:

Словесные: организационный момент, беседа, вопросы, чтение стихов.

Наглядные:  рассматривание иллюстраций, фотографий, демонстрация презентации.

Игровые:  дидактические игры, инсценировка.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

«День Победы – праздник долгожданный,

В этот день закончилась война.

Сколько лет мы ждали этот праздник,

Он пришел – Победа нам дана!»

О каком событии говорится в стихотворении

Ответы детей: О Великой Отечественной войне и Дне Победы.

Воспитатель: Верно. Ребята, мы с вами уже говорили о Великой Отечественной войне. А кто помнит, с чего началась эта война?

Ответы детей: На нас начали нападать враги.

Воспитатель: Правильно, на нашу страну напали враги. И многие города и люди встали на защиту своей Родины.

Воспитатель: Ребята, мы уже говорили о войне, о героизме наших солдат. А сегодня мы поговорим о городах, которые стали настоящими героями!

Основная часть.

Воспитатель: Звание «Город-Герой» присваивалось городам, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины. Жители городов-героев воевали, работали на заводах, помогали раненым, несмотря на голод, холод и постоянные обстрелы.

Воспитатель показывает на карте России, где расположены Города-Герои.

Воспитатель: Посмотрите на карту России. Это наша большая страна.  Может кто-то сможет назвать, кто знает какие города-герои?

Ответы детей: Москва, Ленинград, Смоленск.

Воспитатель: Во время войны многие города подверглись нападению врага. Но были города, которые проявили особое мужество и стойкость в борьбе с захватчиками. Их называют городами-героями.

Сегодня мы с вами подробно познакомимся с несколькими из них, отправимся в путешествие по некоторым городам-героям.

Воспитатель: Город-Герой – Москва. Все мы знаем, что это столица нашей страны. Сейчас я расскажу вам немного о «Битве под Москвой».

В те далекие времена, когда началась Великая Отечественная война, враги пришли, чтобы захватить Москву. Это было очень страшное время, и многие люди переживали, что их город могут отнять. Но москвичи и солдаты не собирались сдаваться! Они были смелыми и мужественными.

Представьте себе, как жители Москвы, мужчины и женщины, старики и даже дети, объединились, чтобы защитить свой любимый город. Они строили баррикады, помогали солдатам, приносили им еду и одежду. Каждый старался сделать все возможное, чтобы помочь!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто же защищал Москву?

Ответы детей: Москву защищали солдаты, они были героями, хоть им и было страшно. Они прятались, чтобы враги не смогли их заметить.

Воспитатель показывает иллюстрации: Кремль, Красная площадь, памятник Жукову.

Воспитатель: Может кто-то уже знает, как называется это место?

Ответы детей: Красная площадь.

Воспитатель: А кто мне может сказать, как называется этот памятник?

Ответы детей: Это памятник маршалу Георгию Жукову.  

Воспитатель: Сейчас я предлагаю нам поиграть в игру, которая называется «Собери картинку», мы с вами разделимся на две команды.

Игра «Собери картинку»

Дети собирают разрезную картинку с изображением Красной площади и Вечного огня.

Воспитатель: Сейчас мы узнаем, какой Город-Герой нас дальше ждет.

Воспитатель: Ребята, может кто-то узнает, что это за город? Кто-то уже там был?

Ответы детей: На фотографии изображен город Волгоград.

Воспитатель: Верно, ребята, на этой фотографии у нас изображен Город-Герой – Сталинград, сейчас Волгоград.

Рассказывает о Сталинградской битве, о том, как город был разрушен, но не сдался.

Сталинград был очень важным местом, и люди там жили счастливо. Но однажды враги пришли и начали атаковать город. Они хотели захватить его, но жители и солдаты не собирались сдаваться! Они были очень смелыми и защищали свой дом.

Воспитатель: Как вы думаете, нашим солдатам кто-нибудь помогал?

Ответы детей: Маленькие мальчики и девочки, мамы и папы, бабушки и дедушки объединялись, чтобы помочь защитить свой город.

Воспитатель: А как они могли помочь солдатам во время войны?

Ответы детей: Прятали в подвалах солдат и поддерживали их. Каждый из них верил, что Сталинград должен остаться свободным!

Воспитатель: В конце концов, благодаря мужеству и отваге всех, кто жил в Сталинграде, враги были остановлены. Город не сдался! Люди радовались и гордились тем, что смогли защитить свой дом.

Показывает иллюстрации: Мамаев курган, Родина-мать зовет.

Воспитатель: Ребята, кто-то уже узнал памятник? Как он называется?

Ответы детей: Родина-мать зовет.

