Конспакт НОД "В гости к гжели"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Скалепова Елена Николаевна

Конспект непосредственной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_gzheli.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «В гости к Гжели»

Подготовительная группа 6-7 лет.

Непосредственная образовательная деятельность.

Цель:

Формировать интерес к изучению народной культуры, чувство единства с русским народом, его традициями.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, ее историей.
  2. Учить рассматривать гжельскую посуду, подмечая характерные детали узора, колорит росписи, украшение каймой.
  3. Учить составлять композицию на круге, выполняя в центре узор из растительного орнамента, по краям кайму.
  4. Развивать чувство цвета и композиции, побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узора.
  5. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, уважение к их труду.

План:

  1. Вводная часть 3 минуты.
  2. Основная часть 25 минут.
  3. Заключительная часть 2 минуты.

Задания:

  1. Рассматривание гжельской посуды.
  2. Просмотр презентации «Гжель». 
  3. Прослушивание стихотворения П. Синявского «Гжель».
  4. Динамическая пауза «Посуда».
  5. Роспись тарелок.
  6. Подведение итогов.

Технические средства: мультимедийная установка, магнитофон, магнитная доска.

Материалы: карты с изображением гжельской посуды, презентация, акварельные краски, кисточки – белка № 2, №5, баночки с водой, шаблоны тарелок белого цвета, салфетки, аудиозапись песни Ю. Чичкова «Незабудковая гжель».

                                                   

                                                      Ход

Дети находятся в группе. Стук в дверь.  В группу со слезами заходит Федора.

Федора: Здравствуйте ребята. Меня зовут бабушка Федора. Вы уже знаете, какая случилась у меня беда. Сначала моя посуда от меня сбежала, потому что я ее не любила. Потом она меня простила и вернулась. Стала я ее мыть и тереть, все узоры и стерлись. А скоро ко мне придут гости, помогите, пожалуйста, украсьте мои тарелочки. На моих тарелочках был сине-голубой узор.

Воспитатель: Поможем бабушке Федоре?

Дети: Да.

Федора оставляет чистые шаблоны тарелок и уходит.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы не только поможем Федоре, но и очутимся в сине-голубой сказке. А почему она так называется, сейчас поймете сами.

Педагог предлагает детям подойти к столам, на которых размещены карточки разной посуды с гжельской росписью.

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь посуды. Какую посуду вы видите?

Дети: Чайники, тарелки, супница, масленка, чашки.

Воспитатель: Вся посуда разная, но есть в ней и что-то общее. Что?

Дети: Сине-голубой узор.

Воспитатель: Правильно, эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенным на белом фоне. Как называется эта посуда?

Дети: Гжельская.

Воспитатель: Почему она так называется?

Дети: Именно в Гжели зародился этот промысел.

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в наш кинотеатр, чтобы лучше познакомиться с гжельскими мастерами.

Дети занимают места на стульчиках для просмотра презентации «Гжель»

1 слайд:

В небольшом селе под названьем Гжель умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду и расписывали ее синей, голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синее, синее небо и синие тени на белом снегу. И они решили оставить частичку синего неба на посуде.

2 слайд:

По белому фону ведет рука художника кисточку с краской… то сильнее, то слабее нажимают на нее. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава…

3 слайд:

Гжельские мастера – большие фантазеры. Одни чашки – стройные и высокие, а другие фигурные, затейливые, и ручки у всех разные.

4 слайд:

При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

5 слайд:

А это фарфоровая масленка «Рыба – кит»… На спине кита вылеплен сказочный город с башенками, церквушками. Над головой кита – фонтан с завитушками. Глаз кита – точно роза.

6 слайд:

Кроме посуды мастера делают разные фигурки и статуэтки. Посмотрите, какие они красивые, что глаз не оторвать.

7 слайд:

А эта скульптурка – «Чаепитие». Уютно устроились у самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к их беседе. А вот и отважные пожарные спешат на пожар.

8 слайд:

Делают в Гжели и часы. Форма у них не простая, причудливая, расписаны они снизу доверху цветами. Гжельские мастера любят украшать свои изделия лепными деталями. Вот мы видим на часах деда мороза, сказочную птицу и рыбку.

9 слайд:

Посмотрите, какие расписные тарелки. Обратите внимание, что в центре располагают самый излюбленный узор – гжельскую розу. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. Иногда сразу несколько небольших роз разбросаны по всей поверхности. А какие еще элементы любят рисовать художники?

Дети: Точки, линии прямые и волнистые, капельки, травинки.

10 слайд:

Посмотрите и опишите посуду, какая она?

Дети: Праздничная, нарядная, веселая, красивая.

Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на гжельские изделия?

Дети: Радостное, веселое.

Послушайте стихотворение П. Синявского «Гжель»

Синие птицы по белому фону,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!

Воспитатель: Давайте немножко отдохнем.

Динамическая пауза «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник (надувают щеки, живот, делают круг руками)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,                (приседают, руки на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,              (руки на поясе, топают ногами)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки.                  (кружатся на месте)

Вот пластмассовый поднос,           (берутся за руки и делают большой круг)

Он посуду нам принес.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам побыть гжельскими мастерами. Занимайте свои места за столами , поможем бабушке Федоре, раскрасим тарелочки красивым, праздничным гжельским узором. Давайте вспомним, как рисуется самый любимый цветок – гжельская роза. Кто хочет мне помочь?

Воспитатель и ребенок поочередно рисуют элементы гжельской розы.

Затем дети приступают к работе (звучит песня «Незабудковая гжель»)

В процессе работы воспитатель напоминает приемы рисования: элементы гжельской розы рисуем широкой кистью, а завитушки, травинки. линии концом тоненькой кисти.

Подведение итогов.

Входит бабушка Федора.

Федора: 

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Федора: Какие вы молодцы! Спасибо вам. Пора мне бежать домой  и встречать гостей.

Воспитатель: Ребята, скажите, какое настроение было у вас, когда вы расписывали тарелки? (ответы детей).

Методическая литература:

  1. И.А. Лыкова «Небесная гжель»
  2. Н. Сурьяникова «Синие цветы гжели»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспакт занятия по пластилинографии "Цыплёнок".

Учить детей изображать живой объект, передавая сходство с реальным образом посредством нетрадиционной техники – пластилинографии. Побуждать к самостоятельному выбору деталей интерьера картины. Развива...

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

НОДв области познания

конспект занятия...

"Как найти дорожку" - конспакт занятия по развитию речи в средней группе.

НОД соответствует требованиям ФГОС, на протяжении всего занятия перед детьми ставились проблемные ситуации, которые дети решали сами, активизируя тем самым мыслительную деятельность и речь....

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

НОДв области "Художественно - эстетическое развитие" по теме "Ваза с фруктами"

Конспект занятия по аппликации для старшей группы на тему:«Ваза с фруктами»...