ОБОБЩЕННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ "Использование пейзажной живописи в формировании начал экологической культуры"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Белобородова Раиса Михайловна

В своей работе я постаралась объединить два наиболее эмоциональных вида детской деятельности – изобразительная деятельность и экологическое воспитание, взяв из одного  - пейзажную живопись, а из другого – наблюдения в природе. Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 г. Кропоткин

муниципального образования Кавказский район



__________________________________________________

БЕЛОБОРОДОВА Р.М.

ОБОБЩЕННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ

В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

г. КРОПОТКИН

2012г.



Предварительный просмотр:

БЕЛОБОРОДОВА РАИСА МИХАЙЛОВНА

Воспитатель высшей категории.

Окончила Улан-Уденское педагогическое училище. Педагогический стаж работы – 25 лет, из них 17 лет  -  воспитатель МБДОУ д/с комбинированного вида № 4 г. Кропоткина.

Наиболее углубленно работает с дошкольниками по изобразительной деятельности и экологическому воспитанию.

        Данный опыт работы объединяет  два наиболее эмоциональных вида детской деятельности – изобразительную деятельность и экологическое воспитание.

Ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Нравственно – эстетическое отношение к природе обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Таким образом, нельзя отделить художественно – эстетическое воспитание от экологического.

        К числу особенностей данного опыта работы относятся и оригинальная технология создания пейзажей с использованием нетрадиционных техник рисования, природного и бросового материала, на основе ознакомления с репродукциями картин известных и современных русских художников – пейзажистов.



Предварительный просмотр:

Введение

Каждый ребенок - художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

                                                                             Пабло Пикассо

Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством связано с яркими впечатлениями от окружающего мира. Для полного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений и опыта положительно – активного отношения к окружающему.

Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства. Особое место в этом процессе отводиться изобразительной деятельности и изобразительному искусству, которые являются одной из форм активного, эмоционально-нравственного познания окружающей действительности, его творческого характера.

Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается через ознакомление и восприятие детьми пейзажных картин.

Актуальность опыта

Известно, что  процесс познания детей отличается от процесса познания взрослого: взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 5-7 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия и осмысленной предметной деятельности.

В своей работе я постаралась объединить два наиболее эмоциональных вида детской деятельности – изобразительная деятельность и экологическое воспитание, взяв из одного  - пейзажную живопись, а из другого – наблюдения в природе. Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.                                                                                                                                                   Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой и это определяет использование природы как средства, а формирование гармонии отношения к ней выступает как одна из задач нравственно – эстетического воспитания.

Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно – эстетическое отношение к природе обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Таким образом, нельзя отделить художественно – эстетическое воспитание от экологического.

Общение только с природой недостаточно для развития художественно – эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого дошкольника опыт общения с природой, накопленным человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи. Педагогически целесообразное сочетания экологического образования и воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней  будет пробуждать у дошкольника чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления  как неповторимой ценности и, тем самым, будет содействовать сохранению природной среды. Одновременно решаются важные задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. К числу особенностей данного опыта работы относятся и оригинальная технология создания пейзажей с использованием нетрадиционных техник рисования, природного и бросового материала, на основе ознакомления с репродукциями картин известных и современных русских художников – пейзажистов.

Диапазон опыта

Реализация  содержания опыта работы предполагает деятельность педагога с детьми  старшего дошкольного возраста в течение 2-х лет – в старшей и подготовительной к школе группах.

 Данный опыт работы позволяет решать следующие задачи: 

  1. Обучение цветовому восприятию: 

а) как средству передачи настроения произведения;

б) основному средству выразительности пейзажных картин.

  1. Формирование целостного видения композиционной выразительности картины.
  2. Развитие познавательных и интеллектуальных процессов через восприятие пейзажной живописи и экологическую  деятельность детей.
  3. Развитие эстетического восприятия природы.
  4. Побуждение интереса к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.
  5. Воспитание бережного отношения и любви к природе, поэтическому искусству своего народа.
  6. Воспитания интереса к работе с разнообразными материалами.

Технология опыта

Главной целью  данного опыта является  развитие  у детей устойчивого интереса к пейзажной живописи на основе наблюдения в природе. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства. Вот она необходимая педагогическая закономерность: опыт  наблюдения - восприятие произведений искусства - наконец, творение юного художника. Данный опыт работы направлен на  формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение творчества художника. Я хочу подвести детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.                                                                                                                                                 В соответствии с целью были сформированы основные задачи опыта:

В области знаний:

  1. ознакомление детей с пейзажной живописью русских и современных художников;
  2. развитие  эстетического восприятия мира природы;

В области умений:

  1.  обучение навыкам пейзажного рисования с использованием традиционных и нетрадиционных приемов;
  2. обучение  детей использованию доступных средств выразительности: композиции, колорита;
  3. расширение представлений о цвете, о сочетании цветов и оттенков;
  4. развитие и совершенствование  технических навыков и умений в  изобразительном творчестве;

При решении этих задач я опиралась  на следующие принципы:

Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывая их психофизиологические особенности.

Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций в данном опыте может быть активное наблюдение в природе или сравнительный анализ двух или нескольких похожих картин.

Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно – образное и наглядно – действенное мышления ребенка дошкольника.

