Коррекционная (здоровье сберегающая) программа дополнительного образования детей «Цветик-семицветик»
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Зулькарнаева  Зульфия Рашидовна

Программа направлена на развитие и улучшение функционирования личности в многообразии ее проявлений и конкретных условий ее жизни и деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_programma_d_d_lastochka.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

Заседание пед.совета №1

от 05.09.2013 года

Председатель__________

О.Н.Панченко

Коррекционная (здоровье сберегающая) программа

дополнительного образования детей

«Цветик-семицветик»

Программа ориентированна

 на детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Срок реализации: 1 года

Магдиева Зульфия Рашидовна,

Воспитатель детского дома №6 «Ласточка»

г.Тольятти, 2013

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2.  Учебно-тематический план ………………………………………………8
  3. Содержание изучаемого курса…………………………………………….9
  4. Методическое обеспечение………………………………………………13
  5. Список литературы……………………………………………………….17
  6. Приложение……………………………………………………………….19

Пояснительная записка

Программа ДО «Цветик-семицветик» предлагает для занятий с детьми оригинальное направление художественно-изобразительного творчества – создание картин, коллажей с помощью методов арт-терапии (терапии искусством)

Новизна данной программы, которая относится к художественно-эстетической  и социально-педагогической направленности  заключается во внедрение связанных с арт-терапией здоровьесберегающих и коррекционных технологий.

Программа интегрирована в учебно-воспитательный процесс как программа дополнительного образования, которая  направленна на  коррекцию психического и социального аспектов здоровья.

Актуальность   состоит в том, что данное направление является инновационной формой работы и не имеет своей целью обучения конкретным приемам изобразительного искусства. Работу стоит  рекомендовать коллегам  в связи с действенной коррекцией и развитием детей с проблемами в развитии. Основной акцент в ходе занятий обращается на невербальное выражение чувств и потребностей, их корректировку и осознание. Это большой потенциал в плане психокоррекции и социальной интеграции (реабилитации) детей-сирот, который связан с выражением широкой гаммы чувств, способствует установлению социально-значимых контактов, взаимопониманию. Деятельность по программе  повышает самооценку и ослабляет негативные эффекты социальной запущенности. Также данное направление стимулирует естественное компенсаторное развитие у детей различных психических функций и свойств личности: образного мышления, способности к осознанию своих чувств и потребностей, самостоятельному принятию решений.

Программа направлена на развитие и улучшение функционирования личности в многообразии ее проявлений и конкретных условий ее жизни и деятельности.  

Творческие занятия по рисованию  с помощью методов арт-терапии повышает интерес воспитанников к творческому созидательному труду, повышает самооценку в своих изобразительных умениях и навыках, помогает социализации детей художественным и нравственным значением создаваемых ими картин и коллажей. Образовательная программа создает условия для проявления индивидуальных возможностей каждого ребенка, его творческого самовыражения в избранном виде деятельности.

Цель: арт-терапевтическая коррекция эмоциональных расстройств личности детей-сирот и развитие творческих способностей

Задачи:

 Обучающие: 

  • знакомство с методами арт-терапии, формирование основных методов и приёмов нетрадиционной техники рисования;

Развивающие:

  • развитие межличностной компетентности – умения понимать и принимать окружающих и вступать с ними в конструктивное взаимодействие;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений, их точности и целенаправленности
  • устранение и ослабление имеющихся у детей поведенческих и эмоциональных нарушений;
  • развитие и улучшение функционирования личности в многообразии ее проявлений и конкретных условий ее жизни;
  • развитие образного и понятийного мышления, сенсомоторных навыков, эстетических проявлений.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости; формирование потребности в творчестве;
  • улучшения качества общения с окружающими людьми
  • воспитание доброжелательности, взаимопонимания, желание; доставлять своим творчеством радость людям

         Отличительная особенность данной программы  в том, что заниматься этим видом изобразительной деятельности могут дети с разным уровнем развития изобразительных умений и навыков. В  программу включены  элементы арт-терапии, что помогает и раскрытию творческого потенциала ребёнка, и формированию доброжелательных, положительных эмоций в процессе творчества.

Возраст детей, участвующих в реализации  программы – 5-8 лет, группа – 15 человек.

Сроки реализации – 1 год, 72 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю, по 45 мин. с краткосрочными перерывами.

