Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе детского сада "Ниточка времени. Мои первые открытия". Интеграция речевого и познавательного развитие детей, исследовательская деятельность.
методическая разработка (подготовительная группа)

Данное занятие проходило в рамках проекта по патриотическому воспитанию "Моя Малая Родина - Стрельна".

Материал включает конспект и презентацию с иллюстрациями к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchatelnyy_konspekt_nitochka_vremeni.docx36.5 КБ
PDF icon 1nitochka_vremeni.pdf1.44 МБ
PDF icon igra_bylo-stalo.pdf1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе детского сада "Ниточка времени. Мои первые открытия".

Интеграция речевого и познавательного развитие детей, исследовательская деятельность.

 

 Цель занятия:

Познакомить детей с понятием искусственного интеллекта и его применением при изучении истории и технологий прошлого, развить интерес к исследовательской деятельности, формировать умение анализировать и сравнивать информацию.

Задачи:

- обучающие: познакомить детей с основными понятиями искусственного интеллекта, продемонстрировать примеры его использования в изучении истории и технологий, обсудить с детьми преимущества и недостатки использования искусственного интеллекта для изучения прошлого.

 - развивающие: развивать творческое мышление и воображение при анализе культурного наследия, понимание изменений и прогресса в развитии технологий, способствовать формированию у детей познавательного интереса и речевых навыков через наблюдение, рассматривание, исследование предметов старины и современности.

- воспитательные: поощрять интерес к истории родного края и национальной культуре, воспитывать в детях уважение к старинным традициям, формировать навыки коллективного взаимодействия и уважительного отношения к мнению других участников группы.

 

 Оборудование:

- Клубок ниток. Картинки или фотографии предметов современности и макеты предметов старины, выполнявшие те же функции. Флажки, флажный русский алфавит. Предметы старины для изучения: патефон, чугунный утюг, рубель. Колонка Алиса. Презентация о технологиях прошлого в Стрельне. Музыкальные композиции «Классика граммофона. У самовара», танец «Двигайся-замри». Авторские стихи.

Ход занятия.

Дети входят в зал. Здороваются.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и сыграем в нашу любимую игру «Клубочек». Будем наматывать на пальчик ниточку и называть друг друга ласково. Теперь давайте вместе подвигаемся, поднимаем все вместе руки вверх – вдох, опускаем – выдох. Старайтесь все делать одновременно, чтобы круг не разрушился. Вот как у нас дружно получается! Мы сейчас настроились быть одной командой, одним целым.

Сейчас мы возьмем наш клубок и произнесем волшебные слова, которые помогут нам отправится в прошлое и подсмотреть, как люди жили в Стрельне раньше и какие интересные технологии люди тогда использовали.

Воспитатель читает стихотворение, дети передают друг другу клубок по кругу.

Волшебный клубок нить истории растяни,

Нас во времени в прошлое ты верни.

Сказку о временах былых ребятам расскажи,

Что раньше в Стрельне интересное было – покажи!

Так же как ниточка сейчас соединяет нас в игре, так же нить истории соединяет нас с нашими предками: нашими прапрабабушками, которые сочиняли сказки, с богатырями, которые защищали Древнюю Русь от недругов, с детьми, которые играли в самодельные игрушки, совсем не такие какими вы играете сейчас. 

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру …. Я каждому сейчас раздам карточку с изображением предмета, которым пользуются сейчас. Со временем эти предметы менялись, совершенствовались. Найдите на столе старинный предмет, который выполнял те же функции.

Проводится игра. Дети узнают и комментируют предметы. (печка-электроплита, травы-таблетки, самовар-электрочайник, телега – машина, свеча-лампа, лапти-ботинки, изба-квартира, коромысло с ведрами-водопровод)

- Отлично! А вот посмотрите какие интересные предметы у нас есть. Давайте попробуем определить для чего они использовались.

Дети исследуют ригель, чугунный утюг, делают выводы.

 Молодцы, вы быстро справились и все правильно объяснили!

        -А вот еще один предмет, очень необычный.

Как вы думаете, что в этом чемодане? Давайте посмотрим, что там внутри.

Дети рассматривают, делают вывод – это патефон, он использовался чтобы слушать музыку. ----------Хотелось бы вам сейчас послушать, как он звучит?

- При помощи какого предмета мы сейчас слушаем музыку?

