Перспективное планирование по разделу "Художественное творчество"в средней группе.
календарно-тематическое планирование по рисованию (средняя группа) по теме

Горинова Марина Алексеевна

Планирование составлено на основе примерной основной общеобразовательной программы "От рождения до школы", авторы Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.ВАсильева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khudozhestvennoe_tvorchestvo_srednyaya_gruppa.docx91.59 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное  творчество

Средняя группа

Тема  блока: «День  знаний»

Тема недели:  «Детский сад» (1 неделя)

Месяц

Тема

Программное  содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

Лепка «Торт для кукол»

Учить детей делать из глины предназначенный для кукол торт квадратной и круглой формы, украшать эти формы шариками разной величины и валиками, ритмично располагая их на поверхности изделия. Дополнять изделие точками и полосами при помощи стеки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

У воспитателя пластилин (глина) для показа способов лепки, куклы.

У детей пластилин (глина), стеки, доски, мокрые губки, салфетки.

  • Аппликация  «Укрась кругами и полосами квадрат и круг».
  • Русская народная подвижная игра «Каравай-каравай».

Рисование «Цветы на лесной полянке»

Учить детей отражать в рисунках летние впечатления. Учить наносить траву способом ритмичного расположения вертикальных мазков сухой щетинной кистью. Закреплять приёмы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать её в воде и просушивать об тряпочку. Развивать самостоятельность в рисовании разных предметов в соответствии с содержанием рисунка. Учить рассказывать о содержании рисунка.

У воспитателя картинки с изображением лета, бабочек, жуков, цветов, ягод и т.д.

У детей альбомные листы, гуашь разных цветов или восковые мелки, мягкие кисти, баночки для воды, салфетки.

  • Рассматривание иллюстраций о лете.
  • Беседа о прошедшем лете.
  • Пение знакомых песен.
  • Чтение стихотворений о лете.
  • Рисование цветов, бабочек, жуков с помощью трафаретов.

        Тема  блока: «День  знаний»

Тема недели:  «Давай дружить» (2 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

Лепка «Поможем Доктору Айболиту вылечить медвежат»

Учить детей лепить фрукты по представлению, добиваться выразительной передачи формы, строения и характерных деталей. Воспитывать отзывчивость, доброту, вызывать сочувствие к игровым персонажам, желание помочь им.

У воспитателя листок бумаги – «телеграмма», пластилин (глина) для показа способов лепки.

У детей пластилин (глина), дощечки, салфетки, мокрые губки.

  • Дидактическая игра «Отгадай по вкусу».
  • Загадывание загадок о фруктах.
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов.
  • Игры с муляжами фруктов.

Рисование «Укрась салфеточку цветами»

Знакомить детей с видами растительных орнаментов. Учить детей составлять узор в квадрате, заполнять элементами середину и углы. Учить рисовать декоративные цветы разными способами, листья – печатью и мазками. Развивать чувство композиции. Учить детей рассматривать рисунки и выбирать из них лучшее.

У воспитателя кукла; павло-пасадский платок; образцы узора в квадрате; альбомный лист квадратной формы для показа способов рисования.

У детей листы тонированной бумаги размером 20*20см, гуашь, мягкие кисти, квачи, тряпоки.

  • Познание. Тема «Сошью маме сарафан». Знакомство с женской народной одеждой.
  • Разучивание потешки «Ай, тари, тари…»
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание павло-пасадских платков.
  • Дидактическая игра «Придумай узор», «Закончи узор на салфетке, коврике, круге…»

Тема  блока: «День  знаний»

Тема недели:  «Мы гуляем» (3 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

Лепка «Ёжик»

Познакомить  детей с новой исходной формой для лепки – овоидом. Учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида ежа. Закреплять умение пользоваться стекой для прорисовки иголок короткими штрихами в одном направлении; закреплять известные детям приёмы лепки и их названия.

У воспитателя игрушечный ёжик, два куска пластилина (глины), скатанных в шарики, стека и две-три ёлки (бумажные, фанерные).

У детей пластилин (глина), дощечки, стеки, мокрые губки, салфетки.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением ежа.
  • Чтение сказки братьев Гримм «Заяц и ёж».
  • Загадывание загадок о животных.

Рисование «Яблоня с яблоками»

Научить детей наблюдать окружающую природу. Учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол и расходящиеся от него длинные или коротки ветви. Учить детей передавать образ фруктового дерева, быстрому способу рисования листы. Закреплять приёмы рисования маркерами, фломастерами.

У воспитателя иллюстрации с изображением яблони с яблоками. У детей половинки альбомных листов, маркеры, фломастеры.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением разных деревьев.
  • Чтение стихотворения о плодоносящей яблоне.
  • Рисование деревьев в свободное время.

Тема  блока: «Осень разноцветная»

Тема недели:  «Золотая осень» (4 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

Лепка «В лес по грибы»

Закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приёмы: раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для утончения формы. Воспитывать у детей любовь к природе, дарам леса. Подводить к образной оценке работы.

У воспитателя лист зелёной бархатной бумаги, силуэты ёлочек (из картона, фанеры), пластилин (глина), грибы-игрушки (муляжи).

У детей пластилин (глина), дощечки, влажные губки, салфетки.

  • Рассматривание картинок с изображением грибов.
  • Дидактическая игра «Собери целое».
  • Составление рассказов по серии картинок «В лес по грибы».
  • Чтение русской народной сказки «Война грибов с ягодами».

Рисование «Золотая осень»

Развивать способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционально откликаться на него. Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой и поэзией золотой осени. Развивать умение рисовать дерево, ствол, тонкие ветки; рисовать деревья разными способами (пятном, мазком, линиями). Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

У воспитателя репродукции осенних пейзажей, ветка с осенними листьями; аудиозапись цикла П.И. Чайковского «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь»).

У детей листы тонированные цветными мелками, акварель, мягкие кисти, тряпочки.

  • Разучивание стихотворения А. Майкова  «Осенние листья по ветру кружат».
  • Рассматривание иллюстраций об осени.
  • Рисование деревьев (ствол, ветви, веточки) в свободное время.
  • Беседа об осени.
  • Пение песен «Осень», «Дует, дует ветер».

Тема  блока: «Осень разноцветная»

Тема недели:  «Во саду-ли, в огороде» (5 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Октябрь

Лепка «Огурец и свекла»

Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на образы любимых овощей. Учить передавать особенности  каждого предмета. Закреплять умение катать глину (пластилин) прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Учить оттягивать пальцами, скруглять концы, сглаживать поверхность.

У воспитателя натуральные свекла и огурец, глина (пластилин) для показа способов лепки.

У детей глина (пластилин), дощечки, стеки, мокрые губки, салфетки.

  • Организация сюжетно-ролевой игры «Магазин».
  • Дидактическая игра «Определи на ощупь», «Составь целое».
  • Рассматривание картинок с изображением овощей и фруктов.
  • Загадывание загадок об овощах и фруктах.
  • Дидактическая игра «Что лежит в мешочке?»
  • Лото «Овощи».

Рисование «Помидор и огурец»

Предложить детям нарисовать овощи, которые они любят. Учить детей изображать предметы овальной формы, воспитывать умение изменять направление движения по одной дуге к другой. Развивать умение передавать различия между предметами овальной и круглой формы; равномерно располагать два предмета на листе бумаги. Закреплять приёмы закрашивания предметов красками.

У воспитателя одноцветные геометрические формы: овал и круг, корзиночка с огурцом  и помидором (муляжи), лист бумаги для показа рисования огурцов.

У детей листы бумаги ½ альбомного листа, мягкие кисточки, гуашь, тряпочки.