Формы и методы проведения занятий: словесный - рассказ, беседа, диалог, обсуждение. Наглядный - иллюстрация, демонстрация приемов работы, наблюдение, работа  по образцу при изучении приемов. Практический- упражнение, применение освоенных приемов в нетрадиционной технике самостоятельно или с помощью педагога, создание картины и коллажей по изображению на основе представления.

Формы и режим занятий: формы организации деятельности - индивидуальная, групповая.

Формы проведения занятий: учебное занятие; консультация; самостоятельная работа на занятиях; экскурсия; праздник; мастер-класс (ребенок в роли педагога);выставка работ. Режим занятий- 2 раза в неделю, по 30 минут с краткосрочными перерывами.

Ожидаемые результаты по данной программе: психологические изменения у детей (гармонизация эмоциональной сферы, развитие коммуникативных навыков, здоровых установок и мотиваций, коррекция поведенческих нарушений), делающих обучение и социальное функционирование более успешным.

К концу обучения воспитанники

 Должны знать: основные приемы арт-терапевтического метода; декорирование подарков, окружающего пространства с помощью упражнений арт-терапии; основы композиционного решения работы;

Уметь: использовать основные приемы  арт-терапевтической техники  рисования; самостоятельно составлять несложную композицию своей работы; находить творческие решения в своих самостоятельных работах; представлять результаты свой деятельности в творческих конкурсах.

Способы определения результативности - тестирование, анализ творческих работ, диагностические карты.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  •  Оформление диагностических карт;  выставки творческих работ детей;
  •  Благотворительные ярмарки; итоговое занятие-праздник.

  По завершению работы по программе (2011-2012 учебный год) прогнозируются   следующие результаты:  

  • Занятия творчеством станут привлекать детей, давая выход прошлому и текущему опыту, выражать свои представления о будущем, моделировать новые ситуации  и модели поведения в образной форме прежде, чем они найдут свое место выражения в реальном поведении и будут осмыслены.
  • Вовлеченность детей с разными интересами и формами психологических нарушений, имеющих и не имеющих опыта в творческой деятельности.
  • Позволит активнее использовать менее плотные материалы, такие как краски (гуашь, акварель, тушь), что способствует реагированию сильных чувств.
  • Привлекут детей  различные объемные материалы, такие как песок, пластилин,  что способствует развитию спонтанности  и способности экспериментировать с новыми формами и создает возможность для выражения сильных чувств.
  • Дети будут  объединяться  в группы для создания общего образа, что способствует улучшению качества общения их  с окружающими  людьми, принесет большое удовольствие от межличностных контактов, способствовать пониманию и принятию окружающих,  возникнет  желание вступать с ними в конструктивные взаимодействия.
  • Выражать на бумаге свои переживания, страхи и тревоги, что сделает их более открытыми, готовыми для вербального  общения  и конструктивного поведения.

Учебно-тематический план

Основные разделы

1. Вводное занятие. Диагностика

2. Ознакомление с основными приемами нетрадиционной техники рисования

3. Технология использования нетрадиционной техники рисования

4.Выполнение работ на свободную тему  (с элементами арт- терапии)

5. Коллективные работы

6. Выставки

7. Праздник – развлечение, итоговое занятие

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Вводное занятие Диагностика

3

1

2

Ознакомление с основными приёмами

28

8

20

Основы композиции

6

2

4

Цветоведение

4

2

2

Технология использования арт-терапии

 в живописных работах

6

1

5

Выполнение работ на свободную тему

8

-

8

Выполнение работ с элементами арт-терапии

6

1

5

Коллективные работы

4

-

4

Выставки, экскурсии

5

1

4

Праздник-развлечение,

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО:

72 часа

17

55

Содержание изучаемого курса

                

