Конспект занятия по «Социально - коммуникативному развитию» (нравственно-патриотическое воспитание) «Города-герои: Страницы истории в наших сердцах» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Волшебная страна»
Конспект занятия
по «Социально - коммуникативному развитию»
(нравственно-патриотическое воспитание)
«Города-герои: Страницы истории в наших сердцах»
для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила:
Воспитатель: Обыденнова А. В.
Тамбов, 2025
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о городах-героях, их подвигах в годы Великой Отечественной войны, воспитание чувства патриотизма и уважения к истории своей страны.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к истории своей страны.
- Развивать внимание, память, мышление, речь.
- Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Образовательные:
- Познакомить с понятием "Город-Герой" и его значением.
- Расширить знания о городах-героях (Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Севастополь, Брестская крепость).
- Сформировать представление о героизме и мужестве защитников этих городов.
- Расширить словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ.
- Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и памяти погибших.
- Формировать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова герой, ветеран, война, победа, Родина, Город-Герой, подвиг, защитник, оборона, блокада.
Материалы и оборудование: Карта России, иллюстрации с видами городов-героев (фотографии памятников, мемориалов, исторических мест), презентация с информацией о городах-героях, аудиозапись песни военных лет (Священная война), искусственные цветы для вечного огня, цветные карандаши, бумага для рисования.
Предварительная работа: беседы с детьми о войне, о Дне Победы, рассматривание иллюстраций, фотографий о Великой Отечественной войне, чтение рассказов и стихов о войне, прослушивание песен военных лет, изготовление поделок ко Дню Победы (открытки, гвоздики, голуби мира).
Методы и приемы:
Словесные: организационный момент, беседа, вопросы, чтение стихов.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, демонстрация презентации.
Игровые: дидактические игры, инсценировка.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
«День Победы – праздник долгожданный,
В этот день закончилась война.
Сколько лет мы ждали этот праздник,
Он пришел – Победа нам дана!»
О каком событии говорится в стихотворении
Ответы детей: О Великой Отечественной войне и Дне Победы.
Воспитатель: Верно. Ребята, мы с вами уже говорили о Великой Отечественной войне. А кто помнит, с чего началась эта война?
Ответы детей: На нас начали нападать враги.
Воспитатель: Правильно, на нашу страну напали враги. И многие города и люди встали на защиту своей Родины.
Воспитатель: Ребята, мы уже говорили о войне, о героизме наших солдат. А сегодня мы поговорим о городах, которые стали настоящими героями!
Основная часть.
Воспитатель: Звание «Город-Герой» присваивалось городам, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины. Жители городов-героев воевали, работали на заводах, помогали раненым, несмотря на голод, холод и постоянные обстрелы.
Воспитатель показывает на карте России, где расположены Города-Герои.
Воспитатель: Посмотрите на карту России. Это наша большая страна. Может кто-то сможет назвать, кто знает какие города-герои?
Ответы детей: Москва, Ленинград, Смоленск.
Воспитатель: Во время войны многие города подверглись нападению врага. Но были города, которые проявили особое мужество и стойкость в борьбе с захватчиками. Их называют городами-героями.
Сегодня мы с вами подробно познакомимся с несколькими из них, отправимся в путешествие по некоторым городам-героям.
Воспитатель: Город-Герой – Москва. Все мы знаем, что это столица нашей страны. Сейчас я расскажу вам немного о «Битве под Москвой».
В те далекие времена, когда началась Великая Отечественная война, враги пришли, чтобы захватить Москву. Это было очень страшное время, и многие люди переживали, что их город могут отнять. Но москвичи и солдаты не собирались сдаваться! Они были смелыми и мужественными.
Представьте себе, как жители Москвы, мужчины и женщины, старики и даже дети, объединились, чтобы защитить свой любимый город. Они строили баррикады, помогали солдатам, приносили им еду и одежду. Каждый старался сделать все возможное, чтобы помочь!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто же защищал Москву?
Ответы детей: Москву защищали солдаты, они были героями, хоть им и было страшно. Они прятались, чтобы враги не смогли их заметить.
Воспитатель показывает иллюстрации: Кремль, Красная площадь, памятник Жукову.
Воспитатель: Может кто-то уже знает, как называется это место?
Ответы детей: Красная площадь.
Воспитатель: А кто мне может сказать, как называется этот памятник?
Ответы детей: Это памятник маршалу Георгию Жукову.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю нам поиграть в игру, которая называется «Собери картинку», мы с вами разделимся на две команды.
Игра «Собери картинку»
Дети собирают разрезную картинку с изображением Красной площади и Вечного огня.
Воспитатель: Сейчас мы узнаем, какой Город-Герой нас дальше ждет.
Воспитатель: Ребята, может кто-то узнает, что это за город? Кто-то уже там был?
Ответы детей: На фотографии изображен город Волгоград.
Воспитатель: Верно, ребята, на этой фотографии у нас изображен Город-Герой – Сталинград, сейчас Волгоград.
Рассказывает о Сталинградской битве, о том, как город был разрушен, но не сдался.
Сталинград был очень важным местом, и люди там жили счастливо. Но однажды враги пришли и начали атаковать город. Они хотели захватить его, но жители и солдаты не собирались сдаваться! Они были очень смелыми и защищали свой дом.
Воспитатель: Как вы думаете, нашим солдатам кто-нибудь помогал?