Воспитатель: Какой же город изображен на следующей фотографии? Кто-то узнал его?

Ответы детей: На фотографии изображен город Санкт-Петербург. Мы там были!

Воспитатель: Следующий город, с которым мы с вами познакомимся – Ленинград, сейчас он называется Санкт-Петербург.

Рассказывает о блокаде Ленинграда, о голоде и холоде, которые пришлось пережить жителям города.

В Ленинграде жили смелые и сильные люди. Они любили свой город и не хотели его сдавать. Но враги блокировали город, и в Ленинграде стало очень холодно и голодно. Люди страдали, но не теряли надежды.

Несмотря на голод и холод, ленинградцы не сдавались! Они работали, учились и сражались за свой город. Каждый день был испытанием, но в сердцах людей горел огонь надежды на лучшее будущее.

И вот, спустя много месяцев, блокада была снята, и люди снова увидели свет! Они радовались, что смогли выжить и защитить свой родной город.

Показывает памятник «Разорванное кольцо».

Инсценировка «Блокадный хлеб».

Воспитатель показывает небольшой кусочек хлеба, рассказывает о его составе и значении для жителей блокадного Ленинграда.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему нужно беречь хлеб?

Ответы детей: Во время войны людям было нечего есть и они могли кушать только хлеб с водой. Это была еда, которую солдаты и жители города могли себе позволить.  

Воспитатель: Представьте себе, как жители собирались вместе, чтобы помочь друг другу. Они делились последними кусочками хлеба и согревали друг друга, когда на улице было очень холодно. Даже дети старались быть сильными и поддерживать своих родителей.

Воспитатель: Давайте немного разомнемся, проведем небольшую физкультминутку и представим себя солдатами.  

«Мы солдаты, мы идём,

Через лес густой пройдём.

Мы присядем, отдохнём,

И опять вперёд пойдём!»

Воспитатель: Предлагаю сыграть в игру «Разрезные картинки» и составить целые картины с изображением городов-героев, с которыми мы с вами сегодня познакомились.  

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Первая команда, какой город-герой вы собирали?

Ответы детей: Мы собирали город-герой Москву. Тут изображен Кремль!

Воспитатель: Какой же город-герой собирала вторая команда?

Ответы детей: Мы собирали город герой Волгоград. Здесь изображен памятник «Родина мать зовет!».

Воспитатель: А кто из вас запомнил, как раньше назывался этот город?

Ответы детей: Волгоград раньше назывался Сталинград.

Воспитатель: В каждом городе-герое есть памятники и мемориалы, посвященные героям войны. Люди приходят к ним, чтобы почтить память погибших и поблагодарить за мирное небо над головой.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю нам присесть за столы и нарисовать рисунок, связанный с городом-героем, который вы больше всего запомнили. Это может быть памятник, герб или места, с которыми мы с вами сегодня знакомились.

Дети приступают к работе, воспитатель на фон включает песни военных лет (небольшой отрывок).

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами, как называются города, которые проявили героизм во время войны?

Ответы детей: Города, которые проявили героизм во время войны, называются города-герои.

Воспитатель: Какие города-герои вы запомнили?

Ответы детей: Москва, Ленинград, Сталинград.

Воспитатель: Какие подвиги совершали жители этих городов?

Ответы детей: Жители этих городов помогали солдатам в войне.

Воспитатель: Почему важно помнить о подвигах наших предков?

Ответы детей: Чтобы не забыть, за что сражалась наша страна.

Воспитатель: Предлагаю вам возложить цветы к нашему «Вечному огню».

Дети возлагают цветы к макету Вечного огня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Цель: Содействие развитию у детей умения  предотвращать  ссоры и находить пути решения  конфликтных  ситуаций в процессе обсуждения проблемной ситуации.Задачи:1....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и этическому воспитанию «Русское гостеприимство»

Цель: формирование основ социального поведения, этических и нравственных принципов, норм культурного поведения в гостях....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в Дружелюбию"

Занятие проводится с группой дошкольников 5-6 лет с использованием интерактивной песочницы iSand Box standart (с сенсором глубины). Цель занятия: формировать положительный опыт сотрудничества....

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Дом дружбы" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.Задачи:  обобщить знания детей по теме «дружба», познакомить детей с «правилами дружбы»; развивать у ребенка осознанное эм...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Кого можно назвать настоящим другом?»

Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии - дружба.Задачи:Образовательные: учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объясн...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий. «Я - здоров!» с детьми 5-6 лет группа старшая группа.

                     Конспект занятия  по социально-коммуникативному развитию   с   использованием здоровьесберег...