  • Организация сюжетно-ролевой игры «Магазин».
  • Дидактическая игра «Составь целое», «Узнай по вкусу», «Что лежит в мешочке?»
  • Рассматривание картинок с изображением овощей.
  • Загадывание загадок об овощах.
  •  Лото «Овощи».

Тема  блока: «Осень разноцветная»

Тема недели:  «Наши лучшие друзья» (6 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Октябрь

Лепка «Рыбка»

Учить лепить рыбку овальной формы, пользуясь пластическими способами лепки. Передавать характерную форму хвоста. Плавники лепить путём налепов и оттягивания глины от общего объёма. Налепами или стекой изображать глаза и чешую рыбки, располагая её ритмично в виде узора.

У воспитателя пластилин (глина), стеки, игрушки, изображающие рыбок, картинки с изображением рыбок.

У детей пластилин (глина), стеки, доски, влажные губки, салфетки.

  • Наблюдение рыбок в аквариуме.
  • Игры с игрушками.
  • Заучивание английской песенки «Рыбки».
  • Индивидуальная работа с подгруппой детей: рисование рыбок с помощью трафаретов.

Рисование «Рыбки плавают в аквариуме»

Продолжать учить детей работать над композицией сюжетного рисунка – изображать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях. Закреплять умение изображать предметы овальной формы, более сложные по строению; закрашивать предметы, используя штрихи разного характера: пятнышки, чёрточки, полоски, точки; использовать наклонные боковые мазки для изображения деталей (плавников, хвоста, листьев водорослей). Формировать умение выполнять совестную работу.

        

У воспитателя лист бумаги с нарисованными тремя овальными телами рыбок (контуры) для показа приёмов закрашивания; игровые персонажи: мишка, Петрушка.

У детей на 6-8 человек прямоугольная коробка со сторонами 20*30 см (передняя и задняя) и листы 15*20 см (боковые); листы голубой бумаги такого же размера: четыре больших (30*20) или два маленьких (15*20); гуашь, мягкие кисти.

  • Наблюдение с детьми за рыбками в аквариуме (как они плавают в разные стороны, виляют при этом хвостами, плавниками).
  • Игры с игрушечными рыбками.
  • Лепка «Рыбка».
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображением рыбок.

Тема  блока: «Я и моя семья»

Тема недели:  «Семь-Я» (7 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Октябрь

Лепка «Черепаха»

Закреплять умение лепить предмет овальной формы, создавая знакомый образ животного. Закреплять умение использовать усвоенные приёмы: раскатывание прямыми и кругообразными движениями, лепка пальцами для уточнения деталей. Воспитывать любовь к «братьям» нашим меньшим.

У воспитателя картинка с изображением черепахи или игрушка, пластилин (глина).

 У детей пластилин (глина), дощечки, мокрые губки, салфетки, стеки.

  • Экскурсия в зооуголок – рассматривание черепахи.
  • Загадывание загадок о животных.
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображением черепахи.

Рисование

«Филимоновские цветы»

Познакомить детей с филимоновской игрушкой, элементами росписи, цветовой гаммой узоров. Учить рисовать традиционный элемент росписи – «цветок». Развивать интерес к народному творчеству.

У воспитателя филимоновские игрушки или фотоиллюстрации; таблицы с цветами; алгоритмы последовательности выполнения каждого цветка; тонированный альбомный лист для показа способов рисования.

У детей полосы бумаги жёлтого цвета, красная и зелёная гуашь, мягкие кисти, тряпочки.

  • Утренние беседы с детьми на тему «Расскажи маме о филимоновских свистульках»
  • Дидактическая игра «Выложи узор на силуэте».
  • Индивидуальная работа с подгруппой детей. Рисование знакомых элементов росписи.
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображением филимоновских игрушек.
  • Дидактическая игра «Найди пару», «Укрась филимоновским узором», «Составь целое», «Что за промысел?».

Тема  блока: «Я и моя семья»

Тема недели:  «В здоровом теле – здоровый дух» (8 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Октябрь

Лепка «Птичка»

Учить детей лепить птичку, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Развивать умение использовать знакомые способы лепки при изображении птиц в разных положениях: птица клюёт зёрна, птица пьёт воду, птица в спокойном состоянии. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений.

У воспитателя глиняные или деревянные точёные птицы, пластилин (глина).

У детей пластилин (глина), дощечки, стеки, салфетки, мокрые губки.

  • Наблюдение за птицами во время прогулки.
  • Рассматривание иллюстраций, керамических, деревянных птиц.
  • Игры с деревянными народными игрушками птицами.

Рисование «Вагон»

Учить детей передавать в рисунке прямоугольную форму вагона и квадратную форму окон. Закреплять умение рисовать предмет крупно, в соответствии с величиной листа бумаги. Закреплять умение соблюдать правила закрашивания красками ( закрашивать в одном направлении всей кистью, отрывая её от бумаги и каждый раз доводя до контура). Развивать желание самостоятельно выбирать цвет для рисования и раскрашивания вагона. Поощрять внесение детьми в рисунок дополнений, обогащающих его содержание.

У воспитателя картинка с изображением паровоза и вагона, игровой персонаж: мишка или Петрушка, лист бумаги для показа приёмов изображения, маленькие флажки.

У детей листы бумаги в форме вытянутого прямоугольника (25*17), гуашь, мягкие кисточки.

  • Организация сюжетно-ролевой игры «Поезд».
  • Беседа с детьми на тему «Мы едем на поезде домой».
  • Разучивание песенки «Мы едем, едем, едем…»

Тема недели:  «Мониторинг» (9 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Ноябрь

Лепка «Тарелка с узором»

Учить детей лепить широкую, невысокую посуду в определённой последовательности (скатать шар, расплющить его в диск, загнуть или оттянуть края), тщательно заглаживать края и поверхность изделия. Учить украшать край тарелки углублённым рельефом с помощью печаток и стеки, составлять узор из двух элементов по форме.

У воспитателя одна-две керамические тарелки с узором по краю, пластилин (глина).

У детей пластилин (глина), печатки: шурупы, колпачки от фломастеров и др., стеки, дощечки, влажные губки, салфетки.

  • Экскурсия в музей ДОУ. Рассматривание керамических тарелок.
  • Предварительная работа перед занятием: рассматривание иллюстраций с изображением посуды.
  • Дидактическая игра «Сложи целое».

Рисование «Укрась юбочку для Барыни»

Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки, точки и мазки). Учить детей составлять простой узор из элементов народного орнамента (полоса, кружок). Закреплять умение рисовать кистью разными способами (всем ворсом, концом). Развивать цветовое восприятие.

У воспитателя дымковская игрушка – Барыня, таблицы с изображением  элементов дымковского орнамента, альбомный лист в форме юбочки для показа способов рисования.

У детей силуэты юбочек, вырезанные из бумаги, мягкие кисти, баночки для воды, салфетки.

  • Аппликация «Укрась коврик».
  • Дидактическая игра «Закончи узор на салфетке, коврике, круге…», «Найди пару», «Составь целое», «Что за промысел?».
  • Экскурсияв мини-музей ДОУ на выставку «Дымковские игрушки».
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание  дымковских кукол, выделение элементов узора на юбочках.

Тема  недели: «Мониторинг» (10 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Ноябрь

Лепка «Мышка»

Учить детей передавать в лепке характерные особенности мышки (тело овальной формы, с заострённой мордочкой и круглыми ушками, длинный тонкий хвост). Закреплять приёмы скатывания и раскатывания, сплющивания, присоединения частей.

У воспитателя игрушечная или вылепленная из пластилина (глины) мышь, маленькие шарики (для ушей).