Принцип гуманности, подразумевающий переход от авторитарного обучения и воспитания к личностно – ориентированному.

Принцип последовательности отражается в системе последовательного развертывания знаний – от простого к сложному.

Принцип интегрированного подхода к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад  разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка.

Принцип вариативности предусматривает условия выбора для ребенка  материалов для творчества.

Принцип краеведения означает, что сначала следует знакомить детей с пейзажами, отражающими красоту родного города и края, а затем с репродукциями картин художников – пейзажистов.

Предлагаемая система комплексной педагогической работы строится на единстве развития художественно – эстетического восприятия  и собственной деятельности детей. Полученные знания о пейзаже, его средствах выразительности  сразу же закрепляются в изобразительной деятельности. Кроме того, в работе представлена система, предназначенная для ознакомления детей с пейзажем и  развития их творческих способностей, включающая принципы отбора картин, задачи, формы и методы работы педагога  с детьми.



Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ  РАБОТЫ

Этапы

Содержание

I этап

Уточнить и закрепить представления детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создаёт произведения искусства, о роли изобразительного искусства в жизни человека; как к нему относятся люди, где хранятся подлинные произведения искусства, как ведут себя люди в музеях. Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом.

II этап

Целенаправленная и углублённая работа по ознакомлению со свойствами цвета: познакомить детей с составными и основными цветами. Дать представление о спектральном круге. Познакомить с художественными материалами (чем работает художник): акварель, гуашь, сангина, палитра. Развивать представления о тёплых и холодных цветах, показать значение их контраста. Упражнять в получении составных цветов разных оттенков путём смешивания. Познакомить с ахроматическими красками.

III этап

Познакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства – пейзажем (природным, сельским, городским, морским, космическим,). Учить понимать настроение пейзажа и отношение художника к картине, выделять средства выразительности: колорит, композицию, материал. Показать связь изобразительного искусства с природой, единства средств выразительности и передачи в разное время года, разное время суток, самостоятельно выбирать и использовать средства выразительности. Рисовать разные породы деревьев. Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть природу в произведениях искусства.

Система работы по ознакомлению детей с пейзажной живописью

Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

Впервые обучение детей пейзажному рисованию я начала проводить в старшем дошкольном возрасте. К этому времени дети уже приобрели умение воспринимать художественные произведения различного содержания, т.е. не только те, где предстает занимательный сюжет и изображено какое-то действие. В работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применялись  разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам дети учились  видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года. Дети овладели  умениями не только видеть и понимать содержание картины, но и чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу.

Чтобы  правдиво, доступно, эмоционально «окунуть»  детей в мир изо6разителыюго  искусства,  нужно самой там побывать,  ведь красоту,  гармонию формы и содержание произведения  искусства  надо увидеть. Поэтому первой задачей в моей работе  было собрание достаточно полного и разнообразного иллюстративного материала, репродукций картин известных и современных художников-пейзажистов, различных видов пейзажа -  природного, городского, деревенского, морского, горного, космического. Предлагаемый список  художников-пейзажистов по многим программам детского сада достаточно узок. Это, в основном, известные русские художники Айвазовский И.К., Васнецов А.М., Куинджи А.И., Левитан И.И., Поленов В.Д., Саврасов А.К., Шишкин И.И.

Мне же хотелось показать еще и современную пейзажную живопись и даже новое направление в этой области – фотопейзаж. Благо, возможности Интернета позволяют сегодня педагогу выходить за рамки обычной программы, искать новые технологии в работе, тем самым расширяя кругозор детей.

Предварительную работу по ознакомлению детей с миром искусства провела в старшей группе в виде беседы. Используя разные методические приемы,  постепенно  подвела детей к пониманию красоты,  как  эстетической  категории  и  её  проявление в природе и произведениях  искусства, к пониманию положи тельного влияния красоты на ум и сердце ребёнка, к пониманию того, что поэты, композиторы,  художники  дарят красоту всем, кто хочет прикоснуться к ней. Познакомила детей с  профессией художника, ору диями его труда. В игровой, доступной детям  этого возраста форме дала первоначальные знания о цвете, композиции.

 Встречу с произве дениями изобразительного искусства – живописью  начала с репродук ций картин И.И. Шишкина.  На  фоне музыки, поэтических строк дети смогли лучше разглядеть шедевры пейзажной лирики – «Утро в сосновом бору», «3има», «Корабельная роща», воспринять и осмыслить их содержание.

Следующему занятию «Путешествие в мир искусства» уделила особое внимание, так как очень большое значение имеет первое впечатление. Для меня было очень важно услышать от детей, когда они войдут утром в группу слова: «Как красиво!» Красота и искусство идентичны в своём понимании. Очень тщательно, с учётом интерьера группы, разместила репродукции картин художников –пейзажистов, т.е. оформила «мини-музей». Для первого знакомства с живописью выбрала самые  значимые картины русской живописи: В.Д.Поленов «Золотая осень», И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору», И.И.Левитан «Весна. Большая вода», Б.М. Кустодиев «Березовая роща», Б.М.Кустодиев «Зима», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», И.К Айвазовский «Девятый вал».

