Программа работы кружка по "РТВ" художественно-творческой деятельности младшего дошкольного возраста.
методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме

Нутфуллина Гюзелия Завитовна

Программа дополнительного образования по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционных техник в рисовании с детьми младшего и среднего возраста. Программа рассчитана на два года обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_metodicheskaya_razrabotka_po_rtv.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Частное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Эрудит»

               

Согласовано на педсовете                                                                                                                                             Утверждаю

№1 от 23.08.2012г.                                                                                                                                                         Директор ЧОУ ДОД «ЭРУДИТ»

Заведующий МБДОУ № 62                                                                                                                                          ____________________________

_____________________                                                                                                                                               к.с.н. Р.Н.НАЗМУТДИНОВА

Р.З.КАЛИМУЛЛИНА

                                                                                        Программа работы кружка «РТВ»

  художественно - творческой деятельности

 младшего  дошкольного возраста в изостудии «Умелые руки»

 муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида № 62 «Тирэк»

  пгт Нижняя Мактама»

2012-2013 учебный год

                                                                                                                        Разработчик программы:

                                                                                                                                                            Нутфуллина Гюзелия Завитовна,

                                                                                                                                                            воспитатель по изодеятельности.

                                                                                                       

                                                                               

                                                                                                                          2012г.                                                                        

                                                 

 Пояснительная записка                                                                                                      

     Изостудия - это особая среда, способствующая развитию эмоционально - чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Микроклимат изостудии формирует у детей коммуникативные способности; развивает художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

      По мнению А.В.Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующиеся ребенка сюжеты. Однако наиболее важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний идеальный план, который в раннем возрасте отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний план действий еще не полностью сформирован, он нуждается в материальных опорах, и рисунок – одна из таких опор.

      По мнению Л. С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.

     Творчество и эстетическое наслаждение являются фундаментальными чертами человеческой жизни. И у человека, поглощенного в творческую активность, мозг действует гораздо более интенсивнее, чем во время своей обычной деятельности. Только в изобразительной деятельности и на её основе могут развиваться постепенно осознанное художественное и эстетическое чувство, художественный и эстетический вкус и другие черты.

    Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном  многообразии окружающего мира.  Поэтому данная  программа разработана  для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 5 лет  и цель её – помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире, так как именно в этом возрасте, ребёнок, получает определенное развитие всех сторон психики, закладывается фундамент для его дальнейшего роста, формируются основы личности. Стараясь  управлять своим поведением и деятельностью, малыш учится предвидеть её результат и контролировать его достижение. Формируется адекватность эмоций и чувств, навыки самооценки.

    Хочется отметить, что именно четырёхлетние дети достаточно хорошо владеют карандашом и кистью как средством, передающим настроение, эмоции и ощущения. Ребёнок непосредственно передаёт своё отношение к изображаемому, обозначает на листе существенные признаки предмета, может заменить объект каким-либо знаком.

    Н.Басина, О.Суслова указывают на то, что «маленький ребёнок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует». Дошкольник приобретает знания через тесный контакт с материальным миром. Именно в этом возрасте для ребёнка не представляет особого труда спроецировать чувственный опыт на цвет, линию, форму, звук и движение. По утверждению тех же авторов, «у маленького ребёнка все каналы восприятия открыты», а мы лишь помогаем ему сначала узнать, потом найти и извлечь самое ценное, что он хранит в себе, его чувства, а затем удивиться им и запомнить их.

    Маленький ребёнок говорит руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребёнка становится рисунок, умение творить на листе. Поэтому очень важно предоставить ребёнку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств.

   Данная программа дополнительного образования обеспечивает условия для художественно – эстетического, познавательно – речевого и  духовного развития ребёнка.    Развитие изобразительной деятельности строиться на позициях воспитания личностного отношения ребенка к своей деятельности и к деятельности сверстников.

 На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, рисование штампами, трафаретами и др.

    Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам «Изобразительное искусство», «Познавательное развитие» и интеграции разных видов художественно – эстетической деятельности дошкольников.