  1. Диагностика. Вводное занятие (3 ч.) Введение (1 ч.). Организация детского коллектива. Знакомство с правилами по охране труда. Проведение инструктажа. Правила и распорядок при работе в кабинете. Знакомство с техническим оборудованием кабинета , правила его использования , техника безопасности(1ч.). Диагностика, беседа-опрос, анкета (1ч.)
  2. Основы композиции (6ч.) Понятие «композиция». Композиционный центр. Выделение "главного" расположения, размером, цветом.(2ч.) План рисунка. Рисунок = тема + главные предметы + детали + цвет.(2ч.) Понятие «перспектива». Близко и далеко. Композиция на заданные темы (2ч.)
  3. Цветоведение (4ч.) Основы цветоведения  - "В мире волшебных красок". Знакомство с основными цветами. (2ч.) Получение составных цветов. Теплые и холодные цвета. Цветовой круг(2ч.)
  4. Технология использования нетрадиционной техники рисования в живописных работах (6 ч.) Инструменты и материалы, правила их использования. Отработка техники работы с необходимыми  инструментами и материалами для основных видов нетрадиционной техники рисования: набрызг, печатание, граттаж, скотчеграфия, кляксография и т.д..
  5. Ознакомление с основными приёмами (28ч.) Знакомство с различными  художественными живописными приёмами в нетрадиционной технике рисования: монотипия, кляксография, набрызг, печать ладонью, пальчиковая живопись, ниткография (изонить), оттиск (пробкой, поролоном, печатками из картофеля, ластика, листьями и др.природным материалом); акварель + восковые мелки, свеча; черно-белый и цветной граттаж; кляксография с трубочкой, с ниточкой; тычок (жесткой кистью, полусухой, веником, тычок с тампоном, и др.);акварельные мелки, сангина; монотипия пейзажная; рисование разноцветной пеной, фотокопия.

Пальчиковая живопись - “Подсолнухи” (1 ч.)

Цель:  Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья подсолнуха, закрепить навыки рисования гуашью.

Пальчиковая живопись -  “ Укрась платочек” (1ч.)

Цель: Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, примыкание, и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Печать листьев – “ Листопад” (1 ч.)

Цель:  Воспитать интерес детей к явлениям природы,, ознакомить с новым видом изобразительной техники. Помочь овладеть приёмами печати печатками, упражнять в рисовании углём и сангиной.

Пальчиковая живопись “ Мои игрушки”  (1ч.)

Цель: упражнять в рисовании предметов круглой формы, закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиками.

Оттиск пробкой, печаткой – “ Грибы в лукошке”  (1ч.)

Цель: Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором.

Восковые мелки  + Акварель – “ Рыбки” (1ч.)

Цель: Упражнять в рисовании овальных форм, Познакомиться с с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Развивать композиционные навыки и умения.

    Пальчиковая живопись “ Первый снег” (1 ч.)

Цель: Закрепить умение рисовать деревья большие и мелкие, изображать снежок с помощью печаток или рисования, Развить чувство композиции  и цветовосприятия.

Пальчиковая живопись + оттиск печатками – “ Рукавичка” (1ч.)

Цель: Упражнять в технике печатания закрепить умения украшать предмет несложным узором.

      Набрызг по шаблону/ трафарету – “ Зимний лес” (1 ч.)

Цель: Познакомить детей с новым способом рисования. Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать сангиной и углём, рисовать пальчиками. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.

Пальчиковая живопись + оттиск пробкой – “ Новогодняя ёлка” (1ч.)

Цель: Упражнять в изображениях елочных бус, с помощью рисования пальчиком и печатания. Развивать чувство ритма.

       Монотипия + Набрызг со щётки – “ Радость Рождества”(2ч.)

Цель: Развивать воображение и творчество , совершенствовать умения и навыки экспериментировании с материалами для нетрадиционной техники.

       Фотокопия – рисование свечой - «Морозный узор» (2ч.)

Цель : Познакомить  с новым способом – «фотокопией», совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить уведенное в своём творчестве.

Смятие  бумаги – “Снеговик” (1ч.)

Цель: Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, смятие бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком, развивать чувство композиции.

Пальчиковая живопись + оттиск ступни – “Кораблики в море “ (1ч.)

Цель: Учить рисовать кораблики, используя в качестве шаблона свою ступню, закрепить своё умение закрашивать акварелью, развивать чувство композиции и ритма..

Оттиск печатками -  “ Нарисуй и укрась вазу для цветов” (1ч.)

Цель: Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках, развивать воображение.

Рисование ладошками – “Весеннее солнышко” (1ч.)

Цель: Закрепить умение рисовать в технике рисования  ладошкой, навыки работы в коллективе. Учить смешивать разные краски, жёлтую, красную, оранжевую кисть прямо на ладошке.

Рисование нитками – «Красивые картинки из разноцветной нитки» (2ч.)

Цель:  Продолжать учить детей разным способам рисования, познакомить с новым изобразительным материалом, развивать цветовосприятие, умение подбирать необходимые сочетания, научить выкладывать нить точно по контуру рисунка, развивать координацию движений и мелкую моторику рук.

Рисование поролоном – «Плюшевый мишка» (1ч.)

Цель: Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет, характерную фактурность., развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

Печать по трафарету, набрызг со щётки – “Ракеты в космосе” (1ч.)

