Кружковая деятельность.Художественное творчество.
календарно-тематическое планирование по рисованию (подготовительная группа) по теме

МБДОУ «Детский сад №4 »
 
 
 
 
 
Кружок по художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования
 
 
 
«Разноцветный жираф»
 
 
 
Материалы подготовила
 воспитатель :
Копейкина Ольга Сергеевна
 
 
 
 
 
 
г.Выборг 2015-16 учебный год
 
 
 
Форма работы: кружковая.
Участники: воспитанники подготовительной группы
Количество детей: по 5-6 (в подгруппе)
Частота:1 раз в неделю(2 раза в месяц)
Продолжительность: 25-35 минут
 
 
Актуальность.
Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых  детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я.  Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал  Я – все это мое!».
 
 
Цель программы:
развитие творческих способностей, художественного вкуса детей.
 
       Задачи:
-учить изображать отдельные предметы, простые композиции, сюжеты;
-развивать чувство цвета, способность подбирать необходимый цвет;
-формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом (карандашами, красками, клеем, бумагой, картоном, пластилином, крупой и др.) ;
учить детей правильно подбирать фигуры по форме, цвету, размеру;создавать изображения предметов из готовых фигур;
-воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость;
-учить отделять небольшие кусочки пластилина, раскатывать, размазывать, лепить различные предметы;
-учить украшать заготовки из бумаги разной формы.
Необходимо организовывать выставки детского творчества. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребёнка.
Техническая оснащённость:
Крупы, соль, семена, ветки, бусины, нити разной структуры, бумага различного типа, различные краски, паралон, ватные палочки, свечи, вата, пластилин, картон.
 
 
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:
– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
– метод наблюдения ;
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
 
Работа с детьми строится на принципах:
– от простого к сложному;
– индивидуального подхода;
– развития творческой инициативы.
 
 
Важными составляющими элементами таких занятий являются:
1. Подбор тем, запланированных в соответствии с временем года (“Осень”, “Вьюга”, “Весна”, “Скоро лето” и т.д.), а так же с сопутствующими праздниками ( “Ёлочка”, “Рождественский ангелочек”, “Открытка для мамы”, “Весёлые клоуны” и т.д.)
2. Подготовительная работа к занятию.
А) Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.
Б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а так же нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей. Это - крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, краски разных техник - витражные, контурные, краски для мармарирования, краски из овощей и т.д. Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить
3. Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу- игры, лабиринтов, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.) Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания руководителя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по возможности используются в практической части. Так же используется нестандартное расположение детей в процессе рисования. (Стоя или сидя около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т.д
4. Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации и лепки. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. В начале года техники рисования на занятиях даются почти изолированные друг от друга, а в дальнейшем было замечено, что некоторые дети предлагают свои дополнительные способы рисования к уже усложнённому сочетанию техник, запланированных руководителем.
 
В подготовительной группе были поставлены такие критерии выявления уровней усвоения умений и навыков кружковых занятий по изобразительной деятельности:
Умение смешивать краски;
Наличие элементарных композиционных умений;
Изображение предметов и объектов разных форм;
Владение способами нестандартного раскрашивания;
Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
Умение использовать трафареты и печати при работе;
Умение декоративно оформлять готовую работу;
Использование навыков в самостоятельной деятельности;
Интерес к изобразительной деятельности. .
 Каждое занятие включает в себя 3 условных этапа: 
-вводную часть, цель которой настрой группы на совместную деятельность, установление эмоционального контакта;
- продуктивный -здесь происходит активизация познавательной активности, развитие творческих способностей; 
-завершающий- закрепление полученных знаний, подведение итогов деятельности, рефлексия.
 
