Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с пейзажной живописью "Краски года"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ольга Владимировна Якимова

Знакомство с жанром пейзажа на примере произведений живописи, посвящённых разным временам года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kraski_goda.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

по ознакомлению с пейзажной живописью

 «Краски года»

Интеграции ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-Коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Музыкальное развитие».

Цель: Продолжать знакомство с жанром пейзажа на примере произведений живописи, посвящённых разным временам года.

Задачи:

  • Обогащать опыт «насмотренности» различных по настроению и используемым средствам выразительности пейзажей (тёплые и холодные оттенки цвета);
  • Развивать художественное восприятие, эстетические способности; умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ, настроение произведения;
  • Активизировать использование слов и словосочетаний: волшебница-природа, летние, осенние, весенние, зимние пейзажи; настроение картины; тёплые и холодные оттенки цвета, игра света и цвета.

Рекомендации:

Перед занятием в зале оформляется выставка по теме «Времена года» с картинами-репродукциями, детскими рисунками с изображением летних, осенних, весенних, зимних пейзажей, а также фотографий подснежников, ягод, цветущей вишни, сирени, хвойных заснеженных веток, бабочек, стрекоз снежинок, листьев, порывов ветра и пр.

В начале занятия обыгрывается сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», поэтому на предшествующей неделе, напоминаем сюжет этой сказки;

на соответствующих занятиях (рисование, развитие речи, музыка и др.) названия разных времён года, месяцев и их особенности.

Можно заранее подготовить 4 детей – экскурсоводов, которые возглавят группу и представят пейзажи всех Времён года.

Методы и приёмы:

  • Наглядные: рассматривание произведений изобразительного искусства, фотографий, рисунков, предметов на выставке;
  • Словесные: беседа, вопросы, слушание музыки, чтение отрывков из произведений, стихотворений;
  • Практические: игры, игровые упражнения, рисование.

Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, мольберты, репродукции картин художников, рисунки и поделки детей, заготовки для рисования времён года, краски, кисти, запись музыкальных произведений композиторов, шляпы времён года…

Визуальный ряд к  занятию:

Зима:

И.И.Шишкин. На Севере диком… 1915.

А.К.Саврасов.

А.И.Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1980.

А.И. Куинджи. Солнечные пятна на инее. 1876.

            Фото-фрагменты

Весна:

А.М.Герасимов. Яблоня в цвету. 1912.

В.К. Бялиницкий-Бируля. Изумруд весны. 1915.

А.А.Рылов. Зелёное кружево. 1928.

С.Ю.Жуковский. Цветущий куст.

Фото-фрагменты

Лето:

Г.Г.Мясоедов. Зреющие нивы. 1892.

И.И.Шишкин. Сосны, освещённые солнцем. 1886.

А.И.Куинджи. Вечер на Украине. 1878.

А.И.Куинджи. Радуга. 1879.

Фото-фрагменты (яркие цветы, бабочки, стрекозы)

Осень:

И.С.Остроухов. Золотая осень. 1886.

Ф.Васильев. Перед дождём.

М.К.Башкирцева. Осень. 1883.

И.И.Бродский. Серый день. 1909.

Фото-фрагменты.

Формы организации деятельности:

Деятельность детей

Формы и методы организации

Продуктивная

Рисование

Коммуникативная

Общение с воспитателем, между собой

Двигательная

Исполнение пластических этюдов

Музыкальная

Слушание, исполнение

Восприятие художественной литературы

Восприятие произведений, читаемых воспитателем, детьми

Логика образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемый результат

Обращает внимание детей на все репродукции к занятию на экране и на выставку в зале: «Давайте посмотрим картины и послушаем, как звучит в музыке Зима, Весна, Лето, Осень». Во время просмотра звучит музыка П.И.Чайковского, А. Вивальди                «Времена года». На экране чередуются изображения зимних, осенних, весенних, летних пейзажей русских художников.

Рассматривают картины на экране и выставку в зале. Слушают музыку, смотрят на экран.

Включение в образовательную деятельность, формирование заинтересованности, желания получить новые знания.

Создаёт игровую ситуацию. Напоминает детям начало и сюжет сказки «Двенадцать месяцев»: «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются… Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все 12 месяцев сразу». «Вот и мы сегодня, как в сказке, увидим все Времена года сразу».