Цель программы

     Помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человека. Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи программы

1.Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального положительного восприятия искусства.

2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

3.Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.

Содержание учебной программы

    В качестве основных тем выступают времена года: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”, на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы. Разбивка перспективного плана по тематическим блокам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении техники рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге.

   Занятия по РТВ строятся по следующему примерному плану:

  • создание интереса и эмоционального настроя (сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки, знакомство с произведениями изобразительного искусства, напоминание о виденном ранее, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);
  • процесс работы начинается с рассматривания и ощупывания изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по выполнению работы, в некоторых случаях показа приёмов изображения на отдельном листе. Далее дети приступают к созданию работ. По ходу работы детей, воспитатель может показать детям удачно начатый рисунок, направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи;
  • рассматривание полученной работы (детским рисункам даётся только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы и работы других ребят, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.  

Формы педагогической деятельности

  • Индивидуальная
  • Фронтальная
  • Коллективное творчество

Типы непосредственной образовательной деятельности

  • занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;
  • занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;
  • занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

Принципы построения занятий

  • Доступности изучаемого материала.
  • Эмоционально - насыщенная тематика занятий.
  • Привлекательность и занимательность содержания занятия.
  • Вариативно - дифференцированное содержание занятий.
  • Опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества.
  • Раскрепощенная атмосфера, доброжелательность между членами детского коллектива и взрослыми.

Создание педагогических условий                                                                                    

  1. Построение развивающей предметно – пространственной среды.
  2. Обеспечение разнообразия материала для изобразительной деятельности.
  3. Высокий уровень психологической, художественной подготовки педагога.
  4. Закрепление изобразительных умений и навыков, развитие творческих способностей в организованной, совместно с воспитателем и в самостоятельной детской деятельности.

Направления работы

  • Развитие воображения через нетрадиционные приемы и техники ТРИЗ.
  • Знакомство с различными техниками, приемами, методами изображения предметов.
  • Рисование предметное, сюжетное, декоративное, по замыслу.
  • Знакомство с изобразительным искусством.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Акварельные краски.

3. Гуашь.

4. Восковые мелки, пастель, масляная пастель.

5. Сангина, уголь.

6. Трубочки для коктейля.

7. Ванночки с поролоном.

8. Баночки для воды.

9. Кисти: беличьи разного размера и щетинные плоские (круглые).

10. Салфетки тряпичные, набор влажных салфеток.

11.Простые и цветные карандаши.

12. Различные штампы, печатки и трафареты.

13. Природный материал (листья, семена).

14. Ватные палочки и палочки с поролоном.

15. Старые журналы, газеты.

16. Наждачная, бархатная бумага, обои.

Ожидаемый результат

 К концу года дети могут использовать различные изобразительные средства:

  -  линию, форму, цвет, композицию;

  - используют разнообразные изобразительные материалы и  нетрадиционные способы рисования: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.;

  -  в результате освоения программы расширяются творческие возможности дошкольников.

Программа по изобразительной деятельности для младшего и среднего возраста базируется на следующих программах:

  • С.К.Кожохина «Путешествие в мир искусства»
  • Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники, сценарий занятий, планирование)
  • И.А.Лыкова «Цветные ладошки»
  • Т.Н.Ветрова «ТРИЗ  в изодеятельности»
  • А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки»

                                                                                                                                     

Объем учебного времени и организация занятий

    Занятия данной программы разработаны с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации дополнительного образования через кружковую деятельность, которая проводится во второй половине дня, один раз в неделю.  Программа рассчитана на 2 года обучения (в количестве 32-х занятий) и состоит из двух этапов. Первый этап рассчитан на детей 3-4 лет (младшая группа), второй – на детей 4-5 лет (средняя группа). Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).

   Младшая группа 10 минут по подгруппам,  1 раз в неделю, средняя группа 15 минут по подгруппам, 1 раз в неделю.

 Формы подведения итогов

- оформление папки для родителей;

- открытые занятия для родителей;

- выставка рисунков детей;

- участие на конкурсах рисунков;

- оформление праздничных открыток.