Такое  разнообразие разных жанров пейзажной живописи сразу же привлекло внимание детей. Занятие провела в форме посещения музея, где «из зала в зал переходя» дети знакомились с «полотнами» известных художников-пейзажистов.                                           

Часто проводились беседы по содержанию пейзажных картин, рассматривались репродукции разных художников, изображающих одно и тоже дерево, например, березу ( Б.М.Кустодиев «Березовая роща», К. Ф. Юон  «Березы», Е.А.Мец «Деревенский пейзаж», И.И.Левитан «Березовая роща», Е.Е.Волков «Октябрь», Дм.Левин «Утро в Лермонтово», А.А.Куинджи «Березовая роща») Объясняла детям, что белоствольная березка – символ России, и не случайно столько художников, поэтов и композиторов посвящали ей свои произведения.

На занятиях по предметному рисованию  дети  учились рисовать деревья разных пород в разное время года – стройную березку, раскидистую иву, могучий дуб. Впечатления от картин известных художников не пропали даром, дети старались в своих рисунках  передать  «похожесть»,  нарисовать «как у художника». И если первые работы были еще несовершенны и далеки  от  выразительности, то в дальнейшем дети уже рисовали  достаточно творчески, подключая свои представления, полученные в результате наблюдений и систематических занятий.

Параллельно проводилась работа по наблюдению в природе. Были разработаны картотеки наблюдений в природе, главной целью которых стало ознакомление детей с разными видами деревьев,  с явлениями в живой и неживой  природе в разные сезоны. Я учила  детей внимательно вглядываться в окружающую природу,  ви деть и понимать ее красоту, ощущать гордость  за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях  художники, поэты, писатели и  композиторы,  учить видеть богатство  и  гармонию  цветовой гаммы  природы. Часто  при наблюдении в природе использовала поэтические строчки известных поэтов о природе, о ее красоте. Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т.е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Наблюдения за природой проводила параллельно с рассматриванием пейзажа, обращая внимание детей на цвет природных объектов, например неба. Выясняла с детьми, что небо бывает разного цвета, это зависит от погоды, временем суток и освещения. Обращала внимание и на небо в произведениях живописи: «Что можно сказать о небе? Какое оно?» (хмурое, пасмурное, тревожное; радостное, безоблачное, светлое и т.д.) Какие цвета помогли художнику создать настроение печали? Радости? А что бы изменилось в картине, если бы художники меняли краски? (Грустная картина стала бы радостной, и наоборот.) Так же как и небо, рассматривали с детьми траву, землю, снег (как в природе, так и в живописи): «Какого цвета снег?». Первый снег чистый, белый, пушистый; старый – слоистый, слежавшийся; его обдули ветры и подтачивали оттепели. Снег может быть сероватым и голубым, розовым и золотистым, и даже разноцветным. Убедится в этом помогали репродукции картин И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», И.Левитана «Март», «Лес», А.М.Гермашева «Лиловый снег», А.М.Васнецова «Зимний сон» и другие.

В таком же ключе подбирала занятия осеннего цикла, где палитра красок осени созвучна палитре художника. Осень всегда вдохновляла художников своей красотой и очарованием. На одном из занятий рассматривали репродукцию картины И.Левитана «Золотая осень»: «Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде отражаются прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. Осень – праздник красоты. И немного грустный: ведь это красота прощания. Такой увидел осень художник Левитан». Этот короткий рассказ помог каждому ребёнку глубже воспринять картину и вложить в свою работу (осенний пейзаж) собственные мысли и чувства. Беседы об осени с использованием пейзажных картин В.Поленова «Золотая осень», «Осенью в Абрамцево»,  Дм.Левина «Осенняя пора», Б.М.Кустодиева «Осень в провинции», Е.Е.Волкова «Осенний пейзаж», «Золотая осень. Тихая речка», И.С.Остроухова «Золотая осень», А.А.Куинджи «Осень», А.Н.Шильдера  «Осенний пейзаж»  произвели неизгладимое впечатление на детские души.  Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Вот наступила осень... В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирали, рассматривали их, стремились обратить внимание воспитателя на их красоту. Здесь было важно поддержать интерес ребят. Вместе с детьми играли с собранными листьями («Найди такой же по цвету и форме»), предлагала составить из листьев композиции (например, осенний лес, где листья изображали деревья). Старалась давать детям возможность пофантазировать, что можно сделать из этого материала. При этом мы не наклеивали картинки, а просто раскладывали и смотрели со всеми детьми, кто что придумал.                              Для развития творчества старших дошкольников мною был проведен ряд занятий по ознакомлению со свойствами цвета, где я познакомила детей с основными и составными цветами, спектральным кругом. Дети познакомились с теплыми и холодными тонами, упражнялись в получении составных цветов разных оттенков путем смешивания. Совершенствовались знания детей о цветах радуги и последовательности их расположения. Дети упражнялись в выкладывании цветов радуги в нужном порядке по представлению.                                                                                                             На прогулках обращала внимание, что колорит каждого времени года разный. Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, для весеннего характерны прозрачные голубые, зелёные цвета, а для летнего – солнечные, яркие,  тёплые цвета и оттенки.                                                                                                                            Я провела цикл занятий под общим названием «Цвет и свет в  природе и в картинах художников-пейзажистов». Дети узнали, что цвет и свет играет большую роль в картинах художников. Я обратила внимание детей, что при изображении одного и того же времени года каждый художник использует разный цвет, и именно благодаря цвету и свету в картине, каждый человек может выбрать себе то, что ему ближе, понятнее или соответствует его настроению. Так мы узнали, что  весна может быть серо-голубой, как на картине  А.К. Саврасова «Грачи прилетели» или ярко-голубой, как на картине В.К. Бялыницкого-Бирули «Весна» или В.Н Бакшаева «Голубая весна», может быть светло-зеленой, как  на картине И.И.Шишкина «Ивы, освещенные солнцем» или ярко-зеленой как на картине Дм.Левина «Весна в деревне», может быть даже розовой, как на картине А.Н.Шильдера «Начало весны» или синей, как на картине И.И.Левитана «Весна».

