Основные теоретические понятия творчества
консультация по рисованию по теме

Крюкова Елена Александровна

Что есть детское творчество? Как проявляются творческие способности?

Способностями называют такие индивидуально – психологические особенности личности, которые влияют на успешное выполнение той или иной деятельности. Способности нельзя свести к знаниям, навыкам и умениям, можно говорить только об их влиянии на скорость и легкость приобретения знаний и умений. В свою очередь знания содействуют развитию и совершенствованию способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_teoreticheskie_ponyatiya_tvorchestva.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА

Что есть детское творчество? Как проявляются творческие способности?

Способностями называют такие индивидуально – психологические особенности личности, которые влияют на успешное выполнение той или иной деятельности. Способности нельзя свести к знаниям, навыкам и умениям, можно говорить только об их влиянии на скорость и легкость приобретения знаний и умений. В свою очередь знания содействуют развитию и совершенствованию способностей.

Необходимо сделать акцент на врожденности не самих способностей, а их задатков. Задатки не являются движущими силами развития способностей, хотя оказывают на него значительное влияние. Они обуславливают разные пути и способы формирования способностей, влияют на их уровень, высоту достижений человека в какого-либо области, быстроту развития способностей. Таким образом, задатки обладают существенной, но не решающей ролью.

Способность не является константным, неизменным свойством. Она существует только в динамике. Развитие способностей осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Таким образом, при формировании и развитии способностей важно учитывать их обусловленность соответственной и конкретной деятельностью.

Следует также подчеркнуть, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое  характеризует данную личность. Кроме того, одной  из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью.

Именно вследствие широкой возможности компенсации, системности организации психических особенностей человека попытки свести творчество, креативность в какой-либо одной творческой способности часто обречены на неудачу.

Л.С. Выготский определяет творчество как ту деятельность, «которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Однако особенности этой деятельности трактуются и понимаются учеными и специалистами разнообразно. Это находит отражение и в классификации творческих способностей.

Вероятно, стремление выделить творческие способности можно объяснить, во-первых, их значимостью для творческого процесса, а, во-вторых, как отмечает американский педагог Х.Литтон, невозможностью охватить творческий процесс в целом. Поэтому психологам приходится «отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества, которые помимо всего являются измеримыми». Стремление раскрыть творческие способности, определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения структуры творческих способностей.

Приводим некоторые классификации. Дж.Гилфордом была предложена кубическая модель интеллекта, которая представляет собой эвристическую гипотезу, позволяющую классифицировать интеллектуальные способности и предсказать новые. Существуют три измерения интеллекта: операции, продукты, содержание, которые характеризуют способности к решению интеллектуальных задач. Дж. Гилфорд выделяет пять типов операций: познание, память, конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (отступающее от логики, идущее в разных направлениях) мышление, оценивание; четыре вида содержания: образное, символическое, семантическое и поведенческое; шесть видов конечного мыслительного продукта: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы.

Все интеллектуальные способности, по мнению Дж. Гилфорда, в какой-то мере являются творческими, но более всего – способность к дивергентному мышлению. Как отмечает автор, дивергентное мышление характеризуют четыре основных качества: быстрота, гибкость, оригинальность и точность. Под быстротой понимается способность  высказывать максимальное количество идей, причем в данном случае важно не их качество, а их количество. Гибкость – способность высказывать многообразие идей. Способность порождать новые нестандартные идеи называется оригинальностью, она может также проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми. Точность, или, иначе говоря, законченность,  - способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту.

Классификация творческих способностей, предложенная А.И. Луком, объединяет 15 способностей, близких по сути к способностям мыслительным, интеллектуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий «Мальчик-звезда»

Конспект занятий по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий«Мальчик-звезда» Цели: подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;воспитывать у детей ак...

Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения...

Конспекты организованной образовательной деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми для детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты Организованной образовательной Деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми с детьми старшего дошкольного возраста....

Формирование у детей дошкольного возраста основных экологических понятий в процессе ознакомления с растениями, их многообразием.

Аннотация: одной из важнейших проблем современности в условиях экологического кризиса является проблема поиска новых подходов в образовании. Важнейшим условием, при котором решается данная проблема ...

Основные математические понятия (словарь терминов)

Важное место в развитии дошкольников в детском саду отводится обучению основам математики. Программный материал направлен на формирование математических способностей и представлений, развитие умственн...

Мастер – класс для педагогов "Знакомство с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Данный мастер-класс имеет следующую  цель: познакомить воспитателей с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  посредством дида...

Мастер – класс для педагогов "Знакомство с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Данный мастер-класс имеет следующую  цель: познакомить воспитателей с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  посредством дида...