«Развитие творческих способностей детей» - консультация для педагогов и родителей
материал по рисованию (старшая группа) по теме

Консультация для педагогов и родителей по развитию творческих способностей детей на занятиях по изобразительному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sposobnostey.docx30.54 КБ
Файл razvitie_sposobnostey.docx30.54 КБ
Файл razvitie_sposobnostey.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей»

Потапова С.Н.

г.Лянтор 2011г


Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

 В.Л. Сухомлинский

 Творческие способности – это умение самостоятельно создавать новые образы по собственному замыслу. Дети это называют "из головы".

Творческие способности включают в себя также  умение познавать новое и удивляться, сохранять живость ума, способность отыскивать в необычных ситуациях нестандартные выходы. Прежде чем рассказать о развитие творческих способностей, хочется предложить вашему вниманию небольшую историю, герой которой обладает явно выраженной способностью к творчеству.

Во время Первой мировой войны мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. "Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад". В ответ Хэрриган написал: "Не вскапывай сад. Там зарыто оружие". Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. "Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, - пришли солдаты и перерыли весь наш сад". - "Теперь посади картошку", - ответил Хэрриган.

 Мистер Хэрриган избрал неожиданный, нестандартный ход, просчитав предварительно последствия своих действий. И, как видим, не прогадал. В действиях нет ничего необычного: он просто написал жене письмо, а вот благодаря живости ума нашел нестандартный выход и помог жене.

Развитие творческих способностей детей  начинается с создания наилучших условий, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.

 В первую очередь необходимо подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними.  

Следует создавать такие условия, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.   Лучше поощрять и подбадривать, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.

Обязательно надо давать возможность детям проявлять инициативу. Не стоит превращать занятия  в обязательные уроки, иначе  они будут в тягость.

Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.

Поступающая информация должна быть доступна детям, соответствовать возрасту и способностям. Не надо гнаться за количеством познанного материала, наша цель – развить способности малыша.

Второе, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если заниматься с детьми от случая к случаю, то они вряд ли поймут, что от них хотят. Кусочки знаний должны складываться у детей в общую взаимосвязанную картинку.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества.

Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания.

 При развитии творческих способностей детей очень важна способность находить разные пути поиска решения, рассмотреть явление или предмет с разных сторон. Например, такие задания:

-  Построй дом для воображаемого существа из имеющегося материала (щепки, тряпочки, картон, пластилин и т. п.).

- Нарисуй птичку акварелью, гуашью, восковыми мелками. Слепи ее из глины и раскрась. Попробуй сделать такую же из пластилина. А теперь выполни птичку в технике аппликации.

-  Вот фигура. Дорисуй ее так, чтобы она на что-то походила.

-  Вот несколько одинаковых шариков из пластилина, нитки, спички, пуговки, сухие веточки. Что можно сделать, чтобы ни один шарик не походил на другой?

-« Оживший рисунок»:

-  Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали?

 Великих людей? Вымирающих животных?

 Новых животных и растений? Такие задания стимулируют творческий процесс, развивают способности.

Знакомясь с былинами, с традициями и бытом русского народа, дети впитывают народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Следовательно, происходит развитие творческих способностей.

 Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища — все служит объектом творчества, любая вещь может стать художественным произведением.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности и, как показала практика, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности.

  Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, в совокупности все направляет на развитие творческих способностей.

 Окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательности являются народные игрушки. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). Именно в дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством:  дымка, гжель, хохлома, филимоновская игрушка, русская матрешка и другие – все это расширяет кругозор и создает большое пространство для воображения и творчества.

Народное искусство связано с природой, а природа дает необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых наталкивают на воображение, то есть на развитие творческих способностей.

В декоративно-прикладном искусстве четко выделяются два вида изображений — сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует прежде всего отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение.  Лев, конь, орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображение молодой девушки олицетворяло весну и т. д. Помимо символических образов, большое распространение получили  мифические, сказочные образы: птица сирин, единорог — конь с рогом во лбу, и др. Созданные народной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения в то же время сохраняли черты традиционной условности.

 Большого развития в народном прикладном искусстве достигает орнамент. Он  подразделяется на растительный и геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающихся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах народного прикладного искусства.

Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве. Так, обожествляя солнце, несущее земные блага, они изображали его в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, все эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм и мотивов. Благодаря свойственной народному искусству способности хранить и развивать свои наиболее ценные достижения, оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие и дало возможность на его основе развивать творческие способности наших детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Советские педагоги А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию нравственных качеств, приобщает к миру прекрасного, развивает желание стать такими же, сделать также, т.е. развивать свои способности.

Мы тоже уделяем большое внимание народному, декоративно-прикладному творчеству, знакомим детей с жизнедеятельностью Древней Руси через былинный эпос.

Полученные знания и впечатления отражаются детьми в рисунке, аппликации, лепке.

Для расширения представлений о жизнедеятельности Древней Руси нами созданы мини-музеи: «Русская изба», «Кукольный мир», где дети наглядно знакомятся с предметами старины. В глазах наших детей отражается неподдельный интерес, когда они рассматривают предметы быта: горшки, чугунки, ступки, миски, ложки, прялки. А с каким восторгом они берут ухватом чугунки, отправляют их в печь; рассматривают вышитые изделия одежды, тканные коврики. Девочкам по душе роль хозяек:

Помолись, потрудись, только знай не ленись –

Без нужды проживешь да добра наживешь!  

Что за стыд! Как не знать ни кроить, ни стирать!

Я и платье скрою, и рубашку сошью…

Мальчики видят себя в роли богатырей:

Русь Святая! Стяг со Спасом, звон кольчуги, блеск копья,

Щит и лук, колчан с запасом. В бой! – За отчие края!

Детям все кажется чудом. Я считаю, очень важно уметь разделить это удивление и радость познания. Выполняя совместную творческую деятельность с детьми (рисование, лепку, аппликацию), я вижу искреннюю заинтересованность детей. Например, при рисовании портретов богатырей, дети не копируют мои образцы, а отражают в работе свое видение героя ( веселый, задумчивый, усталый после боя и т.д.). А когда дети лепили средства защиты для богатыря (мечи, щиты, копья), то каждый на свою работу нанес символ защиты – оберег. У одних это солнце, у других это символы земли (ромбы, квадраты) или символы воды (линии). Однозначно, в рисунках, поделках они отражают свои впечатления, воплощают в работе свои замыслы, свое видение того, с чем познакомились. Дети самостоятельно выбирают художественные средства и материалы. Я только помогаю и направляю, если это необходимо. Но самое главное в глазах ребят отражается чувство глубокого удовлетворения от выполненной работы.

Для того, чтобы пробудить у детей интерес необходимо создать благоприятный эмоциональный фон. Мы устраиваем тематические посиделки, играем в народные игры, разучиваем поговорки, пословицы, заклички, песенки.

В изостудии представлен практический материал: дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей. Имеется доступный материал для творчества:  глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, различный иллюстрированный материал, подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. В работе используются различные методы: игровой, обследования, наглядности, словесный (чтение стихов и загадок о промыслах,  пословиц и поговорок, сказок и легенд), практический.

Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость.

Вот на это направлена наша работа. Вот для этого мы и развиваем творческие способности наших детей, как говорится – творим добро.



Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей»

Потапова С.Н.

г.Лянтор 2011г


Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

 В.Л. Сухомлинский

 Творческие способности – это умение самостоятельно создавать новые образы по собственному замыслу. Дети это называют "из головы".

Творческие способности включают в себя также  умение познавать новое и удивляться, сохранять живость ума, способность отыскивать в необычных ситуациях нестандартные выходы. Прежде чем рассказать о развитие творческих способностей, хочется предложить вашему вниманию небольшую историю, герой которой обладает явно выраженной способностью к творчеству.

Во время Первой мировой войны мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. "Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад". В ответ Хэрриган написал: "Не вскапывай сад. Там зарыто оружие". Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. "Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, - пришли солдаты и перерыли весь наш сад". - "Теперь посади картошку", - ответил Хэрриган.

 Мистер Хэрриган избрал неожиданный, нестандартный ход, просчитав предварительно последствия своих действий. И, как видим, не прогадал. В действиях нет ничего необычного: он просто написал жене письмо, а вот благодаря живости ума нашел нестандартный выход и помог жене.

Развитие творческих способностей детей  начинается с создания наилучших условий, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.

 В первую очередь необходимо подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними.  

Следует создавать такие условия, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.   Лучше поощрять и подбадривать, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.

Обязательно надо давать возможность детям проявлять инициативу. Не стоит превращать занятия  в обязательные уроки, иначе  они будут в тягость.

Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.