Цель: Продолжить учить смешивать различные краски( синюю, голубую, фиолетовую, чёрную) прямо на листе бумаги, закрепит умение печатать по трафарету, учить рисовать ракеты

Набрызг  + рисование поролоном – “Звёздное небо” (1ч.)

Цель: Учить создавать образ звёздного неба, используя набразг, печать по трафарету, упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Кляксография -  “Одуванчики” (1ч.)

Цель: Закрепить умения детей и данных техниках, учить создавать выразительный образ, развивать чувство композиции.

Скотчеграфия – «Маска» (2 ч.)

Цель: Познакомить новому способу – «рисованию» цветным скотчем на заданную тему, развивать ручную умелость и координацию движений рук, упражнять в аккуратном наклеивании скотча по контуру рисунка, воспитывать интерес к новым творческим приёмам изобразительной деятельности.

Монотипия “Цветы” (1ч.)

Цель: Совершенствовать умения и навыки в экспериментировании с материалами для нетрадиционной техники. 

Тычкование – «Бабочки» (1ч.)

Цель: Учить новому способу – тычкованию, с помощью специальных приспособлений – «тычков»(палочки с тампонами из поролона и ваты), развивать специальные умения и навыки с целью развития моторики рук, способствовать более эффективному развитию воображения и восприятия, прочувствоывать многоцветное изображение объектов.

 

  1. Выполнение работ на свободную тему (8ч.) «Пейзаж. Времена года», «Животные», «Узоры», «Мои фантазии», «Моё настроение».

   7. Комплексные творческие занятия (6ч.)   Занятие «Золотая осень», «Прогулка в лесу», «Море»,  «Настроение – на ладони», занятие-игра «Сказка про Цветик-семицветик»,    «Рисую музыку!».

  1. Коллективные работы (4ч.) «С Новым годом!» (панно для зала). «День защитника Отечества». «Подарок к 8 Марта», «Праздничный салют»
  2. Выставки, экскурсии (5ч.) Посещение выставок художников г.Тольятти и Поволжья (в течение года), экскурсия в мастерскую художника.
  3.  Итоговое занятие, выставка детских работ (2ч.) Итоговое занятие, праздник – развлечение: «Лети, лети лепесток…» (Создание коллажа с использованием освоенных техник нетрадиционной техники рисования) Итоговая выставка детских работ, анализ, рефлексия.

Методическое  обеспечение  программы

дополнительного образования:

Необходимая методическая литература для проведения занятий (см. список литературы), дидактический материал для проведения занятий, игр, мероприятий, конспекты(Приложение)

Художественные произведения мировой культуры:

    Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин, Бианки ); схемы и рисунки животных, образов природы, предметов; иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок; слайды  известных  произведений И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова; репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова, слайды или репродукции произведений известных западноевропейских мастеров, фотографии космических пейзажей, леса, объектов природы.

Музыкальные произведения:

  «Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси; «К Элизе» Л. Ван Бетховена; произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского, записи музыки для релаксации, звуки природных явлений ( дождь, ветер, море, лес, пение птиц, и др.), записи современных детских песен.

Поэтические литературные произведения:

  Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, И.Анненского, К.Бельмонта,  И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева, Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина , а также художественные произведения современных писателей и поэтов по теме занятия.

Художественные материалы:

  Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок;  карандаши цветные и графические, пастель, восковые мелки; клей, ножницы, цветная бумага и цветной скотч, цветная тушь, фломастеры, перья, палочки для процарапывания, свечи, картон, зубные щётки, трубочки для коктейля.

Оборудование кабинета:

 Столы и стулья, баночки для воды, клеёнки,раковина и наличие водопровода, предметные столики , салфетки,мольберт, освещение, оснащение техническими средствами(телевизор, видеоплеер, цифровой фотоаппарат, магнитофон), подборка видеосюжетов , фильмов и слайдов, фотографий, иллюстраций.        

