Примерный план работы по художественному воспитанию детей
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) на тему
Примерный план работы по художественному воспитанию детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_plan_raboty_po_hudozhestvennomu_vospitaniyu.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный план работы по художественному воспитанию, обучению и развитию детей 5-6 лет с использованием ИКТ и нетрадиционной техники – рисование манкой
Введение
Для чего вообще нужны цвета? По-настоящему любопытным этот вопрос становится лишь в том случае, если мы не удовлетворимся ответом, что краски помогают осознавать и отождествлять объекты (что, впрочем, они и на самом деле делают) или что краски даны для большей радости жизни, которая создается возбуждением и гармонией. Если же мы, напротив, убеждены в том, что визуальные образы, будь то предметы искусства или что-то еще, служат для передачи когнитивных суждений об основных фактах, относящихся к человеческой деятельности, то вопрос, что же именно сообщают нам цвета, становится крайне актуальным.
Познание мира ребёнком начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Полноценное умственное развитие ребёнка в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования отечественных психологов показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в 1-м классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования (рисование манкой с использование пластилинографии) демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Цель и задачи работы по художественному воспитанию, обучению и развитию детей 5-6 лет с использованием ИКТ и нетрадиционной техники – рисование манкой
Цель - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, развитие познавательных способностей.
Основные задачи:
- Обучающие – знакомство детей с новым способом передачи изображения (рисование манкой), создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта;
- Развивающие – развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности, воспитание художественного вкуса и чувства гармонии, развивать у детей внимание, мышление, память; развивать умение вести диалог, речь-доказательство;
- Воспитательные – воспитывать уважительное и бережное отношение к природе, самостоятельность при выполнении работы, умение работать в команде для достижения общего результата, эстетический вкус и чувство цвета.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий – непосредственная образовательная деятельность педагога и ребенка.
Форма работы
НОД проводится один раз в неделю, в первую половину дня. С января месяца по май. Общее количество занятий -13. Возраст детей 5-6 лет, количество детей – 10-12 человек, время занятий 25 мин.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов
-Проектная деятельность
Особенности эстетического и творческого развития возраста старшего дошкольника (5-6 лет).
В пять-шесть лет эстетическое развитие характеризуется большей степенью осознанности и устойчивости эстетических представлений, чувств, оценок, деяний. Формируется эстетический опыт, он оказывается наиболее прочным и обретает характер установки.
В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее активное усвоение ребёнком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными материалами, а также познание окружающего и формирование эстетической «картины мира», что подтверждается данными исследований педагогов и психологов. Огромные психофизиологические резервы этого периода детства обеспечивают интенсивность развития различного рода умственных, практических и художественных способностей.
На протяжении всего дошкольного детства развитие высших человеческих функций обусловливается, прежде всего, состоянием эмоциональной сферы ребёнка (Витт Н.В., Запорожец А.В., Кошелева А.Д.). Именно эмоции выступают в виде процессов, осуществляющих первичную форму регуляции поведения и деятельности ребёнка, его ориентировки в окружающем мире.
Чрезвычайно важным моментом при этом является вопрос содержания, в связи с которым возникает эмоция, и то, как ребёнок действует с этим содержанием. Содержание, которое ребёнок осваивает, являясь чрезвычайно разнообразным и сложным, входит в мир ребёнка эмоционально-окрашенным или с определёнными эмоционально-оценочными метками: опасно - неопасно, приятно - страшно и т.д.
Традиционные виды детской художественной деятельности - рисование, лепка, аппликация и другие - в предметном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития ребенка. Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Так дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности красок, бумаги, карандаша, пастели, восковых мелков, ткани, листьев и других природных материалов.
Взаимодействие различных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей в едином образовательном пространстве ДОУ открывает новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве. В условиях интеграции изобразительная деятельность выступает как социально-педагогическое явление, которое, с одной стороны, формирует творческую личность каждого ребенка, обеспечивает развитие его самосознания, обеспечивает возможности самореализации и, с другой стороны, обеспечивает формирование положительно устойчивых взаимодействий ребенка в сотворчестве со сверстниками и взрослыми. Стержневым основанием каждого блока выступает художественный образ, который дети воспринимают в процессе знакомства и творчески создают в разных видах художественной деятельности.
