Знакомство с творчеством Валентина Серова с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Аширова Надия Харрясовна

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

 

 

 

 

Знакомство с творчеством

Валентина Серова

с детьми подготовительной группы

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Подготовила:

воспитатель высшей

                                                                                          квалификационной

                                                                           категории

                                                                                  Аширова Н.Х.

 

 

 

Цель: Формировать интерес к изобразительной деятельности.

 

Задачи: знакомить детей с произведениями искусства, в которых человек является частью окружающего нас мира — портретной живописью. Учить через восприятие портрета понимать характер человека, его состояние, настроение, подкрепляя свои выводы средствами выразительности. Учить внимательно рассматривать картины, находить характерные особенности и детали, описывать их устно. Развивать у детей воображение, умение: представлять себя в различных ролях и ситуациях.

 

Материал: репродукции картин В.Серова, материал для аппликации на тему: «Холодно-тепло». Гуашь, кисти, вода, салфетки, палитры.

Ход НОД.

1.Оргмомент. Загадка о художнике.

Воспитатель (В.) - Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?

Дети (Д) -  Художник.

В. - Кого называют художником? И для чего нужна профессия художника?

Ответы детей.

В. - У нас в группе есть предметы сделанные руками художников. Назовите их.

Ответы детей.

2.Беседа о профессии художника.

В. -  Замечательная профессия-художник! Стоит ему взять бумагу или холст, краски, кисти… бежит кисть по бумаге, дальше, дальше, и вдруг на глазах совершилось чудо. Художник может нарисовать все: дом, лес, людей. Художники как писатели. Пишут о детях и взрослых, веселых и грустных, беспечных и задумчивых, о строительстве, о труде взрослых. На занятиях по музыке вы знакомились с жанрами музыки (песня, танец, марш). В изобразительном искусстве тоже существуют жанры изобразительного искусства. Назовите их.

Ответы детей.

В. - На занятиях по  изодеятельности мы будем не только рисовать, но и знакомиться с творчеством художников. Перед вами картины известных художников, посмотрите и определите жанры каждой картины.

3.Игра «Определи жанр изобразительного искусства».

4.Беседа о творчестве В.Серова. Знакомство с его картинами.

В. – Сегодня мы будем знакомиться с творчеством талантливого художника Валентина Серова. Художник Валентин Серов родился в России более ста лет назад в семье известного в тот время композитора. А мама – первая в России женщина – композитор.

Валентин Серов рано лишился отца, рано стал самостоятельным. Его мать познакомилась с художником Репиным. Репин заметил, как любит маленький Валентин рисовать. Его рисунки очень понравились Репину, он уговорил маму Валентина, чтобы мальчик жил у него, чтобы заниматься с ним. В мастерской Репина он рисовал акварелью или карандашом. Когда была хорошая погода, учитель и ученик брали краски, кисти. Карандаши, бумагу и уходили на улицу.

Прошло много лет, После учебы в Италии он возвращается в любимое местечко под Москвой, село Абрамцево, к своему знакомому, очень богатому человеку  Савве Ивановичу Мамонтову, который очень любил искусство и помогал художникам. Серову хотелось написать такую картину, чтобы люди смотрели на нее и чувствовали, как хорошо жить на свете – как прекрасна жизнь, в которой человек и природа – единство.

Мамонтов посоветовал: «Рисуй Верушку». Серов хорошо представлял, что значит рисовать эту непоседу, дочь Мамонтова. За портрет брался сам Репин, но Верушка не желала позировать, то есть подолгу сидеть в одной позе перед художником. Даже отец не мог ее заставить.

Воспитатель читает отрывок из текста.

- Попробуй, - сказал Савва Иванович, - тебе это сделать легче, ты ведь с ней дружишь. Уговори.

В эту минуту в комнату вбежала его дочь. Смеясь, она села за стол и стала рассказывать какую – то забавную историю.

Она сидела напротив Серова, положив на стол загорелые руки. Черные волосы падали на лоб. На ней была розовая блуза с черным бантом. Бант, как бабочка, казалось вот-вот, упорхнет. И как бабочка, выглядела сама девочка: впорхнула в дом, с солнцем и теплым ветром, присела на минуточку к столу и скоро улетит обратно, на улицу, где сияет июльский день.

Верушка хотя и была капризна, но, в конце концов, он уговорил ее. Верушка согласилась позировать.