Список литературы:

1.Арцишевская Н.А.  Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.-М.:2005

2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Веселые конкурсы для больших и маленьких.-М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2004

3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб.:Эксмо-пресс,2002

4. Выготский  Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.1991,

5.Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры.-М.:ТЦ Сфера, 2005

6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Часть 1.-М.: «Изд.-во Скрипторий 2003»,2007

7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Часть 2.-М.: «Изд.-во Скрипторий 2003»,2007

8. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высш. учебных заведений, под ред. О.Е. Лебедева.-М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2003

9. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студентов пед.училищ и колледжей.-М.:Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2004

10. Неменский Б.М. Мудрость красоты.-М.,1981

11. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке:1000 развивающих игр, упражнений, физминуток.-М.:Эксмо,2007

12. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников  творчество.-М. 1985,

13. Казакова Т.Г., Лыкова И.А.  Каляки-Маляки. М.: 2004,

14.  Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.-М.,Карапуз-Дидактика, 2006,

15. Киселева М.В. Арт- терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2007

16. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО Сфера,1996

17. Максимова Н.М.  Рисование для детей дошкольного возраста: учебно-методический комплект.-М.: Изд.-во АСТ,1997

18. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо – повсюду.-Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998

19. Планета – наш дом. Учебник-хрестоматия для дошкольников и младших школьников. Авторы-составители Белавина М.Г., Найденская Н.Г. – М.: Изд-во «Лайда»,1995

20. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР. СПб.: Речь,2007

21. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г.-М.: ТЦ Сфера,2004

22. Юсов Б.П., Савенкова Л.Г., Сухова Т.И. Живой мир искусства: Программа полихудожественного развития школьников 1-4 класса.-М., 1998

23. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.-М.,1971

24.Мэри Энн Ф., Колль. Рисование красками. М.:АСТ:Астрель. 2005

25.Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009

26. Доронова Т.Н.Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников:метод.пособие для воспитателей дошк.образоват. учреждений. М.: Просвещение, 2008 г.

Приложение 1

Конспект занятия  на тему: «Листопад» 

Возрастная группа: разновозрастная (дошкольная)

Цели:

Обучающая: формировать умения технике пальчикового рисования, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; познакомить с цветом (жёлтый).

Развивающая: развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета.

Воспитывающая: воспитать интерес  и положительное отношение к творческой изобразительной деятельности.

Оборудование: ватман с изображением дерева (без листьев), гуашь жёлтого цвета, салфетки, музыкальный материал.

Предварительная работа: наблюдать с детьми как желтеют листья на деревьях, капает дождик, стало прохладно на улице, наступила осень.

Программное содержание:

1.Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых природных явлений.

2. Развивать желание рисовать.

3. Создавать у детей желание участвовать в совместной деятельности.

        4.Упражнять в ритмичном нанесении мазков пальчиком, стимулировать смелые, уверенные действия, привлекать детей к контролю за способом действия с материалом (аккуратно смачивать краской пальчик, нанесение мазка, вытирание салфеткой).

        5.Изображать листочки, прикладывая пальчик к листу.

Методы и приёмы:

- наблюдение

- показ воспитателя

- совместные с воспитателем действия

- пальчиковая гимнастика

- обыгрывание рисунка

- художественное слово

 Подвижная игра «Листопад»

Атрибуты: жёлтые листья по количеству детей, зонтик.  

                                           

                                             Ход занятия

 В:- Здравствуйте ребята, (стук) посмотрите, кто к нам пришёл в гости? Появляется  большая собачка Жучка.

- Ребята! Это же собачка Жучка к нам пришла, давайте посмотрим, что это она нам принесла в корзинке?

- Ребятки что это она принесла?

О.д: Жёлтые листья.

В:- Да ребятки, это жёлтые листья, собачка Жучка хочет с нами поиграть в игру «Листопад».

                                   Проведение игры «Листопад»

(Воспитатель вместе с Жучкой раздаёт детям осенние листья и поёт песню «Ветерок»)

                           

                             Дует, дует ветерок

                             И качается листок

                             Красно-жёлто-золотой

                             Над моею головой

                             Мы за листиком присели

                             Из-за листика смотрели

                             Снова глазки закрываем

                             И головкой мы качаем.

(Дети кружатся, взмахивают листьями)

В:- Ой ребятки, кажется, дождик начинает капать.  Кап! Кап! Кап!

(воспитатель открывает зонт, дети прячутся от дождика)

В: - Молодцы ребята! Вы очень красиво пели песню, кружились красиво с листочками. А теперь положите свои листочки в корзинку Жучке.

                                         Изобразительная деятельность

        

В: - Ребята, посмотрите, что ещё нам собачка Жучка принесла? (воспитатель обращает внимание детей на стол, где лежат краски, прикрытые салфеткой).

В: - Дети, а как вы думаете, зачем нам собачка Жучка краски принесла?

О.д: чтобы листочки на деревьях нарисовать.

В: -  Какого цвета  осенью бывают листья на деревьях?

О.д: Жёлтого.

