Образовательная деятельность "Сказочная хохлома"
план-конспект занятия (рисование) по теме

Интеграции образовательных областей: «коммуникативно-личностное развитие»; «познавательное развитие»; «речевое развитие»; «художественно-эстетическое развитие»; «физическое развитие».

Задачи:

Конкретизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслах. Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;

- Формировать умение находить и выделять характерные особенности видов народного декоративно-прикладного творчеств (листок, ягодка, травка).

- Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

- Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

- Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

- Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образовательная деятельность 17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность: «Сказочная хохлома».

Интеграции образовательных областей: «коммуникативно-личностное развитие»; «познавательное развитие»; «речевое развитие»; «художественно-эстетическое развитие»; «физическое развитие».

Задачи:

Конкретизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслах. Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;

- Формировать умение находить и выделять характерные особенности видов народного декоративно-прикладного творчеств (листок, ягодка, травка).

- Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

- Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

- Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

- Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Методы и приемы:

 игровые приемы, приемы наглядного моделирования, создание проблемных ситуаций, словесные пояснения, вопросы, практические методы.

Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели; листы бумаги (силуэты посуды), акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, стаканы - непроливайки.

Содержание образовательной области.

Организационный момент:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Беседа народных промыслах:

-Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (хохломские и гжельские изделия)

-Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки). Что отличает от изделий других групп? (хохломские изделия сделаны из дерева, а остальные из глины и фарфора. Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, а  гжельские на белом фоне)

-Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар - птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»?

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Знакомство со стихотворениями о народных промыслах:

Снова в зимний вечер радуемся встрече,

Голубая сказка Гжели к нам пришла.

Из времен далеких, старины глубокой

К нам своё тепло и ласку донесла

Ах ты, Гжель родная, сказка голубая,

Где взяла ты столько нежной красоты?

От березок белых, да еще от снега

Заискрился белым цветом мой фарфор.

Голубые розы, русские морозы -

Нежно кистью рисовали мы узор.

Наша Гжель родная, сказка голубая,

Не теряешь ты с годами красоты.

В стороне родимой, Родине любимой

От души тепло и ласку даришь ты!

Как волшебница жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая Хохлома.

Хохломская роспись —

Алых ягод россыпь

Отголоски лета

В зелени травы.

Шёлковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд!

Роспись хохломская,

Словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома!

-Только добрые и веселые, талантливые, трудолюбивые люди могут создавать такие замечательные, красивые и сказочные вещи. О труде, мастерстве у нашего народа есть много пословиц и поговорок. Какие вы знаете?

Пословицы и поговорки о труде и мастерстве.

Без терпенья нет уменья.

Без труда жить - только небо коптить.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Глаза боятся, руки делают.

Дело мастера боится.

За много дел не берись, а в одном отличись.  

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не говори, что делал, а говори, что сделал.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Уменье и труд все перетрут.

В большом деле и маленькая помощь дорога.

 Делу время - потехе час.

- Пришло время отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка.

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперед-назад. )

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).

Продуктивная деятельность:

-А сейчас мы с вами сами станем мастерами-умельцами, и покажем как обыкновенную, скучную тарелку можно сделать декоративной, расписной, настоящим произведением декоративно-прикладного искусства.

Роспись бумажных одноразовых тарелок по выбору детей.

В конце занятия тарелки помещаются на выставку. Еще раз уточнить, как построен узор (изогнутая ветка с ягодами, листьями, травкой), сколько места занимает узор на изделии, получился ли он густым, нарядным, каково сочетание красок.

Литература:

1.Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998.

2. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970.

3. Жегалова С. К. Русская народная живопись. - М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект НОД по образовательной области "Художественное творчество", тема "Золотая Хохлома"

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни.Цель: развитие интереса детей к народному декоративно ...

Направление "Художественно -эстетическое развитие", образовательная область "Художественное творчество" - декоративная лепка на тему: "Золотая хохлома".

Данное мероприятие  разработано мною  по направлению "Художественно -эстетическое  развитие" как итоговое по декоративно - прикладному искусству, с использованием  художественного ...

Конспект образовательной ситуации "Хохлома"

Конспект образовательной ситуации "Хохлома" построен в соответсвии требований ФГОС....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Итоговая практико-значимая работа Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности (интегрированное занятие) Тема «Золото Хохломы» по курсу кафедрального учебного модуля «Повышение профессионализма педагогов дошкольных образовательных

Итоговая практико-значимая работаТехнологическая картанепосредственно образовательной деятельности(интегрированное занятие)Тема «Золото Хохломы» по курсу кафедрального учебного модуля...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Рисование тема: «Золотая хохлома»

Рисование тема: «Золотая хохлома» (с осуществлением деятельного подхода, технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности)...