Главные вкладки

    Консультация «Ознакомление детей с нетрадиционной техникой»
    консультация по рисованию по теме

    МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 "Солнышко"

    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогают  этому.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon netraditsionnye_tekhniki.doc95 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Ознакомление детей с нетрадиционной техникой»

     Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии.

    А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогают  этому.

    Необходимо  живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

    С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: 

    1. рисование пальчиками;
    2. оттиск печатками из картофеля;
    3. рисование ладошками.

    Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: 

    1. тычок жесткой полусухой кистью.
    2. печать поролоном;
    3. печать пробками;
    4. восковые мелки + акварель
    5. свеча + акварель;
    1. отпечатки листьев;
    2. рисунки из ладошки;
    3. рисование ватными палочками;
    4. волшебные веревочки.

    А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: 

    1. рисование песком;
    2. рисование мыльными пузырями;
    3. рисование мятой бумагой;
    4. кляксография с трубочкой;
    5. монотипия пейзажная;
    6. печать по трафарету;
    7. монотипия предметная;
    8. кляксография обычная;
    9. пластилинография.

    Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

     

    1. Тычок жесткой полусухой кистью.

    Возраст: любой.

    Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

    Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    2. Рисование пальчиками.

    Возраст: от двух лет.

    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

    Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    3. Рисование ладошкой.

    Возраст: от двух лет.

    Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

    Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    4. Оттиск пробкой.

    Возраст: от трех лет.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

    5. Оттиск печатками из картофеля.

    Возраст: от трех лет.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

    6. Оттиск поролоном.

    Возраст: от четырех лет.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

    7. Оттиск пенопластом.

    Возраст: от четырех лет.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

    8. Оттиск печатками из ластика.

    Возраст: от четырех лет.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

    Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

    Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

    9. Оттиск смятой бумагой.

    Возраст: от четырех лет.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

    10. Восковые мелки + акварель.

    Возраст: от четырех лет.

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

    Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

    11. Свеча + акварель

    Возраст: от четырех лет.

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

    Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

    1. Маркеры + акварель.

    Возраст: от пяти лет.

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

    Материалы: маркер, плотная бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок рисует маркером на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в несколько цветов. Акварель может сливаться образуя красывае переходы.

    1. Печать по трафарету.

    Возраст: от пяти лет.

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

    14.Монотипия предметная.

    Возраст: от пяти лет.

    Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

    Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

    Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

    15.Кляксография обычная.

    Возраст: от пяти лет.         Средства выразительности: пятно.

    Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

    Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

    1. Кляксография с трубочкой.

    Возраст: от пяти лет.

    Средства выразительности: пятно.

    Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

    Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

    1. Кляксография с ниточкой.

    Возраст: от пяти лет.

    Средства выразительности: пятно.

    Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

    Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

    1. Набрызг.

    Возраст: от пяти лет.

    Средства выразительности: точка, фактура.

    Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

    Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

    1. Акварельные мелки.

    Возраст: от пяти лет.

    Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

    Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

    Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

    1. Тычкование.

    Возраст: от пяти лет.

    Средства выразительности: фактура, объем.

    Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

    Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квад ратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

    1. Отпечатки листьев.

    Возраст: от пяти лет.         Средства выразительности: фактура, цвет.

    Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

    1. Граттаж

    Возраст: от шести лет.

    Материалы: подготовленная  плотная бумага (воск, гуашь или тушь), острый предмет  — скребок, пустая гелевая ручка с вынутым шариком из пера, нож, вязальная спица, пластиковая вилкой, зубочистка

    Способ получения изображения: рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).

    Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши (гуашь пачкается после высыхания). Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

    1. Монотипия пейзажная.

    Возраст: от шести лет.

    Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

    Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

    Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

    Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

    1. Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
    2. Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
    3. Внимания и усидчивости;
    4. Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
    5. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

    Особенностью построения занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник является использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с   теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети. Данные комплексы представлены ниже.

    Буянова Светлана Валентиновна, I курс, 5 лет, бюджет

    Список  литературы:

    1. Грек В.А.  Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992.
    2. Дубровская Н.В. Игры с цветом: Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. – С-Пб, Детство-Пресс, 2005
    3. Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
    4. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет.- М.,2009.
    5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
    6. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия.//Дошкольное воспитание, 1991, №9.
    7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР.-М.,2004.
    8. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2005.
    9. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.- М., 2007.
    10. Методика «Использование нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми» журнал «Справочник старшего воспитателя» №2/2012
    11. Погодина С. «Художественные техники» журнал «Дошкольное воспитание» №1,3/2011
    12. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» Казакова Р.Г. М.2007
    13. Шклярова О.В. «Рисуйте в нетрадиционной форме» журнал «Дошкольное воспитание» №11/1995


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей: Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями

    Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов ...

    Консультация для родителей «Художественно - эстетическое воспитание детей через нетрадиционные техники рисования»

    «Изобразительное творчество детей –           один из самых ранних видов художественной деятельности,...

    Консультация для педагогов по теме "Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС"

    С введением ФГОС ДО одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие (художественно-эстетическая область), как одно из средств духовно-нрав...

    Конспект занятие по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками в аппликации

    Задачи:обучающие:    Уточнять знания детей о временах года.     Закреплять знания о животных леса.    Продолжать совершенствовать диалогическую речь, ...

    «Ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования».

    laquo;Ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования»....