Развитие творчества у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
консультация по рисованию (старшая группа) по теме

Николаева Елена Михайловна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творчества у детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Ум ребенка – на кончиках его пальцев.

В.И.Сухомлинский

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Способность к изобразительной деятельности проявляется у детей уже в раннем возрасте и развивается на протяжении всего дошкольного детства. Едва научившись держать в руке карандаш, ребенок пытается рисовать линии, кружочки, овалы. Причем практикуется он везде: на столе, стене и даже на себе. Постепенно дети учатся изображать предметы, но вначале рисунки лишь отдаленно напоминают их. По мере взросления дошкольники осваивают навыки изобразительной деятельности, проявляют фантазию, придумывают несуществующих животных, учат передавать в рисунке характерные для того или иного времени года признаки, а также рисовать на заданную тему.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач:

Во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;

Во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

При всем разнообразии авторских программ мною проанализированы некоторые из них: программа «Радуга» (автор Доронова), программа «Эстетического воспитания детей двух-семи лет Красота. Радость. Творчество.» (авторы КомароваТ.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б.), программа по изобразительной деятельности детей четырех-семи лет (автор Швайко Г.С.). Общей задачей которых является развитие творческих способностей по средствам изобразительной деятельность. Признание педагога – помогать ребенку открывать мир, а это значит, зная особенности детского мышления, не только вооружать его знаниями, умениями и навыками, но и максимально раскрывать волшебное в самом обыденном.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

  1. Развивать у детей эстетические чувства формы, ритма, композиции, пропорции.
  2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве.
  3. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
  4. Формировать у детей знания, умения и навыки в области изобразительной деятельности, развивать у них творческую активность, желание рисовать.
  5. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику (графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, пастель, образцы разнофактурных материалов (ткани, сетки из искусственных и натуральных волокон, циновки, наждачная бумага, виниловые обои), листья деревьев и кочанного салата, бумага и др.), разные способы создания изображения, выразительного образа.
  6. Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение нарисовать.

Эффективным средством решения этих задач в дошкольном детстве является изобразительное творчество, основанное на взаимодействии классических и неклассических техник. По мнению С. Погодиной, канд. пед. Наук, доцента МПГУ, любая техника имеет множество вариантов применения в работе. Важно показать их дошкольникам, чтобы в своем творчестве они были свободны от штампов, а подбирая технику, могли воплощать любой замысел, демонстрировать индивидуальность создаваемого образа.

Как показывает практика работы с детьми, особенно яркими и разнообразными средствами выразительности становятся нетрадиционные приемы изображения, позволяющие экспериментировать с материалами. Дошкольники, фантазия которых еще не обременена изобразительными стереотипами, мешающими творческому поиску, как правило, с удовольствием включаются в эксперимент.  

Применение нетрадиционных приемов позволяет дошкольникам в ограниченное время, отведенное на образовательную деятельность, более качественно реализовать задуманное, а воспитателям дает возможность сконцентрироваться на программных задачах. Необычные средства изображения развивают детскую фантазию, воображение, снимают отрицательные эмоции. Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок преодолевает страх перед неудачей, обретает веру в свои силы, испытывая радость и удовлетворение от творчества.

Разумеется, вводить нетрадиционные приемы в изобразительную деятельность с дошкольниками надо разумно, ни в коей мере не умаляя значения классических техник, а также учитывать целесообразность их применения по той или иной теме. Создавая условия, побуждающие ребенка к рисованию, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности.        

Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие моторики, и, мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно – мышление и речи.        

Если ребенок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложных интегративные образы и представления. Современные ученые утверждают - работа пальцами развивает речь. В рисунке гораздо проще повествовать. Рисуя, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно нарисовав что-то, ребенку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.

Я в своей работе использую упражнения, направленные на развитие кисти, и различные пальчиковые гимнастики. Существуют различные методики успокаивающих прикосновений, передачи тепла, любви, уверенности, что так необходимо детям. С этой целью провожу особые игры – массажи. Учитывая особенности детей, которым иногда трудно сосредоточиться на выполнении отдельных заданий, видя рассеянность их внимания или усталость, я предлагаю детям физкультминутки.

По – разному относятся дети к передаче цвета в рисунке. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения своего рисунка. Для других детей цвет как бы не существует (особенно это характерно для малышей), они все решают одним тоном. У некоторых детей появляются любимые цвета, что сказывается на создании изображений. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно; радуется цвету, яркой окраске предметов. Дети не считают обязательным, чтобы цвет в рисунке соответствовал реальной окраске предмета. Тем самым ребенок особо подчеркивал один его признак – красоту. Эстетическая функция цвета, видоизменяясь, обогащаясь и развиваясь, надолго остается очень важной в изобразительной деятельности детей.

Отношение к цвету с возрастом меняется, если младший дошкольник, пользуясь цветом в рисунке, исходит главным образом из эстетических, декоративных функций цвета, то, взрослея, ребенок, не отказываясь от эстетической функции цвета в рисунке, стремится передать цвет, который присущ предмету.

В изобразительной деятельности на детей производят огромное впечатления цвета материалов, которыми они пользуются. Рисовать яркими красками и цветными карандашами, фломастерами, маркерами, вырезать из цветной бумаги – для детей большое удовольствие. Казалось бы, в своих рисунках и аппликациях они могут тонко и верно передать цвет предметов. На деле оказывается совсем не так. Активно усваивая форму предметов, т.к. без этого изображение не будет узнаваемо, дети способны выполнить его любым цветом, не отвечающим реальной окраске предмета. Цвет в данном случае воспринимается ими не как признак предмета, а как свойство материала, которым они выполняют изображение.

Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать вывод: что на протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики руки и цвет играют немаловажное значение для развития творчества детей. Именно цвет стимулирует желание детей взять в руки карандаш или кисть и начать рисовать, а непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой помогают развивать у ребенка фантазию, творчество и воображение.

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное самой верить, что художественное творчество не знает ограничений не в материале, не в инструментах, не в технике. Я учу детей рисовать с помощью жесткой кисти по мокрому фону, на ткани, методом тычка, нити, теснения с использованием подложек из бросового материала, печати природным материалом и т.д. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.

Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Рисунки детей стали более интересными, содержательнее, идея в замысел богаче. Рисунки живут, дышат, улыбаются, а главное каждые рисунок кажется произведением искусств. А дети обрели уверенность в себе, робкие преодолели «болезнь чистого листа бумаги», и начинают чувствовать себя маленькими художниками.

Творчество обогатило жизнь ребенка новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребенок испытывал удовольствие, его радовал достигнутый результат – своим рисунком он доставил удовольствие другим. Это порождало у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствовал всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического проекта "Развитие мелкой моторики детей средствами нетрадиционных техник рисования"

Перзентация педагогического проекта "Развитие мелкой моторики детей средствами нетрадиционных техник рисования"...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития практической и творческой деятельности ребёнка, одно из любимых детских занятий.Детское изобразительное творчество – мир яр...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования"

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена....

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования - обобщение опыта работы....

ТЕХНОЛОГИЯ развития художественных способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования

технология развития художественных способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования....

Тема: ««Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»»

В программе «Волшебная кисточка » представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с дет...