Теперь уже на прогулках по городу или в парке дети искали «цветную» весну: утром от нежных лучей солнца ранняя весна  была бледно-голубой или почти прозрачной, в яркий солнечный день желтой или бледно-зеленой от первых почек и нежных листочков на деревьях, а весна в апреле-мае была белой или даже розовой от цветущих фруктовых деревьев: яблонь, алычи, абрикосов, вишен. Все свои радостные открытия дети передавали в своих рисунках, расширяя  палитру красок, сами решая какую краску лучше взять для изображения солнечной полянки или пасмурного дня.

Кроме того, несколько занятий было посвящено солнечному свету в картинах художников. Я объясняла детям, что художники, используя разные приемы, могут показать солнечный день без прорисовки самого солнца, но глядя на картину, мы сразу понимаем, что солнце на картине есть: оно в бликах, тенях, макушках деревьев, в отражении воды. Здесь для показа использовала картины И.И.Левитана «Солнечный день», Дм.Левина «Проталины» и «Солнце взошло», Е.Е.Волкова «Лесное озеро», А.И.Куинджи «Березовая роща», А.Н.Шильдера «Ноябрь». И даже «Корабельная роща» И.И.Шишкина освещена солнцем.

Таким образом, у детей значительно расширился творческий кругозор, расширился их творческий потенциал, выросли умения и  навыки. Так постепенно, пошагово происходило знакомство детей с искусством.

Следующим этапом в моей работе  стало обучение детей живописной азбуке. Живопись – волшебница очень щедрая, но свои сокровища она отдаёт только тем, чей глаз и зорок и наблюдателен. Только зная азбуку живописи: расположение предметов на картине, рисунок, всё разнообразие красок, оттенков, тонов, пятен света и тени – удаётся найти слова, интонации, которые будят эмоции и помогают увидеть чудо, пробудить интерес к живописи. 

Какой же первый слог живописной азбуки? Расположение предметов на картине – композиция. Композиция – основа  живописи, она выражает главную мысль художника, идею картины. Второй слог – рисунок. Рисунок – это главный рассказчик.  Он  подробно рассказывает о каждом герое, его прошлом и настоя щем, обо всех событиях  картины. Третий слог это – всё  разнообразие красоты,  оттенков,  тонов, пятен и тени, которыми с нами говорит  картина.  Художники  называют это – колорит  живописи. Конечно же, детям я все эти основы живописи преподносила в очень упрощенной форме, рассказывала, что каждый художник, прежде чем написать картину масля ными красками на полотне, должен ясно представить себе, как она будет выглядеть, где что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, то есть продумать композицию кар тины. Старалась показать  на репродукциях художников для чего художники используют линию горизонта - воображаемую линию, где, кажет ся, что земля соединяется с небом. Художник заранее про думывает, какой величины будут все предметы на картине. Ближайшие деревья он рисует  крупными, а те предметы, кото рые находятся дальше, на заднем плане, маленькими. Далекие домики едва заметны, так далеко они расположены от зрителя, а дальний лес кажется одним зеленым пятном, так как, нельзя разглядеть так далеко листья и даже стволы деревьев. Очень хорошо для этих целей использовать картины  В.К.Бялыницкого-Бирули «Ранняя весна», В.Д.Поленова «Золотая осень», И.И.Шишкина «Рожь», Дм.Левина «На опушке», И.И.Левитана «Лодки у берега», Е.Е.Волкова «Поле ромашек», «В конце зимы», И.И.Ендогурова «Мхи».

Известно, что предпосылкой создания выразительного рисунка дошкольника является овладение им изобразительной грамотой, т.е. элементарными навыками, умениями в области реалистического рисования. Для выразительного изображения природы важно овладеть рисованием линий разной интенсивности, создаваемой различным нажимом на карандаш или использованием различных кистей, упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева приемом вертикального мазка, помогать дошкольнику передать пространственные взаимоотношения предметов. Некоторые приемы передачи художественной выразительности можно показать детям: рисование разных пород деревьев, составление красок для нужного тона, подбор фона для рисунка, компоновка на листе. Я использовала  для этой цели конспекты занятий Г.С. Швайко: «Осенний клен и ель», «Осеннее дерево под ветром», «Пасмурный осенний день», «Осеннее дерево и кусты» и другие, где красной линией проходит вариативность изображения деревьев. Подготовила для этой цели образцы рисования. Подобные занятия проводила по теме «Небо в картинах художников», «Солнце  на картине», «Образ Земли в картинах» и др.

