Дополнительная развивающая программа для детей дошкольного возраста «РАЗВИВАЙКА» (нетрадиционные техники рисования)
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

В программе отражены нетрадиционные техники рисования, с помощью которых развивается мелкая моторика и зрительно-моторная координация что способствует развитию специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребенка к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методика (нетрадиционные техники)30.49 КБ
Файл metodika.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Образования г. Кемерово

Дополнительная развивающая программа для детей  дошкольного возраста  «РАЗВИВАЙКА»

                                                         Исполнитель :

Бабешко Татьяна Валерьевна ,

                                                                                     Воспитатель детского клуба

                                                                                  «Маленькая страна»

Кемерово 2014

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………

3

Учебный план……………………………………………………………

6

Учебно-тематический план………………………………………………………………

7

Содержание программы……………………………………………………………………

8

Список литературы……………………………………………………………………………

14

Представленная вашему вниманию методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования у детей 2 -7 лет. Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, а так же родителям.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. 

Предоставленная методика позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, как от самого процесса, так и от результата, так как результат очень эффективный и почти не зависит от умения и способностей. Исходя из поставленной цели, я считаю, что выбранная мною тема в настоящее время очень актуальна и даёт педагогу возможность для творчества. Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.

Работа по образовательному направлению предназначена для того, чтобы развить у детей дошкольного возраста двигательную координацию кистей и пальцев рук; научить изображать предметы, явления природы используя средства нетрадиционных художественных техник рисования. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку овладеть письмом. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Их использование способствует:

- Развитию специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребёнка к письму.

- Развитию у детей пятого, шестого, седьмого года жизни двигательную координацию кистей и пальцев рук, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.

- Эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.

- Эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования.

- Самовыражению, как личности, то есть отображения своего эмоционального и фантазийного мира.

Задачи:

1. Развить у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.

3. Привить интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

4. Развивать творчество, фантазию.

5. Сформировать у дошкольников практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

Ожидаемый результат:

• Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

• Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

• Повышение уровня развития творческих способностей.

• Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта.

• Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

Учебный план

п/п

Название разделов

Количество часов

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Рисуем пальчиками

0,5

5

2.

Раздел 2. Печать по трафарету

0,5

2

3.

Раздел 3. Рисование с элементами аппликации

0,5

3

4.

Раздел 4. Рисование свечой

0,5

2

5.

Раздел 5. Техника набрызг

0,5

2

6.

Раздел 6. Рисуем ладошками

0,5

6

7.

Раздел 7. Рисунки с крупой

0,5

4

8.

Раздел 8. Рисование ватными палочками

0,5

2

9.

Раздел 9. Рисование пластилином

0,5

5

Итого:

31

                                       

                                  Учебно-тематический план

п/п

Название разделов (тем)

Количество часов

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Рисуем пальчиками

0,5

1.1. Первый снег

2

1.2. Узоры на стекле

2

1.3. Веточка калины (дорисовывание деталей)

1

2.

Раздел 2. Печать по трафарету

0,5

2.1. Рисуем животных

1

2.2. Рисуем ягоды

1

3.

Раздел 3. Рисование с элементами аппликации

0,5

3.1. Цветочек для Мамы

1

3.2. Осеннее дерево

1

3.3. Новогодняя елочка

1

4.

Раздел 4. Рисование свечой

0,5

4.1. Разнообразные фигуры

2

5.

Раздел 5. Техника набрызг

0,5

5.1. «Веселый салют»

1

5.2. «Зимние хлопья»

1

6.

Раздел 6. Рисуем ладошками

0,5

6.1. Сосновый бор

2

6.2. Курочка Ряба

2

6.3. Попугайчики

2

7.

Раздел 7. Рисунки с крупой

0,5

7.1. Зимний лес

2

7.2. Узорчатые рукавички

2

8.

Раздел 8. Рисование ватными палочками

0,5

8.1. Ветка ели

1

8.2. Цветные шары

1

9.

Раздел 9. Рисование пластилином

0,5

9.1. Деревья в снегу (работа на пластилиновой основе с крупой)

3

9.2.  Звездное небо

2

Содержание программы

п/п

     Название раздела, тем

Содержание обучения по темам

1

                         Раздел 1. Рисуем пальчиками

1.1 Первый снег

Дать представление о нетрадиционной технике рисования  пальчиками

Игра «Первый снег»

1.2 Узоры на стекле

Вызвать интерес к изображению зимнего пейзажа. Эмоциональный отклик на поэтические образы.