Слушают воспитателя, включаются в игровую ситуацию

Напоминание сюжета сказки, названий месяцев.

Обращает внимание детей на ссору месяцев между собой, задаёт вопрос: «Почему зимние месяцы Январь и Февраль поспорили с юным Мартом». Подводит детей к выводу.

Слушают воспитателя, отвечают на вопрос. Приходят к выводу о том, что для каждого времени года природа-волшебница создаёт свой неповторимый образ, он проявляется  в том состоянии, в котором она находится.

Формирование умения делать выводы с помощью воспитателя, развитие логического мышления.

Использует приём контрастных сравнений и ассоциаций: Осенью – засыпание природы, зимой – сон, пробуждение (расцветание) – весной, буйное цветение и жизнь – летом.

Дети сравнивают времена года по состояниям природы.

Развитие ассоциативного мышления, формирование умения приводить контрастные сравнения.

Активизирует деятельность детей с помощью «путешествия» по временам года. Делит детей на группы: Зима, Весна, Лето, Осень, каждая из которых будет защищать красоту и очарование этих времён года.

Каждая группа выбирает себе атрибуты на выставке: венок, шапку, ленты, веточку (цветущую или в снегу), игрушку или предмет народных промыслов (гжель, хохлома, дымка, филимоновская и др.)

Включение в «Путешествие», развитие умения работать в команде; закрепление представлений о временах года и их явлениях

Обращает внимание детей на экран. На нём все картины о зиме. Предлагает детям внимательно рассмотреть их. В процессе восприятия  один из детей читает стихотворение, в котором отражается великолепие сменяющихся состояний природы.

Обращают внимание на экран, рассматривают все картины. Один из детей читает стихотворение:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте, что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

                       С.Маршак

Знакомство с произведениями изобразительного искусства – зимними пейзажами.

Предлагает детям выбрать репродукции и картины с зимними пейзажами на выставке.

Выбирают на выставке картины и репродукции с изображением зимних пейзажей.

Активизация внимания детей, закрепление знания зимнего пейзажа, расширение кругозора, развитие внимательности.

Предлагает рассмотреть произведение И.И.Шишкина «На Севере диком…» 1915. Составление коллективного описательного рассказа по картине:

- Что вы видите на полотне?

- Какая по характеру зима изображена?

- Чем любуется художник?

- Почему И.Шишкин назвал картину «На Севере диком…?»

- Какие ещё зимние пейзажи вы помните? (с опорой на занятие 1-го года «Краски зимы»)

Рассматривают картину. Отвечают на вопросы педагога

Формирование умения составлять коллективный описательный рассказ по предложенной картине с опорой на вопросы воспитателя. Развитие речи, памяти детей.

Предлагает рассмотреть контрастные произведения: А.И.Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1890 и А.И.Куинджи. Солнечные пятна на инее. 1876.  Вместе с детьми находит особенность: это один и тот же пейзаж, выполненный в разное время суток. Просит детей подобрать слова-ассоциации (образные сравнения). При сравнении этих картин показывает наглядно как меняются впечатления от образов природы благодаря этому выразительному средству. Подводит детей к выводам с помощью вопросов:

- Какие одежды надевает Волшебница-природа зимой?

- От чего зависит настроение в пейзажах А.Куинджи?

Предлагает раскрасить платье Волшебницы-Зимы.

Рассматривают произведения А.Куинджи. С педагогом находят особенность – один и тот же пейзаж, но разное время суток. Делают выводы с помощью вопросов воспитателя – настроение в картинах зависит от солнечного или лунного света. Дети из группы Зима большими кистями раскрашивают платье на заготовленном рисунке Волшебницы-Зимы и выставляют работу на выставку к зимним пейзажам. Остальные дети работают с фото-фрагментами в форме пластических этюдов.

Знакомство с произведениями Куинджи, расширение кругозора, развитие умения анализировать, сравнивать и делать выводы с помощью наводящих вопросов

Предлагает обратить внимание на экран, где представлены все картины о весне. Во время просмотра воспитатель читает песню Марта из «Двенадцати месяцев» :

Усмехнулся Март и запел звонко, во весь мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник. 

Обращают внимание на экран, рассматривают произведения художников и фото-фрагменты. Слушают песню Марта.

