План по самообразованию
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

Васильева Ирина Борисовна

Нетрадиционная техника рисования во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Воспитатель: Васильева Ирина Борисовна

МДОУ детский сад  23 «Колейдоскоп»

Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми 3-4 летнего возраста

Цель:

Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.

Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.

Рассмотреть содержание и методик работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Дети 3 – 4 лет должны уметь применять основные навыки по предметному, декоративному и сюжетному рисованию соответственно их возрастному периоду.

Предметное рисование – которое помогает ребенку знакомиться с формой предметов и их строением (из 2 – 3 частей):

1)рисовать предметы, которые состоят из форм (круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная);

2)различать, называть и использовать цвета (красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, белый, черный) и оттенки (розовый, голубой, серый);

3)правильно держать карандаш, кисть;

4)рисовать всей шириной кисти, промывать кисть; закрашивать изображение гуашью одним – двумя цветами,

6)размещать предметы на всем листе бумаги, один предмет посередине листа, ориентироваться на его плоскости.

виды:Нетрадиционные техники рисования для детей

«Отпечатки пальчиков»

Для того чтобы нарисовать рисунок с помощью этой техники достаточно просто обмакнуть пальчик в жидкую гуашь и оставить на бумаге отпечаток. С помощью такой техники очень красиво получаются цветы, бусы, ветки рябины, листья, рыбки и другие рисунки. При такой технике Вы не только освободитесь от карандашей и кисточек, но и сможете задействовать всю руку, а так же другие предметы или даже части тела. В вашем распоряжении окажутся ладошки, фаланги и подушечки пальцев, кисть, ладошки, кулачки, пяточки.Обучение – процесс всегда сложный. Особенно, когда мы говорим об обучении малышей, т.е. первичном обучении. Но все не так сложно, как кажется на первый взгляд.Творчество – это особая сфера жизни, необходимая каждому. Не важно, будет ли Ваш малыш нобелевским лауреатом по физике, модельером, строителем или пожарным, творческое развитие ему необходимо.Уроки лепки, рисования, аппликации развивают фантазию, мелкую моторику, образное мышление.Давайте конкретнее поговорим о занятиях рисованием с детьми 3-4х лет.

Сейчас магазины предлагают множество разнообразных материалов для детского творчества. Особое внимание следует обратить на те, которые рассчитаны именно на детей, т.к. они сделаны с расчетом на то, что малыш может решить попробовать все на вкус. Поэтому очень важно применять только безопасные материалы, обычно на них есть специальные пометки о возрасте и указывается состав.

Основа любого обучения – интерес к обучению. Отдельное рабочее место, специальный столик, яркие баночки и новые кисточки пробуждают у ребенка интерес к происходящему, и помогу Вам его поддерживать.

В трехлетнем возрасте дети подвижны, неусидчивы, внимание часто переключается.

Не стоит расстраиваться и усаживать ребенка насильно. Несколько занятий по 10-15 минут гораздо эффективнее одного 40 минутного.

Чередуйте рисование за столом с короткими физкультурными минутками, пальчиковой гимнастикой, или предложите передохнуть, играя в другую игру. Т.к. моторика малыша еще не очень хорошо развита, кисти рук быстро устают, поэтому игра в "гномики-прачки" не только поможет Вернуть внимание малыша, но и будет очень полезна для ручек.

По сути, рисование для малыша - это тоже игра. Она сопровождается движениями, мимикой, звукоподражанием, проговариванием. В этом ему так же помогает взрослый. Одна из первых задач, которая стоит перед родителем – обучение использованию карандаша и кисти. Вы не только знакомите его с новыми предметами, но и учите правильно их держать. Это получится далеко не сразу. Не стоит требовать от ребенка сразу все делать правильно, сначала это очень тяжело – пальчики еще не привыкли, быстро устают и все очень неудобно. Важно сразу показывать ребенку «как правильно», т.к. перебороть неправильную привычку намного труднее, но не требовать этого сию же минуту.