                                                 

                                                                                     Планирование занятий

в младшей (*) и средней (**) группах

Месяц

№ занятия

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

  1. Осень (с 1 недели октября по 4 недели ноября)

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Предметное рисование  отпечатками листьев (гуашь)

(педагогическая диагностика)

*«Волшебные кляксы»

**«Палитра настроений»

Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности. Умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, способности к интеграции – раскрытию одного образа.

2

 Сюжетное рисование в технике оттиск  мятой бумаги и кляксографии.

*«Весёлый дождик осенью»

**«Сарафан одела осень»

 Развивать композиционные умения - создавать осеннюю композицию. Познакомить с техникой выдувания и оттиск мятой бумагой. Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Создавать условия для  передачи и приумножения опыта творческой деятельности.

3

Рисование «пальчиковой живописью» и ватными палочками.

 * «Ветка рябины»

** « Подсолнухи»

Создать условия для отражения в работе знакомых предметов. Учить рисовать на ветке ягоды (пальчиками) и листики (примакиванием). Упражнять в рисовании печатками и ватными палочками, создавая образ цветка. Развивать цветовосприятие, чувство композиции, ритма.

4

Предметное рисование оттиск поролоном.

Сюжетное рисование восковыми мелками + акварель.

 *«Стручок гороха»

**«Весёлая жизнь насекомых в траве».

Вызвать интерес к передачи образов, характерных признаков изображаемых  предметов.  Упражнять в технике печатании пальцем, восковые мелки + акварель. Воспитывать интерес к познанию природы.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

5

Коллективное рисование педагога с детьми «пальчиковой живописью».

Ознакомление с техникой монотипия.

* «Весёлый мухомор»

**«Гриб - боровик»

Познакомить с техникой изображения симметричных предметов – монотипия. Учить создавать изображение знакомых предметов. Создавать условия для  передачи и приумножения опыта творческой деятельности. Учить удерживать внимание на одном предмете. Развивать наблюдательность, внимание.

6

Предметное рисование  отпечатками листьев и рисование с помощью трафарета.

*«Осенние листочки»

**«Листья - путешественницы»

Развивать зрительную наблюдательность; научить видеть цвет и формы в природе и использовать их для создания изображений в рисунке. Учить использовать в рисовании для изображения предметов  -  трафареты, штампы, листья для печатания. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьера.

7

 Рисование гуашью, красками.

 *«Яблоко с листочком и червячком »

**«Ходит сон по лавочке»

 Учить составлять гармоничную многоцветную композицию на основе контурного рисунка.  Учить умение рисовать предметы, состоящие из 2-3 частей разной формы. Отрабатывать технику рисования гуашевыми красками. Совершенствовать изобразительную технику.

8

Предметное рисование животных поролоном. Рисование восковыми мелками.

*«Мои любимые домашние животные»

** «Мои любимые рыбки»

Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Учить рисовать силуэты знакомых животных, используя нетрадиционные средства выразительности (поролон), восковые мелки + акварель. Учить удерживать внимание на одном предмете. Развивать наблюдательность, внимание, композиционные решения.

2.Зима (1 неделя декабря – 4 неделя февраля)

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

9

Коллективное рисование в технике печать по трафарету.

*«Маленькой елочке холодно зимой»

**«Зимний лес»

Формировать композиционные умения. Упражнять в печати по трафарету. Развивать способность определять роль цвета в пейзажной живописи на элементарном уровне.

 Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства.

10

Коллективное сюжетное рисование в технике оттиск поролоном, мятой бумагой, тычка полусухой жесткой кистью.

* «Весёлый Снеговичок»

**«Мы слепили Снеговика»

Упражнять умение детей в изображении знакомых образов, с использованием нетрадиционных  техник: оттиск мятой бумагой, поролоном, тычка полусухой жесткой кистью, для передачи характерных особенностей изображаемого объекта. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске.

11

Коллективное рисование ладошками.

Рисование восковыми мелками.