Поступающая информация должна быть доступна детям, соответствовать возрасту и способностям. Не надо гнаться за количеством познанного материала, наша цель – развить способности малыша.

Второе, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если заниматься с детьми от случая к случаю, то они вряд ли поймут, что от них хотят. Кусочки знаний должны складываться у детей в общую взаимосвязанную картинку.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества.

Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания.

 При развитии творческих способностей детей очень важна способность находить разные пути поиска решения, рассмотреть явление или предмет с разных сторон. Например, такие задания:

-  Построй дом для воображаемого существа из имеющегося материала (щепки, тряпочки, картон, пластилин и т. п.).

- Нарисуй птичку акварелью, гуашью, восковыми мелками. Слепи ее из глины и раскрась. Попробуй сделать такую же из пластилина. А теперь выполни птичку в технике аппликации.

-  Вот фигура. Дорисуй ее так, чтобы она на что-то походила.

-  Вот несколько одинаковых шариков из пластилина, нитки, спички, пуговки, сухие веточки. Что можно сделать, чтобы ни один шарик не походил на другой?

-« Оживший рисунок»:

-  Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали?

 Великих людей? Вымирающих животных?

 Новых животных и растений? Такие задания стимулируют творческий процесс, развивают способности.

Знакомясь с былинами, с традициями и бытом русского народа, дети впитывают народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Следовательно, происходит развитие творческих способностей.

 Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища — все служит объектом творчества, любая вещь может стать художественным произведением.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности и, как показала практика, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности.

  Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, в совокупности все направляет на развитие творческих способностей.

 Окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательности являются народные игрушки. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). Именно в дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством:  дымка, гжель, хохлома, филимоновская игрушка, русская матрешка и другие – все это расширяет кругозор и создает большое пространство для воображения и творчества.

Народное искусство связано с природой, а природа дает необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых наталкивают на воображение, то есть на развитие творческих способностей.

В декоративно-прикладном искусстве четко выделяются два вида изображений — сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует прежде всего отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение.  Лев, конь, орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображение молодой девушки олицетворяло весну и т. д. Помимо символических образов, большое распространение получили  мифические, сказочные образы: птица сирин, единорог — конь с рогом во лбу, и др. Созданные народной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения в то же время сохраняли черты традиционной условности.

 Большого развития в народном прикладном искусстве достигает орнамент. Он  подразделяется на растительный и геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающихся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах народного прикладного искусства.

Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве. Так, обожествляя солнце, несущее земные блага, они изображали его в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, все эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм и мотивов. Благодаря свойственной народному искусству способности хранить и развивать свои наиболее ценные достижения, оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие и дало возможность на его основе развивать творческие способности наших детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Советские педагоги А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию нравственных качеств, приобщает к миру прекрасного, развивает желание стать такими же, сделать также, т.е. развивать свои способности.

Мы тоже уделяем большое внимание народному, декоративно-прикладному творчеству, знакомим детей с жизнедеятельностью Древней Руси через былинный эпос.

Полученные знания и впечатления отражаются детьми в рисунке, аппликации, лепке.

Для расширения представлений о жизнедеятельности Древней Руси нами созданы мини-музеи: «Русская изба», «Кукольный мир», где дети наглядно знакомятся с предметами старины. В глазах наших детей отражается неподдельный интерес, когда они рассматривают предметы быта: горшки, чугунки, ступки, миски, ложки, прялки. А с каким восторгом они берут ухватом чугунки, отправляют их в печь; рассматривают вышитые изделия одежды, тканные коврики. Девочкам по душе роль хозяек:

Помолись, потрудись, только знай не ленись –

Без нужды проживешь да добра наживешь!  

Что за стыд! Как не знать ни кроить, ни стирать!

Я и платье скрою, и рубашку сошью…

Мальчики видят себя в роли богатырей:

Русь Святая! Стяг со Спасом, звон кольчуги, блеск копья,

Щит и лук, колчан с запасом. В бой! – За отчие края!