Средством выразительности может быть и правильно подобранный материал. Для изображения пейзажа я учила детей использовать гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши. Так, в гуашевую краску добавляли воду, разбавляя ее до нужной густоты, а чтобы добиться различных оттенков цвета, смешивали с белилами, которые создают более светлый тон различных оттенков. Очень часто использовала  прием накладывания краски на краску (после того как первая высохнет). Это помогало детям передать определенный колорит, разнообразные оттенки цветов, видеть их единство в одном рисунке. Для получения производных цветов (оранжевого, коричневого и т.д.) краску накладывали одну на другую, прямо на рисунке. Так рисовали небо в утренние часы и вечером, восход солнца, освещение земли солнцем, изображали кору дерева, окрашенную разными оттенками серого и коричневого. Использовали в рисунке разные способы закрашивания фона: с помощью поролона, разбрызгивания краски (снежная метель, дождливая погода), размыва, мазков. Если гуашевые краски давала детям для изображения таких времен года, как зима, осень, то для летних и весенних пейзажей – акварель.

Нетрадиционные способы рисования тоже хороши для выразительности рисунка и дети охотно их использовали, например, на занятии «Осенняя пылающая листва на фоне холодного голубого неба» дети использовали прием рисования по сырому фону акварелью, когда краски размываясь, как бы вливаются друг в друга. Пушистые елочки, траву, облака, крону деревьев лучше рисовать тычком. Показать заснеженную зиму – набрызгом, а пробуждение природы весной  - приемом монотипии. В нетрадиционной технике были проведены несколько занятий по конспектам Т.Г. Казаковой.

Особое место в работе по эстетическому развитию дошкольников отвожу свободной самостоятельной деятельности. Для этого я создала в группе соответствующие условия. Рабочих мест хватает на всех детей. В основном, после полдника на столы выкладываю изобразительные материалы, имеющиеся в группе. Дети выбирают их самостоятельно и рисуют. Чтобы у них не потерялся интерес к рисованию, я периодически демонстрирую новые интересные приёмы работы с уже известными им материалами, а также и некоторые нетрадиционные технологии (рисование восковыми мелками, на сырой бумаге, ниткографию, кляксографию, монотипию). Положительно оцениваю инициативу детей, независимо от полученного им результата. Заинтересованно, уважительно и деликатно отношусь к детскому творчеству. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают большее количество образов или используют более разнообразные средства выразительности. Рисуя пейзаж, ребята стремятся к отражению лишь характерных, на их взгляд, признаков и особенностей. Например, рисуя ель, дети в средней группе передавали лишь главные признаки дерева: ствол и ветки. В старшей группе они стремятся уже выделить старые и молодые ели, большие и маленькие, разные оттенки зелёного цвета в окраске хвои веток, разное строение и окраску ствола. Происходит индивидуализация в деталях (стала встречаться чаще в детских рисунках). Наблюдения показали, что такая системная ежедневная работа побуждает детей к активной продуктивной деятельности: они с удовольствием рисуют, создают коллажи по временам года. Дети свободнее владеют пространственным ориентиром, поэтому композиция чаще стала иметь многоплановый характер, предметы располагаются «ближе - дальше». Ребята научились работать разными материалами, в разной технике. Перейдя в подготовительную группу, дети сами стали интересоваться пейзажем, как жанром живописи. Дошкольники уже ознакомились с такими видами пейзажа, как деревенский, городской, морской, горный, космический. Это даёт возможность расширить решение задач по развитию эстетических чувств дошкольников.

Так, на занятиях по ознакомлению с видами пейзажей я подбирала  картины деревенского пейзажа (Дм.Левин «Старый мостик», «Новый день начинается», И.И.Левитан «Солнечный день», В.И Алещенко «Хата с подсолнухами») и городского (К.Ф.Юон «Весенний майский день», Ю.Обуховский «Весна на Патриарших», Н.Лукашук «Майский день»), давая возможность детям самим отличить один вид пейзажа от другого, найти принципиальные различия в картинах. Или в беседе о морском пейзаже приносила репродукции И.К.Айвазовского «Неаполитанский залив» и современного кубанского художника А.Адамова «Закат» и проводила беседу по сравнению картин известных мастеров и современных. Подобные беседы по сравнению картин известных русских художников и современных очень понравились детям. Тематика бесед достаточно разнообразна: «Деревья в картинах художников» ( И.И.Шишкин «Сосновый бор», А.К.Саврасов «Дубы», Ф.А.Васильев «Тополя», Дм.Левин «Сады цветут», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»);  «Цветочный пейзаж» (К.Ф.Юон «Голубой куст», О.Тимошин «Одуванчики», Е.Е.Волков «Поле ромашек»), «Лучше гор могут быть только горы» (Н.К.Рерих «Тибет», «Песнь о Шамбале», «Облачное пламя», И.Н.Занковский «Горный пейзаж», «Дарьяльское ущелье», Ю.А.Жабин «Горы»). Учила детей смотреть похожие по тематике  картины художников разных эпох (Левитан И.И. «Лодки у причала» и Мельников Д.И. «Тихая заводь» или  Кустодиев В.М. «Березовая роща» и Мец Е.А. Деревенский пейзаж»)