В: - Правильно ребята, а сейчас давайте  покажем собачке Жучке, как мы умеем рисовать пальчиками.

 (Воспитатель обращает внимание детей на то, что пальчики нужно прикладывать нежно к каждой веточке)

Воспитатель включает музыку

                            Заключительная часть занятия

В конце занятия все любуются общей работой.

В: - Ребята, что  это  мы нарисовали с вами?

О.д.Дерево с листочками

                               Листья жёлтые кружат

                                        Листопад, листопад

                               Листья по ветру летят

                               Покружились, покружились

                               И на землю опустились.

Жучка хвалит детей за их активность и творчество, прощается с детьми, говоря, что ей было очень весело с детьми, но ей нужно ещё сходить к другим ребяткам в гости и поиграть с ними.

- До свидания ребята! До новых встреч!

Приложение 2

Конспект занятия

на тему: «Праздничный салют» 

Возрастная группа: разновозрастная (дошкольная)

Цель: изменение подхода детей к своим изобразительным умениям и навыкам, развитие творческих возможностей, создание картин, коллажей с помощью методов и приёмов нетрадиционной техники рисования,

Задачи:

Обучающая: совершенствовать умения и навыки детей в экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Закрепить знания о свойствах разных материалов, используемых в работе и способах их использования в нетрадиционной технике рисования: восковые мелки, акварель, гуашь.

 Развивающая: развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное.

Воспитательная: воспитывать уважение к истории своей Родины – России, к памяти о Великой Отечественной войне, и традициям празднования Дня Победы.

Методы и методические приемы, используемые на занятии:         

Наглядный метод: рассматривание в предварительной работе иллюстраций  и видеофильма с изображением праздничных салютов и фейерверков,

Словесный: разучивание и чтение стихотворений о Дне Победы, беседа на основе вопросов и ответов, объяснения, поощрения, указания.

Практический: выполнение детьми работы, показ способов нетрадиционной техники рисования.

Индивидуальный дифференцированный подход:  с Мишей, Колей.

Материалы и оборудование: 

  • Фотоиллюстрации с изображением салюта
  • Лист ватмана
  • Набор восковых мелков
  • Акварельные краски, гуашь
  • Кисти, щётки, стеки, расчески
  • Стаканчики с водой
  • Салфетки, клеёнка для стола
  • Видеомагнитофон, магнитофон,  диск с военно-патриотическими песнями

Организация детей на занятии: дети располагаются: в организационной        части - «беседа на ковре», в практической части – вокруг соединенных вместе столов;

Предварительная работа:

Беседы с детьми о Дне Победы, чтение рассказов Л.Кассиля «Твои защитники», «Памятник советскому солдату», слушание военно-патриотических песен о Великой Отечественной войне, просмотр видеофильмов  «Салюты Победы», «Парад Победы», «У Вечного огня», занятия по изобразительной деятельности и композиции, практические упражнения в основных  приёмах рисования в нетрадиционной технике  - «восковые мелки «под акварель», набрызг.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, кто может сказать мне, какое событие мы ежегодно празднуем  9 Мая?

Дети: День Победы.

        День Победы        

Майский праздник  -

День Победы – отмечает вся страна.

Надевают наши деды боевые ордена.

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

Г.Белозёров.

Педагог:

Да, дети, День Победы действительно великий для нашей страны праздник!

В далеком 1941 фашистская Германия напала на нашу страну. Долго шла война, погибло очень много мирных жителей , детей. Были разрушены города и села. Защищая свою Родину, храбро сражались солдаты – много погибло их в боях, умерло от ран в госпиталях. И вот война кончилась, мы победили фашистов! 9 Мая 1945 года наступил мир,  ежегодно наша страна празднует этот великий праздник – День Победы! 9 мая в Москве проходит Парад Победы, люди возлагают цветы к могиле Неизвестного Солдата, а вечером начинают греметь мощные залпы орудий, и в небе вспыхивают праздничные фейерверки – множество разноцветных огней, и все кричат: «Ура! Победа!»

А кого в этот день мы обязательно поздравляем? (ответы детей)

Правильно, наших ветеранов – воинов Великой Отечественной Войны – которые 66 лет назад отважно защитили нас с вами от фашистких захватчиков.

Ребята, я предлагаю поздравить наших ветеранов и приготовить им памятный подарок – нарисовать картину с праздничным салютом Победы! 

А для начала давайте взбодримся и наберемся сил перед предстоящей работой  и немного подвигаемся!