У детей пластилин (глина), дощечки, стеки, салфетки, мокрые губки.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением мышки.
  • Театрализация сказки «Теремок».
  • Чтение рассказа Ю.Казакова «Зачем мыши хвост».
  • Чтение сказки «Курочка-ряба».
  • Просмотр диафильма.

Рисование «Облетели с деревьев последние листочки»

Учить детей передавать в рисунке хмурый день конца осени через цвет листа бумаги и с помощью разных красок; различать два оттенка одного цвета (красный и тёмно-красный, жёлтый и тёмно-жёлтый) и выбирать для рисования цвета, соответствующие теме. Упражнять в рисовании концом кисти тонких веток деревьев. Закрепить умение размещать на листе бумаги однородные предметы рядом друг с другом на узкой полосе.

У воспитателя две иллюстрации с изображениями ясного и хмурого осенних дней.

У детей листы серой бумаги величиной с альбомный лист, гуашь: красная, тёмно-красная, жёлтая, тёмно-жёлтая (охра), коричневая, чёрная, кисти, салфетки.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением  осенней природы.
  • Чтение стихотворенийИ.Бунин «Листопад», А.Майков «Осенние листья по ветру кружат…» .
  • Рисование деревьев (ствол, ветки, веточки).

Тема блока: «Мой город, мои улицы»

Тема  недели:  «Мои родные улицы» (11 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Ноябрь

Лепка «Игрушечный мишка»

Учить детей лепить животное из трёх разных по форме частей, соблюдать приблизительные пропорции между частями. Передавать несложное движение лап мишки. Закреплять приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, соединения частей приёмом примазывания; использовать стеку для прорисовки деталей и разрезания пластилина.

У воспитателя образец – вылепленный мишка (без лап) и отдельные части такого же медвежонка; коробка для образца и частей игрушки.

У детей пластилин, дощечки, стеки, салфетки, мокрые губки.

  • Чтение русской народной сказки «Зимовье».
  • Разучивание песенки «Мишка».
  • Дидактическая игра «Сложи целое».
  • Игры с игрушечными мишками – обследование формы, выделение частей фигуры.

Рисование «Домик для куклы»

Продолжать учить детей изображать предметы, состоящие из прямоугольных и квадратных форм; самостоятельно выбирать для изображения один из предложенных вариантов домов и цвет для окраски стен и крыши. Закреплять приёмы закрашивания красками в одном направлении, всей кистью, с отрывом у контура рисунка от бумаги. Побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

У воспитателя два образца домика: один с тремя окнами, другой с дверью и двумя окнами, лист бумаги с нарисованной стеной дома, закрашенной на 2/3, игровой персонаж «Мишка» или кто-то другой.

У детей прямоугольные листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки.

  • Игры с куклами, сюжетно-ролевая игра «Семья».
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображением домов.
  • Закрашивание уже знакомых домиков.

Тема блока: «Мой город, мои улицы»

Тема  недели:  «Город, в котором я живу» (12 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Ноябрь

Лепка «Мои любимые игрушки»

Развивать у детей эмоциональное отношение к образу. Вызывать стремление самостоятельно выбрать любимый персонаж и передать его характерные признаки. Побуждать пользоваться уже освоенными  навыками лепки. Воспитывать любовь к «братьям» нашим меньшим.

У воспитателя красивый коврик.

У детей цветной пластилин, дощечки, стеки, мокрые губки, салфетки.

  • Игры с игрушками.
  • Составление описательных рассказов об игрушке.
  • Загадывание загадок об игрушках.
  • Во время игр поговорить с детьми об их любимых игрушках, уточнить знания детей о форме частей тела игрушек.

Рисование «Наша улица вечером»

Учить детей рисовать многоэтажные дома, длинные или высокие; передавать прямоугольную форму стен, ряды окон, рисуя горизонтальные и вертикальные линии. Совершенствовать навыкзаполнения окошек разноцветными огонькамипо меревысыхания. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни (фонари, витрины магазина, луна и т.д.).

У воспитателя иллюстрации с изображением вечернего города.

У детей альбомные листы тёмного цвета, гуашь, кисти, салфетки.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением улиц, зданий, фонарей и т.д.
  • Предварительная работа перед занятием. Рисование зданий и улиц.
  • Постройка домов из строительного материала.
  • Сюжетно-развивающая игра «Строители».

Тема блока: «Мой город, мои улицы»

Тема  недели:  «Моя Родина» (13 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Декабрь

Лепка «Снеговик»

Развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый несложный предмет (образец) и передавать в лепке его форму и строение. Развивать воображение (побуждать использовать разнообразный дополнительный материал для изображения различных деталей); применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, примазывание и др.

У воспитателя образец –снеговик, выполненный из трёх ватных комков разной величины или из пластилина (без деталей).

У детей пластилин, стеки, разнообразный дополнительный материал: еловые и сосновые иголки, чешуя от шишек, маленькие сухие веточки, косточки от вишен, маленькие пластмассовые пробки от бутылок, маленькие картонные квадратики, прямоугольники.

  • Лепка снеговика на прогулке: показать, что нижний ком – самый большой, средний –поменьше, нижний самый маленький.
  • Аппликация «Снежный человек».
  • Дидактическая игра «В гостях у Солнышка и Снежной королевы».

Рисование «Вырастала ёлка в лесу на горе»

Учить детей изображать ёлку в соответствии с содержанием стихотворения, рисовать на ветвях шишки, снег; вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание; различать по цвету небо, погоду и время суток (день, вечер или утро). Передавать характерные особенности в строении ели (ветки направлены вниз, иголки тёмно-зелёного цвета).

У воспитателя иллюстрация с изображением ёлки, соответствующей описанию в стихотворении Е.Трутневой «Ёлка», лист бумаги с нарисованной веткой ели ( для показа изображения шишек и снега).

У детей листы бумаги с разным фоном (серая, голубая, розовато-жёлтая – цвета неба при закате или восходе солнца), в нижней части листа изображена горка (незакрашенная белая бумага), гуашь, мягкие кисти, салфетки.

  • Чтение стихотворения Е.Трутневой «Ёлка»
  • Пение песенки  м. Ю.Чичикова, сл. И Мазнина «В лесу родилась ёлочка».
  • Заучивание стихотворения З.Александрова «Ёлочка».
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображением ёлочек.

Тема  блока: «Зима»

Тема  недели:  «Зимушка-зима» (14 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Декабрь

Лепка «Девочка в зимней шубке»

Учить детей лепить из трёх частей разной формы (конуса, шара и цилиндров) фигуру человека, передавать пропорции между частями. Познакомить со способами утяжеления нижней части фигуры для её устойчивости. Учить изображать зимнюю одежду персонажа: шубку с воротником, шапку с опушкой.

У воспитателя вылепленный из пластилина или глины образец и готовые части: шарик – голова. Толстый цилиндр – заготовка для шубки, тонкие цилиндры для рук, воротника и опушки; большой лист белой бумаги, две-три ёлочки, низкая цилиндрическая коробка (пенёк).

У детей пластилин (глина), дощечки, салфетки, мокрые губки.

  • Рассматривание картинок с изображением детей в зимней одежде.
  • Дидактическая игра «Найди по описанию».
  • Рисование с помощью трафаретов зимней одежды для детей.

Рисование «Снег, снег, снег кружится»

Продолжать учить детей самостоятельно передавать несложный сюжет, включать в рисунок знакомые предметы. Замечать красоту в сочетании белого цвета с другими красками. Продолжать учить выполнять рисунок в указанной последовательности.  Упражнять в ритмичном нанесении точек концом кисти по всему листу бумаги.

У воспитателя две-три иллюстрации с изображением снегопада.

У детей листы бумаги серого цвета размером с альбомный лист, гуашь, мягкие кисточки, салфетки.