 *«Ёлочка пушистая, нарядная»

**«Укрась ёлочку бусами»

Упражнять в технике печатания ладошками, рисование восковыми мелками. Учить изображать знакомый образ (ёлки) нетрадиционным способом, опираясь на знания и умения детей  для  передачи и приумножения опыта творческой деятельности. Развивать чувство композиции.

12

Рисование «пальчиковой живописью», оттиск поролоном, масляной пастелью, восковыми мелками.

*«Конфетти и серпантин»

**«Ёлочные игрушки»

Учить детей создавать фантазийные узоры и образы в изображении ёлочных украшений. Учить свободно проводить   линии разных цветов и различной конфигурации (волнистые, спиралевидные, с петлями).

 Развивать воображение. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске.

Я

Н

В

А

Р

Ь

13

Декоративное рисование восковыми мелками.

* «Узоры на окошке»

** «Снежинки»

Учить рисовать морозные узоры в стиле кружевоплетения. Применять различные декоративные элементы (точка, завиток, круг, сетка, волнистая линия, цветок, петля). Развивать воображение, чувство цвета, формы, композиции.

14

Декоративное рисование красками.

*«Рукавицы для Снегурочки»

**«Портрет зимы»

Учить создавать на силуэте рукавицы композицию из растительных элементов, с использованием нетрадиционных техник печатание поролоном  и штампом. Познакомить с новым жанром живописи – портретом. Закрепить умение изображать человека, образ зимы, украшать деталями (снежинками). Развивать воображение и творчество. Закреплять умение смешивать краски.

15

Предметное рисование  геометрическими фигурами

*«Смешарики»

** «Превращения круга»

Учить детей создавать фантазийные образы.

Учить рисовать образы на основе круглой формы. Формировать умение представлять изображаемый объект. Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.

16

Коллективно-сюжетное  рисование педагога с детьми ладошкой и  поролоном.

*«Пушистые комочки»

** « Петя - петушок»

Упражнять в  рисовании изображения  знакомых образов, используя нетрадиционные средства выразительности поролон, ладошки и мятую бумагу. Вызвать интерес к передачи образов, характерных признаков изображаемого объекта. Учить работать аккуратно с материалом.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

17

Декоративное рисование пастелью по наждачной бумаге.

*«Чайный сервиз»

**«Ладушки в гостях у бабушки»

Вызвать интерес к новой технике рисования по наждачной бумаге. Продолжать учить создавать на силуэтах посуды композицию из узоров (цветы, листья, точки, волнистые, прямые  линии). Создавать условия для  передачи и приумножения опыта творческой деятельности.

18

Декоративное рисование печать по трафарету.

*«Платочки для матрёшки»

** «Укрась платочек»

Вызвать интерес к декоративному рисованию. Учить детей рисовать узоры на квадрате. Показать связь орнамента и формой украшаемого изделия. Упражнять умение использовать, в украшении предмета, технику печать по трафарету. Развивать чувство ритма, формы, композиции.  

19

Сюжетное рисование с использованием разных техник и разным изобразительным  материалом.

 * «Деревья зимой»

**«Зимний лес, полон чудес»

Продолжать учить создавать образы зимних деревьев. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, пастелью. Формировать композиционные умения. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства.

20

Рисование ладошкой.

Сюжетное  рисование в технике печать по трафарету.

*«Цветочек для папы »

**«Ракеты в космосе»

Упражнять в технике рисования ладошками в изображении цветка. Закрепить умение дорисовывать изображение, доводя его до конечного результата. Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Учить детей создавать сюжетную композицию в технике печать по трафарету, для передачи образа ракеты, космоса. Развивать чувство формы, мелкую моторику, координировать работу обеих рук.

                                                                             2.Весна (1 неделя марта – 4 неделя апреля )

М

А

Р

Т

21

Коллективное рисование педагога с детьми в технике «пальчиковая живопись».

Рисование восковыми мелками.