 
Перспективный план занятий по изодеятельности  с использованием нетрадиционных способов рисования на 2015-16 уч.год
 
Месяц Тема занятия Программное содержание
 
Сентябрь Весёлые человечки Рисование ладошками. Дети фантазируют и дорисовывают из ладошек человечков.
Октябрь Волшебный лес 
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство компози-ции. Совершенствовать умение отпечатывания.
Октябрь Осенняя сказка Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Тренироваться в аккуратном наклеивании.
Ноябрь Как прекрасен этот мир Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. 
Ноябрь Дерево колдуньи Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.
Декабрь Невиданный зверь Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.
Декабрь Зимняя сказка Закреплять умение рисовать деревья пальчиками. Развивать чувство композиции.
Январь Сказочная птица
(экспериментирование с материалами) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.
Январь Мой маленький друг Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.
Февраль Пестрые кошки
(рисование ватными палочками) Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоен-ные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.
Февраль В подводном мире
(рисование ладошкой) Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. 
Март Превращение ладошки Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.
Март Волшебные цветы Закреплять умение рисовать необычные цветы. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.
Апрель Праздник солнышка Закреплять умение работать в нестандартных условиях (используя бумагу разных форм, разные материалы). Закреплять понятие о «теплых» цветах. Воспитывать чувство эмпатии, желание помочь другу в трудную минуту.
Апрель Улитка 
(рисование свечой и солью) Закреплять рисование свечой по контуру, учить закрашивать по частям. Развивать умение аккуратно работать с солью.
Май Как я люблю одуванчики. Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений. Развивать чувство колорита и композиции в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа.
Май Вот и лето пришло Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
 
Марина Озерова  «О детском рисовании».
Рисуем пластилином «Школа Фантазёров»
Ханне Тюрк, Розанна Праделла «Весёлая школа рисования»
Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками»
У. Людвиг –Кайзер «Мои первые уроки рисования. Акварель»
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. /М.: Просвещение, 1981г.
novacont.ru/xls » Кружковая работа в детском саду по изо
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №4 »

Кружок по художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

«Разноцветный жираф»

Материалы подготовила

 воспитатель :

Копейкина Ольга Сергеевна

г.Выборг 2015-16 учебный год

Форма работы: кружковая.

Участники: воспитанники подготовительной группы

Количество детей: по 5-6 (в подгруппе)

Частота:1 раз в неделю(2 раза в месяц)

Продолжительность: 25-35 минут

Актуальность.

Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых  детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я.  Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал  Я – все это мое!».

Цель программы:

развитие творческих способностей, художественного вкуса детей.

       Задачи:

-учить изображать отдельные предметы, простые композиции, сюжеты;

-развивать чувство цвета, способность подбирать необходимый цвет;

-формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом (карандашами, красками, клеем, бумагой, картоном, пластилином, крупой и др.) ;

учить детей правильно подбирать фигуры по форме, цвету, размеру;создавать изображения предметов из готовых фигур;

-воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость;

-учить отделять небольшие кусочки пластилина, раскатывать, размазывать, лепить различные предметы;

-учить украшать заготовки из бумаги разной формы.

Необходимо организовывать выставки детского творчества. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребёнка.

Техническая оснащённость:

Крупы, соль, семена, ветки, бусины, нити разной структуры, бумага различного типа, различные краски, паралон, ватные палочки, свечи, вата, пластилин, картон.

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:

– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

– метод наблюдения ;

– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);

– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Работа с детьми строится на принципах:

– от простого к сложному;

– индивидуального подхода;

– развития творческой инициативы.

Важными составляющими элементами таких занятий являются:

1. Подбор тем, запланированных в соответствии с временем года (“Осень”, “Вьюга”, “Весна”, “Скоро лето” и т.д.), а так же с сопутствующими праздниками ( “Ёлочка”, “Рождественский ангелочек”, “Открытка для мамы”, “Весёлые клоуны” и т.д.)

2. Подготовительная работа к занятию.

А) Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.

Б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а так же нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей. Это - крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, краски разных техник - витражные, контурные, краски для мармарирования, краски из овощей и т.д. Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить

3. Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу- игры, лабиринтов, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.) Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания руководителя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по возможности используются в практической части. Так же используется нестандартное расположение детей в процессе рисования. (Стоя или сидя около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т.д

4. Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации и лепки. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. В начале года техники рисования на занятиях даются почти изолированные друг от друга, а в дальнейшем было замечено, что некоторые дети предлагают свои дополнительные способы рисования к уже усложнённому сочетанию техник, запланированных руководителем.