Чтобы расширить горизонты пейзажной живописи в подготовительной группе детского сада я провела беседу о космическом пейзаже, достаточно молодом и необычном виде пейзажа. Художников, которые пишут картины в этом жанре не так уж много. Основоположником этого направления считается Юрий Павлович Швец, художник-фантаст, живший в одно время с Э.К.Циолковским и создавшим наброски к фильму «Космический рейс» в 1934году («Стартовая площадка орбитальной космической станции», «Пост управления звездолетом»), когда еще не летали в космос ракеты, не было космонавтов, да  и техники космической еще не было. Но и современные художники создают картины в стиле космического пейзажа (Е.А.Большаков «Космический пейзаж», С.Н.Крайнев «Адреналин», «Терра инкогнито», Г.Курнин «Пейзаж Марса», «Космический пейзаж»). Мне показалось интересным представить детям работы в стиле компьютерной графики, чтобы увидеть возможности современного искусства («Космические пейзажи в компьютерной графике»). Современным детям интересно все новое, необычное и такие картины будоражат фантазию, воображение, хочется побывать на неизвестных планетах, узнать – а как там? Естественно, что после просмотра картин и беседы детям захотелось  самим пофантазировать и нарисовать космический пейзаж.

В своей работе с детьми подготовительной группы я провела также занятие, посвященное кубанским художникам-пейзажистам. Природа Кубани, особенно в летнюю пору, благодаря которой наш край считается одним из лучших уголков России – вот тема, которая нашла свое отражение в творчестве кубанских художников-пейзажистов. Кубанская природа щедра на краски, красота ее близка нашим детям, все времена года можно наблюдать в парках и на улицах города. Картины кубанских художников понятны и просты, тем ценнее они для детского восприятия (С.Адамов «Море», В.Евса «Зима», В.Евса «Осень», Л.Кузьмичев «Разлив», П.Гречишкин «Поляна в Архызе», И.А.Калугин «Зимний пейзаж», А.Н.Куземка «Цветущий сад», В.Т.Андрющенко «Перед дождем», П.Н.Ружейников «Летний день» и др.).

И, конечно же,  нельзя обойти  и новое направление в изображении пейзажей – фотоживопись. В занятии-беседе я объясняла детям, что в далеком прошлом не было фотоаппаратов и, чтобы запечатлеть  природу, художник долго и упорно рисовал красками и кистями, стараясь передать все тона и полутона природы. Сегодня многие современные фотографы делают замечательные пейзажи русской природы, запечатлевая всю палитру красок природы на фотографиях. Дети посмотрели интересные фотопейзажи,  разложили их по видам – природный, горный, морской. Одно из занятий я посвятила сравнению картин известных художников и современных фотопейзажистов.

Нельзя не упомянуть и значение поэтического слова в художественно-творческой деятельности детей. Методы, которые я использовала для эстетического восприятия и детского творчества :

  1. наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтическом произведении;
  2. беседа о поэтических образах;
  3. рассматривание соответствующих репродукций художников-пейзажистов;
  4. показ некоторых приемов изображения;
  5. анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа.



Предварительный просмотр:

Последовательность выполнения пейзажа

детьми дошкольного возраста

Для того чтобы научить детей правильно рисовать природу воспитателю необходимо научить детей соблюдать последовательность выполнения пейзажа:

  1. Начинается с выбора уголка природы, который дети хотели  бы изобразить в своей картине.
  2. Пейзаж обычно рисуют с натуры (на пленере), но есть один способ, который позволяет это делать и дома (этюды)

Этюд – это зарисовка отдельных элементов будущей картины (прорисовка цветов, трав, неба, деревьев, зданий, земли, воды).

На примере этих этюдов можно создать пейзаж.

  1. Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали)
  2. Делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта. Есть пейзажи, где линия горизонта высокая (широкая полоса земли и узкая – неба), и пейзажи, где линия  горизонта – низкая (узкая полоса земли и широкая – неба).
  3. В рисунке пейзажа есть два закона: линейная перспектива и воздушная перспектива.

Перспектива от латинского – «ясно вижу».

Смотря куда-либо мы видим, что удаленные предметы (деревья, дома) кажутся маленькими, а ближние большими, поэтому на переднем плане предметы нужно изображать крупно, а на заднем мелко – этот закон называется линейной перспективой.

Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух художник использует закон воздушной перспективы, поэтому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато.

При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане.

При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой – если это акварель или белилами – если это гуашь.

Зная законы линейной и воздушной перспективы, можно приступать к выполнению пейзажа, начиная с переднего плана, а затем рисуется задний план.

Анализ детских работ

При оценке детских рисунков следует исходить из следующих критериев:

- передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита, настроения маленького рисовальщика;

-   разнообразие композиции(связь между предметами, их объединение, выделение главного образа);

-    изображение формы, ее характерных признаков, деталей;

-    передача пропорций предмета, его размеров;

- наличие выразительных образов стихотворения, соответствие изображения в рисунке  поэтическому описанию.

Рост знаний,  умений и навыков показало и диагностирование детей, которое я проводила по следующим критериям – показателям творчества:

  1. Наличие в рисовании выразительных средств (цвет, колорит, композиция).                                                                                                                    2. Индивидуальность рисунка  каждого ребенка.                                                               3. Творческая направленность.                                                                                                 4. Вариативность содержания. Использование в рисунке различных техник, материалов, способов.                                                                                                             5. Самостоятельность в выборе замысла.                                                                                  6. Инициатива в рисунке. Использование в рисунке ранее усвоенных изобразительных средств.                                                                                                           7. Ориентация на личный опыт ребенка в выборе замысла, способа изображения.

Для анализа знаний детей по результатам проведенной работы разработаны критерии оценки на основе программы «Детство».

Критерии оценки знаний детей:

Высокий уровень: дети обнаруживают постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с произведениями искусства, испытывают удовольствие и радость от встречи с ними. Знают о профессиях художника, графика, об особенностях их творческого труда. Помнят имена некоторых из них, их конкретные произведения, индивидуальную манеру творчества, высказывают свое отношение к ним.

Средний уровень: проявляют устойчивый интерес и потребность в общении с произведениями искусства, испытывают радость от встречи с ними. Знают о творческом труде художников, графиков, видят особенности творческой манеры некоторых из них, высказывают свое отношении к ним. Помнят некоторые имена и конкретные произведения искусства.

Низкий уровень: дети проявляют интерес и желание общаться с произведениями искусства. У детей есть знания о профессиях художников, иллюстратора книги, их творческом труде, они знают имена некоторых художников и их произведений.

Для анализа практических умений детей мною взяты критерии оценки практических умений детей:

Высокий уровень. Форма передана точно. Линия уверенная, использует контурную линию, штриховку, нажим варьируется. Изображаемый предмет, использует усвоенные приемы, так и осуществляет поиск новых, оригинальных приемов изображения; легко справляется с рисованием знакомых предметов, так и незнакомых. Знает названия всех цветов и их оттенков, выделяет «теплые» и «холодные» тона, активно использует их в своей речи; использует цвет как средство выразительности. Техника закрашивания развита хорошо. Штриховка повторяет форму предмета, штрихи ровные, не оставляет пробелы. Рисунки оригинальны, не повторяют работы других детей. Обдумывает содержание рисунка с увлечением, полностью самостоятелен в его выборе.

Средний уровень. В передаче формы есть незначительные искажения. Линия уверенная, нажим ослаблен. По показу работает уверенно, соблюдая пропорции изображаемого предмета; без показа теряется, нарушает пропорции. Различает все цвета и оттенки, называет главные «холодные» и «теплые» тона. Техника закрашивания не достаточно хорошо. Закрашивает предмет стандартно, не учитывая его индивидуальные особенности, оставляет пробелы. Воображение базируется на жизненных впечатлениях, рисунки могут повторять друг друга. Самостоятелен в выборе содержания, переданы незначительные элементы движения и эмоциональности.

Низкий уровень. Передача формы не удалась, имеются большие искажения. Линия напряженная, с сильным нажимом. Задание выполняет не уверенно, прибегая к помощи взрослого – показу. Различает все цвета, но не выделяет оттенки, при закрашивании пользуется цветными штампами. Воображение развито слабо, не стремиться украсить свой рисунок. Техника закрашивания развита слабо. Штриховка в разных направлениях, имеются большие просветы. Самостоятелен в выборе содержания, но содержание рисунка примитивно, рисунок статичен, эмоциональное отношение не выражено.

Подводя итог можно сказать, что в результате проделанной работы у детей появился интерес к изобразительному искусству. Рассматривая репродукции картин, они уже свободно выделяли средства выразительности картин: рисунок, композицию, колорит. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество. Рассматривая картину, дети понимают настроение художника, значительно улучшилось и качество детских рисунков: интересные по содержанию сюжеты, разнообразие красок, более реалистическое изображение сюжета. Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.

Использование дидактических игр при работе  по ознакомлению детей с пейзажной живописью

В своей работе  по ознакомлению детей с пейзажной живописью  для закрепления или уточнения знаний были использованы художественно-развивающие игры и упражнения, которые я проводила как на занятии, так и в индивидуальной и подгрупповой работе. Использование таких игр в системе педагогических ситуаций вызывает у детей особый интерес к пониманию окружающего мира, положительно сказывается на продуктивно-изобразительной деятельности дошкольников, развивает  восприятие детей, формирует  представление о цвете, учит  отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;

Игра «Собери букет для Снегурочки и Солнечного Лучика».

Цель: развитие цветовидения

Дети собирают отдельно букеты холодных (для Снегурочки) и теплых (для Солнечного Лучика) тонов.

Игра «Собери гусеничку».                                                                                                                   Цель: развитие цветовидения                                                                                 Несколько вариантов игр для разного возраста. Можно собрать гусеничку из кругов холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.

Игра «Подбери палитру к картине»

Цель: развитие цветовидения

Художник рисовал осень (или другое время года), разводил краски на палитре (предлагается несколько палитр с разными сочетаниями оттенков). По сочетанию красок картины надо найти эту палитру.