Использовать холодную гамму красок при передаче зимнего колорита.

1.3. Веточка калины (дорисовывание деталей)

Научить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы.

   2

                   Раздел 2. Печать по трафарету

2.1. Рисуем животных

Закрепить навык в работе с трафаретом. Развивать чувство ритма.

С помощью карандаша определить границы фигуры.

2.2 Рисуем ягоды

Продолжаем закреплять  навык работы с трафаретом. Раскрашивание не выходя за границы фигуры.

   3

        Раздел 3. Рисование с элементами аппликации

3.1. Цветочек для Мамы

Выявление ведущей руки у детей

Проверить умение ориентироваться на листе бумаги,

Развитие воображения, мелкой моторики. Научить вырезанию по контуру, Учить подбирать и различать теплые и холодные тона для композиции

3.2. Осеннее дерево

Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа.

3.3. Новогодняя елочка

Проверить умение ориентироваться на листе бумаги.

Развитие воображения, мелкой моторики. Продолжать учить вырезывать по контуру.

   4

Раздел 4. Рисование свечой

4.1. Разнообразные фигуры

Приобретать навыки работы со свечой, учиться не отрывать свечу от бумаги.

Учить рисовать элементы на определенном расстоянии друг от друга. Развить мелкую моторику, координацию.

* Сюрпризный момент

   5

Раздел 5. Техника набрызг

5.1. «Веселый салют»

Познакомить детей с новой техникой – набрызг. Учить распределять по листу разноцветные брызги. Развивать чувство композиции Использовать гамму красок

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.

5.2. «Зимние хлопья»

Вызвать интерес к изображению зимнего пейзажа. Эмоциональный отклик на поэтические образы. Вызвать интерес к изображению зимнего пейзажа.

 Использовать холодную гамму красок при передаче зимнего колорита.

    6

Раздел 6. Рисуем ладошками

6.1. Сосновый бор

6.2. Курочка Ряба

6.3. Попугайчики

Дать представление о нетрадиционной технике рисования ладошками, положительного эмоционального отклика.

                       

                          Раздел 7. Рисунки с крупой

7.1. Зимний лес

Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия.

 Тренировка мышц рук, развитие зрительно -пространственного восприятия.

7.2. Узорчатые рукавички

(на пластилиновой основе)

Учить делать пластилиновую основу толщиной 2-3 мм. По заданному контуру вдавливать крупу поштучно, так что бы получился силуэт рукавичек.

   8

                Раздел 8. Рисование ватными палочками

7.1. Зимний лес

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками. Развитие зрительно – пространственного восприятия.

Создание праздничного настроения, положительного эмоционального отклика.

Учить рисовать хвою на определенном расстоянии друг от друга.

8.2. Цветные шары

Тренировка мышц рук, развитие зрительно -пространственного восприятия.

 Учить рисовать элементы на определенном расстоянии друг от друга. Развить мелкую моторику, координацию.

    9

Раздел 9. Рисование пластилином

9.1. Деревья в снегу (работа на пластилиновой основе с крупой)

Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия.

Эмоциональный отклик на поэтические образы.

                             Список  литературы

  1.  Анцифирова, Н. Г.  Необыкновенное рисование [Текст] / Н. Г. Анцифирова // Дошкольная        педагогика. -2011. - №7. – С. 72.
  2.  Андрианова, Н. Я., Моисеева, Н. П.  Игры – занятия по кулинарии как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников[Текст] / Н. Я. Андрианова, Н. П. Моисеева // Дошкольная педагогика. - 2009. - №6. С. 65.
  3. Быкова, О. А., Кайзер, Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития [Текст] / О. А. Быкова, Ю. В. Кайзер // Дошкольная педагогика. - 2011. - №5. С. 70.
  4. Вайко, Г.С.  Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : учеб. пособие / Г. С. Вайко. - М. Просвещение, 2003. – 78 с.
  5.    Дубровская, Н. В. Организация занятий по изобразительной деятельности дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Дубровская // Дошкольная педагогика. -  2005. - №5. С 26.
  6. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2 [Текст] : учеб. пособие / Г. Н. Давыдова. – М. Скрипторий, 2003. – 112с.



