Программа работы кружка по "РТВ" художественно-творческой деятельности младшего дошкольного возраста.
методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме

Нутфуллина Гюзелия Завитовна

Программа дополнительного образования по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционных техник в рисовании с детьми младшего и среднего возраста. Программа рассчитана на два года обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_metodicheskaya_razrabotka_po_rtv.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Частное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Эрудит»

               

Согласовано на педсовете                                                                                                                                             Утверждаю

№1 от 23.08.2012г.                                                                                                                                                         Директор ЧОУ ДОД «ЭРУДИТ»

Заведующий МБДОУ № 62                                                                                                                                          ____________________________

_____________________                                                                                                                                               к.с.н. Р.Н.НАЗМУТДИНОВА

Р.З.КАЛИМУЛЛИНА

                                                                                        Программа работы кружка «РТВ»

  художественно - творческой деятельности

 младшего  дошкольного возраста в изостудии «Умелые руки»

 муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида № 62 «Тирэк»

  пгт Нижняя Мактама»

2012-2013 учебный год

                                                                                                                        Разработчик программы:

                                                                                                                                                            Нутфуллина Гюзелия Завитовна,

                                                                                                                                                            воспитатель по изодеятельности.

                                                                                                       

                                                                               

                                                                                                                          2012г.                                                                        

                                                 

 Пояснительная записка                                                                                                      

     Изостудия - это особая среда, способствующая развитию эмоционально - чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Микроклимат изостудии формирует у детей коммуникативные способности; развивает художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

      По мнению А.В.Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующиеся ребенка сюжеты. Однако наиболее важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний идеальный план, который в раннем возрасте отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний план действий еще не полностью сформирован, он нуждается в материальных опорах, и рисунок – одна из таких опор.

      По мнению Л. С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.

     Творчество и эстетическое наслаждение являются фундаментальными чертами человеческой жизни. И у человека, поглощенного в творческую активность, мозг действует гораздо более интенсивнее, чем во время своей обычной деятельности. Только в изобразительной деятельности и на её основе могут развиваться постепенно осознанное художественное и эстетическое чувство, художественный и эстетический вкус и другие черты.

    Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном  многообразии окружающего мира.  Поэтому данная  программа разработана  для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 5 лет  и цель её – помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире, так как именно в этом возрасте, ребёнок, получает определенное развитие всех сторон психики, закладывается фундамент для его дальнейшего роста, формируются основы личности. Стараясь  управлять своим поведением и деятельностью, малыш учится предвидеть её результат и контролировать его достижение. Формируется адекватность эмоций и чувств, навыки самооценки.

    Хочется отметить, что именно четырёхлетние дети достаточно хорошо владеют карандашом и кистью как средством, передающим настроение, эмоции и ощущения. Ребёнок непосредственно передаёт своё отношение к изображаемому, обозначает на листе существенные признаки предмета, может заменить объект каким-либо знаком.

    Н.Басина, О.Суслова указывают на то, что «маленький ребёнок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует». Дошкольник приобретает знания через тесный контакт с материальным миром. Именно в этом возрасте для ребёнка не представляет особого труда спроецировать чувственный опыт на цвет, линию, форму, звук и движение. По утверждению тех же авторов, «у маленького ребёнка все каналы восприятия открыты», а мы лишь помогаем ему сначала узнать, потом найти и извлечь самое ценное, что он хранит в себе, его чувства, а затем удивиться им и запомнить их.

    Маленький ребёнок говорит руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребёнка становится рисунок, умение творить на листе. Поэтому очень важно предоставить ребёнку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств.

   Данная программа дополнительного образования обеспечивает условия для художественно – эстетического, познавательно – речевого и  духовного развития ребёнка.    Развитие изобразительной деятельности строиться на позициях воспитания личностного отношения ребенка к своей деятельности и к деятельности сверстников.

 На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, рисование штампами, трафаретами и др.

    Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам «Изобразительное искусство», «Познавательное развитие» и интеграции разных видов художественно – эстетической деятельности дошкольников.

Цель программы

     Помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человека. Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи программы

1.Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального положительного восприятия искусства.

2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

3.Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.

Содержание учебной программы

    В качестве основных тем выступают времена года: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”, на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы. Разбивка перспективного плана по тематическим блокам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении техники рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге.

   Занятия по РТВ строятся по следующему примерному плану:

  • создание интереса и эмоционального настроя (сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки, знакомство с произведениями изобразительного искусства, напоминание о виденном ранее, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);
  • процесс работы начинается с рассматривания и ощупывания изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по выполнению работы, в некоторых случаях показа приёмов изображения на отдельном листе. Далее дети приступают к созданию работ. По ходу работы детей, воспитатель может показать детям удачно начатый рисунок, направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи;
  • рассматривание полученной работы (детским рисункам даётся только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы и работы других ребят, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.  

Формы педагогической деятельности

  • Индивидуальная
  • Фронтальная
  • Коллективное творчество

Типы непосредственной образовательной деятельности

  • занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;
  • занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;
  • занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

Принципы построения занятий

  • Доступности изучаемого материала.
  • Эмоционально - насыщенная тематика занятий.
  • Привлекательность и занимательность содержания занятия.
  • Вариативно - дифференцированное содержание занятий.
  • Опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества.
  • Раскрепощенная атмосфера, доброжелательность между членами детского коллектива и взрослыми.

Создание педагогических условий                                                                                    

  1. Построение развивающей предметно – пространственной среды.
  2. Обеспечение разнообразия материала для изобразительной деятельности.
  3. Высокий уровень психологической, художественной подготовки педагога.
  4. Закрепление изобразительных умений и навыков, развитие творческих способностей в организованной, совместно с воспитателем и в самостоятельной детской деятельности.

Направления работы

  • Развитие воображения через нетрадиционные приемы и техники ТРИЗ.
  • Знакомство с различными техниками, приемами, методами изображения предметов.
  • Рисование предметное, сюжетное, декоративное, по замыслу.
  • Знакомство с изобразительным искусством.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Акварельные краски.

3. Гуашь.

4. Восковые мелки, пастель, масляная пастель.

5. Сангина, уголь.

6. Трубочки для коктейля.

7. Ванночки с поролоном.

8. Баночки для воды.

9. Кисти: беличьи разного размера и щетинные плоские (круглые).

10. Салфетки тряпичные, набор влажных салфеток.

11.Простые и цветные карандаши.

12. Различные штампы, печатки и трафареты.

13. Природный материал (листья, семена).

14. Ватные палочки и палочки с поролоном.

15. Старые журналы, газеты.

16. Наждачная, бархатная бумага, обои.

Ожидаемый результат

 К концу года дети могут использовать различные изобразительные средства:

  -  линию, форму, цвет, композицию;

  - используют разнообразные изобразительные материалы и  нетрадиционные способы рисования: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.;

  -  в результате освоения программы расширяются творческие возможности дошкольников.

Программа по изобразительной деятельности для младшего и среднего возраста базируется на следующих программах:

  • С.К.Кожохина «Путешествие в мир искусства»
  • Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники, сценарий занятий, планирование)
  • И.А.Лыкова «Цветные ладошки»
  • Т.Н.Ветрова «ТРИЗ  в изодеятельности»
  • А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки»

                                                                                                                                     

Объем учебного времени и организация занятий

    Занятия данной программы разработаны с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации дополнительного образования через кружковую деятельность, которая проводится во второй половине дня, один раз в неделю.  Программа рассчитана на 2 года обучения (в количестве 32-х занятий) и состоит из двух этапов. Первый этап рассчитан на детей 3-4 лет (младшая группа), второй – на детей 4-5 лет (средняя группа). Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).

   Младшая группа 10 минут по подгруппам,  1 раз в неделю, средняя группа 15 минут по подгруппам, 1 раз в неделю.

 Формы подведения итогов

- оформление папки для родителей;

- открытые занятия для родителей;

- выставка рисунков детей;

- участие на конкурсах рисунков;

- оформление праздничных открыток.

                                                 

                                                                                     Планирование занятий

в младшей (*) и средней (**) группах

Месяц

№ занятия

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

  1. Осень (с 1 недели октября по 4 недели ноября)

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Предметное рисование  отпечатками листьев (гуашь)

(педагогическая диагностика)

*«Волшебные кляксы»

**«Палитра настроений»

Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности. Умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, способности к интеграции – раскрытию одного образа.

2

 Сюжетное рисование в технике оттиск  мятой бумаги и кляксографии.

*«Весёлый дождик осенью»

**«Сарафан одела осень»

 Развивать композиционные умения - создавать осеннюю композицию. Познакомить с техникой выдувания и оттиск мятой бумагой. Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Создавать условия для  передачи и приумножения опыта творческой деятельности.

3

Рисование «пальчиковой живописью» и ватными палочками.

 * «Ветка рябины»

** « Подсолнухи»

Создать условия для отражения в работе знакомых предметов. Учить рисовать на ветке ягоды (пальчиками) и листики (примакиванием). Упражнять в рисовании печатками и ватными палочками, создавая образ цветка. Развивать цветовосприятие, чувство композиции, ритма.

4

Предметное рисование оттиск поролоном.

Сюжетное рисование восковыми мелками + акварель.

 *«Стручок гороха»

**«Весёлая жизнь насекомых в траве».

Вызвать интерес к передачи образов, характерных признаков изображаемых  предметов.  Упражнять в технике печатании пальцем, восковые мелки + акварель. Воспитывать интерес к познанию природы.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

5

Коллективное рисование педагога с детьми «пальчиковой живописью».

Ознакомление с техникой монотипия.

* «Весёлый мухомор»

**«Гриб - боровик»

Познакомить с техникой изображения симметричных предметов – монотипия. Учить создавать изображение знакомых предметов. Создавать условия для  передачи и приумножения опыта творческой деятельности. Учить удерживать внимание на одном предмете. Развивать наблюдательность, внимание.

6

Предметное рисование  отпечатками листьев и рисование с помощью трафарета.

*«Осенние листочки»

**«Листья - путешественницы»

Развивать зрительную наблюдательность; научить видеть цвет и формы в природе и использовать их для создания изображений в рисунке. Учить использовать в рисовании для изображения предметов  -  трафареты, штампы, листья для печатания. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьера.

7

 Рисование гуашью, красками.

 *«Яблоко с листочком и червячком »

**«Ходит сон по лавочке»

 Учить составлять гармоничную многоцветную композицию на основе контурного рисунка.  Учить умение рисовать предметы, состоящие из 2-3 частей разной формы. Отрабатывать технику рисования гуашевыми красками. Совершенствовать изобразительную технику.

8

Предметное рисование животных поролоном. Рисование восковыми мелками.

*«Мои любимые домашние животные»

** «Мои любимые рыбки»

Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Учить рисовать силуэты знакомых животных, используя нетрадиционные средства выразительности (поролон), восковые мелки + акварель. Учить удерживать внимание на одном предмете. Развивать наблюдательность, внимание, композиционные решения.

2.Зима (1 неделя декабря – 4 неделя февраля)

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

9

Коллективное рисование в технике печать по трафарету.

*«Маленькой елочке холодно зимой»

**«Зимний лес»

Формировать композиционные умения. Упражнять в печати по трафарету. Развивать способность определять роль цвета в пейзажной живописи на элементарном уровне.

 Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства.

10

Коллективное сюжетное рисование в технике оттиск поролоном, мятой бумагой, тычка полусухой жесткой кистью.

* «Весёлый Снеговичок»

**«Мы слепили Снеговика»

Упражнять умение детей в изображении знакомых образов, с использованием нетрадиционных  техник: оттиск мятой бумагой, поролоном, тычка полусухой жесткой кистью, для передачи характерных особенностей изображаемого объекта. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске.

11

Коллективное рисование ладошками.

Рисование восковыми мелками.

 *«Ёлочка пушистая, нарядная»

**«Укрась ёлочку бусами»

Упражнять в технике печатания ладошками, рисование восковыми мелками. Учить изображать знакомый образ (ёлки) нетрадиционным способом, опираясь на знания и умения детей  для  передачи и приумножения опыта творческой деятельности. Развивать чувство композиции.

12

Рисование «пальчиковой живописью», оттиск поролоном, масляной пастелью, восковыми мелками.

*«Конфетти и серпантин»

**«Ёлочные игрушки»

Учить детей создавать фантазийные узоры и образы в изображении ёлочных украшений. Учить свободно проводить   линии разных цветов и различной конфигурации (волнистые, спиралевидные, с петлями).

 Развивать воображение. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске.

Я

Н

В

А

Р

Ь

13

Декоративное рисование восковыми мелками.

* «Узоры на окошке»

** «Снежинки»

Учить рисовать морозные узоры в стиле кружевоплетения. Применять различные декоративные элементы (точка, завиток, круг, сетка, волнистая линия, цветок, петля). Развивать воображение, чувство цвета, формы, композиции.

14

Декоративное рисование красками.

*«Рукавицы для Снегурочки»

**«Портрет зимы»

Учить создавать на силуэте рукавицы композицию из растительных элементов, с использованием нетрадиционных техник печатание поролоном  и штампом. Познакомить с новым жанром живописи – портретом. Закрепить умение изображать человека, образ зимы, украшать деталями (снежинками). Развивать воображение и творчество. Закреплять умение смешивать краски.

15

Предметное рисование  геометрическими фигурами

*«Смешарики»

** «Превращения круга»

Учить детей создавать фантазийные образы.

Учить рисовать образы на основе круглой формы. Формировать умение представлять изображаемый объект. Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.

16

Коллективно-сюжетное  рисование педагога с детьми ладошкой и  поролоном.

*«Пушистые комочки»

** « Петя - петушок»

Упражнять в  рисовании изображения  знакомых образов, используя нетрадиционные средства выразительности поролон, ладошки и мятую бумагу. Вызвать интерес к передачи образов, характерных признаков изображаемого объекта. Учить работать аккуратно с материалом.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

17

Декоративное рисование пастелью по наждачной бумаге.

*«Чайный сервиз»

**«Ладушки в гостях у бабушки»

Вызвать интерес к новой технике рисования по наждачной бумаге. Продолжать учить создавать на силуэтах посуды композицию из узоров (цветы, листья, точки, волнистые, прямые  линии). Создавать условия для  передачи и приумножения опыта творческой деятельности.

18

Декоративное рисование печать по трафарету.

*«Платочки для матрёшки»

** «Укрась платочек»

Вызвать интерес к декоративному рисованию. Учить детей рисовать узоры на квадрате. Показать связь орнамента и формой украшаемого изделия. Упражнять умение использовать, в украшении предмета, технику печать по трафарету. Развивать чувство ритма, формы, композиции.  

19

Сюжетное рисование с использованием разных техник и разным изобразительным  материалом.

 * «Деревья зимой»

**«Зимний лес, полон чудес»

Продолжать учить создавать образы зимних деревьев. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, пастелью. Формировать композиционные умения. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства.

20

Рисование ладошкой.

Сюжетное  рисование в технике печать по трафарету.

*«Цветочек для папы »

**«Ракеты в космосе»

Упражнять в технике рисования ладошками в изображении цветка. Закрепить умение дорисовывать изображение, доводя его до конечного результата. Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Учить детей создавать сюжетную композицию в технике печать по трафарету, для передачи образа ракеты, космоса. Развивать чувство формы, мелкую моторику, координировать работу обеих рук.

                                                                             2.Весна (1 неделя марта – 4 неделя апреля )

М

А

Р

Т

21

Коллективное рисование педагога с детьми в технике «пальчиковая живопись».

Рисование восковыми мелками.

 *« Ветка мимозы»

**«Моя мама»

Упражнять в рисовании « пальчиковой живописью» цветков мимозы. Закреплять знания о цветах, умение дорисовывать листья мимозы короткими штрихами. Продолжать учить рисовать портрет, создавая образ любимого человека -  мамы, передавая в рисунке особенности внешнего вида, характер, настроение. Располагать рисунок на ограниченной площади, развивать чувство композиции.

22

Рисование  ладошкой портрета.

Рисование восковыми мелками + акварель.

*«Забавный человечек»

**«Мой воспитатель »

 Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). Учить создавать знакомый  образ воспитателя, используя выразительные средства графики и разнообразные изобразительные техники.  Содействовать передаче отношения к изображаемому.

23

Рисование пальчиками и ладошками по представлению.

«Шлеп-шлеп, хлоп – хлоп»

Вызвать интерес к рисования пальчиками и ладошками. Продолжать учить создавать выразительные образы в нетрадиционной  технике изображения. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Создавать условия для  передачи и приумножения опыта творческой деятельности.

24

Коллективно-сюжетное рисование «пальчиковой живописью», ладошкой.

*«Веснушки на солнышке»

** «Весеннее солнышко»

Учить рисовать знакомые образы, используя нетрадиционные техники «пальчиковая живопись», рисование ладошками. Формировать умение представлять изображаемый объект. Воспитывать самостоятельность,  творчество.

А

П

Р

Е

Л

Ь

25

Рисование мятой бумагой.

Рисование в технике монотипия.

*«Пришла, зелена весна»

**«Весна – зажурчали ручьи»

Продолжать учить создавать пейзажную композицию сезонных явлений природы. Учить набирать краску на мятую бумагу, делать чёткий оттиск для передачи листвы у деревьев. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства.

26

Сюжетное рисование «пальчиковой живописью», печать штампами.  

*«Жили у бабуси два весёлых гуся»

**«Тили-тили, тили бом»

Учить рисовать сказочные сюжеты по мотивам знакомых образов из сказок. Формировать умение представлять изображаемый объект. Закреплять умение работать с разнообразным изобразительным материалом. Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.

27

Декоративное  рисование.

*«Украсим юбку барышне»

**«Ходит конь по бережку»

Продолжать знакомить детей с  декоративно – прикладным  искусством. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.

Развивать глазомер, творческие способности, воображение. Создавать условия для творческой самореализации. Воспитывать интерес к народной культуре.

28

Предметное рисование в различных техниках.

«Мои любимые животные из сказок»

Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Продолжать учить анализировать особенности строения разных животных, соотносить части по величине и пропорциям. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативу в художественном поиске.

                                                                                  4.Лето (1 неделя мая по 4 недели мая)

М

А

Й

29

Коллективное рисование печать по трафарету, оттиск листьев, рисование поролоном.

*«Цветочная полянка»

**«Бабочки на цветочном лугу»

 Развивать творческое начало. Закреплять умение работать с разнообразным изобразительным материалом. Воспитывать интерес к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве.

30

Коллективно-сюжетное рисование ватными палочками, ладошками, кляксографией, мятой бумагой, поролоном и др.

*«Золотая рыбка»

**«Этот удивительный и таинственный мир»

 Формировать умение создавать сказочные объекты и сюжеты, используя разнообразные техники. Учить составлять гармоничную многоцветную композицию. Развивать воображение, умение придумывать необычный образ, чувство цветоощущения и цветовосприятия.

31

Сюжетное рисование с использованием разных техник.

 * «Бабочки и божьи коровки на лужайке»

** «Белоствольная берёза одела летний сарафан»

Формировать культуру «творческой личности» (самореализации). Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения. Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разного материала для создания выразительного образа насекомых, березы.

32

Свободное творческое рисование с использованием разнообразных техник.

«Увлекательные превращения»

Воспитывать эстетический вкус. Развивать творческое начало. Закреплять умение работать с разнообразным изобразительным материалом.

Литература:

  • С.К.Кожохина «Путешествие в мир искусства»;
  • Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники, сценарий занятий,планирование);
  • И.А.Лыкова «Цветные ладошки»;
  • Т.Н.Ветрова «ТРИЗ  в изодеятельности»;
  • А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»

Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружку «Цвета радуги» для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММАпо кружку «Цвета радуги»для детей дошкольного возрастаот 5  до 6  лет....

Программа работы кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Радуга красок»

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 4 лет.Задачи: Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознате...

Рабочая программа кружка психологического сопровождения детей младшего дошкольного возраста «Школа успеха»

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут прив...

Программа работы кружка "Ритмика" с детьми младшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21188887","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Авторская программа кружка «Музицирование» (для детей младшего дошкольного возраста)

Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет...