Примерный план работы по художественному воспитанию детей
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) на тему

Шахова Екатерина Андреевна

Примерный план работы по художественному воспитанию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernyy_plan_raboty_po_hudozhestvennomu_vospitaniyu.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный план работы по художественному воспитанию, обучению и развитию детей 5-6 лет с использованием  ИКТ и нетрадиционной техники – рисование манкой

Введение

Для чего вообще нужны цвета? По-настоящему любопытным этот вопрос становится лишь в том случае, если мы не удовлетворимся ответом, что краски помогают осознавать и отождествлять объекты (что, впрочем, они и на самом деле делают) или что краски даны для большей радости жизни, которая создается возбуждением и гармонией. Если же мы, напротив, убеждены в том, что визуальные образы, будь то предметы искусства или что-то еще, служат для передачи когнитивных суждений об основных фактах, относящихся к человеческой деятельности, то вопрос, что же именно сообщают нам цвета, становится крайне актуальным.

Познание мира ребёнком начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Полноценное умственное развитие ребёнка в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования отечественных психологов показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в 1-м классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования (рисование манкой с использование пластилинографии) демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Цель и задачи работы по художественному воспитанию, обучению и развитию детей 5-6 лет с использованием  ИКТ и нетрадиционной техники – рисование манкой

        Цель -  формирование у детей  дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, развитие познавательных способностей.

        Основные задачи:

  • Обучающие – знакомство детей с новым способом передачи изображения (рисование манкой), создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта;
  • Развивающие – развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности, воспитание художественного вкуса и чувства гармонии, развивать у детей внимание, мышление, память; развивать умение вести диалог, речь-доказательство;
  • Воспитательные – воспитывать уважительное и бережное отношение к природе, самостоятельность при выполнении работы, умение работать в команде для достижения общего результата, эстетический вкус и чувство цвета.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

- практические

- игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий – непосредственная образовательная деятельность педагога и ребенка.

 Форма работы

    НОД проводится один раз в неделю, в первую половину дня. С января месяца по май. Общее количество занятий  -13. Возраст детей 5-6 лет, количество детей – 10-12  человек, время занятий 25 мин.

   Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов

-Проектная деятельность

Особенности эстетического и  творческого развития возраста старшего дошкольника (5-6 лет).

В пять-шесть лет эстетическое развитие характеризуется большей степенью осознанности и устойчивости эстетических представлений, чувств, оценок, деяний. Формируется эстетический опыт, он оказывается наиболее прочным и обретает характер установки.

        В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее активное усвоение ребёнком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными материалами, а также познание окружающего и формирование эстетической «картины мира», что подтверждается данными исследований педагогов и психологов. Огромные психофизиологические резервы этого периода детства обеспечивают интенсивность развития различного рода умственных, практических и художественных способностей.

На протяжении всего дошкольного детства развитие высших человеческих функций обусловливается, прежде всего, состоянием эмоциональной сферы ребёнка (Витт Н.В., Запорожец А.В., Кошелева А.Д.). Именно эмоции выступают в виде процессов, осуществляющих первичную форму регуляции поведения и деятельности ребёнка, его ориентировки в окружающем мире.

Чрезвычайно важным моментом при этом является вопрос содержания, в связи с которым возникает эмоция, и то, как ребёнок действует с этим содержанием. Содержание, которое ребёнок осваивает, являясь чрезвычайно разнообразным и сложным, входит в мир ребёнка эмоционально-окрашенным или с определёнными эмоционально-оценочными метками: опасно - неопасно, приятно - страшно и т.д.

Традиционные виды детской художественной деятельности - рисование, лепка, аппликация и другие - в предметном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития ребенка. Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

        Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Так дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности красок, бумаги, карандаша, пастели, восковых мелков, ткани, листьев и других природных материалов.