В процессе занятий должны развиваться творческая самостоятельность, фантазия, активность. Вы вместе с ним обращаете внимания на различные предметы и явления, развиваете эстетическое отношение. Стоит учитывать, что малыш не склонен к соблюдению пропорций, он часто изображает наиболее важные, по его мнению, части предмета или целый предмет больше чем остальные (большая голова, человек больше дома и т.д.). Так же, рисунки детей нарисованы в одной плоскости. Необходимо учесть, что уже умеет Ваш малыш, чему его учат в детском саду, если он его посещает, ознакомиться с их программой.

Обозначим чему важно научиться с помощью взрослого: - рисовать прямые линии; - рисовать замкнутые линии; - круги, кривые линии; - фигуры с углами (треугольники, квадраты); - держать карандаш/кисть, сидеть ровно; - научиться штриховке и закрашиванию, не выходя за контур; - доделывать до конца начатое; - работать аккуратно.

Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.

Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.

На втором тапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка.

Например, с детьми средней группы мы рисовали «пушистого мишку».

Следующая техника – рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.

Следующим нетрадиционной формой обучения, которую мы используем в работе, является рисование штрихом.

С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

«Тычок жесткой полусухой кистью».

Перейдем к использованию кисточек и карандашей. Так же можно использовать пастель, мелки, акварельные карандаши.Крайне не желательно использование фломастеров! Они не «воспитывают» руку малыша – они легко нажимаются, а, следовательно, не надо напрягать руку, регулировать нажим. При работе с этими материалами так же важно начать с рисования прямых линий и геометрических фигур, т.к. это основные элементы рисования.Ребенок учится выдерживать направление, овладевает карандашом, учится его правильно держать, не отрывать руку. Далее усложните задачу превращением линий в полоски. Для этого лучше подойдёт кисть с краской. Что бы закрепить навыки предложите ему нарисовать что-то по собственному замыслу, но обязательно с теми элементами, что вы прорабатывали. Посмотрите, получается ли у него повторить тоже самое без вашего контроля и помощи. Если нет, то в чем именно проблема? Любая ваша работа должна сопровождаться примерами и сравнениями. «Какая линяя толще? Какая длиннее? Посмотри в окно, веточки у дерева прямые или кривые? А ствол?» Очень полезно упражнение «Короткая-длинная». Проговаривая в слух рисуйте одну короткую линию, одну длинную. Ритмичное проговаривание сконцентрирует ребенка, ритм слова и действия сливаются и помогают ему. Такое согласование руки и слова очень важно – на этом зиждется правильная штриховка, хорошие мазки и прочее. Проработайте сначала горизонтальные, затем вертикальные. Обязательно меняйте направления, «Сейчас рисуем слева направо, потом наоборот».Примеры тем для линий: Дождик, Травка, Ленточки, Дорожки, Забор, Лесенка. Перейти к рисованию окружности можно темой «Клубок ниток». Поговорите, что такое клубок, у кого он его видел, если видел, в каких сказках слышал. Отлично будет взять разные нитки, самим свернуть их в клубок. Этим вы включите в занятия по рисованию тактильное восприятие, развитие мелкой моторики и образного мышления, а так же обратитесь к памяти. Начинаем рисовать прямую линию, заворачивая её в клубочек.

Тему кругов можно продолжить мячиками, баранками, мыльными пузырями. Обратитесь к явлениям природы, например, к зиме и нарисуйте снеговика. Очень важно учить ребенка закрашиванию, не выходя за контур. Это развивает внимательность и аккуратность.

«Восковые мелки + акварель». Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

«Отпечатки листьев». Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовывать кистью.

Также очень интересен прием – рисование по сырой бумаге. Данная техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.

«Мазковая живопись». Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получается правильный мазок. У кого-то он очень длинный, у кого-то просто похож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы: «Травка», «Елочка» и т.п.«Рисование углем». Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной.

Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Сроки работы над проектом: январь 2015 г. – май2015г.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выводы

1

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Январь 2015г – Февраль 2015г.

Знакомство с теоритическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2

Основной этап.

Март2015 г.

организация работы с дошкольниками, составление плана работы с детьми .

Распространение материала на уровне ДОУ,  в интернете.

3

Заключительный этап.

Апрель 2015 г.

Диагностика.

4

Обобщение.

май 2015 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.

Список используемой литературы:

1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2 И.В.Тюфанова»Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.

3.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль ,изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

10.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

11.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010.

12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11

14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.

15. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...