Роспись игрушки дымковским узором
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Крисанова Елена Викторовна

ООД по художественному творчеству в подготовительной группе на тему: "Роспись игрушки дымковским узором"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_po_izo.doc557 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роспись игрушки дымковским узором 

Задачи:

 Образовательные: закрепить полученные знания, умения, навыки о дымковской игрушке, её многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементов.

Продолжать учить украшать орнаментами вылепленные фигурки, использовать в работе навыки рисования знакомых элементов определять последовательность выполнения росписи. Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов

Закреплять умения рисовать элементы кончиком кисти, подбирать цвета и композицию узора.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные: воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Дымковские игрушки», дымковских игрушек, беседы о них, об особенностях узора, композиции, цветосочетании. Раскрашивание книжек-раскрасок, д/и «Составь узор», изготовление моделей дымковской игрушки для росписи. Рисование элементов дымковского узора.

Материал: дымковские игрушки: индюк, петух, олень, барыня и др.; Для каждого ребенка: игрушка барышни, вылепленная из пластилина, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.  

Методические приемы: чтение стихотворений воспитателем, вопросы к детям, рассматривание дымковских игрушек, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми.

Ход занятия.

Воспитатель. Загадаю вам загадку, отгадайте её, ребята!

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня.

(дымковская игрушка)

Воспитатель. Правильно, молодцы! Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки?  (Дымковская игрушка)

Воспитатель. Правильно. А вы знаете, почему её называют именно дымковская игрушка? (потому что её делают  в селе Дымково.)

Воспитатель. Молодцы!

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали. И село большое

Дымково назвали.

- С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали дымковской, или ласково – дымкой.

- Из чего делают эти игрушки? (Из глины)

- Да, из глины. Но как же эти глиняные фигурки искусные мастера превращали в веселые игрушки? (Дети рассказывают процесс изготовления: лепили, подсушивали, обжигали, грунтовали и расписывали)

- Мастера из Дымкова лепили коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. А росписью игрушек из глины занимались только женщины и дети. Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.  

Кони глиняные мчатся

 На подставках, что есть сил.

 И за хвост не удержаться,

 Если гриву упустил.

- Посмотрите на оленя.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

 - Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.  

Вот петух нарядный                                        

Весь такой он ладный,                

У большого петуха                                          

Все расписаны бока.                                        

- А это индюк. Индюк, сразу видно, хозяин птичьего двора. Не индюк, а жар-птица!

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная - индюк.

- Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. На шее были бусы. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.  

Посмотри, как хороша

 Эта девица-душа

 Щечки алые горят,

 Удивительный наряд.

- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.  

Мы игрушки знатные,

 Складные да ладные,

 Мы повсюду славимся,

 Мы и вам понравимся!

Воспитатель. Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? (дети отвечают).

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем расписывать игрушки, которые вылепили из пластилина. Но сначала давайте внимательно рассмотрим дымковские игрушки:

- Какие цвета использовали мастера? (Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый).

- Какие элементы входят в дымковский узор? (Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки).

- Что у барышень окрашено полностью одним цветом? (Шляпа, жакет, оборочки)

 - А что украшено узором?  (юбка)

- Обратите внимание, ребята, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.

Воспитатель. А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где мы будем расписывать наших дымковских барышень.

- Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Сегодня вы изобразите каждый свою барышню по своему желанию. Но сначала давайте разомнём наши ручки и пальчики. Возьмите правильно кисточку, локоть поставьте на стол.

Пальчиковая гимнастика.

Кисточку возьмём вот так:

Это трудно? Нет, пустяк!

Вверх-вниз, вправо-влево,

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала каблучком.

А потом по кругу ходит.

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнём

И  опять стучать начнём

Мы рисуем: раз, раз…

Всё получится у нас.

 - А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь откройте глаза и приступайте к рисованию: рисовать начинаем сверху - вниз, полоски и точки мы рисуем кончиком кисти. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.

Дети украшают узором модели  барышень (во время рисования звучит народная музыка),  по окончании работы ставят их «хороводом» на стол в центре группы и встают вокруг него, рассматривают   какие получились красивые барышни .

Воспитатель.  Ай да, барышни у нас получились! Настоящие - дымковские!

Анализ детских работ:

 - Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

- Что тебе больше всего здесь понравилось?

 -  Что особенного в этой работе?

-  А какая барышня отличается от всех остальных? Почему?    

Все игрушки не простые,

          А волшебно расписные,

         Белоснежны, как березки,

       Кружочки, клеточки, полоски –

      Простой, казалось бы узор,

      Но отвести не в силах взор.

Занятие по декоративному рисованию "Дымковская сказка"

Программное содержание:

  • закреплять у детей умение составлять узоры по мотивам дымковской росписи, используя её элементы;
  • развивать чувство цвета, умение расположить узор на силуэте;
  • совершенствовать технические навыки работы гуашью и тонкой кистью № 2-3;
  • воспитывать у детей интерес к искусству народных мастеров, вызвать чувство сопереживания и желание помочь персонажам сказки.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Дымковские игрушки», дымковских игрушек, беседы о них, об особенностях узора, композиции, цветосочетании. Раскрашивание книжек-раскрасок, д/и «Составь узор», изготовление моделей дымковской игрушки для росписи. Рисование элементов дымковского узора.