В интегрированном творческом процессе дети создают эмоционально-выразительные образы, самостоятельно выбирая вид деятельности, адекватные материалы и способы. В дизайн - деятельности (Пантелеев Г.Н.) у дошкольников возникает потребность общения с результатами собственного творчества (костюмы, декорации, игровые атрибуты, элементы интерьера и пр.). Между изобразительным искусством и продуктивной деятельностью детей устанавливаются интегративные взаимосвязи разных видов и уровней.
В нашей группе выбор был сделан в пользу интегрированных занятий в основе которых лежат области познание и художественное творчество с нетрадиционным методом – рисованием манкой и пластилинография.
Техника рисования манкой.
Рисование манкой – довольно популярное занятие. Чем же оно привлекательно? Во-первых, в процессе манипуляций манкой дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов; во-вторых, рисование манкой оказывает положительное влияние на мелкую моторику; экологической чистотой, в-третьих, множеством техник для детей любого возраста.
- Рисование пальчиком по слою крупы. Используется для самых маленьких детишек от 1,5 лет. На поднос насыпается слой крупы, выравнивается (до образования «холста») и рисуется пальчиком.
- Рисунки «насыпью». Техника сходна с техникой рисования песком. Используется для детей от 3 лет. Ребенок берет манку в кулачок или пальчиками и сыпет на приготовленную основу – поднос, картон.
- Рисование на бумаге или картоне с помощью клея. Используется для детей от 3 лет. Техника схожа с рисованием насыпью, но на контур рисунка сначала наносится клей, а затем уже насыпается манка. Остатки манки ссыпаются на поднос.
- Рисование на пластилиновой основе. Используется для детей от 3 лет. Сначала нужно порыть тонким слоем пластилина картонку, нужные участки рисунка примнуть – утопить - и заполнить манкой. Но для таких рисунов лучше подходят крупные крупы – греча, горох, рис.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения | Форма | Цель. |
1. | Зимний пейзаж. | 01.02.13 | Выставка детских работ. | Познакомить с новым способом передачи изображения, закрепить признаки весны, развить творческое воображение. |
2. | Зайчик. | 08.02.13 | Выставка детских работ. | Закрепить знания детей о зайцах, их разнообразии, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе. |
3. | Панда. | 15.02.13 | Выставка детских работ. | Закрепить знания детей о панде, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе. |
4. | Открытка к 23 февраля. | 22.02.13 | Выставка детских работ. | Закрепить знания детей о профессии военных, их качествах, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы. |
5. | Открытка для мамы. | 01.03.13 | Выставка детских работ | Закрепить знания детей празднике 8 Марта, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы. |
6. | Сова. | 15.03.13 | Выставка детских работ. | Закрепить знания детей о птицах, в частности, о совах, их разнообразии, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе. |
7. | Скворцы. | 22.03.13 | Выставка детских работ. | Закрепить знания детей о птицах, в частности, о скворцах, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе. |
8. | Белка. | 29.03.13 | открытое занятие на детский сад | Закрепить знания детей о белках, их разнообразии, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе. |
9. | Наш аквариум. | 03.04.13 | Открытое районное занятие | Закрепить знания детей о рыбах, их разнообразии, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе. |
10. | Космос. | 12.04.13 | Выставка детских работ (итог краткосрочного проекта) | Закрепить знания детей о космосе, профессии космонавт, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы. |
11. | Открытка к Дню Победы. | 26.04.13 | Выставка детских работ, участие в конкурсе открытка ветерану | Закрепить знания детей о празднике День Победы, развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы. |
12. | Открытка выпускникам. | 17.05.13 | Выставка детских работ. | Развить творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, самостоятельность при выполнении работы. |
13. | Наш любимый детский сад | 24.05.13 | Мастер-класс среди педагогов |