  • Наблюдение на прогулке за снегопадом.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением зимнего пейзажа, снегопада.
  • Чтение стихотворений С.Есенин «Поёт зима – аукает…», И.Суриков «Зима».

Тема  блока: «Зима»

Тема  недели:  «Братья наши меньшие» (15 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Декабрь

Лепка «Зайчик»

Продолжать учить детей лепить животных, используя форму овоида (туловище, голова); передавать в лепке характерные особенности внешнего вида зайца (длинные уши, короткий хвост); разное состояние зверька (прислушивается или спокойно отдыхает) через разное положение его ушей. Закреплять приёмы лепки овоида и примазывания деталей друг к другу.

У воспитателя игрушечный зайчик, статуэтка или вылепленный заяц (образец) в положении лёжа; несколько ёлочек, кустиков (картонные или фанерные); части тела зайчика: два овоида разной величины, тонкий цилиндр.

У детей  пластилин, дощечки, стеки, салфетки, мокрые губки.

  • Разучивание русской народной песенки «Зайчишка-трусишка».
  • Наблюдение за кроликом в уголке природы ДОУ.
  • Разучивание русского народного хоровода «Мы на луг ходили»

Рисование «Зайчик под  ёлочкой»

Продолжать учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, соблюдать элементарные пропорции между предметами. Закреплять умение изображать ёлку с постепенно удлиняющимися книзу ветками; через разное положение ушей зайца передавать разное состояние зверька. Закреплять технические приёмы рисования разных по форме и строению предметов.

У воспитателя иллюстрация с изображением зайца, сидящего с поджатыми лапками, лист бумаги серого цвета с неполным изображением зайца (тело, голова, хвост) для показа способа рисования ушей и лап.

У детей листы бумаги серого цвета, по форме близкие к квадрату, гуашь, мягкие кисти, баночки для воды, салфетки.

  • Лепка «Зайчик».
  • Чтение стихотворения «Заячий след».
  • Игры с игрушками животных.
  • Загадывание загадок про лесных зверей.
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображением зайцев.

Тема  блока: «Зима»

        Тема  недели:  «Зимние виды спорта» (16 неделя)        

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Декабрь

Лепка «Мы гуляем на участке»

Развивать у детей эстетическое восприятие, умение различать изображение на картинке и в скульптуре. Учить  лепить фигурку человека в зимней одежде, передавать некоторые особенности (наклон туловища, головы, положение при ходьбе и т.п.) Воспитывать самостоятельность и творческую активность.

У воспитателя картинки с изображением детей на прогулке, скульптура, лист картона белого цвета для общей композиции.

У детей пластилин, дощечки, стеки, салфетки, мокрые губки.

  • Рассматривание картин, игрушек, скульптур малых форм.
  • Загадывание загадок о зимних развлечениях, о предметах для игр зимой.

Рисование «Мы вылепили разных снеговиков»

Продолжать учить детей передаче несложного сюжета – изображению места  действия и персонажа. Развивать творческие способности (изображение разных снеговиков с разными деталями и разным местом действия: у ёлки, возле скамейки, горки, у забора). Упражнять в различныхприёмах работы кистью (всей кистью и концом)

У воспитателя пособие «Передвижная аппликация» (2 экземпляра) – лист серого картона с белым (снег) карманом внизу и картонные фигуры снеговиков, ёлки, забора, горки, скамейки.

У детей листы бумаги серого и голубого цвета размером с альбомный лист, гуашь, мягкие кисти, салфетки.

  • Лепка «Снеговик».
  • Аппликация « Снеговик».
  • На прогулке лепка снеговиков из снега.
  • Чтение стихотворений про снеговика.
  • Загадывание загадок на зимнюю тему.
  • Дидактическая игра «Дорисуй».

Тема блока: «Новогодний праздник»

Тема  недели:  «Новый год у ворот»» (17 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Декабрь

Лепка «Ёлка для лесных зверюшек»

Развивать у детей способность к созданию собственного замысла. Закреплять приёмы лепки животного, объединить детские работы в общую композицию. Учить самостоятельно, применять в лепке знакомые способы работы. Развивать самостоятельность, творческую активность

У воспитателя ширма, на которую наклеены детские рисунки с изображением зимнего леса, пластмассовая или картонная ёлочка, игрушечные Снегурочка и Дед Мороз или их картонные изображения на подставке; игрушечные лисичка и белочка или статуэтки животных.

У детей пластилин, стеки, дощечки, салфетки, мокрые губки.

  • Загадывание загадок о животных.
  • Заучивание стихотворения В.Орлова «Почему медведь зимой спит».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением лесных зверей: разбор основных частей каждого животного.

Рисование «Новогодняя ёлка»

Учить передавать в рисунке образ нарядной новогодней ёлки, равномерно распределять гирлянды овальных бус с чередованием по цвету и расположению; видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими и светлыми цветами украшений. Закреплять умение изображать ель с постепенно удлиняющимися ветками. Учить рисовать ель крупно, во весь лист.

У воспитателя лист бумаги с нарисованной тёмно-зелёной елью, на которой светлым карандашом изображены 2-3 изогнутые нитки для рисования бус.

У детей листы тонированной бумаги (светло-жёлтая, розовая, голубая), гуашь, мягкие кисти, салфетки.

  • Пение новогодних песенок, рассказывание стихотворений.
  • Беседа с детьми на тему «Что мне запомнилось больше всего на празднике Ёлки».
  • Заучивание стихотворения З.Александровой «Ёлочка».

Тема блока: «Новогодний праздник»

Тема  недели:  «Чудо, чудо Рождество» (18 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Январь

Лепка «Волшебные превращения снеговиков»

Упражнять детей в лепке снеговиков. Побуждать их путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных персонажей. Развивать творческую фантазию, аккуратность.

У воспитателя кусок пластилина для показа.

У детей пластилин, стеки, салфетки, дощечки, мокрые губки, природный материал: палочки, веточки, семена.

  • Лепка снеговиков в свободное время.
  • Пение песенок о зиме.

Рисование «Снежинка»

Познакомить детей с изделиями вологодских кружевниц. Учить рисовать одной белой краской, создавая образ хрупкой, нежной снежинки. Закреплять умение вести кистью прямые линии в разных направлениях, симметрично, придумывая разные интересные сочетания линий. Развивать творческую активность, самостоятельность.

У воспитателя изделия вологодских кружевниц; алгоритм последовательности изображения снежинки, тонированный (тёмно-синий) лист круглой формы для показа способов рисования, загадки про снежинки.

У детей тонированные тёмно-синие круги диаметром 20 см, белая гуашь, мягкие кисти, баночка для воды, салфетки.

  • Заучивание стихотворения Я.Аким «Первый снег».
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание образцов снежинок.
  • Наблюдение за снежинками на прогулке.

Тема блока: «Новогодний праздник»

Тема  недели:  «Волшебный мир сказки» (19 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Январь

Лепка «Снегурочка»

Продолжать учить детей лепить из трёх частей фигуру человека; передавать характерный наряд Снегурочки (длинная шубка, опушённая мехом, на голове кокошник); соблюдать пропорции между частями фигуры; использовать стеку для прорисовки мелких деталей и нанесения узора на одежду.

У воспитателя небольшая кукла – Снегурочка и фигурка девочки в длинной шубке, небольшой цилиндр из пластилина (для показа приёмов лепки кокошника).

У детей пластилин двух цветов, стеки, дощечки, салфетки, мокрые губки.

  • Рисование в свободное время «Укрась шубку Снегурочки».
  • Дидактическая игра «В гостях у Солнышка и Снежной королевы».

