Развитие творческого потенциала дошкольников с ОВЗ (ЗПР) в процессе ручного труда
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Полякова Галина Александровна

В настоящее время отмечается интерес ученых к проблемам развития творчества у детей дошкольного возраста, в том числе изобразительного. Ведь именно дошкольный возраст является сензитивным для развития креативного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polyakova_ga.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого потенциала дошкольников с ОВЗ (ЗПР) в процессе ручного труда

Сущность ЗПР состоит в следующем: созревание организма и становление психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия), речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит неравномерно и замедленно, отставая от нормы на год-два. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с необходимыми задачами и требованиями.

Перед педагогами дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей дошкольного возраста стоит задача подготовить воспитанников к обучению в школе. Для этого достаточна полная коррекция компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

Большинство проблемных детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-пространственной ориентировки. Они часто не выделяют ведущую руку, движения их рук бывает неловкими, несогласованными. Недостаточное развитие зрительно-пространственной ориентации приводит к тому, что ребёнок неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки. Дошкольный возраст наиболее подходит для включения ребёнка в активную, творческую деятельность.

    Дошкольное детство – это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения. Как отмечает М.И. Лисина, в дошкольные годы развития ребёнка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое единство деятельности и вместе с тем новое высшее единство субъекта – единство личности . В связи с этим, развитие творческого потенциала ребёнка – это, прежде всего развитие его души.

В настоящее время отмечается интерес ученых к проблемам развития творчества у детей дошкольного возраста, в том числе изобразительного. Ведь именно дошкольный возраст является сензитивным для развития креативного мышления.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, особенно для детей с задержкой психического развития.

Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т. п.).

Среди различных видов деятельности дети отдают предпочтение изобразительному искусству, как наиболее интересному и занимательному. Таким средством развития является ручной труд. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.

Ручной труд как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности. Кроме того, согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе какой-либо деятельности.

Процесс обучения и развития творчества детей дошкольного возраста с задержкой психического развития включает в себя:

  • широкий подход к решению проблемы — педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, познавательным, создать ситуации для проявления у детей креатива;
  • организацию интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения (наблюдения, занятия, игры, и т. д.). Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка в творческой деятельности. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл творчества, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше осознаёт и собственную деятельность;
  • комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительное наблюдение, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств их разрешения;
  • предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым. Создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога. Доброжелательное отношение, проявление интереса к деятельности ребёнка крайне важны для развития его творческого потенциала.

Процесс развития творчества должен проходить в форме обучения, которая ориентирована на развитие творческих способностей. В процессе обучения формируются навыки, вариативные, гибкие умения, развивающие способности, которые позволяют ребенку реализовать какой-либо замысел. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Также уделять внимание и темпераменту, и характеру, и особенностям психических процессов, и настроению ребенка.

В работе по развитию творческого потенциала у детей с задержкой психического развития применяются следующие приемы и методы:

  • использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, для развития эстетического восприятия;
  • сенсорное обследование предметов для обогащения сенсорного опыта ребенка;
  • «вживание в образ» для передачи настроения, характера персонажа;
  • синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства) для включения слухового, зрительного, тактильного анализаторов;
  • создание вариативных ситуаций для предоставления возможности самостоятельного выбора и развития креативного мышления;
  • игровые приемы, как наиболее приемлемые и интересные для детей дошкольного возраста;
  • вопросы, объяснение задания, ориентирование на творчество, применение опорных элементов (тема, идея), организующих работу воображения;
  • рассказы детей о своем замысле, анализ и оценка детьми своих работ с учетом мнений каждого ребенка.

Как правило, дети выражают свои чувства и эмоции, которые испытывают в данный момент, через творческую деятельность: рисование, лепка, вырезание, наклеивание, конструирование и т. п.

В процессе грамотно организованных занятий по изобразительной деятельности у детей развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия, а также формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе обучения. Достаточный объём знаний и представлений позволяет детям полноценно познавать окружающийся мир.

Большей частью дети создают свои творческие работы по наглядному образу или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов, изображениях, в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы, из живописи и других наглядных изображений. В процессе этой деятельности обогащается словарный запас детей, формируется связная речь, уточняются их представления о свойствах и качествах предметов.

Занимаясь ручным трудом,  дети познают различные материалы (бумагу, краски, глину, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, возможностями, приобретают навыки работы с ними, а также осваивают опыт работы с некоторыми инструментариями (карандаш, кисть, ножницы и т. д.), что способствует формированию графомоторных навыков, развитию мелкой моторики и интеллекта.

Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам, они узнают и называют их.

На творческих занятиях у детей закрепляются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, что способствует обогащению словаря. Высказывания детей в процессе наблюдений предметов и явлений, рассматривании иллюстраций, картин положительно влияют на формирование фразовой речи.

Детское творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, поёт, танцует, рассказывает стихи не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется донести до окружающих свою значимость.

Детям очень важно отношение взрослых, сверстников к их деятельности. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена педагогом, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно осторожно: если все время хвалить ребенка, у него могут сформироваться излишняя самоуверенность, зазнайство, и наоборот, если постоянно говорить ребенку, что он плохо что-либо сделал, можно выработать прочное отрицательное отношение к творчеству.

Таким образом, творчество содействует развитию сенсорной сферы, наглядно-образного мышления, речи, воображения, мелкой моторики. В процессе создания своего продукта ребенок вспоминает те образы и события, которые для него особо значимы, при этом вновь испытывает положительные эмоции.

Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка. По мере взросления, становления личности творчество может стать основной для выбора профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Борзова В. А. Развитие творческих способностей у детей. — М, 1994–320с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М: Просвещение, 1997–93 с.
  3. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. — М: Просвещение,1995–64 с.
  4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М, 1995–156 с.
  5. Левин В. А. Воспитание творчества — Томск: Пеленг, 1993–299 с.
  6. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика — М, 1976–339 с.