Серов день за днем продолжал работать. Ведь он писал не просто портрет дочери С.И.Мамонтова, а создавал картину. То есть такой портрет, на котором образ человека был бы особенно выразительным. Он хотел, чтобы от его картины веяло свежестью и счастьем».

Описание: C:\Documents and Settings\Юнир\Мои документы\фото\девочка с персиками 2.jpg   

В. – Вглядитесь в картину. Лицо девочки. Её глаза. Они словно притягивают к себе.

Ты смотришь на картину, и тебе кажется, будто сам находишься в этой светлой комнате. Ты словно можешь подойти к этому столу, потрогать скатерть, персики, серебряный ножик, подсвечник на окне, или раскрашенную игрушку-солдата-гренадера, который выглядывает из-за плеча девочки, можешь пройти в другую комнату, сесть на стул возле окна…

В комнате так много света, простора, воздуха!

Посмотрите, как живо написаны персики: так и хочется откусить! Вкусные с бархатной кожицей плоды. Летний, солнечный день. Юный человек.

Серов очень любил деревенскую природу. Любил ходить по лесу, по полям, проселочным дорогам. В названиях его картин отразилась эта влюбленность в родную природу – «Стог сена», «Баба в телеге», «Октябрь. Домотканово».

Описание: C:\Documents and Settings\Юнир\Мои документы\фото\стог сена.jpg  Описание: C:\Documents and Settings\Юнир\Мои документы\фото\баба в телеге.jpg

Задержимся у картины «Октябрь. Домотканово».

Описание: C:\Documents and Settings\Юнир\Мои документы\фото\осень домотканово.jpg

Над забуревшей травой нависает хмурое небо. На траве сидит пастушок. По выгону разбрелись лошади и овцы. От всей картины веет тихой грустью и раздумьем. Глаз отдыхает на спокойных, приглушенных красках увядающей природы.

Эту картину Серов писал в Домотканове, под Москвой. Серова пленил этот вид. Однажды он пришел сюда, на окраину села, со своим этюдником, специальным ящиком для красок и кистей.

«Вдруг сзади кто-то засопел. Серов обернулся и увидел деревенского мальчика Леньку, который часто пас стадо.

- Красиво, - сказал Ленька.

- Что красиво? – спросил Серов.

- Лошади – тихо произнес Ленька.

- Ты, значит, любишь лошадей? – улыбнулся Серов.

- Ага – кивнул Ленька.

Серов некоторое время работал, потом сказал:

- Знаешь что? Посиди вон там – в траве.

- А для чего? – спросил Ленька.

- Я тебя нарисую, - сказал Серов.

- Не могу – отказался Ленька, - мне надо лошадей стеречь.

- Да ты немного посидишь – убеждал Серов.

- Просто так сидеть? – вроде бы уступал Ленька.

- Ну не просто так. Займись, чем хочешь, только с места не сходи.

- Ладно – важно согласился Ленька. – Я буду кнут плести. Кнут у меня расплелся.

Он пошел на середину выгона, где паслись лошади и овцы».

Таким и изобразил его Серов, своего приятеля, которому так понравились на картине хорошо знакомые деревенские лошади.

Через год после «Девочки с персиками» Серов еще написал одну солнечную картину. Он так и назвал ее – «Девушка, освещенная солнцем».

 

Описание: C:\Documents and Settings\Юнир\Мои документы\фото\девушка освещенная солнцем.jpg

Картина написана прямо в саду, на открытом воздухе. Позировала Серову его двоюродная сестра Маша. Серов писал лицо в утренние часы, А после обеда, когда освещение менялось, одежду и пейзаж.

Пейзаж, то есть изображение природы, заполняет всю картину. Если на картине «Девочка с персиками» природа видна лишь в окне, то здесь природа окружает человека со всех сторон.

Природа на этой картине – деревенский парк. Маша сидит, прислонившись спиной к стволу березы. У этой березы раскидистые ветви, богатая листва. И хотя листвы мы не видим, однако хорошо чувствуем – по тому, как сквозь эту листву пробиваются солнечные лучи и освещают лицо, руки, одежду девушки. А за ней – парк. Он тоже весь светится солнцем.

Серов очень верно изобразил этот деревенский парк, тот уголок, где позировала Маша. Даже весы, на которых можно было взвешивать яблоки, попали в картину. Видите – справа от Маши, в глубине картины непонятная на первый взгляд фигура, вроде, человека или ножек циркуля? Это и есть весы. Вернее, то, что от них осталось. Весы были старые и давно сломались.

Серов писал портреты известных художников, писателей, композиторов. Смерть настигла мастера рано – в 46 лет. Друзья называли его «великим портретистом», «мастером света, красок, красивых композиций».

Таким образом, художники могут изобразить не только детей, природу, труд людей, предметы обихода и другое, но цветом показывают настроение человека веселое или грустное, печальное, хмурое, смущенное или испуг. А также состояние природы – пасмурно, ясно, дождливо и другие состояния.

В. – Сейчас я предлагаю поиграть в игру.

5.Физминутка.

6.

В. – В создании картин художнику помогают его верные друзья: краски, кисти, бумага, карандаши. Один художник возьмет темные краски – получится картина тревожная, печальная, грустная. Другой художник пишет красками разного цвета – и картина играет всеми цветами радуги, так весело, радостно, хочется смеяться.

Творить такое волшебство не каждому дано, лишь тем, кто умеет внимательно смотреть вокруг, видеть красивое, доброе, важное и нужное людям. Сейчас я вас превращаю в художников. Представьте, что вы «рисуете» картину.

7.Игра «Если бы я был художником, то нарисовал бы теплое (или холодное) … таким цветом».

8.

В. – Дети, у вас на столах лежат два формата бумаги синего и желтого цвета, а также заготовки разного цвета. Я предлагаю составить узор аппликативным способом в холодных и теплых тонах.

Дети самостоятельно выполняют задание. После выполнения задания воспитатель просить объяснить детей свой выбор.

9.

В. – Молодцы, вы справились со сложной задачей. А теперь вам необходимо создать радостную (теплую) или грустную (холодную) гамму цветов с помощью гуашевых красок. Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

10. Пальчиковая гимнастика.

11.Самостоятельная работа детей.

12.Анализ детских работ.

Игровое упражнение «Угадай настроение».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_tvorchestvom_v_serova.docx66.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Знакомство с творчеством

Валентина Серова

с детьми подготовительной группы

                                                                                 

                                                                                 Подготовила:

воспитатель высшей

                                                                                          квалификационной

                                                                           категории

                                                                                  Аширова Н.Х.

Ход НОД.

1.Оргмомент. Загадка о художнике.

Воспитатель (В.) - Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?

Дети (Д) -  Художник.

В. - Кого называют художником? И для чего нужна профессия художника?

Ответы детей.

В. - У нас в группе есть предметы сделанные руками художников. Назовите их.

Ответы детей.

2.Беседа о профессии художника.

В. -  Замечательная профессия-художник! Стоит ему взять бумагу или холст, краски, кисти… бежит кисть по бумаге, дальше, дальше, и вдруг на глазах совершилось чудо. Художник может нарисовать все: дом, лес, людей. Художники как писатели. Пишут о детях и взрослых, веселых и грустных, беспечных и задумчивых, о строительстве, о труде взрослых. На занятиях по музыке вы знакомились с жанрами музыки (песня, танец, марш). В изобразительном искусстве тоже существуют жанры изобразительного искусства. Назовите их.

Ответы детей.

В. - На занятиях по  изодеятельности мы будем не только рисовать, но и знакомиться с творчеством художников. Перед вами картины известных художников, посмотрите и определите жанры каждой картины.

3.Игра «Определи жанр изобразительного искусства».

4.Беседа о творчестве В.Серова. Знакомство с его картинами.

В. – Сегодня мы будем знакомиться с творчеством талантливого художника Валентина Серова. Художник Валентин Серов родился в России более ста лет назад в семье известного в тот время композитора. А мама – первая в России женщина – композитор.

Валентин Серов рано лишился отца, рано стал самостоятельным. Его мать познакомилась с художником Репиным. Репин заметил, как любит маленький Валентин рисовать. Его рисунки очень понравились Репину, он уговорил маму Валентина, чтобы мальчик жил у него, чтобы заниматься с ним. В мастерской Репина он рисовал акварелью или карандашом. Когда была хорошая погода, учитель и ученик брали краски, кисти. Карандаши, бумагу и уходили на улицу.