Рисование «Снегурочка»

Вызвать у детей интерес к сказочному образу, желание передать его в рисунке. Учить изображать человека, соблюдать элементарные пропорции между частями фигуры; передавать характерные особенности наряда Снегурочки: длинная шубка, опушённая мехом, украшенная «снежными» узорами; использовать холодные цвета: синий, голубой, белый. Закреплять приёмы закрашивания больших поверхностей (шубка) и рисования концом кисти (лица и др.)

У воспитателя картонная ширма, на которой наклеено несколько детских рисунков с изображением зимнего пейзажа, картонная фигурка Снегурочки, лист тонированной бумаги бледно-розового цвета с нарисованным на нём лицом Снегурочки.

У детей прямоугольные листы тонированной бумаги (серая, голубая, синяя, тёмно-зелёная, бледно-розовая, коричневая), мягкие кисти, салфетки.

  • Беседа с детьми о новогоднем празднике.
  • Лепка «Снегурочка».
  • Рассматривание иллюстраций из русской народной сказки «Снегурочка».
  • Дидактическая игра «Собери целое», «Укрась наряд Снегурочки».

Тема блока: «Новогодний праздник»

Тема  недели:  «Волшебный мир сказки» (20 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Январь

Лепка «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»

Учить детей передавать в лепке характерные особенности мышки (тело овальной формы, с заострённой мордочкой и круглыми ушками, длинный тонкий хвост). Закреплять приёмы скатывания и раскатывания, сплющивания и присоединения частей.

У воспитателя игрушечная или вылепленная из пластилина или глины мышь, маленькие шарики для ушей.

У детей пластилин (глина), дощечки, поролоновые подушки, салфетки.

  • Чтение рассказа Л.Толстого «Мышка вышла погулять».
  • Чтение стихотворения Г.Лагздынь «Трусливая мышь».
  • Инсценировка русской народной сказки «Курочка ряба».

Рисование «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт»

Учить детей изображать животное на основе овоида (туловище, голова), передавая в рисунке его характерные особенности: пышный большой хвост, рыжий цвет. Закреплять умение соблюдать элементарные пропорции между частями; передавать несложное движение – сидящая белка держит передними лапками орешек.

У воспитателя картинка с изображением белки, сидящей на задних лапах; заготовки два овоида разной величины (тело и голова), хвост и лапки для выкладывания на фланелеграфе, лист бумаги для частичного показа приёмов изображения.

У детей листы бумаги величиной в ½ альбомного листа, мягкие кисти, гуашь (рыжий – смешать оранжевую с коричневой), баночки для воды, салфетки.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением белок в движении.
  • Составление рассказа по картине «Белка с бельчатами».

Тема блока: «Человек как часть живой природы»

Тема  недели:  «Про себя самого» (21 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Февраль

Лепка «Петушок» (дымка)

Познакомить детей с дымковскими игрушками. Учить детей передавать форму основных частей игрушки и дополнять её декоративными деталями. Закреплять умение делать украшения, выполняя их стекой, прищипыванием и налепами. Воспитывать любовь и уважение к мастерам дымковской игрушки.

У воспитателя дымковская игрушка – петушок, пластилин (глина).

У детей пластилин (глина), стеки, дощечки, салфетки, мокрые губки.

  • Экскурсия в музей ДОУ. Рассматривание экспозиции «Дымковские игрушки».
  • Заучивание стихов о дымковских животных.
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских птиц.

Рисование  «Это - я»

Начать знакомить детей с портретом – одним из видов изобразительного искусства. Учить рисовать человека в полный рост, соблюдая пропорции и соотносительный размер частей его тела. Развивать умение подбирать цвета для передачи настроения героя. Совершенствовать навыки рисования карандашами, фломастерами, мелками. Поощрять дополнения работы интересными элементами (игрушки, собачка и т.д.).

У воспитателя фланелеграф с фигуркой человека, состоящей из отдельных деталей; картинки с изображением различных фигур человека.

У детей половинки альбомных листов, фломастеры, цветные карандаши, мелки.

  • Рассматривание портретов людей – выделение частей лица: нос, глаза, губы, брови и т.д.
  • Дидактическая игра «Собери портрет».

Тема блока: «Человек как часть живой природы»

Тема  недели:  «Про себя самого» (22 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Февраль

Лепка «Матрёшка танцует»

Продолжать учить детей лепить фигуру человека в длинной одежде, самостоятельно используя способы лепки, усвоенные на предыдущих занятиях; передавать различные танцевальные движения рук матрёшки. Развивать умение украшать узором (стекой и печатками) подол и перед сарафана матрёшки, располагая два разных элемента узора в чередовании.

У воспитателя мишка с гармошкой или Петрушка с балалайкой, магнитофон.

У детей пластилин, стеки, дощечки, салфетки, мокрые губки.

  • Слушание произведения П.Чайковского  «Новая кукла».
  • Упражнение «Пружинки под русскую народную мелодию «Посеяли девки лён».

Рисование «Танцующая матрёшка»

Продолжать учить детей рисовать человека в длинной одежде – сарафане, в кофточке и платочке; изображать одно из танцевальных движений рук у матрёшки. Украшать сарафан матрёшки узором, состоящим из двух элементов в чередовании, располагая узор на одежде  в указанных местах. Закреплять различные приёмы рисования красками: рисование и закрашивание всей кистью прямых и дугообразных линий, рисование концом кисти мелких деталей, боковой мазок.

У воспитателя фланелеграф с матрёшкой, лист бумаги с незаконченным изображением матрёшки

(для показа приёмов рисования платочка на голове и рукавов кофточки); таблица с вариантами узоров для украшения сарафана, картонная ширма для детских рисунков, ширма для настольного театра.

У детей бумага в ½ альбомного листа, гуашь, мягкие кисточки, баночки для воды, салфетки.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением танцующих детей.
  • Разучивание пляски «Танец с платочками», русская народная мелодия.
  • Лепка «Матрёшка танцует».
  • Дидактическая игра «Найди пару», «Укрась матрёшку узором», «Подбери матрёшке сарафан», «Составь целое», «Что за промысел?».

Тема  блока: «Четыре стихии мира»

Тема  недели:  «Земля, воздух, вода, огонь» (23 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Февраль

Лепка «Утка ведёт утят купаться»

Учить детей передавать в лепке характерные особенности утят: тело и головку в форме овоида, широкий клюв и широкие плоские лапки. Подводить к сюжетной лепке через совместное составление композиции из отдельных работ. Закреплять умение делить глину (пластилин) на неравные части, использовать в лепке ранее усвоенные способы работы с глиной.

У воспитателя игрушечная или вылепленная из глины утка, комки глины (пластилин) разного размера, большой лист зелёной бумаги, на котором наклеено голубое «озеро».

У детей глина (пластилин), дощечки, стеки, влажные губки, салфетки, стеки.

  • Чтение рассказа М.Пришвина «Ребята и утята».
  • Составление описательного рассказа по картине «Утка с утятами»

Рисование «Узор на полосе «Коврик»

Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал, цвет, элементы росписи. Учить составлять узор в полосе, используя новые элементы: ёлочки, линии. Закреплять умение рисовать прямые и наклонные линии всем ворсом кисти, безотрывным движением. Развивать интерес к русскому народному искусству.

У воспитателя филимоновские игрушки, образцы узоров, фланелеграф с элементами узора, аудиозапись русских народных мелодий.

У детей бумага 15*21 см, гуашь, мягкие кисти, баночки для воды, салфетки.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением филимоновских игрушек, выявление основных узоров.
  • Заучивание стихотворения «Свистульки – петушки».
  • Дидактическая игра «Найди пару», «Укрась филимоновским узором», «Составь целое», «Что за промысел?».

