Паспорт проекта по духовно- нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста " Православные святыни Вяземской земли"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
Проект
по духовно- нравственному воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
" Православные святыни Вяземской земли"
Воспитатель:
Марина Михайловна Лопухова
Музыкальный руководитель:
Татьяна Владимировна Воробьева
2016
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта - творческо-информационный
Участники - дети старшей группы
родители, социум
воспитатели, музыкальный руководитель
Сроки реализации - долгосрочный
Актуальность проекта " Православные святыни Вяземской земли"
Академик Д.С.Лихачев отмечал, что " любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней".Корни русской культуры - это малые города России. С.Лихачев пишет:" Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом уже наполняется духовным содержанием. Преобразуется и город, чью историю мы познаем".Поэтому история нашей страны, области немыслима без истории малых городов, сел, деревень, местных храмов. Если посмотреть на карту нашей Родины, то среди десятков тысяч названий населенных пунктов едва можно заметить маленькую географическую точку- город Вязьма. Небольшой провинциальный городок хранит в своей более чем восьми вековой истории много необыкновенного и интересного.
Вязьма принадлежит к числу древнейших городов России. На протяжении всей истории Вязьма являлась искони православным городом. Главным достоянием Вязьмы всегда были и остаются ее духовные святыни - монастыри и храмы, а также святые угодники, жившие и подвизавшиеся здесь, а теперь покровительствующие городу и его гражданам. Трудно представить город без Троицкого собора, так же трудно вообразить отсутствие в городе Иоанно - Предтеченского монастыря.
Родной край - это малая родина, где человек появился на свет, сделал первые шаги, произнес первые слова. Знания наших детей об окружающем мире начинаются с места, где они родились. Для того, чтобы у ребенка появилась любовь к родине, надо активно воздействовать на его чувства. Именно краеведение - это тот предмет, который способствует воспитанию и духовному становлению ребенка как личности, человека и гражданина. Дети - это особая категория. Чем раньше они прикоснуться к святыням, тем лучше. Они увидят устройство, уклад храмов, увидят матушку и батюшку. Православные святыни могут стать для детей той дверью, через которую можно войти в мир русской культуры.
К сожалению, сегодня многие дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами.
Цель проекта - воспитание духовно- нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей стране, родном городе. Воспитание любви и уважения к своей малой Родине, знакомство их с православными святынями Вязьмы.
Задачи:
- сформировать у детей представления о городе, в котором они живут;
- привлечь внимание детей к архитектурным памятникам нашего края и историческому прошлому нашего народа;
- познакомить с православными святынями Вяземской земли;
- развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать историко-культурный словарь дошкольников;
- развивать коммуникативные навыки и взаимную помощь в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию;
- ориентировать семью на духовно- нравственное воспитание детей.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
1 этап
- Подбор методического материала.
- Художественной литературы.
- Музыкального репертуара.
- Наглядности.
2 этап
- Реализация проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.
3 этап
- Анализ деятельности по реализации проекта.
4 этап
- Презентация результатов деятельности ( продукт проекта)
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
- организованная образовательная деятельность;
- знакомство детей с жизнью православных святых земли Вяземской, как примером высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы;
- совместная деятельность детей и педагогов и родителей;
- экскурсии в храм с целью ознакомлением с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией ;
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- ситуативные разговоры;
- тематические выставки детского творчества;
- игры (дидактические, ролевые, народные);
- викторины;
- презентации;
- консультации для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
- Беседа: " Мой город-Вязьма. История его возникновения."
- ООД " История возникновения родного города", " Архитектурные достопримечательности Вязьмы"," Храмы родного города", "Храм"(аппликация).
- Рассматривание иллюстраций, слайдов " Достопримечательности Вязьмы. "
- Рассказ воспитателя с просмотром слайдов " Православные святыни и святые земли Вяземской."
- Беседа " Чем отличается храм от обычного дома."
- Беседа " Что я видел в храме."
- Прослушивание дисков с церковным пением.
- Беседа об иконах - главных святынях всех православных храмов, просмотр видеоряда " Православные праздничные иконы".
- Составление рассказа по теме" Почему православные люди почитают иконы?"
- Чтение художественной и православной литературы.
- Рассматривание изображений православных храмов Вязьмы."
- Составление памятки " Правила поведения в храме."
- Игра :
- со строительным материалом " Построим новый храм";
- дидактические игры " Узнай по описанию", " Для чего нужен", "Назови одним словом", " Продолжи ряд"," Найди объект на карте", " Расскажи, какой твой храм;
- подвижная народная " Солнышко- ведрышко".
- Викторина " Православные святыни земли Вяземской".
- Праздничные досуги.
- Экскурсия (виртуальная) " Православные святыни земли Вяземской".
- Выставка совместной деятельности детей, педагогов и родителей " Храмы Вязьмы", " Мой любимый город".
Ресурсное обеспечение
- Уголок православной культуры, где собран теоретический и практический материал;
- уголок краеведения;
- консультативный и информационный материал для родителей;
- картотека дидактических игр;
- коллекции икон- главных святынь православных храмов;
- подборка музыкального репертуара.
Методическое сопровождение
- Гладких Л.П. Основы православной культуры: науч.- метод.пособие для педагогов детских садов ( Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий ( А.А.Корзинкин), В.М.Меньшиков; Курск. гос.ун-т.-Курск, 2008.
- Мы идем в храм / Прот. Игорь Шестаков - Москва: Даръ,2013.
- Православный букварь для малышей и их родителей.- М.: Даръ, 2013.
- Зернышки. Добрые истории для малых ребят. Вып.8- Рязань: Зерна- Слово, 2014.
- Зернышки. Добрые истории для малых ребят. Вып.10- Рязань: Зерна- Слово, 2014.
- Путеводитель " Вяземские Святыни", " Вязьма".
- Вязьма. Комплект открыток.
- Интернет- ресурсы.
Ожидаемые результаты:
дети имеют представления:
- о духовных и нравственных ценностях;
- элементарные представления об истории и культуры г. Вязьмы, его православных святынь;
- умеют беречь и поддерживать красоту, стремятся к добру и неприятию зла.
родители:
- сотрудничают с детским садом и другими учреждениями по формированию духовно- нравственных ценностей у детей, воспитанию чувства благоговения к православным святым и святыням;
- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении к ближним, обществу, Отечеству;
- понимают, что только семья, как первый наставник ребенка, может воспитать в нем духовно- нравственные ценности.
Итоговая деятельность
С детьми: открытое мероприятие "Виртуальная экскурсия " Православные святыни Вяземской земли."
Со взрослыми: экскурсия " Православные святыни Вяземской земли".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православной культуры» выполнила: воспитатель СП ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьск «Детский сад №6» Ситнова .М.В. 2013г.
Актуальность выбранной темы.Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под миров...

Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....

консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"
Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребёнка....
Инновационный опыт работы на тему "Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"
Духовно- нравственное воспитание детей возможно только усилиями семьи, образовательного учреждения и государства...
«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...
«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.
Доклад о духовно-нравственном воспитании детей в ДОУ....