Знакомство с новыми произведениями изобразительного искусства, расширение кругозора;

Предлагает детям рассмотреть произведение А.М.Герасимова. Яблоня в цвету. 1912. Учитывая, что дети впервые рассматривают Весенний пейзаж (в отличие от зимнего и осеннего пейзажей) предлагает детям подобрать слова-ассоциации, образные сравнения, подходящие к настроению и образу Весны (пробуждение природы, весна «какая?»): лёгкая, нежная, звонкая, умытая природа, прозрачный воздух, светло-изумрудная зелень, розовый воздух и стволы, яркие фиолетовые цветы, первые нежные листочки и т.д.

Рассматривают произведение, беседуют с педагогом, подбирают слова-ассоциации. Дети из группы Весна составляют рассказ о красоте и очаровании этого времени года по вопросам:

- Что изображено на картине?

- Чем любуется автор этого произведения?

- Какие краски и детали помогли художнику создать выразительный образ Весны?

Знакомство с  новым произведением, развитие умения подбирать слова-ассоциации, развитие речи, логического мышления, умения составлять описательный рассказ по картине с опорой на вопросы педагога.

Предлагает сравнить две картины: В.К.Бялиницкий-Бируля. Изумруд весны. 1915. И А.А.Рылов. Зелёное кружево. 1928. Во время просмотра читает строки А.С.Пушкина:

… Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года:

Сияя блещут небеса.

Ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют…

Подводит детей к выводам при рассматривании этих картин с помощью вопросов:

- Почему весну поэт называет «утром года?»

- Как вы понимаете строки стихотворения «ещё прозрачные леса, как будто пухом зеленеют?». Покажите на картинах выразительные детали, подтверждающие эти строки.

- В каком сказочном царстве (Холодном, Тёплом, Сером) можно было бы понаблюдать весенние картины природы?

После предлагает детям из группы Весна раскрасить платье Волшебницы-Весны и разместить ее на выставке.

Рассматривают картины, сравнивают их. Слушают строки А.С.Пушкина. Отвечают на вопросы воспитателя. Дети из группы Весна большими кистями раскрашивают платье Волшебницы-Весны. Остальные дети в это время работают с фото-фрагментами в форме пластических этюдов.

Знакомство с новыми пейзажами весны, развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления. Формирование эстетических чувств при знакомстве с произведениями изобразительного искусства, развитие речи, умения работать в команде при создании коллективной работы.

Обращает внимание на экран, где представлены все картины и фото-фрагменты о лете. Комментируя слайдовые изображения использует описание времён года Корабельникова В.А. (Краски природы. – М., 1989.):

- Жаркая, солнечная, с длинными-предлинными днями пришла пора лета. Все краски, какие только есть, выплеснула природа. Все цвета сочные, яркие. Лето – это время растений и насекомых. Под лучами солнца лужайки, поляны, газоны сияют золотисто-жёлтыми цветом. Яркая сочная зелень раскрашивает деревья».  Как хорошо в разгар холодного декабря перенестись в тёплое, солнечное лето!

Обращают внимание на экран, рассматривают произведения, слушают комментарии воспитателя.

Знакомство с новыми произведениями, расширение словаря.

В процессе рассматривания произведений обращает внимание детей на многообразие «настроений лета»: Г.Г.Мясоедов. Зреющие ивы. 1892.

- Почему художник обратил внимание на данное проявление красоты позднего лета?

- Дайте название картине. (выслушивает ответы детей и уточняет название).

Из словаря Даля зачитывает определение слова «нивы»:

«Нивы – засеянные поля» (-Скучно, не правда ли?);

- А вот второе определение  слова нам подходит, покажите на картине, почему?

Употребление обычно в поэтической речи и во мн. числе: О величине, протяженности «Безбрежная, безграничная, бескрайняя, беспредельная, необозримая, неоглядная, привольная, раздольная, широкая».  О цвете, плодородности: «Богатая, благостная, величавая, густо-зелёная, жёлтая, жирная, зелёная, златая, злачная, золотая, золотистая, изумрудная, мирная, обильная, плодородная, пышная, роскошная, сочная, сытая, тучная».

Вместе с детьми делает вывод.