Тема  блока: «День Защитника Отечества»

Тема  недели:  «Наши папы» (24 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Февраль

Лепка «Весёлые вертолёты»

Воспитывать уважение к Российской армии, её солдатам, лётчикам. Вызвать у детей интерес и желание изучать особенности изображения танков, самолётов, вертолётов. Учить правильно составлять вертолёт из частей, находить место той или иной части. Развивать аккуратность, умение доводить дело до конца.

У воспитателя иллюстрации с изображением вертолётов, игрушечный вертолёт, пластилин для показа способов лепки.

У детей пластилин, дощечки, стеки, влажные губки, салфетка.

  • Аппликация «Звено летящих самолётов».
  • Чтение рассказов стихотворений об Армии.
  • Заучивание стихотворения А.Марунина «Летят самолёты».
  • Рассматривание альбома с иллюстрациями «Наша армия».
  • Игры с игрушечными самолётами и вертолётами.

Рисование «Военная техника»

Вызвать у детей интерес и желание изучать особенности изображения танков, самолётов, вертолётов. Учить рисовать военную технику на основе ранее полученных умений и навыков. Развивать творческий подход к изображаемым объектам.

У воспитателя иллюстрации с изображением военной техники, листы с частичным изображением машин.

У детей тонированные листы бумаги альбомного формата, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетка.

  • Аппликация «Звено летящих самолётов».
  • Лепка «Весёлые вертолёты».
  • Рассматривание альбома с иллюстрациями «Наша армия».
  • Чтение рассказов стихотворений об Армии.
  • Заучивание стихотворения А.Марунина «Летят самолёты».
  • Игры с игрушечными самолётами и вертолётами.

Тема  блока: «8 Марта»

Тема  недели:  «Милая мама моя» (25 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Март

Лепка «Кружка украшенная цветком»

Познакомить детей с новым способом лепки посуды – ленточным. Учить соединять лентообразную форму с диском (дном). Продолжать учить украшать изделие налепами более сложной формы (цветком). Закреплять умение прочно соединять части изделия, заглаживая места скрепления.

У воспитателя вылепленный образец – кружка цилиндрической формы, украшенная выпуклым цветком с четырьмя овальными лепестками; толстый цилиндр (для показа способа лепки толстой ленты для стенок кружки), тонкий длинный цилиндр другого цвета (для показа способа лепки лепестков цветка); донышко (диск) и ручки, вылепленные заранее; дощечка, наклонённая в сторону детей, стека.

У детей пластилин двух цветов, стеки, дощечки, салфетки, мокрые губки, три фишки.

  • Дидактические игры «Подбери пару», «Собери целое».
  • Сюжетно-ролевая игра «Семья» - «Накроем стол для чаепития».
  • Рассматривание картинок с изображением посуды.

Рисование «Городецкий узор»

Познакомить детей с изделиями городецких мастеров, их цветовой гаммой, названиями элементов, приёмами росписи. Учить смешивать на палитре краски (для получения голубого и розового цвета). Познакомить с последовательностью росписи, предложить украсить «дощечку» бутоном и листьями. Закреплять умение рисовать красками. Воспитывать интерес и уважение к народным промыслам.

У воспитателя изделия городецких мастеров, образцы последовательности рисования купавки.

У детей половинки альбомных листов , тонированные под светлое дерево, гуашь, палитры, мягкие кисточки, баночки для воды, салфетки.

  • Беседа «Весёлый Городец» (история возникновения  промысла, основные элементы, колорит).
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображением  изделий городецких мастеров.
  • Экскурсия в мини-музей ДОУ на выставку городецких изделий.
  • Заучивание стихотворения «Из липы доски сделаны».
  • Дидактическая игра «Найди пару», «Укрась городецким узором», «Составь целое», «Что за промысел?».

Тема  блока: «8 Марта»

Тема  недели:  «Женщины России» (26 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Март

Лепка «Красивые цветы» (барельеф)

Познакомить детей с барельефом. Учить развивать замысел, передавать пластическим способом изображение цветка, располагать его на глиняной (пластилиновой) пластине. Развивать чувство прекрасного, творческую активность.

У воспитателя иллюстрации с изображением барельефов, с изображением разнообразных цветов, образец изображения цветка, сделанного на пластилине.

У детей пластилин (глина), стеки, салфетки, мокрые губки.

  • Рассматривание готовых барельефов.
  • Игры с песочными формами на прогулке.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением цветов.
  • Индивидуальная работа по подгруппам. Рисование цветов.
  • Дидактическая игра «Придумай и сложи цветок»

Рисование «Сказочный домик-теремок»

Познакомить детей с особенностями строения старинных деревянных построек, с их украшениями. Учить изображать сказочный деревянный терем со светёлкой, с узором на наличниках, ставнях, на карнизе. Развивать творческое воображение. Закреплять умение рисовать и закрашивать разным нажимом карандаша.

У воспитателя иллюстрации с изображением деревянных строений – изб и теремов, таблицы: схема избы, схематические рисунки теремов, книга Е.Каменевой «Как петух попал на полотенце».

У детей листы бумаги, цветные карандаши.

  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображением деревянных строений – изб и теремов. Выделение частей, украшений.
  • Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», английской сказки «Три поросёнка».

        

Тема  блока: «Знакомство с народной  культурой и традициями»

Тема  недели:  «Широкая Масленица» (27 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Март

Лепка «Уточка» (дымковская игрушка)

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись. Учить передавать относительную величину частей уточки, приёму примазывания, сглаживания, приплющивания. Развивать эстетические чувства, создавать интерес к неродной игрушке.

У воспитателя дымковские игрушки, пластилин (глина).

У детей пластилин (глина), стеки, салфетки, мокрые губки.

  • Экскурсия в музей ДОУ. Рассматривание экспозиции «Дымковская игрушка».
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание картинок, альбомов с изображением дымковских игрушек.
  • Закрашивание альбомов для раскрашивания с дымковскими игрушками.

Рисование «Дымковская птица»

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить изготовлять из скрученной бумаги печатку-тычок. Формировать умение рисовать элементы дымковской росписи с помощью печатки-тычка и кисти. Развивать чувство цвета при составлении узора из нескольких элементов.

У воспитателя дымковские игрушки: конь, олень, индюк, барыня и др., таблицы с изображением дымковских элементов.

У детей бумажные силуэты дымковской птицы, бумага для изготовления печатки-тычка, гуашь, мягкие кисти, баночки для воды, салфетки.

  • Беседы с детьми на тему «Что я знаю о дымковской игрушке».
  • Дидактическая игра «Дорисуй предмет», «Сложи целое», «Найди пару», Укрась дымковскую игрушку узором».
  • Индивидуальная работа с подгруппой детей. Рисование элементов росписи.
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек.

Тема  блока: «Знакомство с народной  культурой и традициями»

Тема  недели:  «Дело мастера боится» (28 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Март

Лепка «Барашек» (филимоновская игрушка)

Познакомить детей с филимоновскими игрушками (птицами, животными). Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить детей выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма, яркие нарядные полосы. Воспитывать любовь и уважение к народным ремесленникам.

У воспитателя иллюстрации с изображением филимоновских игрушек, комок глины (пластилина), стека.

У детей пластилин (глина), стеки, салфетки, мокрые губки.

  • Беседа «Филимоновские свистульки».
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображением филимоновских игрушек.
  • Дидактические игры «Собери целое», «Укрась игрушку».

Рисование «Сказочный дворец»

Продолжать учить детей изображать старинные русские постройки – рисовать сказочный дворец, передав его общий облик, причудливое сочетание  основного здания с пристройками, башнями, увенчанными крышами разной формы, арочными окнами с наличниками, галереями, «красным крыльцом» и другими архитектурными деталями. Развивать самостоятельность и творческие способности в выборе архитектуры дворца, цветовой гаммы и декоративных украшений.