Прошло много лет, После учебы в Италии он возвращается в любимое местечко под Москвой, село Абрамцево, к своему знакомому, очень богатому человеку  Савве Ивановичу Мамонтову, который очень любил искусство и помогал художникам. Серову хотелось написать такую картину, чтобы люди смотрели на нее и чувствовали, как хорошо жить на свете – как прекрасна жизнь, в которой человек и природа – единство.

Мамонтов посоветовал: «Рисуй Верушку». Серов хорошо представлял, что значит рисовать эту непоседу, дочь Мамонтова. За портрет брался сам Репин, но Верушка не желала позировать, то есть подолгу сидеть в одной позе перед художником. Даже отец не мог ее заставить.

Воспитатель читает отрывок из текста.

- Попробуй, - сказал Савва Иванович, - тебе это сделать легче, ты ведь с ней дружишь. Уговори.

В эту минуту в комнату вбежала его дочь. Смеясь, она села за стол и стала рассказывать какую – то забавную историю.

Она сидела напротив Серова, положив на стол загорелые руки. Черные волосы падали на лоб. На ней была розовая блуза с черным бантом. Бант, как бабочка, казалось вот-вот, упорхнет. И как бабочка, выглядела сама девочка: впорхнула в дом, с солнцем и теплым ветром, присела на минуточку к столу и скоро улетит обратно, на улицу, где сияет июльский день.

Верушка хотя и была капризна, но, в конце концов, он уговорил ее. Верушка согласилась позировать.

Серов день за днем продолжал работать. Ведь он писал не просто портрет дочери С.И.Мамонтова, а создавал картину. То есть такой портрет, на котором образ человека был бы особенно выразительным. Он хотел, чтобы от его картины веяло свежестью и счастьем».

C:\Documents and Settings\Юнир\Мои документы\фото\девочка с персиками 2.jpg   

В. – Вглядитесь в картину. Лицо девочки. Её глаза. Они словно притягивают к себе.

Ты смотришь на картину, и тебе кажется, будто сам находишься в этой светлой комнате. Ты словно можешь подойти к этому столу, потрогать скатерть, персики, серебряный ножик, подсвечник на окне, или раскрашенную игрушку-солдата-гренадера, который выглядывает из-за плеча девочки, можешь пройти в другую комнату, сесть на стул возле окна…

В комнате так много света, простора, воздуха!

Посмотрите, как живо написаны персики: так и хочется откусить! Вкусные с бархатной кожицей плоды. Летний, солнечный день. Юный человек.

Серов очень любил деревенскую природу. Любил ходить по лесу, по полям, проселочным дорогам. В названиях его картин отразилась эта влюбленность в родную природу – «Стог сена», «Баба в телеге», «Октябрь. Домотканово».

C:\Documents and Settings\Юнир\Мои документы\фото\стог сена.jpg  C:\Documents and Settings\Юнир\Мои документы\фото\баба в телеге.jpg

Задержимся у картины «Октябрь. Домотканово».

C:\Documents and Settings\Юнир\Мои документы\фото\осень домотканово.jpg

Над забуревшей травой нависает хмурое небо. На траве сидит пастушок. По выгону разбрелись лошади и овцы. От всей картины веет тихой грустью и раздумьем. Глаз отдыхает на спокойных, приглушенных красках увядающей природы.

Эту картину Серов писал в Домотканове, под Москвой. Серова пленил этот вид. Однажды он пришел сюда, на окраину села, со своим этюдником, специальным ящиком для красок и кистей.

«Вдруг сзади кто-то засопел. Серов обернулся и увидел деревенского мальчика Леньку, который часто пас стадо.

- Красиво, - сказал Ленька.

- Что красиво? – спросил Серов.

- Лошади – тихо произнес Ленька.

- Ты, значит, любишь лошадей? – улыбнулся Серов.

- Ага – кивнул Ленька.

Серов некоторое время работал, потом сказал:

- Знаешь что? Посиди вон там – в траве.

- А для чего? – спросил Ленька.

- Я тебя нарисую, - сказал Серов.

- Не могу – отказался Ленька, - мне надо лошадей стеречь.

- Да ты немного посидишь – убеждал Серов.

- Просто так сидеть? – вроде бы уступал Ленька.

- Ну не просто так. Займись, чем хочешь, только с места не сходи.

- Ладно – важно согласился Ленька. – Я буду кнут плести. Кнут у меня расплелся.