Предварительный просмотр:

Управление Образования г. Кемерово

Дополнительная развивающая программа для детей  дошкольного возраста  «РАЗВИВАЙКА»

                                                         Исполнитель :

Бабешко Татьяна Валерьевна ,

                                                                                     Воспитатель детского клуба

                                                                                  «Маленькая страна»

Кемерово 2014

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………

3

Учебный план……………………………………………………………

6

Учебно-тематический план………………………………………………………………

7

Содержание программы……………………………………………………………………

8

Список литературы……………………………………………………………………………

14

Представленная вашему вниманию методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования у детей 2 -7 лет. Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, а так же родителям.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. 

Предоставленная методика позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, как от самого процесса, так и от результата, так как результат очень эффективный и почти не зависит от умения и способностей. Исходя из поставленной цели, я считаю, что выбранная мною тема в настоящее время очень актуальна и даёт педагогу возможность для творчества. Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.

Работа по образовательному направлению предназначена для того, чтобы развить у детей дошкольного возраста двигательную координацию кистей и пальцев рук; научить изображать предметы, явления природы используя средства нетрадиционных художественных техник рисования. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку овладеть письмом. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Их использование способствует:

- Развитию специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребёнка к письму.

- Развитию у детей пятого, шестого, седьмого года жизни двигательную координацию кистей и пальцев рук, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.

- Эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.

- Эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования.

- Самовыражению, как личности, то есть отображения своего эмоционального и фантазийного мира.

Задачи:

1. Развить у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.

3. Привить интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

4. Развивать творчество, фантазию.

5. Сформировать у дошкольников практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

Ожидаемый результат:

• Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

• Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

• Повышение уровня развития творческих способностей.

• Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта.

• Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

Учебный план

п/п

Название разделов

Количество часов

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Рисуем пальчиками

0,5

5

2.

Раздел 2. Печать по трафарету

0,5

2

3.

Раздел 3. Рисование с элементами аппликации

0,5

3

4.

Раздел 4. Рисование свечой

0,5

2

5.

Раздел 5. Техника набрызг

0,5

2

6.

Раздел 6. Рисуем ладошками

0,5

6

7.

Раздел 7. Рисунки с крупой

0,5

4

8.

Раздел 8. Рисование ватными палочками

0,5

2

9.

Раздел 9. Рисование пластилином

0,5

5

Итого:

31

                                       

                                  Учебно-тематический план

п/п

Название разделов (тем)

Количество часов

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Рисуем пальчиками

0,5

1.1. Первый снег

2

1.2. Узоры на стекле

2

1.3. Веточка калины (дорисовывание деталей)

1

2.

Раздел 2. Печать по трафарету

0,5

2.1. Рисуем животных

1

2.2. Рисуем ягоды

1

3.

Раздел 3. Рисование с элементами аппликации

0,5

3.1. Цветочек для Мамы

1

3.2. Осеннее дерево

1

3.3. Новогодняя елочка

1

4.

Раздел 4. Рисование свечой

0,5

4.1. Разнообразные фигуры

2

5.

Раздел 5. Техника набрызг

0,5

5.1. «Веселый салют»

1

5.2. «Зимние хлопья»

1

6.

Раздел 6. Рисуем ладошками

0,5

6.1. Сосновый бор

2

6.2. Курочка Ряба

2

6.3. Попугайчики

2

7.

Раздел 7. Рисунки с крупой

0,5

7.1. Зимний лес

2

7.2. Узорчатые рукавички

2

8.

Раздел 8. Рисование ватными палочками

0,5

8.1. Ветка ели

1

8.2. Цветные шары

1

9.

Раздел 9. Рисование пластилином

0,5

9.1. Деревья в снегу (работа на пластилиновой основе с крупой)

3

9.2.  Звездное небо

2

Содержание программы

п/п

     Название раздела, тем

Содержание обучения по темам

1

                         Раздел 1. Рисуем пальчиками

1.1 Первый снег

Дать представление о нетрадиционной технике рисования  пальчиками

Игра «Первый снег»

1.2 Узоры на стекле

Вызвать интерес к изображению зимнего пейзажа. Эмоциональный отклик на поэтические образы.

Использовать холодную гамму красок при передаче зимнего колорита.

1.3. Веточка калины (дорисовывание деталей)

Научить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы.

   2

                   Раздел 2. Печать по трафарету

2.1. Рисуем животных

Закрепить навык в работе с трафаретом. Развивать чувство ритма.

С помощью карандаша определить границы фигуры.

2.2 Рисуем ягоды

Продолжаем закреплять  навык работы с трафаретом. Раскрашивание не выходя за границы фигуры.