У воспитателя иллюстрации с изображениями сказочных дворцов, таблицы с изображениями окон, крыш на башнях, входов и т.п.

У детей листы бумаги 40*30 см, гуашь, мягкие кисточки, простые карандаши, баночки для воды, салфетки.

  • Рассмотреть изображения дворцов старинной архитектуры и иллюстраций к русским волшебным сказкам «Сивка-бурка», «Аленький цветочек» и др. выделять характерные особенности старинной архитектуры, называть отдельные архитектурные детали.
  • Зарисовывать карандашами крыши башен, арочные окна с наличниками, входы и др.

Тема  блока: «Знакомство с народной  культурой и традициями»

Тема  недели:  «Русский фольклор» (29 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Март

Лепка «Встреча зайчика с колобком»

Учить детей лепить четвероногое животное

(овальное тело, голова, прямые ноги). Закреплять приёмы лепки: раскатывание между ладонями, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т.д. Учить соединять двух сказочных героев в единый сюжет. Воспитывать доброжелательное отношение к персонажам.

У воспитателя лист картона зелёного цвета.

У детей пластилин, стеки, салфетки, мокрые губки.

  • Театрализация сказки «Колобок».
  • Заучивание русской народной потешки «Сидит, сидит зайка».
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций к сказке.

Рисование «Кокошник для Снегурочки»

Знакомить детей с изделиями гжельских мастеров. Учить видеть своеобразие, красоту, нежность этой росписи, её колорита. Учить рисовать концом кисти бордюр по краю кокошника, несложные цветы и листья в центре; составлять узор в ограниченной цветовой гамме. Закреплять умение  смешивать краски на палитре; дать понятие холодных цветов и способов получения оттенков с помощью белил. Воспитывать интерес и уважение к народному творчеству.

У воспитателя предметы гжельской керамики, образцы узоров бордюров, иллюстрация или кукла Снегурочка.

У детей альбомные листы, вырезанные в форме разных кокошников, гуашь, палитры, баночки для воды, мягкие кисти, салфетки.

  • Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Снегурочка».
  • Выкладывание узоров на формах кокошника.
  • Рисование узоров для украшения кокошника – в свободное время.

Тема  блока: «Знакомство с народной  культурой и традициями»

Тема  недели:  «Русский фольклор» (30 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Апрель

Лепка «Два жадных медвежонка»

Воспитывать у детей желание работать вместе, формировать умение договариваться друг с другом. Учить самостоятельно располагать фигурки медвежат и передавать движения лапок в соответствии с предложенным сюжетом. Закреплять умение делить комок пластилина на части, использовать знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, примазывание, заглаживание. Учить использовать стеку для прорисовки мелких деталей (глаза, когти на концах лапах).

У воспитателя иллюстрация Е.Рачёва к сказке «Два жадных медвежонка», два игрушечных медвежонка, шарик или вылепленная головка сыра, дополнительные комочки пластилина.

У детей на двоих два комочка пластилина, отличающихся немного по величине (для лепки старшего и младшего братцев-медвежат), одна подставка на двоих, стеки, дощечки, салфетки, мокрые губки.

  • Чтение сказки «Два жадных медвежонка».
  • Разучивание песенки «Мишка».
  • Русская народная подвижная игра «У медведя во бору».
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображением медвежат.

Рисование «Три медведя»

Познакомить детей с иллюстрациями Е.Рачёва к русским народным сказкам. Напомнить детям содержание сказки «Три медведя» и учить отражать в рисунке эпизоды сказки. Развивать умение передавать форму частей, их относительную величину, строение и соотношение по величине трёх фигур медведей. Закреплять приёмы рисования гуашью.

У воспитателя иллюстрации к сказке «Три медведя» Е.Рачёва, фланелеграф с фигурками трёх медведей (по частям).

У детей альбомные тонированные листы зелёного тона, мягкие кисти, гуашь, баночки для воды, салфетки.

  • Театрализация русской народной сказки «Три медведя».
  • Выкладывание из геометрических фигур медведей.
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя».

Тема  блока: «День космонавтики»

Тема  недели:  «Планеты и звёзды» (31 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Апрель

Лепка «Покорители космоса»

Совершенствовать умение лепить фигуру человека конструктивным способом; нацелить на изображение характерной экипировки. Развивать умение передавать движение космонавта, чтобы было понятно, что он делает – парит в невесомости, ремонтирует корабль, идёт по Луне или приветствует инопланетян. Воспитывать уважение к Российским космонавтам.

У воспитателя иллюстрации с изображением космоса, космонавтов, далёких планет; готовые формы: овоид (туловище), шар (голова), колбаски (руки, ноги), ракета, спутники.

У детей цветной пластилин или солёное тесто, стеки, салфетки, мокрые губки, пуговицы, нитки.

  • Беседа о первооткрывателях космоса.
  • Рассматривание портретов космонавтов, марок, иллюстраций.
  • Схематическое изображение человека с передачей движения – «пляшущих человечков»

Рисование «В космосе»

Рассказать детям о Ю.Гагарине, показать иллюстрацию ракеты «Восток -1», фотографии космоса. Учить рисовать планеты, летающие тарелки, ракеты, звёзды в космосе; рисовать одним цветом по другому по мере высыхания, дополнять рисунки мелкими деталями. Развивать фантазию и воображение детей при создании космических образов.

У воспитателя портрет Ю.А.Гагарина, иллюстрация космического корабля «Восток-1», фотографии планет, космоса; тонированный лист тёмно-синего цвета для показа способов рисования.

У детей альбомные листы тёмных тонов, гуашь, фломастеры, мягкие кисти, баночки для воды, салфетки.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением планет, космоса.
  • Лепка «Покорители космоса»

Тема  недели:  «Мониторинг» (32 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Апрель

Лепка «Чудесные раковины»

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму(шар, овоид, конус, усечённый конус) и видоизменять её для создания выразительных образов: прищипывать, оттягивать, вдавливать, рассекать (делать насечки), дополнять налепами в виде полосок и пятен. Развивать творческую активность, фантазию.

У воспитателя иллюстрации с изображением раковин разных видов (перловицы, прудовка, катушки, лужанки, приморских гребешков, устрицы, беззубки, жемчужницы, мидии и др.), пластилин (солёное тесто).

У детей пластилин (солёное тесто), стеки, салфетки, мокрые губки, бисер, бусинки.

  • Беседа о моллюсках, жителях морских глубин. Слушание шума раковин.
  • Рассматривание раковин разных видов: сравнение, обследование и узнавание раковин.
  • Рисование раковин с натуры в свободное время.

Рисование «В морской глубине»

Расширить представления детей о море и его обитателях. Учить рисовать осьминога по памяти и представлению, используя фон, нарисованный цветными мелками; рисовать других обитателей подводного мира: медуз, крабов, молюсков, водоросли и т.д. Развивать умение  продумывать композицию рисунка, его содержание; располагать осьминогов по всему листу.

У воспитателя картинки с изображением осьминогов, подводного мира и его обитателей; алгоритм последовательности изображения осьминога; аудиозапись «Звуки моря».

У детей альбомные тонированные листы цветными мелками, гуашь, мягкие кисти, баночки для воды, салфетки.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением подводного мира и его обитателей.
  • Лепка «Чудесные раковины».
  • Рисование морских обитателей с помощью трафаретов.

Тема  недели:  «Мониторинг» (33 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Апрель

Лепка «Сказочная рыбка»

Учить изображать волшебную рыбку, правильно передавать её форму, хвост, плавники. Закреплять знание овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами. Учить приёму оттягивания, сплющивания, передаче характерных особенностей рыбки, обозначать стекой чешуйки у рыбки.