        Взаимодействие различных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей в едином образовательном пространстве ДОУ открывает новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве. В условиях интеграции изобразительная деятельность выступает как социально-педагогическое явление, которое, с одной стороны, формирует творческую личность каждого ребенка, обеспечивает развитие его самосознания, обеспечивает возможности самореализации и, с другой стороны, обеспечивает формирование положительно устойчивых взаимодействий ребенка в сотворчестве со сверстниками и взрослыми.         Стержневым основанием каждого блока выступает художественный образ, который дети воспринимают в процессе знакомства и творчески создают в разных видах художественной деятельности.

        В интегрированном творческом процессе дети создают эмоционально-выразительные образы, самостоятельно выбирая вид деятельности, адекватные материалы и способы. В дизайн - деятельности (Пантелеев Г.Н.) у дошкольников возникает потребность общения с результатами собственного творчества (костюмы, декорации, игровые атрибуты, элементы интерьера и пр.). Между изобразительным искусством и продуктивной деятельностью детей устанавливаются интегративные взаимосвязи разных видов и уровней.

В нашей группе выбор был сделан в пользу интегрированных занятий в основе которых лежат области познание и художественное творчество с нетрадиционным методом – рисованием манкой и пластилинография.

Техника рисования манкой.

Рисование манкой – довольно популярное занятие. Чем же оно привлекательно? Во-первых, в процессе манипуляций манкой дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов; во-вторых, рисование манкой оказывает положительное влияние на мелкую моторику; экологической чистотой, в-третьих, множеством техник для детей любого возраста.

  1. Рисование пальчиком по слою крупы. Используется для самых маленьких детишек от 1,5 лет. На поднос насыпается слой крупы, выравнивается (до образования «холста») и рисуется пальчиком.
  2. Рисунки «насыпью». Техника сходна с техникой рисования песком.  Используется для детей от 3 лет. Ребенок берет манку в кулачок или пальчиками и сыпет на приготовленную основу – поднос, картон.  
  3. Рисование на бумаге или картоне с помощью клея. Используется для детей от 3 лет. Техника схожа с рисованием насыпью, но на контур рисунка сначала наносится клей, а затем уже насыпается манка. Остатки манки ссыпаются на поднос.
  4. Рисование на пластилиновой основе. Используется для детей от 3 лет. Сначала нужно порыть тонким слоем пластилина картонку, нужные участки рисунка примнуть – утопить - и заполнить манкой.  Но для таких рисунов лучше подходят крупные крупы – греча, горох, рис.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения

Форма

Цель.

1.

Зимний пейзаж.

01.02.13

Выставка детских работ.

Познакомить с новым способом передачи изображения, закрепить признаки весны, развить творческое воображение.

2.

Зайчик.

08.02.13

Выставка детских работ.

Закрепить знания детей о зайцах, их разнообразии, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.

3.

Панда.

15.02.13

Выставка детских работ.

Закрепить знания детей о  панде, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.

4.

Открытка к 23 февраля.

22.02.13

Выставка детских работ.

Закрепить знания детей о профессии военных, их качествах, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы.

5.

Открытка для мамы.

01.03.13

Выставка  детских  работ

Закрепить знания детей празднике 8 Марта, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы.

6.

Сова.

15.03.13

Выставка детских работ.

Закрепить знания детей о птицах, в частности, о совах, их разнообразии, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.

7.

Скворцы.

22.03.13

Выставка детских работ.

Закрепить знания детей о птицах, в частности, о скворцах, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.

8.

Белка.

29.03.13

открытое занятие на детский сад

Закрепить знания детей о белках, их разнообразии, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.

9.

Наш аквариум.

03.04.13

Открытое районное занятие

Закрепить знания детей о рыбах, их разнообразии, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.

10.

Космос.

12.04.13

Выставка детских работ (итог краткосрочного проекта)

Закрепить знания детей о космосе, профессии космонавт,  развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы.

11.

Открытка к Дню Победы.

26.04.13

Выставка детских работ, участие в конкурсе открытка ветерану

Закрепить знания детей о празднике День Победы, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы.

12.

Открытка выпускникам.

17.05.13

Выставка детских работ.

Развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы.

13.

Наш любимый детский сад

24.05.13

Мастер-класс среди педагогов