Педагогический проект: Неделя Народной культуры Японии
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Савельева Мария Валерьевна

Проект был реализован в рамках недели Народной культуры, проходившей в детском саду накануне Дня Народного Единства, строился с  учетом ФГТ. Проведен в старшей группе. Здесь я представляю пример комплексного плана на неделю.А так же конспект "Мазковая живопись" и примеры работ детей; и варианты математических игр по теме недели. Планирую далее выложить материалы - приложения к нему. Надеюсь, мой опыт будет вам полезен!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю 31 октября – 3 ноября)

Группа: старшая                                                                                Тема: «Неделя народной культуры. Япония».

Цель: Познакомить детей с искусством Японии. Создать творческую атмосферу. Расширить круг материалов и приемов творческого самовыражения, доступных детям.  Учить выполнять поделки в стиле «Оригами». Познакомиться с народной японской «мазковой» живописью. Продолжать воспитывать эстетическое отношение к действительности. Формировать первичные ценно стные представления о Японии как о стране древней яркой культуры. Воспитание уважения к людям разных национально стей.

 Итоговое мероприятие: «Бумажная графика. Стиль оригами. «Музыка ветра: Бабочки»» Чайная церемония. Дата проведения итогового мероприятия 3 ноября 2011. 

Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатель Савельева МВ

Режим

Интеграция

образовательных  областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/

социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

2

3

4

5

6

7

8

Утро:

худож.творч.

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

музыка

 здоровье

безопасность

физ. культура

Утренняя гимнастика.

Педагогические ситуации и си туации мо рального выбора по теме;

 рассматривание фотографий, репродукций с изображе нием памятников культуры Японии, других фо томатериалов, иллюстра ций по теме праздника

- чтение художественной, научно-познава тельной и научно-художе ственной литера туры о традициях, особенностях искусства Японии;

 Чтение по выбору детей.

отгадывание и составление зага док по теме.

Рассматривание примеров произведений японского народного искусства.  Беседа «Искусство Оригами. Японский журавлик»

Пальчиковая гимнастика с элементами оригами.

Упражнение детей в работе с выразительными средствами графики.

Чтение,

 обсуждение стихов Хоку.

Упражнение детей в составлении рассказа о Японии.

Ситуативный разговор «Что такое «Народная культура»?», «Искусство рядом».

Ситуативный разговор о традициях чаепития России и Японии в сравнении.

Ситуативный разговор во время одевания о традиционной японской одежде.

Выставка книг «Путешествие в Японию».

Продуктивная деятельность –  мастерская оригами (моделирование из бумаги). См. Приложение 15.

Обогащение материалами уголка природы, создание коллекций «Сакура», «Сад камней», «Карликовые деревья»;

Обогащение материалами уголка с/р игры «Клуб путешественников». Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Дежурство в уголке природы, по столовой.

Японские народные игры и игрушки. Экспериментирование с художественным материалом (при продуктивной деятельности).

Самостоятельные игры детей

Поговорить с родителями о важности интернационального воспитания ребенка.

Рекомендации родителям по подбору литературы для знакомства ребенка с культурой Японии.

Взаимодействие с муз руководителем: разучивание музыкальных игр, слушание народной музыки Японии.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

Консультация для родителей «Оригами как средство развития ребенка», «Рисуем зверька в три мазка!»

Совместный труд детей и родителей по очистке спортивного участка от снега.

Непосредственно образовательная деятельность

31.10.2011

Изобразительная деятельность, Развитие речи, Физкультура на воздухе. Продуктивная, коммуникативная, двигательная деят-ть

Продуктивная деятельность, чтение детям: рассказ воспита теля «Живопись Японии», слайд-шоу. Знакомство с народной «мазковой» живописью (рисова ние мазками тонкой кистью - «Ёжики»);

Развивать творческие способности детей, упражнять детей в передаче образа, динамики, фактуры с помощью новой техники. См. Приложения 1,2,3, 16.

