Ориентация в клеточке В первые дни в школе очень важно научить ребенка пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, правильно находить ее стороны, углы, центр и середины сторон. Предлагаемый набор заданий и упражнений научит младшего школьника ориентироваться в клеточке, что в дальнейшем поможет ему красиво и правильно писать цифры, буквы, выполнять графические задания в тетрадях. У него будут заложены азы письма и рисования. Выполняя практические задания, дети развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и логику. При этом развивается глазомер и точность движения руки. Первоначально используется демонстрационный плакат, на котором изображена клеточка, увеличенная в несколько раз. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image001.gif)
Педагог показывает и называет стороны клетки, обращая внимание на то, что у клеточки четыре стороны и каждая имеет свое название: левая, правая, верхняя, нижняя. Дети должны правильно назвать и показать стороны клеточки. Закрепление материала проводится в два этапа. 1. Педагог называет сторону, школьники должны правильно ее показать (при помощи указки провести по стороне клеточки). Если это верхняя или нижняя сторона, то проводить слева направо, а если левая или правая, то сверху вниз. 2. Учитель на плакате показывает поочередно каждую из сторон. Ребята должны правильно их назвать. Далее выполняются задания в тетрадях с клетчатой разлиновкой. Упражнение 1 Обведи ручкой четыре отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию желтого цвета по верхней стороне клетки, во второй проведи красную линию по нижней стороне, в третьей – синюю линию по левой стороне, в четвертой – зеленую линию по правой стороне. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image002.gif)
Упражнение 2 Обведи ручкой одну клеточку. Поставь точку на правой стороне клеточки. Отметь крестиком нижнюю сторону. Поставь две точки на левой стороне. Отметь двумя крестиками верхнюю сторону. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image003.gif)
Затем дети знакомятся с основными точками клеточки. Для этого педагог выставляет плакат с изображением увеличенной клетки, на которой отмечены ее опорные точки. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image004.gif)
Педагог показывает и называет точки клеточки. Дети должны научиться правильно называть и показывать эти точки. Закрепление материала проводится в два этапа. 1. Учитель называет поочередно все точки клеточки, дети должны правильно их показать на плакате. 2. Педагог показывает точки клеточки, дети должны правильно их назвать. После этого проводятся упражнения в тетрадях. Упражнение 3 Обведи ручкой девять отдельных клеточек. Поставь точку в первой клеточке в верхнем правом углу, во второй – в нижнем правом углу, в третьей – в верхнем левом углу, в четвертой – в нижнем левом углу, в пятой – посередине правой стороны, в шестой – посередине левой стороны, в седьмой – посередине верхней стороны, в восьмой – посередине нижней стороны, в девятой – в центре клеточки. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image005.gif)
Упражнение 4 Обведи ручкой пять отдельных клеточек. В первой клеточке поставь точки в верхнем левом и в нижнем правом углах. Проведи линию от верхнего левого к нижнему правому углу. Во второй клеточке поставь точки в верхнем правом и нижнем левом углах. Проведи линию от верхнего правого к нижнему левому углу. В третьей клеточке поставь точки в середине левой и посередине правой сторон. Проведи линию от середины левой к середине правой стороны. В четвертой клеточке поставь точку посередине верхней и посередине нижней сторон. Проведи линию от середины верхней к середине нижней стороны. В пятой клеточке поставь точку в центре, в верхнем левом углу и посередине правой стороны. Проведи линию от центра к верхнему левому углу и от середины правой стороны к центру. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image006.gif)
Последующие упражнения дети выполняют в увеличенной в несколько раз клеточке. Для этого педагог раздает школьниками листы белой бумаги, на которых изображены клеточки-квадратики. Сторона такого квадрата составляет 4–6 клеточек. Упражнение 5 В квадрате поставь точки в верхнем правом углу, посередине верхней стороны, посередине нижней стороны и в нижнем правом углу. Проведи красную линию от верхнего правого угла к середине верхней стороны, затем к середине нижней стороны и к нижнему правому углу. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image007.gif)
Какую букву ты нарисовал? Какие слова начинаются с этой буквы? Какие заканчиваются на эту букву? В каких словах эта буква стоит в середине слова? Подобные упражнения можно проводить со всеми буквами алфавита. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image008.gif)
Примечание. В буквах Д, Ц, Щ, Ё некоторые части дорисовываются за пределами квадрата. Мы научились писать буквы внутри клеточек-квадратиков. А теперь будем писать целые слова. Упражнение 6 В первом квадрате проведи линию от середины верхней стороны к середине нижней, затем к верхнему правому углу и к нижнему правому углу. Во втором квадрате проведи линию от середины левой стороны к центру квадрата, затем к середине верхней стороны, далее к верхнему левому углу и к нижнему левому углу. В третьем квадрате проведи линии от верхнего правого угла к центру клеточки, затем к середине нижней стороны, от верхнего правого угла к нижнему правому углу. Из центра квадрата к середине правой стороны. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image009.gif)
Назови буквы, которые у тебя получились. Прочитай все слово. А как зовут тебя? Как зовут твоих родителей? Какие еще имена ты знаешь? Аналогичные упражнения проводятся при написании других слов. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image010.gif)
Мы научились писать слова внутри клеточек-квадратиков. Теперь будем писать целые предложения. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image011.gif)
Примечание. При написании букв можно использовать разные варианты их расположения в квадратике и разные варианты их написания. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image012.gif)
Мы научились писать буквы, слова, целые предложения, а теперь будем учиться писать цифры в квадратиках-клеточках. Упражнение 7 Проведи линию красного цвета от центра квадрата до верхнего правого угла и затем к нижнему правому углу. Какую цифру ты написал? Какие цифры ты еще знаешь? ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image013.gif)
Аналогично проводится выполнение заданий для написания других цифр. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image014.gif)
Так пишутся цифры на конвертах, когда мы обозначаем индекс. Мы научились писать цифры, а теперь будем рисовать в квадратиках-клеточках предметы окружающего мира. При выполнении этих заданий можно дорисовывать недостающие части предметов как в квадратике, так и вне его. Упражнение 8 Проведи линию зеленого цвета от середины левой стороны квадрата к середине верхней стороны и к середине правой стороны, затем к середине левой стороны. Проведи линию зеленого цвета от нижнего левого угла к центру, от центра к нижнему правому углу и к нижнему левому углу. Дорисуй ствол и закрась елочку. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image015.gif)
Почему елочку называют вечнозеленой? Какие загадки ты знаешь про нее? Назови другие деревья, которые ты знаешь. Какой праздник не обходится без елочки? Упражнение 9 Проведи синюю линию от середины правой стороны к середине левой стороны, затем к середине верхней стороны и к середине нижней стороны, потом к середине правой стороны. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image016.gif)
Дорисуй бабочке голову, туловище, усики и раскрась ее. Где ты видел бабочек? Каких бабочек ты знаешь? Аналогично выполняются задания по рисованию других предметов. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image017.gif)
Теперь мы научимся делить клеточку-квадратик на 2, 4 равные и неравные части. Упражнение 10 В тетради обведи ручкой 4 отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию от середины левой стороны к середине правой. Во второй проведи линию от середины верхней стороны к середине нижней стороны. В третьей клеточке проведи линию от верхнего левого угла к нижнему правому углу. В четвертой клеточке проведи линию от верхнего правого угла к нижнему левому углу. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image018.gif)
Каждую из этих клеточек мы разделили на 2 равные части? Упражнение 11 В тетради обведи ручкой 2 отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию от середины левой стороны к середине правой стороны и линию от середины верхней стороны к середине нижней. Во второй клеточке проведи линию от верхнего левого угла к нижнему правому углу и от верхнего правого угла к нижнему левому углу. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image019.gif)
Эти клеточки мы разделили на 4 равные части. Следующее упражнение дети выполняют на листочках бумаги, где уже нарисованы клеточки-квадратики. Упражнение 12 а) Раздели квадраты на 2 неравные части различными способами. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image020.gif)
б) Раздели квадраты на 3 неравные части. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image021.gif)
в) Раздели квадраты на 4 неравные части. ![image](file:///C:\DOCUME~1\BOB\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image022.gif)
Примечание. Все упражнения, описанные выше, можно выполнять коллективно на доске, где будут заготовленны клеточки-квадратики. Например, при рисовании буквы дети поочередно выходят к доске, и, по указанию педагога, в квадратике мелом отмечают опорные точки, а затем проводят заданные линии, соединяя точки. После этого все вместе читают нарисованную букву. Наибольший эффект достигается при сочетании индивидуального и коллективного выполнения заданий. |