Физкультминутка

Вокруг все было тихо – присесть , руки опустить,

И вдруг – салют, салют! – подпрыгнуть вверх, поднять руки

Ракеты вспыхнули и там, и тут! – раскрыть пальцы веером, повернуться влево - вправо,

На улицу, на улицу все радостно бегут – легкий бег на месте.

Кричат : «Ура!» - хором, громко,

Любуются на праздничный салют! – поднять руки вверх, крикнуть «Ура», раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево – вправо.

        

Педагог: А  теперь давайте, дети,  мы с Вами нарисуем большую красивую картину в честь Дня Победы  - и салют, праздничные фейерверки  в ночном городе.

Далее педагог приглашает детей одеть специальную одежду для художников (халатики и фартуки) и пройти к рабочим столам.

Практическая работа детей и педагога:

В нижней части листа дети изображают силуэты домов – ( восковые мелки.)

А на оставшейся части листа  - разного вида пучки салюта – линии из одной точки  - полукруг, веер, огоньки в виде кружков, звёздочек, и т.д. – (мелки, набрызг с помощью щетки и расчески, гуашь, акварель)

Покрыть готовую композицию черной, фиолетовой, синей акварелью.

По окончании работы дети и педагог любуются картиной, отмечают наиболее яркий и красочный салют, придумывают сообща название для картины, вместе хором читают стихотворение «Салют».

Вдруг из черной темноты в небе выросли кусты.

А на них-то голубые, пунцовые, золотые

Распускаются цветы небывалой красоты.

И все улицы под ними тоже стали голубыми.

К.Чуковский

Педагог даёт эмоционально – положительную оценку творческой работе детей, затем  они по желанию читают стихотворения о дне Победы, о Великой Отечественной войне, звучит военно- патриотическая музыка.

Занятие завершается, и воспитанники идут мыть руки и убирать рабочее место.

Приложение 3

Конспект занятия

Тема: «Рисуем… музыку!»

Возрастная группа: разновозрастная (дошкольная)

Программное содержание:

  1. Развивать эстетическое восприятие, воображение и творческое способности детей с помощью музыки и рисования, а также композиционные навыки в составлении рисунка;
  2. Совершенствовать умение детей соотносить цвет с музыкой (её темпом, ритмом, динамикой), упражнять в основных приёмах нетрадиционной технике рисования:
  • Печатание поролоном,
  • «рисование» свечой,
  • «расчёсывание» краски;
  1. Воспитывать самостоятельность детей  в творческой деятельности, развивать интерес к импровизации с красками и различными способами нетрадиционной техники рисования, формировать основы художественной культуры.

Материал и оборудование:

  • Бумага альбомного формата,
  • Наборы гуашевых красок и акварели,
  • Кусочки свечи, поролона,
  • Гребешки, расчёски,
  • Баночки с водой, салфетки, клеёнки на столы,
  • Диски с записями различной музыки, магнитофон,
  • Костюм Феи красоты.

Предварительная работа:

Слушание музыки, рассматривание тематических

репродукций, иллюстраций, упражнение в приёмах нетрадиционной техники рисования(печатание поролоном, «рисования» свечой, «расчёсывание» краски, музыкально-дидактические игры.

Ход занятия:

1.Организационная часть. Под звуки музыки заходит педагог в костюме Феи(корона, платье, накидка), дети сидят полукругом.

Фея: Здравствуйте, дети! Шла мимо, и вдруг… услышала такую чудесную, красивую музыку… И вот, решила зайти к Вам в гости – можно?(ответ детей). Спасибо, что вы такие гостеприимные! Ну что ж, давайте познакомимся…( Фея подходит и знакомится с детьми).А я – волшебница, Фея Красоты – люблю всё красивое в окружающем мире, природе, вещах, картинах, красоту во всём, оберегаю красоту, создаю красоту…

Скажите дети, а вам  нравится красота? Например, слушать красивую музыку, как мне? А танцевать? Петь? ( ответ детей) Как я рада, что встретила единомышленников  - таких замечательных ребят!

А вы знаете, что если вслушаться в мелодию, можно понять, о чём эта музыка, какие чувства и настроение она передаёт?...Вот например, послушайте…(звучит фрагмент весёлой музыки). Что вы почувствовали, и что вам хочется сделать под такую мелодию?(ответ детей – петь, танцевать, и т.д.)

А если послушать вот такую музыку?…(звучит фрагмент медленнной, грустной музыки). (предполагаемый ответ детей – посидеть, подумать, и т.д.).