Рассматривают картину Г.Г.Мясоедова. Отвечают на вопросы педагога. Дают название картине. Слушают определение слова «нивы». Вместе с воспитателем делают вывод: «На картине у Г.Мясоедова – Лето – звучное, сытое, роскошное, величавое».

Знакомство с новым произведением. Развитие воображения, образного мышления, расширение словаря, развитие речи.

Рассматривание картины А.И.Куинджи. Вечер на Украине. 1878. Обращает внимание детей на: спокойный, тихий, летний, тёплый вечер. В тоже время звучные плотные, насыщенные краски: зелёный, коричневый, красный, синий, розовый.

Подводит детей к выводам:

- Лето – самое нарядное и красочное время года, как многоцветная поляна цветов.

- Лето имеет много настроений и образов.

Предлагает детям из группы Лето раскрасить платье Волшебницы-Лето и выставить работу на выставку.

Рассматривают картину. Слушают описание педагога, дополняют. Вместе с педагогом делают выводы. Дети из группы Лето раскрашивают большими кистями платье на заготовленном рисунке Волшебницы-Лето. Остальные деть в это время работают с фото-фрагментами в форме пластических этюдов. По окончании выставляют картину на выставку.

Знакомство с новым произведение. Пополнение словаря, развитие умения делать выводы, развитие речи.

Обращает внимание детей на экран, где представлены все картины об осени. Напоминает, что они уже знакомились с осенним пейзажем в прошлом году. Потому предлагает ограничиться просмотром уже знакомых картин. Во время просмотра педагог вспоминает поэтические строки А.С.Пушкина:

… Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Рассматривают картины на экране, слушают строки А.С.Пушкина

Развитие речи, закрепление знакомых картин.

Приглашает детей из группы Осень представить красоту и очарование Волшебницы-осени с помощью вопросов:

- Как понимаете выражение «пышное природы увяданье?»

- Что красиво в осенней природе?

- Всегда ли осень бывает одинаковой? (Золотая осень, поздняя осень, дождливая осень и т.д.). Просит детей показать соответствующие картины.

- С каким временем суток можно сравнить осень – утром, днём, вечером или ночью?

Предлагает детям из группы Осень раскрасить платье Волшебницы-Осени и представить картину на выставку, после чего дети исполняют отрывок из песни «Осень-непогодушка»

Дети из группы осень составляют описательный рассказ по вопросам педагога. С помощью больших кистей раскрашивают заготовленный рисунок и ставят картину на выставку. Остальные дети в это время работают с фото-фрагментов в форме пластических этюдов. Исполняют отрывок песни.

Развитие умения составлять описательный рассказ по вопросам воспитателя, пополнение словаря, развитие умение работать в команде, развитие воображения, речи детей.

В завершении занятия подводит детей к пониманию того, что проявление красоты природы безграничны. Она может проявляться в изображении талого снега, цветущей яблони, спелой пшеницы, опавшей листвы и т.д. Художники, изображая природу в разные Времена года, всегда подмечают ее красоту и неповторимость. Предлагает детям ещё раз пройтись по выставке и выбрать картину, которая больше всего понравилась для передачи впечатлений в группе.

Слушают воспитателя, рассматривают выставку, выбирают картину, которая больше всего понравилась.

Обобщение полученных впечатлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с жанрами живописи "Экскурсия в картинную галерею"

Полный конспект занятия по ознакомлению детей с пейзажем, натюрмортом, портретом. Занятие было показано на областных курсах при ИППК и получило оценку "отлично"....

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром

Знайка приглашает в путешествие. Занятие по ознакомлению с окружающим миром. (подготовительная к школе группа) Программное содержание: Продолжать знакомить детей с родным городом; закреплять зна...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с окружающим миром. Тема: На чем мы путешествуем.

Цель:  Развивать интерес к познанию окружающего мира. Закреплять представления о богатстве рукотворного мира. Подводить детей к сознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подо...

конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим в рамках проекта"Рыбы"

конспект обобщающего занятия по проекту "Рыбы" в подготовительной логопедической группе....

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Откуда к нам хлеб пришел?"

Материал будет полезен воспитателям и родителям.  Конспект содержит приложение с пословицами и загадками о хлебе....

конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим

конспект занятия в подготовительной группе на тему "Луговые цветы"...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Времена года»

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой   «Времена года»...