Краеведение как средство духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)
Консультация для педагогов на тему "Краеведение как средство духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста."
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение как средство духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В современных условиях одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится духовно - нравственное воспитание. Именно в дошкольном детстве закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, происходит формирование в ребёнке духовных и нравственных качеств, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родному городу и краю, а затем и к родной стране. Успех этой работы невозможен в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Именно поэтому работа по краеведению осуществляется с привлечением родителей в воспитательно - образовательный процесс. Семья, наши близкие, родные люди это самое ценное, что есть у каждого из нас. С дошкольного возраста у ребенка начинается осознание своего «я», того, что он – член семьи, коллектива, своей страны – России и принадлежности к определенной нации. У детей формируется осознание того, что у него есть дом, детский сад, родной город, родной край, Родина.
С чего начинается Родина? Для ребенка — со знакомства с тем местом, где он родился, с восхищения тем, что он видит перед собой и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Этот процесс осуществляется в дошкольном возрасте при целенаправленном воздействии со стороны педагога. Ведь дошкольный возраст очень важный и, самое главное, благоприятный период в жизни ребенка для этой деятельности. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны знания о важных событиях истории, фактов географии, достижениях в культуре и искусстве, если они преподносятся в доступной форме и вызывают интерес.
Что же для ребёнка краеведение? Это изучение той части страны, того места, где он родился, где живут его родители, находится его дом и детский сад. Педагог инициирует дошкольников замечать вокруг то новое, что создается руками людей, ценить и беречь то, что их окружает. Воспитывая детей на событиях, связанных с историей города и родного края, мы формируем чувство гордости и любви к своей «малой Родине». Краеведение сегодня становится очень важным звеном в развитии дошкольника.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Белгород, Белгородской областью, в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Работа по данному направлению с воспитанниками осуществляется как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого с детьми. Педагогами разработаны перспективно тематические планы работы с детьми дошкольного возраста по краеведению. Работа с детьми в организованной образовательной деятельности планируется один раз в месяц; совместная образовательная деятельность взрослого с детьми, включает в себя разнообразные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская); создана развивающая предметно-пространственная среда для самостоятельной деятельности детей по данному направлению.
Главной целью краеведческой работы в детском саду является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с Белгородчиной осуществляется в четырех направлениях:
1. «Природа родного края» - включает формирование представлений о разнообразии и уникальности природы Белгородской области, ее растительном и животном мире, географическом положении; знакомство с «Красной книгой» Белгородской области, заповедниками на территории нашей области. 2. «История и достопримечательности» - включает формирование представлений об истории и достопримечательностях родного города и области, особенностях архитектуры, символики Белгородской области и города Белгород (герб, флаг, гимн); знакомство с героической историей Белгородчины, 3. «Быт и традиции народа» включает формирование представлений о традициях нашего народа, знакомство с предметами одежды и быта, народными промыслами. 4. « Хозяйство Белгородской области» включает формирование представлений об отраслях промышленности и сельского хозяйства на территории нашей области, крупнейшими промышленными и сельскохозяйственными предприятиями Белгородчины; с профессиями, связанными со спецификой родного города и области. 5. «Спорт, культура и искусство» включает знакомство с творчеством и биографией писателей и поэтов родного края, художниками Белгородчиныи их творчеством, с песенным творчеством, со знаменитыми людьми, прославившими наш город и Белгородскую область.
Основная работа по краеведению осуществляется в совместной деятельности взрослого с детьми в режимных моментах, через организацию образовательной деятельности и индивидуальную работу. Так как, игра является ведущим видом деткой деятельности и основным видом деятельности, способствующим социализации детей, педагогами организуются разнообразные игры, в том числе игры-путешествия, направленные на ознакомление дошкольников с родным городом и областью. А также, работая с детьми по данному направлению, наиболее часто педагоги используют такие формы работы как: беседы, проектную деятельность, рассматривание иллюстраций и альбомов, практические занятия с картой, экскурсии, в том числе виртуальные, праздники и развлечения.
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда для самостоятельной деятельности детей по ознакомлению с родным краем, оборудован «Центр краеведения», в котором собран материал по краеведению, весь материал доступен для самостоятельной деятельности детей.
Для решения задач краеведения у детей старшего дошкольного возраста педагоги используют разнообразные педагогические технологии: Технология проектной деятельности, Технология исследовательской деятельности (Савенков А.И Поддьяков Н.Н.), Игровые технологии (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.), Технология «Путешествие по карте» (Н. А. Короткова) Технология «Путешествие по реке времени» (Н.А.Короткова) Технология ТРИЗ (Т.С. Альтшуллер), Технология «Ключик», Технология « От Фребеля до робота».
Одной из форм привлечения родителей в краеведческую деятельность с детьми является «Гость группы» (в т.ч. виртуальный), родители знакомят воспитанников с профессиями нашего города, с предприятиями, на которых они трудятся.
Еще одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты детей оформляются в форме тематических альбомов («Достопримечательности нашего города», «Красная книга Белгородской области», «Зимующие птицы Белгородчины» и др.), организации выставок рисунков и поделок.
Таким образом, систематически организованная работа по краеведению у детей дошкольного возраста поможет сформировать у дошкольников духовно - нравственные чувства: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий календарно – обрядового праздника с использованием фольклора как средства духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Мероприятие посвящено тому, что 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Ку...

Народные праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Семейные традиции – должны жить!От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет...

Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматривается особая значимость и особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Автором перечислены методы и приемы работы со сказкой, способствующие духовно-нрав...

Проект "Праздничный календарь". Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
ПРОЕКТ "Праздничный календарь"Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСроки реализации проекта: 1 год...

Сообщение для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них...

«Подвижные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Подвижные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»...

Презентация "Ознакомление с живописью как средством духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста".
В презентации отображена актуальность данной проблемы, ее значение, ожидаемые результаты проекта. этапы его реализации....