Фея: Верно, ребята. Да, чтобы понимать язык музыки – нужно не только слушать музыку, но и слышать её.

А давайте поиграем и проверим, как вы слышите музыку?

Музыкально-дидактическая игра: «Музыкальные пары».

Дети делятся на пары, и у каждой пары своя мелодия – полька, вальс, марш. Каждой паре дают послушать свою мелодию, затем включается любая их них. Пара, чья мелодия звучит, идёт под музыку в разных направлениях по свободному пространству комнаты. После прекращения музыки пара останавливается в том положении, в котором застала их последняя музыкальная фраза. То же происходит и с другими парами. А при включении незнакомой мелодии, раннее не слышанной,  и не имеющей отношения ни к одной из пар, дети быстро возвращаются на свои места – выигрывает пара, вернувшаяся первой.

Фея: Молодцы, ребятки! Вы действительно умеете слушать и слышать музыку!

Но вы знаете, что музыку можно не только слушать, но и рисовать?

А вы любите рисовать? (ответ детей).

Я очень рада, что вы тоже любите рисовать – так давайте порисуем вместе!

И нарисуем ….музыку! Музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть яркими, сочными, вот такие звуки(Фея играет несколько нот), или   могут быть прозрачными, нежными, как эта мелодия(проигрыш мелодии). Рисунок мелодии может быть и в виде цветных пятен, и в виде разнообразных линий – волнистых, прямых и самых разных – толстых, тонких, свернутых в спиральки…

Посмотрите, как я рисую музыку… Возьму – ка свой сундучок волшебства – думаете, там кисточки? А вот и нет! Посмотрите! (достаёт кусочки поролона, свечи, гребешки) Вспомнили? Да-Да, вы уже учились рисовать с помощью всего этого красивые вещи. Я предлагаю вам и сейчас нарисовать красивую картину – музыкальную!

Давайте вспомним, как это можно сделать.( Звучит музыка, идет показ детьми и Феей приёмов нетрадиционной техники – печать поролоном, «расчёсывание»краски, «рисование» свечой).

При этом Феякомментирует свои действия, дети – свои. При прослушивании дети высказываются, какие цветовые ассоциации она у них вызывает.

Ну что же – вспомнили, мои маленькие художники? Готовы нарисовать свою картину музыки? Давайте попробуем?(ответ детей)

2.Практическая часть.

  • Фея предлагает сделать каждому ребёнку выбор одного или двух способов нетрадиционной техники изображения и приступить к работе.
  • Звучит музыкальное произведение, дети рисуют,  по ходу работы Фея советует заполнятьнезакрашенные места, прислушаться к ритму мелодии, помогает, поощряет и поддерживает.
  1. Итог занятия:

Фея – педагог: «Ребята, посмотрите, какие чудесные и красивые картины у вас получились – настоящие картины Красивой Музыки!

Анализ и обсуждение детских работ: «Тебе понравилась музыка, которую ты нарисовал? Что ты при этом почувствовал? Радость, печаль? Какой приём рисования тебе понравилось использовать больше? А какой цвет краски преобладает в твоей картине? Как ты думаешь, почему? Как бы ты хотел назвать свою картину?»

Завершение занятия, Фея Красоты:«Да, вы настоящие художники! Создали своими руками такую Красоту! Молодцы! Вы меня очень удивили  и порадовали! Ведь вы не только послушали красивую музыку, но и нарисовали её! Предлагаю повесить ваши работы на выставку, чтобы и другие люди могли полюбоваться такой красотой! Акак назовём эту выставку?(звучат варианты детей, – например, «Красивая музыка – в красивой картине!», Фея вместе с детьми выбирает самый подходящий вариант названия выставки).

Фея: «А теперь художникам пора отдохнуть, и мне пора, я прощаюсь с вами, мне было очень приятно с  вами познакомиться, до новых встреч!»

(Звучит музыка, Фея прощается с детьми и уходит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие компоненты в математической сказке «Цветик - семицветик». Старшая группа

Здоровье сберегающие компаненты в непосредственно образовательной деятельности дошкольника....

Образовательная программа дополнительного образования детей. Детское объединение "Здоровье"

Программа предназначена для руководителей  по физической культуре  и спорту  учреждения дополнительного образования детей  и является нормативным документом учебно-трен...

Образовательная программа дополнительного образования детей. Детское объединение "Здоровье"

Программа предназначена для руководителей  по физической культуре  и спорту  учреждения дополнительного образования детей  и является нормативным документом учебно-трен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....