«Палитра времен года в пейзажной живописи»
учебно-методическое пособие по рисованию (подготовительная группа) на тему

Микрюкова Ольга Владимировна

 

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая её красоту знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnoe_posobie.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядное пособие

«Палитра времен года в пейзажной живописи»

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, бережное отношение и любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа – одна из главных и трудных задач.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая её красоту знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.

Пейзажная живопись отличается от других жанров иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий; сезонных, климатических, временных.

Помочь все это передать и отразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок.

Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.

Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа – вот сложнейшая задача взрослого.

В своей работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с пейзажной живописью использую репродукции картин художников-пейзажистов.

Но не ограничиваюсь подборкой произведений искусства.

Чтобы подвести ребенка к  постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу свое сердце, передать свое видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребенка, нашли взволнованный отклик в его душе.

Для развития эстетического восприятия детьми художественного образа в пейзажной живописи использую своё авторское пособие: «Палитра времен года».

Цель: познакомить детей с ассоциативной связью цвета и времени года. Закрепить знания о пейзажной живописи, способность чувствовать выраженное в ней настроение.

Дети эмоционально реагируют на палитру цветов и цветовых оттенков, которые преподносит каждое время года.

Времена года: Зима, Весна, Лето, Осень – представлены определенным цветом и образом – это своеобразный портрет Времени года.

Рисуя с детьми пейзажи, рассматриваем и уточняем цветовую палитру каждого времени года.

Так, палитру начала и середины осени составляют краски с теплым основным тоном. Очень нарядны картины, построенные на контрастах синего и оранжевого, красного, желтого; темные красно-коричневые, бордовые тона.

Основную цветовую гамму дополняют различные буро-зеленые оттенки.

Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синевато-холодные, сверкающие тона льда, контрасты белого и черного.

Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: розового, абрикосового, кремового, голубого, светло-желтого, охристого.

Краски лета сочные, яркие и радостные. В палитру лета входят трявянисто-зеленые, алые, малиновые, синие, темно-желтые и оранжевые цвета с разнообразными сложными оттенками.

Цвет времен года помогает детям понять его характер и настроение.

Например: осень – озорная, праздничная, щедрая.

Какая озорная и звонкая, в ярком карнавальном костюме, может быть Зимушка-зима?

Для восприятия детьми художественного образа в пейзажной живописи целесообразно использовать стихи, загадки о временах года.

«Разукрасилась Зима…

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звездочек- снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках.

Льет вокруг сиянье,

Шепчет заклинанье:

«Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите!»»

                        М. Пожарова

«Времена года»

«Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А лето пришло все под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот,

Нам щедрая Осень приносит плоды –

Дают урожаи поля и сады

Зима засыпает снегами поля

Зимой отдыхает и дремлет земля».

                        А.Кузнецова

«Четыре художника»

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога…

                        У второго – синие

                        Небо и ручьи.

                        В синих лужах плещутся

                        Стайкой воробьи.

                        На снегу прозрачные

                        Льдинки-кружева.

                        Первые проталинки.

                        Первая трава.

На картине третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака.

                        А четвертый золотом

                        Расписал сады,

                        Нивы урожайные,

                        Спелые плоды…

                        Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам

                        Кто же те художники?

                        Догадайся сам?

                                        Е.Трутнева

Важно, чтобы дети увидели образ того или иного времени года, а представленное наглядное пособие «Палитра времен года» помогло детям внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у детей-логопатов в процессе ознакомления с пейзажной живописью.

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном ...

Комплекс коррекционно-образовательных мероприятий по формированию описательно - повествовательной речи у 6-летних детей с ФФН на основе ознакомления с произведениями пейзажной живописи

Приложение к  статье "Формирование описательно - повествовательной речи у 6-летних детей с ФФН на основе ознакомления с произведениями пейзажной живописи"....

ОБОБЩЕННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ "Использование пейзажной живописи в формировании начал экологической культуры"

В своей работе я постаралась объединить два наиболее эмоциональных вида детской деятельности – изобразительная деятельность и экологическое воспитание, взяв из одного  - пейзажную живопись, а из ...

Роль средств выразительности пейзажной живописи в речевом развитии старших дошкольников

Средства выразительности в пейзажной живописи влияют на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Они позволяют развивать у детей личностные представления о красоте в произведениях искусст...

Обучение детей пейзажной живописи

Пейзаж - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. П...

Занятие по ознакомлению детей с пейзажной живописью "Роль цвета в пейзажной картине"

Пейзажная живопись доступна для понимания детям, начиная со среднего дошкольного возраста. Знакомя детей с живописью, мы знакомим их непосредственно с искусством....

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с пейзажной живописью "Краски года"

Знакомство с жанром пейзажа на примере произведений живописи, посвящённых разным временам года....