Ответы детей: Маленькие мальчики и девочки, мамы и папы, бабушки и дедушки объединялись, чтобы помочь защитить свой город.
Воспитатель: А как они могли помочь солдатам во время войны?
Ответы детей: Прятали в подвалах солдат и поддерживали их. Каждый из них верил, что Сталинград должен остаться свободным!
Воспитатель: В конце концов, благодаря мужеству и отваге всех, кто жил в Сталинграде, враги были остановлены. Город не сдался! Люди радовались и гордились тем, что смогли защитить свой дом.
Показывает иллюстрации: Мамаев курган, Родина-мать зовет.
Воспитатель: Ребята, кто-то уже узнал памятник? Как он называется?
Ответы детей: Родина-мать зовет.
Воспитатель: Какой же город изображен на следующей фотографии? Кто-то узнал его?
Ответы детей: На фотографии изображен город Санкт-Петербург. Мы там были!
Воспитатель: Следующий город, с которым мы с вами познакомимся – Ленинград, сейчас он называется Санкт-Петербург.
Рассказывает о блокаде Ленинграда, о голоде и холоде, которые пришлось пережить жителям города.
В Ленинграде жили смелые и сильные люди. Они любили свой город и не хотели его сдавать. Но враги блокировали город, и в Ленинграде стало очень холодно и голодно. Люди страдали, но не теряли надежды.
Несмотря на голод и холод, ленинградцы не сдавались! Они работали, учились и сражались за свой город. Каждый день был испытанием, но в сердцах людей горел огонь надежды на лучшее будущее.
И вот, спустя много месяцев, блокада была снята, и люди снова увидели свет! Они радовались, что смогли выжить и защитить свой родной город.
Показывает памятник «Разорванное кольцо».
Инсценировка «Блокадный хлеб».
Воспитатель показывает небольшой кусочек хлеба, рассказывает о его составе и значении для жителей блокадного Ленинграда.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему нужно беречь хлеб?
Ответы детей: Во время войны людям было нечего есть и они могли кушать только хлеб с водой. Это была еда, которую солдаты и жители города могли себе позволить.
Воспитатель: Представьте себе, как жители собирались вместе, чтобы помочь друг другу. Они делились последними кусочками хлеба и согревали друг друга, когда на улице было очень холодно. Даже дети старались быть сильными и поддерживать своих родителей.
Воспитатель: Давайте немного разомнемся, проведем небольшую физкультминутку и представим себя солдатами.
«Мы солдаты, мы идём,
Через лес густой пройдём.
Мы присядем, отдохнём,
И опять вперёд пойдём!»
Воспитатель: Предлагаю сыграть в игру «Разрезные картинки» и составить целые картины с изображением городов-героев, с которыми мы с вами сегодня познакомились.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Первая команда, какой город-герой вы собирали?
Ответы детей: Мы собирали город-герой Москву. Тут изображен Кремль!
Воспитатель: Какой же город-герой собирала вторая команда?
Ответы детей: Мы собирали город герой Волгоград. Здесь изображен памятник «Родина мать зовет!».
Воспитатель: А кто из вас запомнил, как раньше назывался этот город?
Ответы детей: Волгоград раньше назывался Сталинград.
Воспитатель: В каждом городе-герое есть памятники и мемориалы, посвященные героям войны. Люди приходят к ним, чтобы почтить память погибших и поблагодарить за мирное небо над головой.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю нам присесть за столы и нарисовать рисунок, связанный с городом-героем, который вы больше всего запомнили. Это может быть памятник, герб или места, с которыми мы с вами сегодня знакомились.
Дети приступают к работе, воспитатель на фон включает песни военных лет (небольшой отрывок).
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами, как называются города, которые проявили героизм во время войны?
Ответы детей: Города, которые проявили героизм во время войны, называются города-герои.
Воспитатель: Какие города-герои вы запомнили?
Ответы детей: Москва, Ленинград, Сталинград.
Воспитатель: Какие подвиги совершали жители этих городов?
Ответы детей: Жители этих городов помогали солдатам в войне.
Воспитатель: Почему важно помнить о подвигах наших предков?
Ответы детей: Чтобы не забыть, за что сражалась наша страна.
Воспитатель: Предлагаю вам возложить цветы к нашему «Вечному огню».
Дети возлагают цветы к макету Вечного огня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Цель: Содействие развитию у детей умения предотвращать ссоры и находить пути решения конфликтных ситуаций в процессе обсуждения проблемной ситуации.Задачи:1....
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и этическому воспитанию «Русское гостеприимство»
Цель: формирование основ социального поведения, этических и нравственных принципов, норм культурного поведения в гостях....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в Дружелюбию"
Занятие проводится с группой дошкольников 5-6 лет с использованием интерактивной песочницы iSand Box standart (с сенсором глубины). Цель занятия: формировать положительный опыт сотрудничества....

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Дом дружбы" для детей старшего дошкольного возраста
Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.Задачи: обобщить знания детей по теме «дружба», познакомить детей с «правилами дружбы»; развивать у ребенка осознанное эм...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Кого можно назвать настоящим другом?»
Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии - дружба.Задачи:Образовательные: учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объясн...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий. «Я - здоров!» с детьми 5-6 лет группа старшая группа.
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с использованием здоровьесберег...