У воспитателя игрушка рыбки или фигура малой формы, иллюстрации с изображением сказочной рыбки.

У детей пластилин (глина), стеки, салфетки, мокрые губки.

  • Наблюдение за рыбками в аквариуме в живом уголке детского сада.
  • Игры с игрушками.
  • Рисование рыбок с помощью трафаретов.
  • Раскрашивание рыбок в альбомах-раскрасках.

Рисование «Узор в полосе» (городецкая утварь)

Продолжать знакомить детей с городецким искусством. Учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды, изображать гирлянду в указанной последовательности от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Упражнять детей в смешивании красок для получения розового и голубого цветов.

У воспитателя образец узора на тёмно-жёлтом удлинённом прямоугольнике, лист бумаги с тремя нарисованными кругами розового или голубого цвета для частичного показа приёмов изображения.

У детей тёмно-жёлтый прямоугольник (18,5*20,5 см), гуашь (одним детям дают красную и белую, другим – синюю и белую), кисточки, баночки для воды, салфетки.

  • Экскурсия в мини-музей ДОУ на выставку городецких изделий, выделяя основные элементы росписи.
  • Заучивание стихотворения «Великая Россия наша».
  • Дидактическая игра «Продолжи узор» Дидактическая игра «Найди пару», «Укрась городецким узором», «Составь целое», «Что за промысел?»..
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с городецкими изделиями.

Тема  блока: «Цветущая весна»

Тема  недели:  «Пришла весна» (34 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Май

Лепка «Ваза для цветов»

Продолжать учить детей лепить ленточным способом высокую посуду. Познакомить с разными способами оформления верхнего края вазы: расширяющим и сужающим. Формировать представление о том, что высокую посуду можно украсить опоясывающим узором в несколько рядов или удлинённым узором, расположенным вертикально.

У воспитателя две высокие вазы разной формы: одна слегка расширяется кверху, другая сужается у горлышка; одна ваза украшена вертикальным узором, другая – опоясывающим в два-три ряда; исходные формы: диск, толстая лента, валики (тонкие длинные цилиндры), вылепленные бокалы, маленькие веточки.

У детей пластилин двух-трёх цветов, стеки, салфетки, мокрые губки.

  • Дидактическая игра «Найди пару».
  • Экскурсия в музей ДОУ на экспозицию «Керамическая посуда».
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображение ваз различной формы.

Рисование «Красивые весенние цветы, которые вам понравились»

Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и её концом. Побуждать детей к активному экспериментированию с изобразительными материалами. Развивать эстетические чувства.

У воспитателя иллюстрации с изображением красивых цветов, алгоритм последовательности изображения цветов.

У детей ½ альбомного листа жёлтого или зелёного цвета, акварель, баночки для воды, салфетки.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением красивых цветов.
  • Выкладывание цветов из мозаики.
  • Индивидуальная работа перед занятием. Рисование различных цветов с помощью бросового материала: пуговиц, палочек, заколок, коробочек и т.д.

Тема  блока: «Цветущая весна»

Тема  недели:  «Живая природа весной» (35 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Май

Лепка «Козлёночек»

Учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, прямые ноги). Закреплять приёмы лепки: раскатывание между ладонями, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т.д.). Воспитывать заботливое бережное отношение к домашним животным.

У воспитателя игрушка козлёночка или фигура малой формы, пластилин для показа способов лепки .

У детей пластилин (глина), стеки, салфетки, мокрые губки.

  • Составление описательного рассказа по картинке «Коза с козлятами».
  • Рассматривание картинок с изображением домашних животных.
  • Загадывание загадок о животных.

Рисование «Козлёночек»

Учить детей рисовать животных на четырёх ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища и строение. Упражнять в соблюдении пропорциональных отношений при рисовании. Воспитывать любовь к «братьям» нашим меньшим.

У воспитателя картинка с изображением козлёночка, фланелеграф с частями тела козлёночка.

У детей тонированные альбомные листы зелёного цвета, белая и чёрная гуашь, мягкие кисти, баночки для воды, салфетки.

  • Лепка «Козлёночек»
  • Игры с игрушками домашних животных.
  • Загадывание загадок о домашних животных.
  • Предварительная работа перед занятием. Рассматривание иллюстраций с изображением козлят.

Тема  блока: «Цветущая весна»

Тема  недели:  «Живая природа весной» (36 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Май

Лепка «Птички клюют зёрнышки»

Закреплять умение лепить знакомые предметы, пользуясь пластическими способами лепки: раскатывание, оттягивание, прищипывание, соединение частей, прижимая и сглаживая места скрепления. Учить передавать простую позу: наклон головы и тела вниз. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

У воспитателя игрушка птичка, пластилин для показа способов лепки.

У детей пластилин (глина), стеки, салфетки, мокрые губки.

  • Наблюдение за птицами на прогулке, их кормление.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением разнообразных птиц.
  • Рисование птиц с помощью трафаретов.
  • Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».

Рисование «Яркая бабочка»

Продолжать знакомство с техникой изображения монотипией. Развивать чувство симметрии. Научить детей приёму симметричного получения крыльев бабочки, путём складывания листа бумаги с предварительным нанесением пятен краски. Учить вносить дополнение в рисунок.

У воспитателя красивые яркие нарисованные бабочки, лист бумаги для показа, гуашь, кисть.

У детей альбомный лист бумаги, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетка.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек.
  • Дидактическая игра «Сложи целое», «Укрась бабочку», «Подбери по цвету».
  • Рисование бабочек с помощью трафаретов.  
  • Чтение рассказа Ю.Коваля «Паша и бабочки».                                                                                                                                                                    

Тема  блока: «Цветущая весна»

Тема  недели:  «Труд людей весной» (37 неделя)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сопутствующие формы работы

Май

Лепка «Посуда для кукол»

Закреплять умение лепить посуду, отрабатывать нужные для этого приёмы лепки. Закреплять умение прочно соединять части изделия, заглаживая места соединения. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

У воспитателя предметы кукольной посуды.

У детей пластилин, стеки, салфетки, мокрые губки.

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья», «К нам гости пришли», «Накормим куклу Катю».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением предметов посуды.
  • Дидактическая игра «Сложи целое», «Подбери пару».

Рисование «Цветущий сад»

Закреплять умение изображать картины природы, передавая характерные особенности времени года. Учить рисовать раскидистое дерево в цвету (ствол, ветки, сучки, листва, цветы). Развивать умение располагать изображение по всему листу (ближе – крупнее, дальше – меньше), рисовать разными материалами. Развивать творческую активность, эстетическое восприятие.

У воспитателя репродукции с изображением цветущего сада.

У детей листы бумаги большого формата, гуашь, акварель, кисти, восковые мелки, баночки для воды, салфетки.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением цветущих деревьев, садов.
  • Рисование деревьев в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Калндарно-тематическое планирование работы по развитию речи с детьми-логопатами средней группы детского сада...

перспективное планирование использования игр Воскобовича в среднй группе

план позволяет грамотно распредилить обучение играм Воскобовича в течении дня...

Перспективное планирование по музыкальному воспитанию в средней группе

Тематическое планирование с учетом регионального компонента...

Перспективное планирование на год по ФИЗО средняя группа

Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В Гербовой, Т.С. Комаровой....

Планирование по художественному творчеству в средней группе

Планирование по художественному творчеству в средней группе...

Календарно – тематическое планирование по художественному творчеству в средней группе

В данном материале охватываются разделы по художественному творчеству: аппликации, рисованию и лепке....

Перспективное планирование по художественному творчеству 2 младшая группа

Календарно-тематическое планирование в соответствии с программой "Детство" 2 младшая группа...