Привлечение интереса детей к изобразительному искусству необычными техниками рисования
презентация к уроку по рисованию по теме

Обобщенный опыт работы педагога дополнительного образования - руководителя изостудии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное общеобразовательное учреждение

центр развития ребенка

«детский сад №2»

 станица  Полтавская

Красноармейского района Краснодарского края

Обобщенный опыт по теме


«Привлечение интереса детей к изобразительному искусству необычными техниками рисования»

для детей 4-7 лет

подготовила

педагог дополнительного образования

 Смолина Елена Анатольевна

Ст. Полтавская

 2012

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все люди в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Целью моей работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:

- раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков;

- рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Свою работу  с использованием нетрадиционных техник начинаю в  средней группе с постепенным возрастанием сложности заданий. Основные техники, используемые в этом возрасте:

рисование пальчиками, рисование ватными палочками, рисование восковыми карандашами, рисование сухой щетинистой кистью.

В старшей группе изучаются дополнительно следующие нетрадиционные техники:

кляксография, монотопия, восковые мелки и акварель, рисунок на мятой бумаге, пластилинография.

В подготовительной группе добавляется:

рисование жесткой полусухой кистью, рисование по мокрому листу, граттаж,  рисунок зубочисткой, имитация витража.

При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

- активность и самостоятельность детей в изо-деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

 Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

- способствует снятию детских страхов;

-развивает уверенность в своих силах;

-развивает пространственное мышление;

-учит детей свободно выражать свой замысел;

-побуждает детей к творческим поискам и решениям;

-учит детей работать с разнообразным материалом;

-развивает чувство композиции, ритма,  колорита, восприятия цвета; чувство фактурности и объёмности;

-развивает мелкую моторику рук;

-развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

-во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству. От создания образа – к выбору средств выразительности. Средства выразительности подсказывают выбор темы и способ изображения.

Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими.

Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Пальчиковая живопись  у детей вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.

Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами и др.

В ходе работы с детьми я использую еще один способ нетрадиционной техники рисования - монотопию. Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т.к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получения  нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа разноцветными кляксами. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате наложения одного листа на другой вместо одной красочной картинки получается две. Второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия обычно провожу в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.

Многие видели по телевизору технику рисования песком, такой техникой в совершенстве в мире владеют несколько человек. Используют они в своей работе не простой песок, а песок вулканического происхождения. Нам вполне подойдет прокаленный речной песок.

Рисунок восковым карандашом, тонированный сверху акварелью, поражает своей необычностью (краска скатывается с карандашного рисунка, закрашивая незаполненные места).

Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотопия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Список использованной литературы

  1. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». «Рисуем и познаем окружающий мир». Издательство: ГНОМ и Д. 2001 г.
  2. Т. А. Цквитария  «Нетрадиционные техники рисования». Издательство: Сфера   2011 г.
  3. Давыдова Г.Н. « Пластилинография». Издательство: Скрипторий – 2003, 2008 г.  
  4. Фиона Уатт  «Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых» Издательство: Издательство «РОСМЭН», 2002 г.
  5. Журнал «Акварельные цветы» Серия: Искусство – детям. Издательство: Мозаика-Синтез 2005 г.
  6. Галанов, А.С.; Корнилова, С.Н.; Куликова, С.Л.  «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» Серия: Вместе с детьми Издательство: М.: ТЦ Сфера    2000 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные технологии и техники развития творчества детей в процессе использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»

Для развития детского воображения, фантазии и творческих способностей применяются нетрадиционные технологии и техники в разных видах изобразительной деятельности. Большие возможности дают творческие з...

КОНСПЕКТ НОД по художественно-эстетическому развитию изобразительной деятельности – нетрадиционные техники рисования (игры и рисование песком) для детей старшей группы

КОНСПЕКТ НОДпо художественно-эстетическому развитиюизобразительной деятельности – нетрадиционные техники рисования(игры и рисование песком) для детей старшей группы...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как воспитать интерес ребенка к изобразительному искусству»

laquo;Основным и неисчерпаемым источником эстетических впечатлений является природа  во всех ее чудесных превращениях и произведениях человеческого искусства». Е.А.Аркин...

Конспект НОД по изобразительному искусству «Весёлые рыбки» (рисование на камнях) для детей старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей с техникой рисования на нетрадиционных материалах (на камнях, заготовках из глины, солёного теста)...

НЕОБЫЧНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В статье мы рассмотрим нестандартные методы рисования и красочные эксперименты, которые научат ребенка мыслить креативно и творчески, дадут простор воображению и фантазии....

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению: изобразительное искусство «Нетрадиционные техники рисования»

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению: изобразительное искусство «Нетрадиционные техники рисования»...