Детям все кажется чудом. Я считаю, очень важно уметь разделить это удивление и радость познания. Выполняя совместную творческую деятельность с детьми (рисование, лепку, аппликацию), я вижу искреннюю заинтересованность детей. Например, при рисовании портретов богатырей, дети не копируют мои образцы, а отражают в работе свое видение героя ( веселый, задумчивый, усталый после боя и т.д.). А когда дети лепили средства защиты для богатыря (мечи, щиты, копья), то каждый на свою работу нанес символ защиты – оберег. У одних это солнце, у других это символы земли (ромбы, квадраты) или символы воды (линии). Однозначно, в рисунках, поделках они отражают свои впечатления, воплощают в работе свои замыслы, свое видение того, с чем познакомились. Дети самостоятельно выбирают художественные средства и материалы. Я только помогаю и направляю, если это необходимо. Но самое главное в глазах ребят отражается чувство глубокого удовлетворения от выполненной работы.

Для того, чтобы пробудить у детей интерес необходимо создать благоприятный эмоциональный фон. Мы устраиваем тематические посиделки, играем в народные игры, разучиваем поговорки, пословицы, заклички, песенки.

В изостудии представлен практический материал: дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей. Имеется доступный материал для творчества:  глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, различный иллюстрированный материал, подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. В работе используются различные методы: игровой, обследования, наглядности, словесный (чтение стихов и загадок о промыслах,  пословиц и поговорок, сказок и легенд), практический.

Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость.

Вот на это направлена наша работа. Вот для этого мы и развиваем творческие способности наших детей, как говорится – творим добро.



Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей»

Потапова С.Н.

г.Лянтор 2011г


Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

 В.Л. Сухомлинский

 Творческие способности – это умение самостоятельно создавать новые образы по собственному замыслу. Дети это называют "из головы".

Творческие способности включают в себя также  умение познавать новое и удивляться, сохранять живость ума, способность отыскивать в необычных ситуациях нестандартные выходы. Прежде чем рассказать о развитие творческих способностей, хочется предложить вашему вниманию небольшую историю, герой которой обладает явно выраженной способностью к творчеству.

Во время Первой мировой войны мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. "Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад". В ответ Хэрриган написал: "Не вскапывай сад. Там зарыто оружие". Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. "Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, - пришли солдаты и перерыли весь наш сад". - "Теперь посади картошку", - ответил Хэрриган.

 Мистер Хэрриган избрал неожиданный, нестандартный ход, просчитав предварительно последствия своих действий. И, как видим, не прогадал. В действиях нет ничего необычного: он просто написал жене письмо, а вот благодаря живости ума нашел нестандартный выход и помог жене.

Развитие творческих способностей детей  начинается с создания наилучших условий, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.

 В первую очередь необходимо подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними.  

Следует создавать такие условия, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.   Лучше поощрять и подбадривать, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.

Обязательно надо давать возможность детям проявлять инициативу. Не стоит превращать занятия  в обязательные уроки, иначе  они будут в тягость.

Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.

Поступающая информация должна быть доступна детям, соответствовать возрасту и способностям. Не надо гнаться за количеством познанного материала, наша цель – развить способности малыша.

Второе, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если заниматься с детьми от случая к случаю, то они вряд ли поймут, что от них хотят. Кусочки знаний должны складываться у детей в общую взаимосвязанную картинку.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества.

Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания.

 При развитии творческих способностей детей очень важна способность находить разные пути поиска решения, рассмотреть явление или предмет с разных сторон. Например, такие задания:

-  Построй дом для воображаемого существа из имеющегося материала (щепки, тряпочки, картон, пластилин и т. п.).

- Нарисуй птичку акварелью, гуашью, восковыми мелками. Слепи ее из глины и раскрась. Попробуй сделать такую же из пластилина. А теперь выполни птичку в технике аппликации.

-  Вот фигура. Дорисуй ее так, чтобы она на что-то походила.

-  Вот несколько одинаковых шариков из пластилина, нитки, спички, пуговки, сухие веточки. Что можно сделать, чтобы ни один шарик не походил на другой?

-« Оживший рисунок»:

-  Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали?

 Великих людей? Вымирающих животных?

 Новых животных и растений? Такие задания стимулируют творческий процесс, развивают способности.

Знакомясь с былинами, с традициями и бытом русского народа, дети впитывают народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Следовательно, происходит развитие творческих способностей.

 Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища — все служит объектом творчества, любая вещь может стать художественным произведением.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности и, как показала практика, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности.

  Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, в совокупности все направляет на развитие творческих способностей.

 Окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательности являются народные игрушки. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). Именно в дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством:  дымка, гжель, хохлома, филимоновская игрушка, русская матрешка и другие – все это расширяет кругозор и создает большое пространство для воображения и творчества.

Народное искусство связано с природой, а природа дает необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых наталкивают на воображение, то есть на развитие творческих способностей.