 *« Ветка мимозы»

**«Моя мама»

Упражнять в рисовании « пальчиковой живописью» цветков мимозы. Закреплять знания о цветах, умение дорисовывать листья мимозы короткими штрихами. Продолжать учить рисовать портрет, создавая образ любимого человека -  мамы, передавая в рисунке особенности внешнего вида, характер, настроение. Располагать рисунок на ограниченной площади, развивать чувство композиции.

22

Рисование  ладошкой портрета.

Рисование восковыми мелками + акварель.

*«Забавный человечек»

**«Мой воспитатель »

 Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). Учить создавать знакомый  образ воспитателя, используя выразительные средства графики и разнообразные изобразительные техники.  Содействовать передаче отношения к изображаемому.

23

Рисование пальчиками и ладошками по представлению.

«Шлеп-шлеп, хлоп – хлоп»

Вызвать интерес к рисования пальчиками и ладошками. Продолжать учить создавать выразительные образы в нетрадиционной  технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Создавать условия для  передачи и приумножения опыта творческой деятельности.

24

Коллективно-сюжетное рисование «пальчиковой живописью», ладошкой.

*«Веснушки на солнышке»

** «Весеннее солнышко»

Учить рисовать знакомые образы, используя нетрадиционные техники «пальчиковая живопись», рисование ладошками. Формировать умение представлять изображаемый объект. Воспитывать самостоятельность,  творчество.

А

П

Р

Е

Л

Ь

25

Рисование мятой бумагой.

Рисование в технике монотипия.

*«Пришла, зелена весна»

**«Весна – зажурчали ручьи»

Продолжать учить создавать пейзажную композицию сезонных явлений природы. Учить набирать краску на мятую бумагу, делать чёткий оттиск для передачи листвы у деревьев. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства.

26

Сюжетное рисование «пальчиковой живописью», печать штампами.  

*«Жили у бабуси два весёлых гуся»

**«Тили-тили, тили бом»

Учить рисовать сказочные сюжеты по мотивам знакомых образов из сказок. Формировать умение представлять изображаемый объект. Закреплять умение работать с разнообразным изобразительным материалом. Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.

27

Декоративное  рисование.

*«Украсим юбку барышне»

**«Ходит конь по бережку»

Продолжать знакомить детей с  декоративно – прикладным  искусством. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.

Развивать глазомер, творческие способности, воображение. Создавать условия для творческой самореализации. Воспитывать интерес к народной культуре.

28

Предметное рисование в различных техниках.

«Мои любимые животные из сказок»

Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Продолжать учить анализировать особенности строения разных животных, соотносить части по величине и пропорциям. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативу в художественном поиске.

                                                                                  4.Лето (1 неделя мая по 4 недели мая)

М

А

Й

29

Коллективное рисование печать по трафарету, оттиск листьев, рисование поролоном.

*«Цветочная полянка»

**«Бабочки на цветочном лугу»

 Развивать творческое начало. Закреплять умение работать с разнообразным изобразительным материалом. Воспитывать интерес к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве.

30

Коллективно-сюжетное рисование ватными палочками, ладошками, кляксографией, мятой бумагой, поролоном и др.

*«Золотая рыбка»

**«Этот удивительный и таинственный мир»

 Формировать умение создавать сказочные объекты и сюжеты, используя разнообразные техники. Учить составлять гармоничную многоцветную композицию. Развивать воображение, умение придумывать необычный образ, чувство цветоощущения и цветовосприятия.

31

Сюжетное рисование с использованием разных техник.

 * «Бабочки и божьи коровки на лужайке»

** «Белоствольная берёза одела летний сарафан»

Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения. Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разного материала для создания выразительного образа насекомых, березы.

32

Свободное творческое рисование с использованием разнообразных техник.

«Увлекательные превращения»

Воспитывать эстетический вкус. Развивать творческое начало. Закреплять умение работать с разнообразным изобразительным материалом.

Литература:

  • С.К.Кожохина «Путешествие в мир искусства»;
  • Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники, сценарий занятий,планирование);
  • И.А.Лыкова «Цветные ладошки»;
  • Т.Н.Ветрова «ТРИЗ  в изодеятельности»;
  • А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки».