Конспект занятия для подготовительной группы.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Бурматова Елена Ивановна

Образовательная деятельность «Художественное творчество» в интеграции с образовательными областями: познание ( коммуникация, социализация), физкультура.

Подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_skazochnoy_ulitse_masterov.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ «Детский сад № 397 комбинированного вида» г.Омска

Образовательная деятельность «Художественное творчество» в интеграции с образовательными областями: познание ( коммуникация, социализация), физкультура.

Подготовительная группа

(2012-2013г.)

Подготовила воспитатель Бурматова Е.И.

Тема: «На сказочной улице народных мастеров»

Программное содержание: 

1. Продолжать знакомить детей с историей России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами. 
2. Формировать у детей знания о истории появления, процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказывать об этом. 
3. Познакомить с игрушкой-свистулькой, древним народным музыкальным инструментом. 
4. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи  ( круги, прямые волнистые линии, колечки, клетка, точки –горошины). 
5. Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приёмы работы кистью (всем ворсом, концом), использовать нетрадиционный материал в рисовании ( ватные палочки для точек). 
6. Продолжать учить смешивать краски на палитре, для получения новых цветов ( кр.+ жел. =оранж, зел.+кр.=коричн. ). 
7. Упражнять в умении отходить (спиной) на своё место ритмичным коротким шагом, творчески использовать знакомые плясовые движения. Согласовывать свои движения с действиями товарищей. 
8. Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов. 
9. Активизация словаря: улица, «золотые руки», карта России, картинки-половинки, целое, Мастер - дымковской игрушки, слобода Дымково, игрушки-свистульки, расписывать игрушки, палитра, смешивать краски. 
10. Развивать чувство цвета при составлении узора, воображение, эстетический вкус, их внимание, память, способность анализировать и обобщать, проявлять творческие способности, умение любоваться дымковскими игрушками, расписанные своими руками. 
11. Воспитывать любовь к народному искусству России. 

Методы и приёмы: 
мотивация, коммуникативная игра, художественное слово, рассказ воспитателя, русская народная игра, рассматривание дымковских игрушек, опытно-экспериментальная деятельность, сюрпризный момент, дидактическая игра, мозговой штурм, творческое задание, презентация работ. 



Предшествующая работа: 

1. Изучение с детьми материала по теме: «История возникновения глиняной игрушки (рассматривание иллюстраций, образцов игрушек, просмотр видеофильма "Дымковские игрушки", индивидуальная работа по обучению росписи объёмной игрушки, роспись ватными палочками, сравнение свойств голубой глины и пластилина). 
2. Предварительная лепка глиняных игрушек, грунтовка детьми. 
3. Заучивание пословиц о труде, стихов и потешек о дымковской игрушке. 
4. Беседы с детьми о том, как они понимают выражение «золотые руки», приведение примеров. 
5. Изготовление дидактической игры "Сложи целое". 
6. Этимология слова "подряд" (под+ряд) происходит от глагола подрядить(ся) – выполнить работу по договору (обязуется сделать работу). 
7. Рассматривание и изучение карты России (обведение границы России, нахождение морей, рек, океанов, городов (г. Кирова, где делают глиняных дымковских игрушек, р. Вятки)). 
8. Изготовление атрибутов (макеты картонных окон с дымковской росписью, разрезных картинок с изображением "Барыня с муфтой", "Индюк", "Лошадка", иллюстрации к сказке, панно "Радуга-дуга". 
9. Чтение художественной литературы о народных умельцах. 
10. Подготовка русских народных костюмов для детей и воспитателя. 
11. Разучивание музыкальной игры "Плетень". 
12. Подготовка музыкального сопровождения. 
13. Проведение физкультминуток. 
14. Подготовка иллюстративного материала. 
15. Проведение дидактических игр "Дорисуй орнамент", "Найди игрушку", "Выбери узор". 
16. Составление образцов элементов росписи. 


Материал для занятия:

 карта России, макеты картонных окон, таблички: Мастер - дымковской игрушки, мини-музей "Столярная мастерская", заготовки глиняных игрушек, набор иллюстраций по дымковской игрушке, поднос с разрезными картинками, иллюстрации к сказке, 2 пера, русские народные костюмы для детей, панно "Радуга-дуга", декорации (изба, забор, лавочки, макет коровы, искусственные ёлочки), глиняные игрушки-свистульки, педагог по изодеятельности берёт роль –мастера (рицы), глина, гончарный круг, полочка для выставки, музыкальное сопровождение, сюрприз – сушки малютки. 


Материал для каждого ребёнка: 

картонное окошко, глиняная фигурка для росписи, гуашь разных цветов, кисти двух видов, стаканчик для воды, клеенка на стол, кисточка тычок (ватная палочка), палитра, фартук, подставка для кисточек, образцы элементов росписи, салфетка, влажная тряпочка для рук. 

Ход занятия: ( дети в русских народных костюмах под музыку входят в группу, встают в шеренгу, делают поклон гостям) 

Воспитатель: Посмотрите дети, мы с вами пришли на старинную русскую улицу. На нашей улице мастера живут и трудом своим нам добро несут. Встаньте в две шеренги лицом друг к другу (дети берут макеты окна).

- Представьте, что вы стоите у окошка своей избы и смотрите в окно.

- Что вы там видите? (Ответы детей: лицо Егора, Вики…)

- Раньше говорили, сидеть у окна – это сидеть у лица. Вот так и появилось это слово «улица»- дорога между домами.

- Как называется дорога между домами? (Улица)

- Активизация словаря.

- Постепенно она становилась шире и шире.

- Вот какой простой и интересный русский язык.

- Давайте сейчас сядем рядком, да, поговорим ладком. (Дети садятся).

- На Руси всегда уважительно относились к людям, которые много трудятся. Про таких людей говорили – это мастер «Золотые руки».

- А как вы понимаете, что такое – «золотые руки»? (Дети: это люди, которые умеют что-то делать своими руками: «плести корзины», вязать, вышивать, шить, делать игрушки…)

- Правильно вы, ребята, понимаете.

- Вспомните, какие вы знаете пословицы о труде.

Дети: Труд кормит, а лень портит.

     Красна птица пением, а человек умением.

     Маленькое дело лучше большого безделья.

- Молодцы!

- После труда чудо-мастера

На улицу выходили

Знакомые игры заводили.

( Игра «Плетень» ( с пением и инструментальным сопровождением)). Тень, тень, потетень Выше города плетень Сели дети на плетень Потешалися весь день. (дети стоят шеренгами, соединив руки – «плетень», на первую музыкальную фразу первая шеренга идёт вперёд к стоящей напротив неё второй шеренге, с концом фразы останавливается и кланяется. Затем отступает назад на своё место. На вторую фразу и её повторение тоже выполняет вторая шеренга. Затем под плясовую мелодию, дети свободно танцуют. С окончанием музыки они бегут на свои места, строятся шеренгами и берутся за руки, образуя «плетень»). Дети садятся. 

- Что вы видите перед собой? (Карту России)

- А сейчас послушаем старую добрую сказку.

- Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья мастерица была! И шить, и вышивать, и игрушки делать могла. И прозвали её за это Марьей Искусницей. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный, налетел, схватил её и понёс в своё царство. А Марьюшка превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разные пёрышки на память о себе. Куда падало красивое пёрышко, там и рождался новый мастер или мастерица.

- И упало одно перо на нашу улицу и родились на ней новый мастер – Егор, мастерицы – Вероника, Вика, Полина и Настя. (сказка сопровождается иллюстрациями, у жар-птицы отрываются – два пера: первое перо- рождает новых мастеров; второе перо- падает в село Дымково).

- Другое перо упало в селе Дымково, и родился чудесный промысел изготовления дымковской игрушки.  (Воспитатель с детьми на карте России прикрепляет пёрышко.)

- Но вот беда, налетел ураган на Русь матушку! Перепутал все узоры, материалы, краски.

- Посмотрите на подносы, что вы видите?

- Дети: картинки-половинки.

(Воспитатель показывает поднос с разрезными картинками-половинками дымковских игрушек, лежащих хаотично) 

- Дидактическая игра «Сложи целое» - ТРИЗ – решение проблемной ситуации.

- Ребята, что мы можем сделать с этими половинками? (Собрать из частей картинки)

- Выходите на лужок поиграть и картинки собрать

- Раз, два, три Игру начни ( дети под музыку на ковре собирают картинки) 

- Какие игрушки получились у чудо-мастеров? («Барыня с муфтой», «Индюк», «Лошадка»)

Ребёнок-мальчик:

Мы немножко засиделись На картинки засмотрелись Они у нас ярки, разноцветны и пестры. Словно радуга-дуга После летнего дождя. Эй, девчонки, все вставайте И картинки собирайте. Мы на улицу пойдём, Домик мастера найдём.

Воспитатель:

Чтоб домик Мастера найти Нужно по радуге-дуге пройти И волшебные слова произнести. (дети проходят по нарисованной радуге и произносят слова) 

Дети:

Каждый – красный Охотник – оранжевый Желает – жёлтый Знать, – зелёный Где – голубой Сидит – синий Фазан – фиолетовый

Воспитатель:

Это Мастер непростой, Это Мастер золотой Знает Мастер своё дело, Месит глину он умело. И игрушку вылепляет, Сушит, в печке обжигает, Белым мелом покрывает Краски яркие берёт, Кистью он мазки кладёт. Расписать надо красиво. Не игрушка – просто диво! Кто же он? Шепни на ушко.

