Значение занятий по изобразительной деятельности
статья по рисованию (младшая группа) на тему

Стренковская Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

     Известно, что ребенок раннего дошкольного возраста отличается удивительной активностью в познании окружающего и интерес к математике в частности у него проявляется довольно рано. Постепенно у него складывается представление о предметах, их назначении, свойствах, о величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить с предметами: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить. Кругозор ребёнка формируется сначала на основе того, что попалось на глаза, привлекло внимание,

 удалось увидеть у взрослых, а также того, с чем удалось соприкоснуться самому, поэкспериментировать. Затем горизонты расширяются: ребёнок усваивает то, что ему рассказывают, читают, сам замечает, строит догадки, фантазирует. Появляются суждения, знания, отражающие хоть и не очень большой, но накопленный опыт. Ребёнок движется от непонятного к понятному, от незнания к знанию. Он постепенно поднимается по невидимой лестнице.

     Каждая новая ступенька расширяет его возможности, обогащает представления, совершенствует способы их применения. Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Происходит их своеобразное распределение по полочкам – понятиям – систематизация, как говорят взрослые.

     Однако, умственное развитие является полноценным, когда не только происходит движение от незнания к знанию, но возникает противоположное направление – от понятного, определенного, объяснимого к непонятному и неопределенном; это выражается в том, что в представлениях детей об отдельных сторонах окружающего вдруг возникают противоречия. Аргументы становятся неубедительными, отчетливые знания – размытыми. Нужна активная познавательная деятельность самого ребенка, чтобы найти ответы на эти вопросы.

     Эти же закономерности обнаруживаются и при усвоении математических представлений. Взрослые, поддерживая естественный интерес детей к математике, нередко стремятся облегчить путь познания, уберечь от трудностей, как бы обмануть время, опередить развитие, чтобы потом, в школе, им было легче изучать математику.

     Достижения материальной и духовной культуры, в том числе и в математической сфере, чрезвычайно многообразны. В ходе организованного обучения ребёнка передается лишь небольшая часть социального опыта. Затем багаж знаний пополняется, благодаря любознательности и активности самого ребёнка, но только если создаются условия для удовлетворения его познавательных интересов.

     Занимаясь с детьми, надо помнить, что задачи, стоящая перед воспитателем детского сада, существенно отличаются от задачи учителя школы: гораздо важнее не передать те или иные знания или навыки ребёнку, а сформировать у него определенное отношение к миру, т.е. заложить основы его личности.

     Поэтому в каждом конкретном случае важно понимать, что дает то, или иное знание маленькому растущему человеку.

     «Природа формирует свои законы языком математики». Эти слова  принадлежат Г. Галилею. Действительно, измененные процессы, происходящие в пёстром мире видимых предметов и явлений, протекают для целых групп, классов объектов.

     Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания и человек способен прикоснуться к этому канону. Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в полном искусстве. Основная цель занятий математикой – дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, то что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

     Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями.

     Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания названий 3-4 геометрических фигур, сколько дать представления о них.

     Развитие чувства пропорции и чувства ритма также имеет прямое отношение к математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность и строгость математики, как науки,  никак не должны выливаться в сухость её преподавания детям; отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения.

     Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация; они дают своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детскому саду имеет для ребёнка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создавать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само собой, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребёнка.

               Значение занятий по изобразительной деятельности.

  1. Занятия по изобразительной деятельности являются средством воспитания детей. Они развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления.
  2. Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательной  и образовательной работы, со знакомством с окружающим миром, игры, чтение книг, музыкальные занятия и др., в процессе которых дети получают разнообразные впечатления, знания.

     Для изображения важно выбирать наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, положительный эмоциональный настрой, желание рисовать, лепить или вырезать и наклеивать.

     Важным условием успешного проведения занятий по рисованию, лепке, аппликации является связь их со всеми сторонами воспитательной работы. Поэтому при отборе тематического содержания следует учитывать, что дети будут наблюдать в окружающей жизни, какие события им предстоит пережить, о чем им будут читать, рассказывать и т.д.

     Изобразительная деятельность должна опираться на те знания, представления, которые получают дети на других занятиях, в процессе прогулок, на экскурсиях.

     Главной задачей любого занятия является формирование у ребёнка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи я использую разнообразные методы и приемы – обеспечение, показ, вопросы, аппликация, рисование, лепка и т.д. Следует подчеркнуть, что только правильное их использование позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания одновременно.

     Если же я всё-таки встречаюсь с очередным детским «почему?», то, правильно оценив возможности своих воспитанников, наводящими вопросами, рассуждениями помогаю им самим что-то припомнить, сравнить, приложить усилия, подумать. Мне ясно, что вместе с поиском правильного решения у детей формируется настойчивость, самостоятельность мышления. Найденный самостоятельно ответ доставляет ребёнку радость победы. Он убеждается в своих возможностях, а это делает его более уверенным, самостоятельным, упорным в решении учебных задач.

     Я ставлю перед собой задачу вызвать у детей непроизвольный интерес к занятию. Чтобы вызвать и поддержать у детей интерес к деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и умениями, на развитие познавательной активности, широко использую игровые приёмы.

     Нередко всё занятие целиком проводится в форме игры, которая в свою очередь, сопровождается изобразительным творчеством детей.

     Например, я говорю: «Дети, к нам в гости пришла матрёшка. Вот она, красивая, нарядная!». Матрёшка здоровается с малышами, показывает свой платок, фартук. В игровой форме побуждаю детей рассмотреть матрёшку, узнать, определить, выделить и назвать цвета, формы, размеры, пропорции и т.д.

     Обращаясь к кукле, продолжаю: «Почему ты матрёшка, такая скучная. Скажи нам, может быть, мы тебе поможем?»

     «Дети, оказывается, матрёшке скучно одной. Давайте нарисуем ей подружек. И тогда матрешке станет веселее. Целый хоровод матрёшек у нас получится!»

     Получив задание, высказанное в такой занимательной форме, малыши охотно принимаются за работу.

     А для того, чтобы дети аккуратно стремились добиться качественного результата, предупреждаю: «Матрёшка обидится, если её подружки будут некрасивыми. Вы постарайтесь, порадуйте матрёшку.»

     Даже маленькие дети (раннего дошкольного возраста) в самостоятельной деятельности могут проявлять настойчивость, аккуратность, старательность. Дети сами выбирают форму, размер, цвет. Затем можно сравнить полученные рисунки для того, чтобы дети учились анализировать свою работу, сопоставлять результат, делать элементарные выводы и, самое главное, наглядно видеть разнообразие вариантов решения задачи.

     Изобразительная деятельность для детей раннего дошкольного возраста позволяет получить значимые результаты. Получая задание в такой форме, дети легко, охотно входят в игровую ситуацию. Таким образом, дети лучше понимают и запоминают самые простые математические представления.

     На данном возрастном этапе изобразительное творчество, сопровождающееся игровыми приемами, имеют большое значение при формировании и математических представлений, и правильной речи, т.е. там, где требуются многократные упражнения в названии числительных, предлогов, простых математических понятий (между, рядом, справа, слева, над, под, сзади, спереди, третий, пятый, больше, меньше, длинный, короткий и т.д.)

     Развитие и закрепление элементарных математических представлений на занятиях по изобразительной деятельности дает очень хороший результат. Дети лучше понимают поставленные перед ними задачи, запоминают методы и приемы обучения и активно используют свои знания в самостоятельной деятельности.

     Изобразительное творчество побуждает детей к качественному выполнению задания, позволяет представить интересную для детей учебную задачу в занимательной форме.  

   

                                        ХОД    ЗАНЯТИЯ    

               Дети сидят на стульчиках вокруг фланелеграфа.

     После приветствия воспитатель обращает внимание детей на то, что приготовлено для  занятия. Затем предлагает посчитать число зайчиков на фланелеграфе. После определения их количества приступаем к следующему этапу:

     - «Дети, скажите который по счету из зайчиков больше всех?»

                                   (Первый по счету)

     - «А, который из них меньше первого, второго и т.д.?»

     - И наконец: «Который заяц самый маленький?»

     Далее, воспитательница меняет расположение зайчиков.

     «Дети, а теперь в правильном ли порядке я их расположила?»

     Дети отвечают: «Нет!»

                                    (Каждый ребёнок подходит и исправляет).

   - «Ребятки, как вы знаете на улице осень и холодно. А у наших зайчиков нет домиков. Давайте,  мы им нарисуем домики.»

   - « Кто из вас скажет, какой формы нужно нарисовать стену у дома? Правильно, стены прямоугольные, как кирпичик. А окна? Квадратные, как кубик. Детки, давайте ещё нарисуем солнышко. Подскажите мне, какой формы надо нарисовать солнышко? (Круглое)»

     - «Ребята, в какой цвет вы покрасите дом, крышу?»

                                     Принимает различные предложения.

     После обсуждения с детьми задачи рисования воспитатель предлагает деткам показать зайчика трусливого, зайца смелого, зайца умного, быстрого и т.д.

      После окончания двигательной паузы дети приступают к рисованию.

     

     По ходу занятия воспитатель подсказывает варианты решения поставленной задачи, побуждает повторять в речи решения поставленной задачи, подбадривает нерешительных детей, поощряет интересные варианты  -  руководит творчеством.

     В конце занятия проводится оценка работы. Все дети выкладывают свои рисунки и рассматривают и обсуждают их.

                                      КОНСПЕКТ   ЗАНЯТИЯ

                           «МОРКОВКИ   ДЛЯ   ЗАЙЧИКОВ»

             МАТЕМАТИЧЕСКАЯ   ИГРА     «КАКОЙ   ПРЕДМЕТ?»

     Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

     - Дети, предметы которые нас окружают бывают разной величины:

большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

     В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребёнку, который должен отвечать.

     - Длинный, - говорит воспитатель и передает камешек соседнему ребенку.

     - Платье, веревка, веточка, морковка – вспоминают дети.

     - Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют:  дорога, улица, речка, ленточка и т.д.

     - Короткий – предлагает воспитатель и тут же сам называет вариант: «Морковка».

Дети говорят о том, что такое слово уже было в игре. Тогда воспитатель обращает внимание на зайчика, который пришел в гости к ребятам.

     Воспитатель, показывая гостя группы, рассказывает потешку про зайца:

                                                          Зайчишка-трусишка,

                                                          По лесу бегал,

                                                          В огород забежал,

                                                          Морковку нашел,

                                                          Капусту нашел,

                                                          Сидит грызёт.

                                                          Иди прочь – хозяин идет!

                                                          Морковку заберёт!

     Дети, давайте вылепим для зайца морковку, чтобы он всегда был сытым и здоровым. (Дети соглашаются).

     Воспитатель показывает несколько настоящих морковок. Уточняет форму, цвет. Обращает внимание, что морковка может быть и длинной и короткой. Задает детям вопросы. Затем  напоминает о том, что при лепке длинных предметов мы пользуемся приёмом раскатывания материала. Дети показывают, как они будут раскатывать пластилин.

     По ходу занятия воспитатель подсказывает варианты решения поставленной задачи, побуждает использовать в речи пройденные на занятии понятия, слова, подбадривает нерешительных детей, поощряет интересные варианты – руководит.

     В конце занятия зайка «выбирает себе самую длинную морковку».

                                    ЛИТЕРАТУРА:

                                           В.П. НОВИКОВА

«Математика в детском саду» (младший дошкольный возраст)

                                           В.В.  ЗАЙЦЕВ

«Математика для детей дошкольного возраста»

                                           А.В. БЕЛОШИСТАЯ

«Занятия по развитию математических способностей»

                                            Г.С.  ШВАЙКО

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

                                            Т.Г.  КАЗАКОВА

«Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников»

                                             Е.В. КОЛЕСНИКОВА

                                            «Я считаю до пяти»

 

   

                                         

 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.

Конспект занятия по изобразительной  деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.Для детей старшего дошкольного возраста...

Значение формирования навыков изобразительной деятельности в речевом развитии дошкольников с ОНР

Презентация методической идеи раскрывает способы развития речи дошкольников с ОНР с помощью приемов развития изобразительной деятельности...

ДКР «Значение и взаимосвязь изобразительной деятельности с разными видами детской деятельности»

Домашняя контрольная работа «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов "Значение художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ОВЗ. И особая роль здесь отводится художественному слову, которое учит детей эмоционально воспринимать окружающее...

Перспективный план Развитие речи И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе» Подготовительная к школе группа

Перспективный план по развитию речи в подготовительной к школе группе. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельнос...

Презентация "Значение художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности"

Использование художественного слова на занятиях по изодеятельности решает сразу несколько задач: вызывает у детей интерес к теме, содержанию деятельности, создаёт эмоциональный настрой и оживляет обра...