Наш патефон уже очень старенький и не работает. Но мы сейчас попросим: Алиса, включи нам «Классика граммофона. У самовара».

Какой звук у патефона? (Глухой, немножко дрожащий, шуршит)

А я сейчас попрошу Алису включить вашу любимую музыку и мы немножко потанцуем!

Алиса, включи нашу любимую песню «Двигайся замри»)

Путешествие наше с вами продолжается.

Присаживайтесь на стулья. Воспитатель берет клубок.

А ведь еще ниточка прошлого соединяет нас с историей нашего поселка, с Петром 1, который его основал.

Посмотрите на экран, здесь мы увидим картины из прошлого наших земель.  

Слайд-шоу на экране.

Когда-то давно эти земли принадлежали Шведскому королевству и эта земля называлась Ингерманландия.

Слайд: Фото рыбаков

Здесь была рыбацкая деревня. Потом царь Петр отвоевал эти земли и основал прекрасный город Санкт-Петербург и крепость Кроншлот для его защиты.

Слайд: Петр на корабле

Слайд: старинная карта  залив + Стрельны

Он хотел построить дворец с фонтанами для приема заморских гостей. Та мечта не покидала Петра. В очередной раз двигаясь на корабле из Кроншлота его заинтересовал один природный объект на берегу, о котором вы узнаете отгадав загадку.

Берет исток свой в озере Кипень,

В запрудах разводили карпов и форель,

Царь Петр повелел у речки строить свой дворец,

Разбить здесь парк с фонтанами –

Отраду для сердец.

Корпят над сложным механизмом

Архитектор и кузнец,

Из-за границы прибыл инженер-мудрец…

Но из-за малой высоты

Струя фонтана слишком мелка…

А речку ту зовут, конечно… Стрелка!

Слайд: река Стрелка

Правильно, ему понравилась река Стрелка. И здесь он основал наше поселение Стрельна. Для него здесь построили Путевой дворец, разбили сад и огород.

Слайд «Путевой дворец

 На реке построили плотину, чтобы усилить напор воды и сделать высокие фонтаны, но этого оказалось недостаточно, т.к. еще не было мощных насосов.

  Но река нужна была не только для фонтанов.

Алиса, при Петре 1 на реке Стрелка в Стрельне были построены мельницы. Расскажи про них.

Слайд: мельницы

Ответ Алисы: . Здесь были мельницы мукомольная, пильная, для шлифования стекол, плющения железа и для толчения разных красок, мелу, гипсу и прочего.

Механизмы мельниц приводились в движение водяными колесами, диаметром более 5 метров. Предприятия по своей производительности и технической оснащенности были одними из крупнейших не только в пригородах Петербурга, но и во всей России.

В начале XIX века мельницы сгорели. Остатки их свайного основания еще можно видеть и сейчас в русле реки.

Слайд: Петр 1 строит

И вообще, Петр Великий никогда не расстраивался и никогда не сидел на месте. Все время что-то строил, куда-то ехал или плыл, придумывал новые задачи.

Он уезжал, но государством-то управлять надо все равно. Он писал указы и отправлял их… А как он их отправлял?

Слайд: Петр 1 пишет указ

 Ребята, как вы думаете, как раньше передавали друг другу информацию, например из одного города в другой? -Ответы детей. - Писали письма, передавали с гонцами, была голубиная почта…

Слайд: вопрос?

А вот если представить, что нам нужно очень быстро передать информацию на дальнее расстояние, например, что на границе стоит вражеское войско. Голубь так быстро не долетит, лошадь устанет скакать… электричества нет, телефоны еще не изобрели…

Я вам подскажу. Какими органами чувств мы можем воспринимать информацию? Потрогать информацию мы тоже не сможем, запах передать тоже.

А слух? Давайте проверим! Проводится игра «испорченный телефон». (стоя на расстоянии вытянутой руки)

А зрение? Как использовать зрение? Можно его как-то усилить? Ответы детей – Очки, бинокль, а в те времена скорее подзорная труба! Правильно! Быстро увидеть можно сигнальные огни, например, маяки в море. Строили сеть сигнальных башен.

Слайд: Огни

На границе зажгли огонь, тут же дежурный на следующей башне увидел и зажег свой и так далее. И информация об опасности быстро добралась до столицы.