Рассказать детям о разнообразии монологических высказываний; показать красоту Хокку, как способа выражения эмоционального отношения к красоте окружающего. Расширение, конкретизация словаря: страна, народ, эмблема, Япония, японец, японка, хокку, каллиграфия. См. Приложения 4,5

Двигательная деятельность: Физическая культура. Разучивание народных игр Японии. См. Приложение 6

1.11.11

Математика, Музыка. Познавательно- следовательская,

музыкально-художественная

 деят-ть

Развивать представления о геометрических фигурах, отношениях между ними и способах сравнения  (д/ игра «Геометрическая пагода»). См Приложение 7.

Музыкальная деятельность. Прослушивание народных песен Японии, слайд-шоу «Страна Восходящего солнца». См. Приложения 8,9

2.11.11

Развитие речи, Познавательное развитие, Физкультура. Коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная деят-ть

Знакомить детей со словами, пришедшими в наш язык из японского (оригами, икебана, хокку, бонсай, самурай, кабуки, суши, сансей, каратэ, ниндзя), уточнить их первоначальный смысл; дать понятие «согласный звук»; упражнять в выделении первого согласного звука в слове.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная  деятельность: беседа - презентация по теме недели «Япония». См Приложение 4

Двигательная деятельность. Индивидуальная работа с детьми  - разучивание народных игр Японии, игра «Кабуки» – имитация пластики животных (для последующего его изображения). См. Приложение 10

3.11.11

Изобразительная деятельность. Музыка. Познавательно-исследовательская, музыкально-художественная деят-ть

Продолжать знакомить детей с искусством Японии. Создать творческую атмосферу. Создать празднично-приподнятое настроение. Продолжать воспитывать эстетическое отношение к действительности. Научить выполнять поделку в стиле “Оригами” - бабочка. Словарь: страна, столица, народ, флаг, эмблема, Япония, японец, японка, чайная церемония, икебана, пагода, кимоно, хайку, бонсай.
См. приложения 11, 12, 13

Прогулка:

Худож. творчество,

Познание,

Коммуникация,

Чтение х/л,

Музыка,

Физич. культура,

Здоровье,

Безопасность,

Социализация,

Труд.

Упражнение в каллиграфии (символический рисунок Японии) стекой на влажной земле.

Наблюдения «Взаимосвязь изменений в неживой природе и изменений в жизни животных и растений»

подвижные игры Японии См приложение 6.

сюжетно-ролевые игры, в том числе по теме недели «Самураи», «Чайный домик». Целевая прогулка по дендрарию «Растения разных природных зон».

Дид. игра «Подскажи словечко» (назови заимствованные слова про их определениям).

Наблюдения за погодой.

Инд работа упражнение в подъеме – спуске по шведской стенке (мальчики).

Упражнять  в игре «Отбрось банку!». См. Приложение 6.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Ситуативный разговор  «Как появилась бумага?» См. приложение 4.

проектная деятельность «Сад камней»;

Ситуативный разговор  «Кодекс самурая».

Самостоятельная деятельность на прогулке. Изготовления поделок из бросового материала.

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Продуктивная деятельность.

Обогащение материалами  игры «Армия», «Дом».

Вынос оборудования для труда на участке (уборка опавших листьев, веток).

Работа перед сном:

Чтение х/л, коммуникация

Чтение любимой книги (отрывок). Проанализировать работу дежурных по столовой. Закреплять навык аккуратно пользоваться туалетом, мыть руки.

Свободная деятельность детей в центрах активности. Чтение японских народных сказок. См Приложение 14

Вечер:

Худож. творчество,

Социализация,

Познание,

Коммуникация,

Чтение х/л,

Музыка,

 Физич.

Культура, Безопасность,

Здоровье, Труд.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Закаливание.

слушание, разучивание и испол нение Хокку, танцев и пе сен Японии.

 Экспериментирование с бумагой.

Работа по уходу за растениями (рыхление, полив)

Инд.работа: работа по развитию мелкой моторики (упражнения).

