Проект "Мой край родной"
проект (подготовительная группа)

Сухарева Вера Николаевна

Мой край родной

Педагогический информационно-творческий проект в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_rodnoy_proekt.docx431.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Чайка»

Мой край родной

Педагогический информационно-творческий проект

Подготовительная к школе группа

Picture background

Содержание проекта:

  1. Актуальность выбранной темы ………………………………………  3
  2. Цели и задачи проекта………………………………………………...   5
  3. Участники проекта. Сроки реализации проекта…………………….   6
  4. Этапы реализации проекта……………………………………………   6
  5. Перспективный план работы …………………………………….......   8
  6. Список литературы ……………………………………………….......   9


Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.

Воспитать человека, чувствующего и терпимого настоящего патриота своей страны – это главная задача системы образования.

Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «краелюбие».

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки. Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы села. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.

Одним из способов при организации правильного патриотического воспитания в ДОУ - является краеведение.

Краеведение как инновационная технология лучше других отраслей знаний способствует воспитанию патриотизма, интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. Краеведение - одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно помогает сформировать у детей целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Краеведение в детском саду уже стала неотъемлемой частью процесса образования и воспитания. Нам кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему. В работе с детьми мы используем целый комплекс мер, направленных на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном поселке и области. Это не только собственно краеведческие занятия - это и занятия по ознакомлению с родной природой, посещение интересных памятников и памятных мест, музеев, экскурсии, разнообразные викторины и конкурсы.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

В связи с этим мы обозначили тему нашего проекта «Мой край родной».

Новизна:

В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности.

Цели и задачи проекта

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. В тоже время краеведение является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Цель: создание условий для формирования у детей знаний о родном крае, городе, природе, традициях.

Задачи:

Формировать представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

Расширять кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

Развивать у дошкольников способность эмоционально воспринимать окружающий мир.

Воспитывать потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

Воспитывать уважения к людям труда.

Воспитывать чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

Участники проекта;

Дети подготовительной группы (6-7 лет), педагоги, родители (законные представители)

Тип проекта: информационно-творческий, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2024г. – апрель 2025г

Работа по проекту проводилась в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем, и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состоянию здоровья. 

Занятия построены по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Каждая тема, включенная в проект, содержит теоретическую и практическую части.

В теоретическую часть включены необходимые сведения по истории поселка, его природе. Практическая часть заключается в работе детей над дидактическим материалом по заданной теме, экскурсиям по пешеходным маршрутам.

Этапы реализации проекта

Реализация краеведческого проекта «Мой край родной». осуществляется по этапам: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап реализации проекта включает

Методы: Беседы, игры, рассматривание, сбор фотографий, составление электронных презентаций, подключение родителей, изучение литературы разработка плана работы.

II этап - основной, это реализация проекта.

Систему работы в данном направлении построили следующим образом:

1. «Летопись родных мест»

2. «Родословие»

3. «Природное наследие»

4. «Фольклор»

5. «Военные события»

Работу по реализации проекта начали с обогащения развивающей среды. В группах обновили и пополнили   книжные уголки, подобрав необходимую художественную литературу. Патриотический уголок обогатился иллюстрациями, картами, книгами и альбомами, фотоальбомами,

Также было принято решение о сборе материала по региональному компоненту. Собран и оформлен материал в папках передвижках, альбомах и презентациях, а также изготовлены и разработаны дидактические альбомы, картотеки.

С педагогами проводили мероприятия: КВН «Знатоки родного края», Деловая игра «Сильное звено», мастер-класс«Патриотизм начинается с детства».

На занятиях «Кузбасс наш край родной», «Мы - друзья природы»,«Человек славен трудом», «В лес за грибами и ягодами», «Зимний лес»,«Перелетные птицы», «Первоцветы», «Мир насекомых» изучали особенности родного края

Дети знакомились с профессиями работников детского сада. В ходе бесед рассматривали иллюстраций, читали стихи и рисовали.

Изучая и исследуя свойства угля, ребята узнали о нелегком труде шахтера.

Изучая историю разных профессий, ребята участвовали в создании и оформлении мини музеев «Необъятный космос», «Русский быт»,«Братья наши меньшие», «Наша Армия сильна».Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.

На протяжении реализации проекта мы с детьми посещали разные значимые места нашего поселка. Во время экскурсий по улицам, игровым площадкам, в Центральный дом творчества, Детскую школу искусств, библиотеку, пожарную часть, почту, магазины, к памятникам героев ВОВ, ребята знакомились с природой, с животным и растительным миром нашего поселка, его достопримечательностями. Беседовали о земляках - о жизни, труде и традициях нашего народа. Экскурсия – это очень интересная, трудоемкая и познавательная форма работы с детьми.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Используем разнообразные формы сотрудничества родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д.

Родители принимали активное участие. Совместно с родителями на творческой мастерской создали книжку – раскладушку «Профессии наших родителей», показали силу, выносливость и удаль наспортивном празднике «Мама, папа, я – здоровая и спортивная семья».Родители помогали собирать экспонаты для уголков, мини музеев, предоставляли фотоматериалы, оформляли развивающую среду были активными участниками конкурсов и выставок. Совместно с детьми создали коллажи «Древо жизни семьи».

Были предложены родителям экскурсии выходного дня.Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

III этап - итоговый, Презентация проекта

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.  

Знания, полученные педагогами ДОУ в ходе проведения проекта, станут крепкой базой для дальнейшей работы по реализации регионального компонента в работе по краеведению.

Перспективный план работы

Дата

Тема

Содержание занятия

Сентябрь

«Поселок мой, тебя красивей нет»

«Вот моя улица»

«Мой детский сад»

- чтение стихов о родном крае,

- рассматривание географической карты

- экскурсия

-выставка детского рисунка «Мой дом»

Октябрь

«Чем богат наш край»

«Уголок крестьянского быта»

- экскурсии по поселку

- музейное занятие

- рассказы о достопримечательностях поселка, о людях разных профессий

Ноябрь

«Моя семья»

- выставка рисунков «Портрет моей семьи»

Декабрь

«Символы Кузбасса»

- знакомство с флагом, гербом и гимном Кузбасса

- занятие «Мой край родной»

Январь

«Безопасное детство»

- экскурсия в пожарную часть

Февраль

«Что умеют наши мамы, папы»

- беседа о важности труда всех людей

- альбом «Профессии родителей»

Март

«У природы нет плохой погоды»

- дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,

- экскурсия по поселку

Апрель

«Боевая слава»

- изготовление праздничных открыток

- видеоальбом «Стена Памяти»

- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Список использованной литературы

1. Алёшина Н.В.Ознакомление с окружающей и социальной действительностью. Москва, 2001 г.

2. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.

3. Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет \ Г.П. Антонова, И.П. Антонова. М.: Мысль. 1991

4. Витушкина, Н. Туризм и краеведение в детском саду // Управление ДОУ. – 2009. - № 8. – С. 80-85.

5. Ермачкова, Н. Краеведо-туристская работа в детском саду // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 3. – С. 74-79.

6. Жуковская Р.И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985.

7. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.

8. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.

9. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
10. Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»; Детство-Пресс, 2012. - 579 c.

11. Урмина И.А., Данилина Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....