В подготовительной группе были поставлены такие критерии выявления уровней усвоения умений и навыков кружковых занятий по изобразительной деятельности:

  • Умение смешивать краски;
  • Наличие элементарных композиционных умений;
  • Изображение предметов и объектов разных форм;
  • Владение способами нестандартного раскрашивания;
  • Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
  • Умение использовать трафареты и печати при работе;
  • Умение декоративно оформлять готовую работу;
  • Использование навыков в самостоятельной деятельности;

Интерес к изобразительной деятельности. .

 Каждое занятие включает в себя 3 условных этапа:

-вводную часть, цель которой настрой группы на совместную деятельность, установление эмоционального контакта;

- продуктивный -здесь происходит активизация познавательной активности, развитие творческих способностей;

-завершающий- закрепление полученных знаний, подведение итогов деятельности, рефлексия.

Перспективный план занятий по изодеятельности  с использованием нетрадиционных способов рисования на 2015-16 уч.год

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

Весёлые человечки

Рисование ладошками. Дети фантазируют и дорисовывают из ладошек человечков.

Октябрь

Волшебный лес

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство компози-ции. Совершенствовать умение отпечатывания.

Октябрь

Осенняя сказка

Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Тренироваться в аккуратном наклеивании.

Ноябрь

Как прекрасен этот мир

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

Ноябрь

 Дерево колдуньи

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Декабрь

Невиданный зверь

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

Декабрь

Зимняя сказка

Закреплять умение рисовать деревья пальчиками. Развивать чувство композиции.

Январь

Сказочная птица

(экспериментирование с материалами)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.

Январь

Мой маленький друг

Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Февраль

Пестрые кошки

(рисование ватными палочками)

Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоен-ные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

Февраль

В подводном мире

(рисование ладошкой)

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.

Март

Превращение ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Март

Волшебные цветы

Закреплять умение рисовать необычные цветы. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Апрель

Праздник солнышка

Закреплять умение работать в нестандартных условиях (используя бумагу разных форм, разные материалы). Закреплять понятие о «теплых» цветах. Воспитывать чувство эмпатии, желание помочь другу в трудную минуту.

Апрель

Улитка

(рисование свечой и солью)

Закреплять рисование свечой по контуру, учить закрашивать по частям. Развивать умение аккуратно работать с солью.

Май

Как я люблю одуванчики.

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений. Развивать чувство колорита и композиции в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа.

Май

Вот и лето пришло

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

Список литературы

Марина Озерова  «О детском рисовании».

Рисуем пластилином «Школа Фантазёров»

Ханне Тюрк, Розанна Праделла «Весёлая школа рисования»

Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками»

У. Людвиг –Кайзер «Мои первые уроки рисования. Акварель»

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. /М.: Просвещение, 1981г.

novacont.ru/xls » Кружковая работа в детском саду по изо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Интегрированной непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Художественно-эстетическое» Образовательная область «Познание», «Художественное творчество» Тема: «Рябинка для снегирей"для детей второй младшей группы

Интегрированное занятия по художественно-эстетическому направлению по теме «Рябинка для снегирей» проводятся с детьми второй младшей группы, в рамках образовательной области  «Познания» с интегра...

Рабочая программа кружковой деятельности художественно-эстетической направленности «Лоскутная мозаика» старшего дошкольного возраста.

Цель программы: создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации через освоение техники «Кинусайга» Задачи програм...

Конспект ООД образовательная деятельность Художественно –эстетическое творчество на тему: «Моя малая Родина»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое творчество, Физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: раскрыть ис...

Доклад на тему: «Реализация воспитательного компонента дошкольного образования средствами кружковой деятельности художественно-эстетической направленности»

Доклад для педагогической конференции «Приоритетные проекты в сфере образования: от условий к качеству» на тему «Реализация воспитательного компонента дошкольного образования ср...

План сопровождения ребёнка, имеющего признаки одарённости в области художественно-эстетического развития (в образовательной деятельности "Художественное творчество").

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающегося в системе допольнительной образовательной общеразвивающей...

Интегрированная образовательная деятельность ( художественное творчество /рисование/ + познавательная деятельность) Тема: «Городецкая роспись»

Конспект составлен в рамках фестиваля методических разработок по изучению истории и культуры России посвященного культурному наследию народов России....