педагогические ситуации и си туации мо рального выбора по теме недели.

Индивидуальная работа в изостудии  (рисование в «мазковой» технике, моделирование из бумаги, оригами).

Ситуативный разговор о правилах Чайной церемонии. См Приложение 4.

Напомнить детям, что в группе надо поддерживать чистоту, убирать игрушки, мусор выбрасывать в ведро аккуратно.

Внесение дидактического материала «Мазковая живопись».

Сюжетно-ролевая игра «Чайная церемония», «Самураи».

Свободная деятельность детей в центрах творчества, книги.

создание коллекций (поделки Оригами, роспись ширмы.) «Природа Японии».

Работа в уголке «Информация для родителей».  Оформление материалов по изучаемым техникам изодеятельности.

Прогулка:

П/и «Охрана сокровища на одной ноге», самостоятельная деятельность детей. Игры-эксперименты с песком. Наблюдение за погодой (первые заморозки, первый снег, перепад температур в течение дня, сумерки)

Игры детей с выносным материалом. Труд на участке.  Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. Наблюдения за погодой. П/и «Чужеземцы» См. Приложение 6.

        



Предварительный просмотр:

«Мазковая» живопись Японии. «Ёжики под сакурой»

Тема: Народная «мазковая» живопись Японии.

Цель:

  1. Знакомство с народной «мазковой» живописью (рисова ние мазками тонкой кистью - «Ёжики»);
  2. Развивать творческие способности детей, упражнять детей в передаче образа, динамики, фактуры с помощью новой техники.

Словарь: «мазковая» живопись, анималист, выразительные средства, народное искусство, Япония, японец, японка, сакура, хокку, мазок.

Оборудование: слайд-шоу «Анималистическая живопись Японии», японская народная музыка, технологические карты по технике, фигурки – символы, изображения сакуры, пагоды, иероглифов.

Ход.

  1. Организационная часть.

    в-ль: Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной техникой страны, называемой «Страна Восходящего Солнца», Японии.  Мастера многие века оттачивали эти приёмы изображения животных.

  1. Рассказ воспита теля «Живопись Японии», сопровождающийся слайд-шоу.

По  ходу просмотра дети знакомятся с традиционным японским изобразительным искусством: живописью мазком, каллиграфией и гравюрой со специальных дощечек.

Кроме того на картинах впервые появляются (и вводятся понятия): национальный костюм японца – кимоно и японки – шелковый халат, особая прическа; Чудеса архитектуры: пагода – воздушное здание с изящно загнутыми уголками крыш и чайный домик – специально предназначенная для Чайной церемонии постройка из тростника в саду. Сохраняя верность своей культуре, традициям, Япония является одной из самых развитых стран мира.

III. В качестве физминутки разучиваемся народная игра.

 Нос, нос, нос, рот...

Эта игра пришла в Японию из США. Игроки сидят кружком, посредине водящий. Он говорит: нос, нос, нос, рот. При трех первых словах, произнося их, он берется за нос, а при четвертом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие кружком должны делать все, как говорит, а не как делает водящий, и не дать себя сбить. Кто ошибется, выбывает из игры. Один, самый внимательный, остается последним, он и выигрывает.

IV. Анализ изображений, технологических карт. Показ воспитателем приемов изображения животных мазками.

IV. Продуктивная деятельность.
   Дети создают свою картину на тему «Ёжики под сакурой», используя изобразительные средства новой техники.
V. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ЗПР по теме «Сравнение предметов по размеру » в рамках недели «Народная культура и традиции»

на данном занятии закрепляются знания о величине предметов . способах их сравнения. знакомятся  с народным праздником "масленица" и некоторыми масленичными забавами....

«Организация развивающей предметно – пространственной среды для поддержки детской инициативы в рамках тематической недели «Народная культура и традиции. В гостях у Марьюшки.»

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склон...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Педагогический проект по физической культуре в ДОУ "Олимпийская неделя"

Данный проект содержит информацию об олимпийских играх,расширяя кругозор дошкольников....