Игра «Цветовые примеры»

Цель: развитие цветовидения

Детям предлагается  решить примеры, только вместо цифр – цветовые карточки с основными цветами. В сумме должны быть выложены карточки с составными цветами (например, красный+желтый= оранжевый)

Игра «Составь узор»

Цель: развитие цветовидения

Детям предлагается самостоятельно собрать узор из предложенных элементов для зимы, весны, осени или лета. Элементами узора могут быть как геометрические фигуры разного цвета, так и вырезанные предметные картинки – грибы, цветы, ягоды, листья, снежинки, фрукты и т.д.

Игра «Назови и подбери цвета времен года»                                                                       Цель: развитие цветовидения

Предлагается 4 нецветные карты  с разными временами года и карточки разных оттенков цветов. Дети подбирают краски осени, зимы, весны и лета в соответствии с палитрой  времен года.

Игра «Разложи картины по жанрам живописи»

Цель:  закрепить знание жанров живописи – портрет, пейзаж, натюрморт.

Небольшие картинки или открытки с разными картинами художников дети раскладывают  по жанрам – портрет, натюрморт, пейзаж.

Игра «Разложи картины по видам пейзажной  живописи»

Цель: закрепить знание видов пейзажной  живописи (природный, деревенский, городской, морской, горный, космический)

Небольшие картинки или открытки с разными видами пейзажной живописи дети раскладывают  по видам– природный, деревенский, городской , морской, горный, космический.

Игра «Разложи картины по временам года»

Цель: закрепить знания о  пейзажной  живописи .

Небольшие картинки или открытки с разными видами пейзажной живописи дети раскладывают  по временам года – зимний пейзаж, весенний пейзаж, осенний пейзаж, летний пейзаж.

Игра «Составь пейзаж или натюрморт»

Цель:  закрепить знание жанров живописи – пейзаж, натюрморт.

Предлагается много предметных карточек: деревья  в разное время года, кусты,  цветы, фрукты, овощи, посуда, ручей, пень, солнце, тучи, птицы, горы, дома и.т.д. Из предложенных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования натюрморта (или пейзажа).

Игра «Перспектива»

Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, о переднем и заднем плане картины.

Дается  картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие). Детям предлагается разложить силуэты на картинной плоскости с учётом перспективы.

Игра «Подзорная труба»
Цель: учить дошкольников выделять объекты, изображённые на картине.

Материал: репродукция картины, альбомный лист.
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации «подзорной трубы». Дети должны навести глазок «подзорной трубы» на один объект картины, назвать и описать его.

Игра «Реставратор»
Цель: собрать картину из разрезанных частей, учить детей рассматривать детали картины.

Материал: репродукции картин и эти же картины, разрезанные на части.
Детям предлагается побыть реставраторами, т.е. собрать картину из разрезанных частей по образцу (или без него).


Игра «Составь пейзаж»

Цель :
совершенствовать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж); выделять главное, устанавливать связки, располагать изображение в пространстве.

Ход игры: в конверте находятся силуэты деревьев, растений, в разные времена года. Детям нужно выбрать деревья или растения и составить из них красивый пейзаж.

Игра «В музее осени»

Цель :
совершенствовать зрительную память, развитие логического мышления та наблюдательность.

Ход игры :
нужно иметь 5 - 6 репродукций осенних пейзажей и наборы цифр (по количеству картин) для каждого ребенка.  На начало игры вводится образ осени (рисунок или кукла), от имени которой зачитывается описание картины. Дети поднимают цифру, под номером которой находится картина, которая подходит под данное описание.

Игра «Радуга»

Цель: закрепить знание основных цветов радуги, и учить образовывать радугу последовательными цветами.

Ход игры: дети делятся на группы за количеством цветов радуги. Каждому ребенку цепляется на одежду лента одного из цветов радуги. Воспитатель объясняет, что все они вместе - радуга, а каждый отдельно - капелька воды. Играет резвая музыка дождя - капельки бегают и играют. Музыка изменяется - выходит солнышко - полоски радуги собираются вместе, выстраиваясь, цвет за цветом, в радугу. В игре принимает участие каждая группа детей по очереди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Определяя  тему по самообразованию, я  остановилась на проблеме экологического воспитания....

«Формирование начал экологической культуры у дошкольников» Обобщение педагогического опыта воспитателя.

Обобщение педагогического опыта воспитателяМБДОУ «Детский сад «Теремок» Селезневой Галины Алексеевны...

Опыт работы по экологии "Формирование начал экологической культуры у дошкольников"

СОДЕРЖАНИЕ:Ведение     2. Актуальность3. Научное обоснование4. Условия возникновения опыта5. Педагогическая идея опыта. Цели. Задачи.6. Описание средств  достижения цели...

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования.Презентация  на тему «Формирование начал экологической культуры  у детей дошкольного возраста»...

Опыт работы на тему «Формирование начал экологической культуры »

Аннотация на опыт работы«Формирование начал экологической культуры у дошкольников»воспитателя МДОУ Дмитриевского детского сада Гарбера Надежды ЛеонидовныПозиция педагога:1.Создание условий...

Педагогический опыт по теме «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе

Педагогический опыт по теме«Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста»  В средней группе...

Обобщение педагогического опыта на тему «Формирование начал экологической культуры у детей среднего возраста»

Экологическое воспитание детей - преждне всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственное отношение  к природе, и к людям которые живут рядом, оно должно учить детей понимать себя и всё...