Он пошел на середину выгона, где паслись лошади и овцы».

Таким и изобразил его Серов, своего приятеля, которому так понравились на картине хорошо знакомые деревенские лошади.

Через год после «Девочки с персиками» Серов еще написал одну солнечную картину. Он так и назвал ее – «Девушка, освещенная солнцем».

C:\Documents and Settings\Юнир\Мои документы\фото\девушка освещенная солнцем.jpg

Картина написана прямо в саду, на открытом воздухе. Позировала Серову его двоюродная сестра Маша. Серов писал лицо в утренние часы, А после обеда, когда освещение менялось, одежду и пейзаж.

Пейзаж, то есть изображение природы, заполняет всю картину. Если на картине «Девочка с персиками» природа видна лишь в окне, то здесь природа окружает человека со всех сторон.

Природа на этой картине – деревенский парк. Маша сидит, прислонившись спиной к стволу березы. У этой березы раскидистые ветви, богатая листва. И хотя листвы мы не видим, однако хорошо чувствуем – по тому, как сквозь эту листву пробиваются солнечные лучи и освещают лицо, руки, одежду девушки. А за ней – парк. Он тоже весь светится солнцем.

Серов очень верно изобразил этот деревенский парк, тот уголок, где позировала Маша. Даже весы, на которых можно было взвешивать яблоки, попали в картину. Видите – справа от Маши, в глубине картины непонятная на первый взгляд фигура, вроде, человека или ножек циркуля? Это и есть весы. Вернее, то, что от них осталось. Весы были старые и давно сломались.

Серов писал портреты известных художников, писателей, композиторов. Смерть настигла мастера рано – в 46 лет. Друзья называли его «великим портретистом», «мастером света, красок, красивых композиций».

Таким образом, художники могут изобразить не только детей, природу, труд людей, предметы обихода и другое, но цветом показывают настроение человека веселое или грустное, печальное, хмурое, смущенное или испуг. А также состояние природы – пасмурно, ясно, дождливо и другие состояния.

В. – Сейчас я предлагаю поиграть в игру.

5.Физминутка.

6.

В. – В создании картин художнику помогают его верные друзья: краски, кисти, бумага, карандаши. Один художник возьмет темные краски – получится картина тревожная, печальная, грустная. Другой художник пишет красками разного цвета – и картина играет всеми цветами радуги, так весело, радостно, хочется смеяться.

Творить такое волшебство не каждому дано, лишь тем, кто умеет внимательно смотреть вокруг, видеть красивое, доброе, важное и нужное людям. Сейчас я вас превращаю в художников. Представьте, что вы «рисуете» картину.

7.Игра «Если бы я был художником, то нарисовал бы теплое (или холодное) … таким цветом».

8.

В. – Дети, у вас на столах лежат два формата бумаги синего и желтого цвета, а также заготовки разного цвета. Я предлагаю составить узор аппликативным способом в холодных и теплых тонах.

Дети самостоятельно выполняют задание. После выполнения задания воспитатель просить объяснить детей свой выбор.

9.

В. – Молодцы, вы справились со сложной задачей. А теперь вам необходимо создать радостную (теплую) или грустную (холодную) гамму цветов с помощью гуашевых красок. Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

10. Пальчиковая гимнастика.

11.Самостоятельная работа детей.

12.Анализ детских работ.

Игровое упражнение «Угадай настроение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Знакомство со свойствами песка» Детское экспериментирование с детьми подготовительной группы.

Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть), способность пропускать воду, фильтровать её; что песок состоит из очень мелких частиц – зёрнышек песчинок. Развивать умение...

Конспект занятия по изобразительному творчеству на пленэре с детьми подготовительной группы "Образы насекомых"

Консект для занятия по изобразительной деятельности на пленэре с детьми старшего дошкольного возраста...

Знакомство с Петербургом. Практика работы с детьми подготовительной группы.

Проектная деятельность краеведческой направленности отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни...

«Знакомство с творчеством А. С. Пушкина» в подготовительной к школе группе

Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о жизни и творчестве А. С.Пушкина.Задачи:Познакомить...

Конспект занятия-беседы «Знакомство с творчеством П. И. Чайковского» в подготовительной группе

Цель: Продолжение знакомства с творчеством русского композитора П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка».Задачи:1. Развитие навыка слушания музы...