Программа кружковой работы на тему: "Развивай-ка"
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

Шуракова Марина Михайловна

             Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно  в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

    Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

    Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

   Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

   Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Цель кружковой работы - познакомить детей с нестандартными техниками рисования.

Задачи:

1.     Познакомить детей с многообразием нетрадиционных техник рисования; 

2.     Формировать умение изображать предметы и создавать сюжетные композиции , используя разнообразные нетрадиционные приемы и техники изобразительной деятельности;

3.     Закреплять знания об особенностях изобразительного материала;

4.     Вызвать желание детей применять нетрадиционные техники рисования в самостоятельной деятельности;

5.     Развивать цветовосприятие, чувства композиции и ритма, воображение, фантазию,  творчество, самостоятельность;

6.     Совершенствовать умение детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобрательной деятельностью;

7.     Воспитывать  эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей, в их окружении, в природе; аккуратность, интерес к рисованию, умение доводить начатое дело до конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_kruzhka_-.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Ромашка»

города-курорта Железноводска Ставропольского края

        

Руководитель кружковой деятельности:

Шуракова Марина Михайловна

                               Время работы кружка: 

  четверг 15.30 - 16.00

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно  в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что  художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цели и задачи программы кружковой работы :

Цель кружковой работы - познакомить детей с нестандартными техниками рисования.

Задачи:

  1. Познакомить детей с многообразием нетрадиционных техник рисования;  
  2. Формировать умение изображать предметы и создавать сюжетные композиции , используя разнообразные нетрадиционные приемы и техники изобразительной деятельности;
  3. Закреплять знания об особенностях изобразительного материала;
  4. Вызвать желание детей применять нетрадиционные техники рисования в самостоятельной деятельности;
  5. Развивать цветовосприятие, чувства композиции и ритма, воображение, фантазию,  творчество, самостоятельность;
  6. Совершенствовать умение детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобрательной деятельностью;
  7. Воспитывать  эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей, в их окружении, в природе; аккуратность, интерес к рисованию, умение доводить начатое дело до конца.

        Используемые техники:

Нетрадиционные техники:

  • оттиск печатками из овощей;
  •  тычок жесткой кистью;
  •  оттиск печатками из ластика;
  •  оттиск  поролоном;
  •  восковые мелки и акварель;
  •  свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек;
  •  волшебные веревочки;
  •  кляксография;
  •  монотопия;
  • печать по трафарету.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети  неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается  умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Материал:

  •  акварельные краски, гуашь;
  •  восковые и масляные мелки, свеча;
  •  ватные палочки;
  •  поролоновые печатки;
  •  коктельные трубочки;
  •  палочки или старые стержни для процарапывания;
  •  матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  •  подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
  • Практические – упражнения, игр методы,
  • Словесные  методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:

  1. Использование приема транслирования информации,
  2. Отбор тематического содержания,
  3. Главный герой рисования – ребенок,
  4. Педагог создает схематические изображения, не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,
  5. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Все занятия строятся  с учётом  коммуникативного  принципа:

  1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи;
  2. Обеспечение главных условий общения;
  3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы;
  4. использование различных коммуникативных средств.

Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:

  • создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
  • коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),
  • динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
  • рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,
  • словесные игры, игры – драматизации.

Формы проведения итогов реализации кружковой  работы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.

Итоговые показатели кружковой  работы:

  • Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • Дети учатся цветоведенью.
  • Экспериментируют.
  • Развивается связная речь.
  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Календарно – тематический  план  занятий

кружка «Развивай-ка»

Сентябрь

  1. «Лесничок» (аппликация) [Дубровская Н.В., стр.92]
  2. « Подружки-лягушки» («волшебная свеча») [Карточка № 1 ]
  3. «Облака-овечки» [Карточка №2]
  4. «Листопад» (печатание растениями) [Карточка №3]

Октябрь

1.       «Букет» (мозаика из бумаги) [Карточка №4]

2.       «Лесной ковер» (коллаж) [Дубровская Н.В., стр.105]

3.       «Море волнуется - раз» (рисование с использованием зубной щетки) [Карточка №5]

  1. «Ежики» (тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой) [Карточка №6]

Ноябрь

1.       «Осень на Кавказе» (коллаж) [Карточка №7]

2.       «Что или кто у тебя?» (монотопия) [Карточка №8]

3.       «Хрустальные деревья» (аппликация) [Карточка №9]

  1. «Заготовки на зиму» (отпечатки грибов, яблок, перца и т.п.) [Карточка №10]

Декабрь

1.       «Волшебная рыба» (рисование пластилином, декорирование ракушками) [Карточка №11]

2.        «Синички и снегири» (аппликация) [Карточка №12]

3.        «Зима рисует себя снегом» (рисуем манкой) [Карточка №13]

  1. «Моя елочка» (аппликация из ладошек) [Карточка №14]

Январь

1.       «Горы и лес нашего края» (пластилинография) [Карточка №15]

2.       «Ажурные березы» (коллаж) [Карточка №16]

3.       «Зимний вечер (1-е занятие)» (пластилинография) [Карточка №17]

4.       «Зимний вечер (2-е занятие) » (пластилинография) [Карточка № 18]

Февраль

1.        «Сказочные птицы» (коллаж) [Карточка №19]

2.       «Малыш Умка и его мама» (коллаж, цветной граттаж) [Карточка №20]

3.       «Кораблик» (пластилинография) [Карточка №21]

  1. «Морская звезда» (аппликация, декорированная овсяными хлопьями) [Карточка №22]

Март

1.        «Лошарик» (аппликация обрывная) [Карточка №23]

2.        «Милой мамочки портрет» (коллаж) [Карточка №24]

3.       «Весенний букет» (оттиск печатками из картофеля (цветочек)) [Карточка №25]

4.       « Весенняя радуга»(рисуем мыльными пузырями) [Карточка №26]

Апрель

1.       «Ракета» (коллаж,граттаж) [Карточка №27]

2.       «Лебедушка» (аппликация из ладошек) [Карточка №28]

3.       «Пасхальный натюрморт» (коллаж) [Карточка №29]

  1. «Чудо писанки» [Карточка №30]

Май

1.      «Праздничный салют» (цветной граттаж) [Карточка №31 ]

2.      «Фантастические цветы» (кляксография) [Карточка №32]

3.  «Веселые бабочки» коллективная работа, (монотипия, обведение ладошки и кулачка) [Карточка №33]

4.       «Деревья смотрят в озеро» ("по сырому", "монотипия") [Карточка № 34]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»

Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...

Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.

Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Программа кружковой работы. Организация познавательной деятельности по теме: «Развиваемся с конструктором Куборо. ШАРИКИ-КУБАРИКИ»

Программа предназначена для детей старшего и подготовительного возраста, с любыми личностными характеристиками, так как раскрытие личностного потенциала ребёнка реализуется путём индивидуализации зада...