Но из одного костра много ли информации можно получить? Если есть костер - значит опасность!  Чтобы передать больше информации люди стали придумывать разные комбинации сигналов. Например, на флоте существовал свой язык передачи с корабля на корабль – флажками.

Слайд: русский флажный семафор

Давайте попробуем поиграть, попробуем показать флажками какую-нибудь букву. (Дети показывают и отгадывают).

Эту идею стали развивать и во многих странах стали использовать механизмы, чтобы показывать такие сигналы. Эти механизмы получили название ТЕЛЕГРАФ – это переводится как «Опора, несущая знак».

Алиса, расскажи об устройстве оптического телеграфа для детей

Слайд:  французский семафор

. Ответ Алисы.

Алиса, а в Стрельне был оптический телеграф?

Слайд: телеграф на константиновском дворце

Ответ Алисы: Построили в 1833 г. оптическую телеграфную линию от Зимнего дворца, через Стрельну и Ораниенбаум, в Кронштадт. Стрельнинский дворцовый телеграф действовал более полувека, мачта «. телеграфа». находилась на крыше Константиновского дворца.  Башенка бельведера, как нельзя лучше подходила на роль сигнальной вышки: оттуда хорошо просматриваются Петербург, Кронштадт, Петергоф и Ораниенбаум.

В России тоже существовала система таких оптических телеграфов. Их использовали в царствование Николая 1, праправнука Петра Великого. Это было почти 200 лет назад.

Они были установлены на зданиях, где находились важные государственные чиновники или военные, которым должна была поступать важная информация.

 Эта башни была частью большой сети, которая длилась до города Варшава в Польше, это примерно 1000 км. Башни стояли на расстоянии около 10 км друг от друга, а зашифрованное сообщение доходило за 20 минут из Варшавы в Петербург!

И главная опора находилась на Зимнем дворце вот в этой башенке.

Слайд: Фасад Зимнего дворца с башней телеграфа.

А сейчас какую связь мы используем? Телефонную связь или связь через интернет, верно.

Слайд: константиновский конечный

Вот сколько нового мы узнали о технологиях прошлого!

А теперь, чтобы вернуться назад нам нужно выполнить последнее задание – расставить фотографии в правильном порядке от прошлого к настоящему.

Проводится интерактивная игра «Нить времени».

Все правильно расставили и с последней фотографией вернулись в наше время! Вот какая интересная история у нашего поселка!

Посмотрим с высоты птичьего полета - какая красивая стала Стрельна! Старина здесь соединяется с современностью, а человек живет в гармонии с природой.

Рефлексия: Наше занятие подошло к концу.  Давайте снова возьмем наш теплый клубочек и будем передавать его друг другу и называть, что вам сегодня больше всего запомнилось, понравилось, или о чем бы еще вы хотели узнать. Ответы детей.

А понравилось вам использовать Алису на занятии? Оказывается, она может не только рассказывать сказки, но и помогает узнавать новую информацию!

Спасибо вам ребята за интересное занятие, вы были воспитанными, как настоящие петербуржцы, умными-разумными как настоящие ученые и веселыми как мои любимые озорные Золотые Ключики!

Давайте вернемся в группу и попробуем нарисовать какой вы видите Стрельну в будущем.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе "В гостях у Домовёнка" (познавательно-речевое развитие).

Вариант проведения открытого занятия в подготовительной к школе группе для детских садов, реализующих программу Князевой О.Л., Маханёвой М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры....

Конспект организации ННОД в подготовительной к школе группе с использованием квест-технологии " Юные следопыты", основная образовательная область "Познавательное развитие"

Вашему вниманию представляю конспект организации образовательной деятельности с использованием квест-технологии - технологии, которую считаю интересной, развивающей и эффективной и которая совмещает о...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР «Необычное путешествие на остров сокровищ»

Успеваемость ребёнка в школе напрямую зависит от правильности произношения и восприятия звуков. В первую очередь, это влияет на фонематический слух, в последствии на грамотность устной и письменной ре...

Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Я – человек»

 На основе исследовательской деятельности развивать представления о том, что человек часть природы; совершенствовать речь детей, творческое воображение,коммуникативное общение....

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по ОО познавательное развитие на тему: "Явления природы"

Чупахина Анастасия Вячеславовна, воспитатель первой квалификационной категорииЗанятие «Явления природы». Расширение и углубление знаний о детей о природных явлениях с использованием авторс...