В декоративно-прикладном искусстве четко выделяются два вида изображений — сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует прежде всего отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение.  Лев, конь, орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображение молодой девушки олицетворяло весну и т. д. Помимо символических образов, большое распространение получили  мифические, сказочные образы: птица сирин, единорог — конь с рогом во лбу, и др. Созданные народной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения в то же время сохраняли черты традиционной условности.

 Большого развития в народном прикладном искусстве достигает орнамент. Он  подразделяется на растительный и геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающихся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах народного прикладного искусства.

Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве. Так, обожествляя солнце, несущее земные блага, они изображали его в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, все эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм и мотивов. Благодаря свойственной народному искусству способности хранить и развивать свои наиболее ценные достижения, оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие и дало возможность на его основе развивать творческие способности наших детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Советские педагоги А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию нравственных качеств, приобщает к миру прекрасного, развивает желание стать такими же, сделать также, т.е. развивать свои способности.

Мы тоже уделяем большое внимание народному, декоративно-прикладному творчеству, знакомим детей с жизнедеятельностью Древней Руси через былинный эпос.

Полученные знания и впечатления отражаются детьми в рисунке, аппликации, лепке.

Для расширения представлений о жизнедеятельности Древней Руси нами созданы мини-музеи: «Русская изба», «Кукольный мир», где дети наглядно знакомятся с предметами старины. В глазах наших детей отражается неподдельный интерес, когда они рассматривают предметы быта: горшки, чугунки, ступки, миски, ложки, прялки. А с каким восторгом они берут ухватом чугунки, отправляют их в печь; рассматривают вышитые изделия одежды, тканные коврики. Девочкам по душе роль хозяек:

Помолись, потрудись, только знай не ленись –

Без нужды проживешь да добра наживешь!  

Что за стыд! Как не знать ни кроить, ни стирать!

Я и платье скрою, и рубашку сошью…

Мальчики видят себя в роли богатырей:

Русь Святая! Стяг со Спасом, звон кольчуги, блеск копья,

Щит и лук, колчан с запасом. В бой! – За отчие края!

Детям все кажется чудом. Я считаю, очень важно уметь разделить это удивление и радость познания. Выполняя совместную творческую деятельность с детьми (рисование, лепку, аппликацию), я вижу искреннюю заинтересованность детей. Например, при рисовании портретов богатырей, дети не копируют мои образцы, а отражают в работе свое видение героя ( веселый, задумчивый, усталый после боя и т.д.). А когда дети лепили средства защиты для богатыря (мечи, щиты, копья), то каждый на свою работу нанес символ защиты – оберег. У одних это солнце, у других это символы земли (ромбы, квадраты) или символы воды (линии). Однозначно, в рисунках, поделках они отражают свои впечатления, воплощают в работе свои замыслы, свое видение того, с чем познакомились. Дети самостоятельно выбирают художественные средства и материалы. Я только помогаю и направляю, если это необходимо. Но самое главное в глазах ребят отражается чувство глубокого удовлетворения от выполненной работы.

Для того, чтобы пробудить у детей интерес необходимо создать благоприятный эмоциональный фон. Мы устраиваем тематические посиделки, играем в народные игры, разучиваем поговорки, пословицы, заклички, песенки.

В изостудии представлен практический материал: дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей. Имеется доступный материал для творчества:  глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, различный иллюстрированный материал, подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. В работе используются различные методы: игровой, обследования, наглядности, словесный (чтение стихов и загадок о промыслах,  пословиц и поговорок, сказок и легенд), практический.

Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость.

Вот на это направлена наша работа. Вот для этого мы и развиваем творческие способности наших детей, как говорится – творим добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов. "Развитие творческих способностей детей в детском саду"

Консультация для родителей и педагогов. О развитии художественно-эстетических способностей ребенка....

Консультация для педагогов и родителей (законных представителей) на тему" Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики"

Развитие творческих способностей  - это одна из самых актуальных задач в образовании, так как традиционное обучение направленно лишь на процесс передачи ребенку того, что создано человечеством в ...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования - пластилинографией "

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и первые проявления творчеств...

"Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей дошкольников" Консультация для воспитателей и родителей.

quot;Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей дошкольников" Консультация для воспитателей и родителей....

Консультация для педагогов и родителей «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Театрализованная игра - ведущий помощник педагога в развитии творческих способностей детей....