Дети: Мастер - дымковской игрушки! Здравствуйте.

- Ребята, подойдите к выставке дымковских игрушек, рассмотрим и расскажем мастеру о них.

Мозговой штурм: Вопросы: 

- Где зародился промысел изготовления дымковской игрушки? ( В слободе Дымково)

- Что в них общего? ( Все белые)

- Как вы думаете, эти игрушки лепили и расписывали весёлые мастера или грустные? (Весёлые)

- А как они передали нам своё настроение? ( Расписали яркими красками)

- Осторожно возьмите в руки и пощупайте, определите какие они? (Гладкие, тяжёлые)

- Из чего и как делают эти игрушки? (Лепят из красной глины по частям, сушат, обжигают в печи, грунтуют белой гуашью с добавлением клея ПВА, расписывают).

- Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (Синим, красным, зелёным, фиолетовым, жёлтым, оранжевым…)

- Да, все игрушки расписаны яркими красками.

- Чтобы они получились ещё нарядней – добавляли золотую краску.

- Ребята, дымковские игрушки отличаются своими узорами.

-Какие узоры в их росписи вы видите? (Кружочки, точки, квадраты, полоски, волны, колечки…)

- Мастера-умельцы дали имя или название каждой своей игрушке? (Нарядная барыня, всадник на коне, индюк, баран…)

(сюрпризный момент) 

- Да, ребята, игрушки сказочные, волшебные, яркие, но в старину глубокую они были обыкновенными игрушками-свистульками. В наше время имя не играет, они стали известными сувенирами на весь мир и являются украшением в доме.

Активизация словаря: игрушки-свистульки.

- Представьте, что мы с вами на весенней ярмарке «свистунье».

(Показать, раздать, предложить посвистеть) 

Воспитатель:

Мастер – вам помощники нужны? Детки больно уж хороши!

Мастер:

У меня большой подряд И помощникам я рада Всё успеть мне надо в срок И задам я вам урок. Я прошу вас мне помочь Прогоните лень вы прочь Распишите мне игрушки А за труд вам всем по сушке Вкусные, румяные, сладкие, духмяные.

Воспитатель: Всё про них узнали, а теперь «чудо-мастера» проходите на места.

(дети проходят на свои места за столы, одевают фартуки) 

- Чем мы сейчас с вами будем заниматься? (Расписывать игрушки)

- Дружно вместе вспомним правила работы с красками:

Дети:

Кисточку в воду опускаем, Лишнюю водичку о край баночки убираем Чтобы цвет краски новый взять, Нужно кисточку в воде прополоскать, И игрушку дальше расписать.

- С каких деталей вы начнёте расписывать свою игрушку? (С крупных деталей – толстенькой кисточкой, а мелкие детали – тонкой кисточкой)

- А точки-горошины? (Ватной палочкой)

- Посмотрите на баночки. Что это? (Палитра)

- Для чего нужна палитра?  (Смешивать краски)

- Как получить оранжевый   цвет? (Смешать краски: кр.+жёлт.=оранж. цвет)

- Вспомните, какие краски, узоры используют дымковские мастера?

- Закройте глаза, подумайте ещё раз, как вы распишите свою глиняную игрушку, представьте, что должно получиться.

- Открываем глаза. Приступаем к работе.

(Звучит спокойная мелодия. Дети самостоятельно расписывают дымковскую игрушку, проявляя творчество. Воспитатель обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким). В ходе работы проводится физкультминутка. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.) Физкультминутка: - Ребята, вы ,наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Наклонились, повертелись На свои места уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем, И работать продолжаем.

Воспитатель:

Марья Искусница Мастерам русским помогала, Промысел старинный сохраняла. Презентация работ: 

- Наступает самый долгожданный момент. Оживает полочка.

Мы с вами в группе организуем свой Мини – Музей Столярная мастерская.

(После окончания работы, дети подходят к полочке, где организована выставка и расставляют свои экспонаты.)

Воспитатель:

И вот наши игрушки засветились. Все игрушки непросты, А волшебно расписные, Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой казалось бы узор, Но отвести не в силах взор. ( Дети любуются и рассказывают о своих игрушках. Воспитатель и Мастер хвалит каждого ребёнка, отмечает в игрушке то, что лучше всего удалось. ) 

Мастер: Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера! Как и обещала вам, за игрушки по сушке.

(Вечером вновь привлечь внимание детей и родителей к рассматриванию этих замечательных изделий. ) 

Приложение: Потешки: 

Эта девица-краса

Тугая чёрная коса

Щёчки алые горят,

Удивительный наряд.

 

 

Конь мой мчится,

Что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

 

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы.

 

Посмотрите, у петуха все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил

 

Ай, да кукла!

Просто диво.

Курочку в руках несёт,

Как лебёдушка плывёт.
 

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...