Итоговый исследовательский проект "Традиционные народные промыслы и ремесла Подмосковья"
методическая разработка по рисованию по теме

Селезнёва Наталья Ивановна

Исследовательский проект по теме обучения на курсах повышения квалификации "Культура и искусство Подмосковья"  ГОУ педагогическая академия последипломного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_promysly_podmoskovya.docx229.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Содержание:

Страницы

 Введение                                      

2

Традиционные народные промыслы и ремесла Подмосковья:

Богородская игрушка

4

Сергиево – Посадская матрешка

5

Жостовский поднос

7

Гжельский фарфор

8

Фрагменты конспектов занятий:

1. Мое родное Подмосковье

11

2. Лепка богородской игрушки

12

3. «Сказочная гжель». Рисование.

13

4. Рисование «Загорская матрешка»

14

Список используемой литературы и интернет ресурсов

16


ВВЕДЕНИЕ.

Традиции мастеров художественных промыслов Подмосковья уходят далеко в глубину веков. У художественных промыслов Московской области богатая предыстория, самобытные художественные традиции. Появление городов на Руси неразрывно связано с развитием ремесла. Почти каждый дом в Московском посаде был одновременно и мастерской ремесленника.

На основе народного гончарства в 18-19 вв. формируется искусство большого гжельского промысла, развивается производство фарфора в Дулево и Вербилках.
Традиции Павлово-Посадских ткачей получили блестящее развитие в набивном красочном Павловском платке. Конец 18 в. — первая половина 19 в.: развивается искусство лукутинских лаков, появляется жостовский расписной поднос, приобретает известность распространенная скульптура Троице-Сергиевого посада и веселая игрушка богородских резчиков. Для каждого из промыслов характерен свой ассортимент изделий, свои технические приемы.

Популярность народного искусства в наши дни необычайно велика. Современное искусство традиционных народных промыслов, всегда наполненное светлыми, жизнеутверждающими образами, понятно и близко всем.

В детском саду, начиная с младшей группы, происходит приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам и т.д.), знакомят с народными играми, хороводами, потешками. От возраста к возрасту усложняются задачи изучения ДПИ. Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.

Цель проекта:

изучить традиционные промыслы и ремесла Подмосковья для дальнейшего написания рабочей программы в ДОУ.

Задачи  проекта:

  1. выявить художественную и культурную ценность народных промыслов;
  2. изучить основные приемы и элементы промыслов;
  3. познакомить детей с народными промыслами Подмосковья, прививать любовь к своей Родине.

Формы представления проекта:

устный отчет с демонстрацией материалов (презентация) .

Итогом изученного материала будет выставка детских работ, родительское собрание по теме, выступление на педагогическом совете.

Подмосковье с давних времен славится художественными промыслами, которые стали символами русского народного искусства. Народные художественные промыслы занимают ведущее место в историко-культурном достоянии Московской области, составляют значительную часть туристского ресурса региона и основу сувенирной промышленности России.

Традиционные народные промыслы  и ремесла в Подмосковье.

Народные художественные промыслы возникали, складывались и развивались в различных местностях и в разное время - одни в древности, другие - в конце XIX - начале ХХ века под влиянием капиталистического развития деревни, третьи - в 1920 - 1930-е годы в новых условиях советской действительности. Нередко базой для создания промысла служил развитый вид местного крестьянского искусства.

Богородская игрушка и скульптура.

На живописном холме, на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское - село старинное. С  давних времен славится своими знаменитыми резными деревянными игрушками и скульптурами. Материалом для их создания служит дерево мягких пород (липа, осина, ольха). Неповторимость образов богородских изделий во многом определяется самими техническими приемами резьбы, выверенными многими поколениями резчиков.

Топор, острый короткий нож, насаженный на деревянную ручку, несколько полукруглых стамесок — вот и все несложные инструменты, которыми орудует мастер. Сначала топором делается болванка или «зарубка». В ней грубо определяются размеры и основные пропорции будущей игрушки или скульптуры. Затем, действуя ножом и стамесками, мастер начинает выявлять форму, стремясь создать обобщенный и выразительный скульптурный образ. Так же, как и дымковская глиняная игрушка, богородская деревянная скульптура выполняется мастерами без предварительных эскизов и переделок. Как и в дымковской скульптуре, в ней отсутствует детализация. Обобщенные силуэты скульптурных форм разделываются мелкими, неглубокими порезками только там, где необходимо подчеркнуть волнистую гриву лошади, шерсть животного или перья птицы. Внося определенную живость и обогащая выразительность деревянной скульптуры, порезки вместе с тем не снижают ее декоративности. Сохранение в композиции готовой скульптуры ощущения первоначальной формы куска дерева — одно из проявлений высокого понимания мастерами художественных возможностей материала. Любовь к дереву проявляется и в том, что большую часть богородских изделий не раскрашивают, сохраняют естественный светлый цвет древесины.

Сюжеты деревянных игрушек самые разнообразные. Очень любят богородские мастера резать скульптуры животных. Самым популярным зверем является медведь. Мишку изображают как добродушного, немного неуклюжего, но доброго и верного друга человека, как помощника, готового и дерево повалить и подкову отковать. Медведь ловит рыбу, качается на качелях, играет на контрабасе, катается на велосипеде и даже удивленно рассматривает искусственный спутник и фотографирует луну. Среди пользующихся большой популярностью богородских игрушек с движением (так называемые «разводы») мишка выступает в роли кузнеца, веселого плясуна («медведь-плясун»). Умело используют богородские мастера в декорировании скульптур технический прием порезок. Как просто и вместе с тем выразительно украшены тонкими штришками-порезками крылья и хвост петуха. На шерсти козла и мишки — волнистые порезки, а в декоре цапли использованы одновременно штришки-порезки и чешуйчатая очень тонкая резьба.

Сергиево-Посадская матрёшка

До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской «Детское воспитание», а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской.

Город Сергиев Посад, расположенный в 73 км от Москвы, обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель, которая с течением времени превратилась в крупнейший монастырь Российского государства.
       Прообразом матрешки могли послужить «писанки» — деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрешки стала японская ритуальная кукла, внутри которой помещалось еще несколько фигурок.

Матрёшка — настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у нее, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами.

В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!» С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.

Матрешку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрешечки, лишь потом их размер становится все больше и больше. Яркими, веселыми красками художник распишет матрешек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.      

Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.

Много появилось матрешек после той, первой. Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме. В начале ХХ века насчитывали более 20 видов матрешек. Одни были «одеты» в национальные платья, другие щеголяли в старинных исторических костюмах, третьи словно шагнули к нам из сказки. Мастера-живописцы использовали не только краски, но применяли и другие приемы оформления: выжигание, позолоту, лакировку.

Жостовский поднос.

Село Жостово Московской области — старинный центр производства расписных лакированных подносов. История изготовления металлических подносов в деревне Жостово тесно связана с историей не менее известного художественного промысла — лаковой миниатюрой Федоскина. Общим был первоначально и материал, из которого производились изделия,— папье-маше. Возникли  мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше Первым лакировальным заведением в Подмосковье была Фабрика купцов Коробова–Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова.
       Наряду с табакерками и другими небольшими предметами — портсигарами, кошельками, коробочками и другими, в 1830–1840-х годах в отдельных мастерских (Ф. Вишнякова, И. Овчинникова) стали изготавливаться подносы, овальные или круглые, орнаментированные довольно скромно — чаще всего лишь золотыми бордюрами. Материалом для них служило папье-маше.

В середине и особенною второй половине XIX века производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.

Изготовляют подносы из листового железа. Их шпаклюют, грунтуют, лакируют и наносят первую роспись. После этого подносы вновь лакируются, полируются. После каждой операции (кроме последней) подносы сушатся в специальных сушильных камерах. Роспись подносов производится масляными красками. Сначала делается замалевка, затем прокладываются тени, прописываются светлые места-блики, наконец, производится «привязка», соединяющая стеблями, травами и прочими мелкими формами крупные цветы и листья в одно целое.

Жостовская живопись имеет ярко выраженный декоративный характер. Роспись выполняется на глубоких черных, либо на интенсивных цветных фонах (красном, синем, зеленом), однако черный фон — наиболее излюбленный. На нем особенно ярко горят краски. Мотивы росписи подносов — полевые и садовые цветы, фрукты, натюрморты, реже — пейзажные или сюжетные изображения. В зависимости от формы подноса строится композиция росписи. Для круглых и овальных подносов характерно расположение цветов, фруктов в виде центрального букета либо венка. На подносах прямоугольной формы часто встречаются композиции в виде гирлянд, а также мелких букетов, разбросанных по всему полю или по углам. Крупные изображения яблок и винограда в центральной части натюрморта хорошо дополняют гроздья вишен, брусники, ягоды земляники, сливы и цветы.

Колорит росписи насыщенный, построенный на контрастных сочетаниях цветов. Массивное цветовое пятно в центре подноса — фрукты, изящно окаймляет золотая графика виноградных листьев и гроздьев винограда по краям подноса. Композиция букета цветов более лаконична и воспринимается очень цельно.

Особенностью творчества жостовских мастеров является импровизированное исполнение каждой композиции и мотива. Поэтому невозможно увидеть два абсолютно одинаковых подноса.

Гжельский фарфор.

Этот поселок находится в 60 км от Москвы, где с давних пор было повсеместно развито керамическое мастерство. Впервые это местечко упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году. К середине XVII века относятся первые сведения о местности, богатой хорошими глинами. По указу царя Алексея Михайловича крестьяне этой волости поставляли глины в Москву. В 1724 году появился первый завод. Постепенно край стал полноправным хозяином керамического производства в России.

Считается, что происхождение названия «Гжель» связано с глаголом «жечь», «обжигать», «гореть». Гжель всегда была центром народной керамики и играла важную роль в истории и развитии российского керамического искусства. Традиционно, Гжель обеспечивала белой глиной многие фабрики, где производили превосходную керамику. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами.

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.

Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху.

В 1972 Объединение "Гжель", создано на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разработали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня. Сегодня Объединение "Гжель" - современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих.

Гжель - это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную.

В Гжели существует круглый цикл образования. Обучение начинается с детского сада, средней школы и заканчивается Гжельским Художественным Колледжем и курсами аспиранта в Москве. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

Традиционное мастерство воплощается в предметах обновленных форм, отвечающих стилю современного декоративного искусства. Каждый промысел хранит свои традиции производства изделий утилитарного назначения. Но стремление сохранить бытовое назначение изделий ни в коей мере не снижает эстетические достоинства росписи и не сковывает творчество художников.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству.

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры.   Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а, следовательно, и когнитивных способностей.

Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате занятие народными ремеслами способствует общему повышению успеваемости в школе и помогает достигнуть успеха во взрослой жизни. Кроме того, юные мастера знакомятся с изобразительными традициями различных регионов, в том числе и с родным краем.


Фрагменты конспектов  занятий по теме:

«Промыслы Подмосковья»

1. Мое родное Подмосковье. Знакомство с родным краем, с ремеслами и промыслами Московской области. Выставка изделий.

Звучит 1 куплет песни “С чего начинается Родина”

- Эта песня называется “С чего начинается Родина”. Так с чего же она начинается?

Постепенно представления детей о Родине расширяются; в их сознание входит понятие "Родное Подмосковье". Рассматриваем карту Подмосковья. (Слайд 1).

Прежде всего, детей заинтересовывают те города, которые известны своими уникальными промыслами. Их мы отмечаем на карте значком. Так начнется наше путешествие по родному краю.

Вид  промысла

Центр  промысла

Художественная особенность промысла

Богородская игрушка

Подмосковное село Богородское расположено недалеко от г. Сергиева Посада.

два вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манера богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца мастера. Обычно сохранён натуральный цвет дерева, но есть также  и раскрашенные игрушки. Тематика скульптур разнообразна

Абрамцево-кудринская резьба по дереву

окрестности подмосковной усадьбы Абрамцево.

особый стиль плоскорельефной резьбы

Русская матрёшка

появилась лишь в конце  XIX века в имении Абрамцево, что неподалеку от Сергиева Посада.  

в зависимости от места производства различается внешним видом

Гжель

Гжель Московская область

Растительный орнамент, рисуется вручную, используется 2 цвета. Керамическое производство (роспись по фарфору)

Жостовские подносы

д. Жостово Московская область

Подносы, роспись без эскизов, украшались пейзажами, сейчас – цветами. Роспись по металлу.

Платки из Павловского Посада

г. Павловский Посад  в Московской области

Яркий цветочный узор, набойный рисунок наносился как ручным, так и машинным способом.


2. Лепка по мотивам богородской игрушки. Косматый мишка.

Задачи. Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства. Учить лепить медведя в стилистике богородской народной игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам народного искусства.

Содержание.

- Дети, как вы думаете, что и как можно делать из дерева? (Ответы детей.) В некоторых городах и сёлах и поныне живут мастера, которые делают красивые вещи из дерева. В селе Богородском близ города Сергиева Посада живут умельцы, которые с давних времён делают деревянные игрушки. (Слайд 2, 3)

(Воспитатель показывает несколько игрушек.) Для изготовления таких игрушек мастера используют древесину мягких деревьев - липы, ольхи, осины. Она легко режется ножом и позволяет передавать даже самые мелкие детали (шерсть, перья, щёки, когти). Сначала мастера работают топором - вырубают часть дерева, необходимую по размеру, а потом ножом вырезают задуманную фигурку и передают все детали. (Слайд 4 )

Богородские игрушки - это фигурки, которые изображают жителей села, барынь, гусаров, всадников, упряжки, а также домашних животных, птиц и зверей. Мастера обычно изображают их за каким-то делом. Во многих игрушках есть специальные приспособления, которые позволяют им двигаться (чаще всего ручки (подвижные планки) с верёвочками и пружинки). Самые популярные сюжеты связаны с любимым героем богородской скульптуры - медведем. Обычно он выполняет какую-то работу - бьёт молотом по наковальне, наигрывает на балалайке, играет в футбол и даже улетает в космос.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут лепить медведя по сюжетам прочитанных сказок, и постараются лепить так, чтобы медведь был похож на богородскую игрушку. (Слайд 5)


3. «Сказочная Гжель»

Задачи:

  1. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
  2. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
  3. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи.

Примерное  содержание

- Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это (выставка изделий).

- Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы здесь видите? Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что?

- Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана она на фарфоровом заводе, который находиться в селе Гжель Московской области. (Слайд 6).

- Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. ( Слайд №7). Посуда украшалась лепными деталями. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. (Слайд № 9).Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда – сказка.

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Этапы выполнения изделий (слайд 10).

Загорская  матрешка.

Задачи:

  1. познакомить с самой популярной  русской народной деревянной игрушкой – матрешкой.
  2. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании сарафана для матрешки.


Примерное  содержание

В группу входит «бабушка», которая интересуется, какими игрушками сейчас играют ребята. (Ответы детей) «Бабушка» принесла свою любимую игрушку. Какую? Надо отгадать загадку.

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… (матрешка).
 

Дети угадывают, а «бабушка» открывает свой ларчик с матрешками и, пока раскрывает каждую, декламирует стихотворение:

 «Много кукол деревянных, круглолицых и румяных…»  

Краткое содержание истории развития Загорский матрешки          

 Фигурка матрешки вырезана из дерева. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок (сколько пальчиков на ладошках). (Слайд 12) Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем  фигурки расписывают. (Слайд 13) У каждой матрешки на голове платочек, под который убраны волосы, одежда яркая, красочная. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.

Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать!
Физкультурная минутка «Матрешки».

Воспитатель предлагает детям сделать подарок для «бабушки» - нарисовать матрешек. Детям предлагаются чистые листы белого картона с нарисованными контурами матрешек (Слайд 14), на которые впоследствии будут наложены вырезанные трафареты матрешек. Задача: нарисовать платок и сарафан матрешки необычным способом – тычком полусухой кисти.

Дети опускают в гуашь кисть и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. (Кисточка «танцует» также как и веселая матрешка) При работе кисть в воду не опускается. На нарисованный детьми фон накладывается готовый с вырезным фартуком и платком трафарет матрешки.

Получились веселые красивые матрешки, благодаря которым у «бабушки» всегда будет хорошее настроение. «Бабушка» благодарит детей за подарки.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что детей привлекают произведения народного искусства, они легко воспринимаются детьми. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Особенно интересно проходят занятия, на которых ребенок узнает об истории промысла возникший в родном крае. Данный проект поможет продолжить изучать народные промыслы Подмосковья для написания рабочей программы для дошкольников.

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

  1. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
  2. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
  3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Москва. Просвещение, 2008.
  4. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
  5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
  6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
  7. Русское народное декоративно-прикладное искусство в детском саду. пособие для воспитателей детских садов. Москва.Советский художник, 1973
  8. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. Москва. Просвещение, 1961
  9. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Москва. Просвещение, 1984.
  10. Художественные промыслы Подмосковья. Московский рабочий, 1982
  11. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  12. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  13. www.zhostovo.ru
  14. http://festival.1sentember.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы родного края. Подмосковье.

Цель занятий - познакомить детей с прикладным искусством Подмосковья в детском саду.Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчест...

Народные промыслы и ремесла.

Презентация содержит материал для ознакомления старших дошкольников с народными ремеслами и ремесленниками....

Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»

: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) и воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям...

Итоговое занятие по народным промыслам.

Конспект интегрированного занятия по теме " Народные промыслы"...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Народные промыслы и ремесла Тамбовской области.

На современной территории Тамбовской области существуют народные промыслы бытового характера: гончарный (Жердевский, Моршанский, Мучкапский районы, г. Тамбов), ткачество (Инжавинский, Гавриловский, Та...