Материал: дымковские игрушки: индюк, петух, олень, барыня и др.; Для каждого ребенка: игрушка барышни, вылепленная из пластилина, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.  

Ход занятия

I. Вступительная беседа.

Жили, не тужили король Карандаш и королева Кисточка. Однажды скучно стало королю в своем государстве. И говорит он королеве:

– Поедем, матушка, королева Кисточка попутешествуем, на людей посмотрим, себя покажем.

Королева согласилась. Путешествовали они по разным царствам-государствам, заезжали в маленькие города и сёла. Но вот приехали они в одно государство, где все удивило наших государей: и народ, и животные в этой стране были красивые и нарядные.

Идут король с королевой по улице, а навстречу им индюк:

Вот Индюк нарядный!

Весь такой он ладный!

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил!

Петух.                                                        

                                                                           Посмотрите пышный хвост

Вот петух нарядный                                         У него совсем не прост -

Весь такой он ладный,                                     Точно солнечный,

У большого петуха                                           Краской красною горя,

Все расписаны бока.                                         Как корона у царя.

Пошли они дальше. Навстречу им барышня идёт

Посмотри, как хороша

 Эта девица-душа

 Щечки алые горят,

 Удивительный наряд.

Идут король с королевой дальше и видят разноцветных лошадок:

Ой, люли, ой люли!
Кони на лужок пошли!
Кони удалые
Гордые, лихие.

- А это олень

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Вопросы педагога:

– Догадались ребята, в какое село попали король с королевой? (Дымково.)

– Какие разные и в тоже время чем-то похожие дымковские игрушки и узоры на них.

– Какие цвета используют дымковские мастера в росписи своих изделий? (красные, оранжевые и т.д.)

– Из каких элементов состоит дымковский узор? (Круги, точки, линии, и т.д.)

– Загрустили Карандаш с Кисточкой, нет в их царстве таких ярких, красочных игрушек. Как же их развеселить? (Предложения детей.)

– Давайте, дети, распишем для их королевства барышень, которых мы с вами вылепили, используя элементы дымковской росписи.

II. Самостоятельная работа.

Дети украшают узором модели  барышень (во время рисования звучит народная музыка),  по окончании работы ставят их «хороводом» на стол в центре группы и встают вокруг него, рассматривают   какие получились красивые барышни .

III. Итог занятия.

Воспитатель. Ай да, барышни у нас получились! Настоящие - дымковские!

      Анализ детских работ:

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

2. Что тебе больше всего здесь понравилось?

3. Что особенного в этой работе?

4. А какая барышня отличается от всех остальных? Почему?  

Все игрушки не простые,

              А волшебно расписные,

             Белоснежны, как березки,

            Кружочки, клеточки, полоски –

            Простой, казалось бы узор,

           Но отвести не в силах взор.

 Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос; тонкой лучинкой - «глазничкой» - наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба - «пятнушечкой» - печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают («мажут») желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами.

Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках?

( Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)

Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.

  • в ряд;
  • в шахматном порядке;
  • в клетке между линиями.

Обратите внимание на точки:

  • между кольцами;
  • на кольцах;
  • по краю колец.

Физкультминутка «Лошадки».

 Вот помощники мои,

 Их как хочешь поверни.

 По дорожке белой, гладкой

 Скачут пальцы, как лошадки.

 Чок-чок-чок,

 Чок-чок-чок.

 Скачет резвый табунок.

Цели:

Образовательные:

- знакомство с народным творчеством – Дымковской игрушкой;

- развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушек и правильно передавать единство этих качеств в рисунках;

- учить наносить узоры, используя геометрический орнамент.

Коррекционные:

- развитие наглядно-образного мышления, фантазии, творчества, воображения;

- развитие связной описательной речи;

- развитие мелкой моторики рук;

- расширение активного словаря.

Воспитательные:

- воспитание чувства прекрасного, приобщение к миру искусства;

- воспитание интереса и любви к народному творчеству, бережного отношения к традициям народа.

«Барышня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование по замыслу. Роспись дымковскими узорами руковички. 2 младшая группа.

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять и называть отдельные элементы узора,их цвет. Расписывать рукавичку элементами дымковских узоров. Воспитывать эс...

Конспект интегрированного занятия по ИЗО деятельности в подготовительной группе «Роспись уточки дымковским узором»

Конспект интегрированного занятия по ИЗО деятельности  в подготовительной  группе «Роспись уточки дымковским узором» ЦЕЛЬ: Развивать художественно-творческие способности детей средствам...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Роспись барельефов дымковским узором»

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Роспись барельефов дымковским узором"...

«Роспись фантика дымковским узором» Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы

Развивать умение уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, спирали, кружочки и радоваться сделанному своими руками рисунку....

Конспект занятия по рисованию на тему «Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование дымковских узоров»

Развивать эстетическое восприятие народного декоративно-прикладного искусства; творческое мышление, моторику рук, внимание, память; развивать умение отвечать на вопросы; развивать и обогащать сл...

«Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование дымковских узоров»

Познакомить с дымковскими игрушками, дымковскими узорами; учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки); формировать умение создават...

Мастер-класс для детей «Роспись игрушки «Дымковский Петушок»

Данный мастер – класс можно использовать педагогам на занятиях в детском саду, при знакомстве с дымковской игрушкой и в свободной деятельности детей; родителям, в домашних условиях, для расширен...