   3

        Раздел 3. Рисование с элементами аппликации

3.1. Цветочек для Мамы

Выявление ведущей руки у детей

Проверить умение ориентироваться на листе бумаги,

Развитие воображения, мелкой моторики. Научить вырезанию по контуру, Учить подбирать и различать теплые и холодные тона для композиции

3.2. Осеннее дерево

Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа.

3.3. Новогодняя елочка

Проверить умение ориентироваться на листе бумаги.

Развитие воображения, мелкой моторики. Продолжать учить вырезывать по контуру.

   4

Раздел 4. Рисование свечой

4.1. Разнообразные фигуры

Приобретать навыки работы со свечой, учиться не отрывать свечу от бумаги.

Учить рисовать элементы на определенном расстоянии друг от друга. Развить мелкую моторику, координацию.

* Сюрпризный момент

   5

Раздел 5. Техника набрызг

5.1. «Веселый салют»

Познакомить детей с новой техникой – набрызг. Учить распределять по листу разноцветные брызги. Развивать чувство композиции Использовать гамму красок

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.

5.2. «Зимние хлопья»

Вызвать интерес к изображению зимнего пейзажа. Эмоциональный отклик на поэтические образы. Вызвать интерес к изображению зимнего пейзажа.

 Использовать холодную гамму красок при передаче зимнего колорита.

    6

Раздел 6. Рисуем ладошками

6.1. Сосновый бор

6.2. Курочка Ряба

6.3. Попугайчики

Дать представление о нетрадиционной технике рисования ладошками, положительного эмоционального отклика.

                       

                          Раздел 7. Рисунки с крупой

7.1. Зимний лес

Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия.

 Тренировка мышц рук, развитие зрительно -пространственного восприятия.

7.2. Узорчатые рукавички

(на пластилиновой основе)

Учить делать пластилиновую основу толщиной 2-3 мм. По заданному контуру вдавливать крупу поштучно, так что бы получился силуэт рукавичек.

   8

                Раздел 8. Рисование ватными палочками

7.1. Зимний лес

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками. Развитие зрительно – пространственного восприятия.

Создание праздничного настроения, положительного эмоционального отклика.

Учить рисовать хвою на определенном расстоянии друг от друга.

8.2. Цветные шары

Тренировка мышц рук, развитие зрительно -пространственного восприятия.

 Учить рисовать элементы на определенном расстоянии друг от друга. Развить мелкую моторику, координацию.

    9

Раздел 9. Рисование пластилином

9.1. Деревья в снегу (работа на пластилиновой основе с крупой)

Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия.

Эмоциональный отклик на поэтические образы.

                             Список  литературы

  1.  Анцифирова, Н. Г.  Необыкновенное рисование [Текст] / Н. Г. Анцифирова // Дошкольная        педагогика. -2011. - №7. – С. 72.
  2.  Андрианова, Н. Я., Моисеева, Н. П.  Игры – занятия по кулинарии как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников[Текст] / Н. Я. Андрианова, Н. П. Моисеева // Дошкольная педагогика. - 2009. - №6. С. 65.
  3. Быкова, О. А., Кайзер, Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития [Текст] / О. А. Быкова, Ю. В. Кайзер // Дошкольная педагогика. - 2011. - №5. С. 70.
  4. Вайко, Г.С.  Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : учеб. пособие / Г. С. Вайко. - М. Просвещение, 2003. – 78 с.
  5.    Дубровская, Н. В. Организация занятий по изобразительной деятельности дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Дубровская // Дошкольная педагогика. -  2005. - №5. С 26.
  6. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2 [Текст] : учеб. пособие / Г. Н. Давыдова. – М. Скрипторий, 2003. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развивающий и коррекционно-развивающий потенциал использования на занятиях ИЗО нетрадиционных техник рисования»

Нетрадиционные техники рисования на занятиях ИЗО несут в себе развивающий и коррекционно-развивающий потенциал, так как отвечают возрастным особенностям и потребностям ребенка, соответствуют современн...

«Радуга красок»: программа по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навы...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественному развитию нетрадиционные техники рисования «Радуга красок» Возраст детей: 4-5 лет Срок реализации программы: 1 год

-Развивает уверенность в своих силах- Способствует снятию детских страхов. -Учит детей свободно выражать свой замысел. -Побуждает детей к творческим поискам и решениям. -Учит детей работать с разнообр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ ДЕТЕЙ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Основные виды инновационных технологий в ДОУ: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, игровые технологии, информационно – коммуникативные технологии, технология ТРИЗ (...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебные ручки»

Программа дополнительного образования "Волшебные ручки"  с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 3-4 лет...