Развитие творчества и воображения у детей через нетрадиционные техники рисования
статья по рисованию (средняя группа) на тему

Пояскова Мария Александровна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творчества и воображения у  детей через нетрадиционные техники рисования.

Пояскова Мария Александровна -

                                     воспитатель МАДОУ «Детский сад № 28»                                                                    

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и рук, владение кистью руки.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие творческих способностей при использовании нетрадиционных методов и техник относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

По мнению Флериной, «богатый выбор изобразительных средств и материалов помогает сформировать творческую личность, учит мыслить смело, развивает чувство инициативы».

В ходе анализа психолого-педагогической литературы были изучены характеристики детского творчества: пластичность, инициативность, эмоциональная насыщенность и выразительность (В.В.Давыдов Н.Н.Поддьяков, В.А.Петровский, Н.А.Ветлугина, Л.А.Парамонова, О.С.Ушакова).

К основным условиям развития творческой деятельности детей относится: интересная содержательная жизнь ребенка в детском саду и дома, наличие обобщенных умений и навыков в изодеятельности, создание вариативной динамичной художественно-творческой среды и др. (Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, Т.Г.Казакова, Г.Г.Григорьева).

В начале работы было проведено 2 вида обследования развития изобразительной деятельности детей:

  • Овладение умениями и навыками в области «Художественное творчество» по методике Афонькиной.
  • Обследование уровня изобразительной деятельности детей по методике Г.Г. Григорьевой.

Развитие изобразительной деятельности детей диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в организованной и повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются правильность выполнения задания, степень самостоятельности и наличие проявлений творчества и соответствие возрасту.

        Результаты обследований показали, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует возрастной норме. Дети изображают предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, закрашивания, с дополнительной помощью передают несложный сюжет, украшают силуэты игрушек элементами росписей. Дети затрудняются в самостоятельном выборе выразительно-изобразительных средств. В результате детские работы бедны по содержанию, графические навыки и умения несовершенны. Среди показателей уровня развития изобразительной деятельности по методике Г.Г. Григорьевой на низком уровне восприятие предмета и изобразительные умения.

На основе выводов диагностики поставлены цель и задачи:

Создать условия для развития художественно-творческих способностей детей 4 – 5 лет через использование нетрадиционных способов в изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Обогащать представления детей  об окружающем мире.

2.Способствовать развитию замысла и технических умений у детей.

3.Познакомить детей  с нетрадиционными  изобразительными    материалами  и   техниками  работы с ними.

4.Развивать технику работы с различными художественными материалами.

5.Воспитать бережное отношение к предметам и игрушкам.

Работа по развитию технических навыков в соответствии с логикой формирования деятельности включала в себя следующие этапы:

  1. Ознакомление детей с изобразительными техниками.
  2. Закрепление использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек.
  3. Обобщение умений, навыков в рисовании и перенос их в самостоятельную деятельность детей.

Была пополнена развивающая предметно-пространственная среда группы, в частности центр художественной деятельности. Оформили  и дополнили уголок по художественно - творческой деятельности (были приобретены необходимые материалы для творчества детей), подобрали материалы для самостоятельной художественно - творческой деятельности, играли с детьми  в дидактические игры, слушали  музыку. Изобразительный материал и игровые пособия по изобразительной деятельности   располагались с учетом соблюдения принципов доступности, динамичности, учета интересов и возможностей детей, эстетики оформления.

На первом этапе работы мы в игровой ситуации познакомили детей с нетрадиционными техниками. Обыгрывание кисточки, карандашей, штампов,  пробок, печаток повышает интерес детей к материалу, изобразительным инструментам, желание пользоваться ими. Использование игровых приемов помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, мотивировать и обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изображения. Основные используемые методы первого этапа информационно - рецептивные: объяснение, показ, рассматривание, художественное слово, а также игровые приемы.

Также использовали:

  • Изучение последовательности и выполнение различных нетрадиционных техник
  • Наблюдение на прогулке
  • Чтение художественной литературы
  • Дидактические и настольно - печатные игры
  • Схемы последовательности рисования
  • Совет, напоминание, поощрение
  • Пальчиковая гимнастика, как средство

     подготовки мелкой моторики рук к изобразительной деятельности

  • Изготовление альбома «Необычные  рисунки»

Была проведена работа с родителями:  в уголок для родителей поместили консультацию на тему «Развитие творческого воображения детей в изобразительной деятельности», провели анкетирование родителей, были проведены индивидуальные беседы. Родители охотно откликнулись на участие в конкурсах совместного творчества, предоставили материал для выставки работ одного ребенка. Проведённая работа с родителями помогла нам заинтересовать их проблемами художественно - творческого развития  и установить единство задач и содержания  образовательной работы с детьми по данному вопросу.

Использование нетрадиционных  техник вызвали у детей ещё больший интерес и желание рисовать. Дети после ознакомление с техникой оттиск поролоном, неоднократно повторяли и включали данную технику в рисовании в самостоятельной  деятельности.

          На втором этапе работы мы закрепляли использование нетрадиционных техник в рисовании и создании рисунков. 

Основными методами работы на данном этапе были: 

  • Игры и игровые упражнения на закрепление приемов рисования в разных техниках;
  • Дидактические игры: «Собери солнышко», «Посади грибы на полянке», «Накормим куклу», «Приглашение на чай» и др.
  • Игры – путешествия. Вместе с котом Неумейкой мы отправляемся в лес, на полянку, в гости к Зайцу Степашке и т д.
  • Игровые приемы при рисовании  по технологии  Г.Г. Григорьевой,
  • Элементарные проблемные ситуации, исследовательская деятельность.

         Второй этап включал в себя серию непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) по области «Художественно - эстетическое развитие», которая была объединена единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования, а так же знакомились с новыми способами работы с изобразительными материалами.

       Наблюдения показали, что дети стали чаще рисовать самостоятельно, повторяя темы НОД.  Дети получали удовольствие от манипулирования с изобразительным материалом.  В процессе обучения отмечались индивидуальные предпочтения детей, свидетельствующие о развитии индивидуальности видения. Овладев нетрадиционными техниками, дети использовали их по - своему. Одни дети рисуют, повторяя темы, другие варьируют изображения, смешивают техники, других интересует лишь возможность рисовать, пачкать пальцы и руки при печатанье на листе.

Улучшение технических навыков и переход  умений детей в нетрадиционных изобразительных техниках в самостоятельную деятельность,  ознаменовал появление  третьего этапа, задачей которого  было создание  условий для переноса усвоенных детьми нетрадиционных техник в самостоятельную деятельность. На данном этапе  мы использовали  в основном сюжетно ролевые игры и игры – драматизации. Для работы использовали следующие методы:

  • Работа с использованием схем, алгоритмов рисования
  • Самостоятельная художественно - творческая деятельность
  • Самостоятельное использование дидактических и настольно - печатных игр
  • Коллективная художественно - творческая деятельность
  • Изготовление альбома «Необычные рисунки»

Дети с удовольствием рисовали, дарили свои рисунки друг другу на день рождения. Сделанные вместе с детьми  «лужи» в технике оттиск пробкой и печатками из картофеля, стали ориентирами при беге и прыжках в физкультурном зале. Во время прогулок летом и осенью дети рисовали на асфальте и песке, зимой - на снегу палочками, пробовали печатать на песке, снеге.  Увлеченно дети рисовали все вместе плакат «Покормим птиц», используя техники рисования пальчиками, печатанье.

У детей  появился интерес к различным изобразительным средствам, они стали использовать их в игровой, самостоятельной деятельности  по изобразительной деятельности.

В реализации системы работы большое внимание уделяли взаимодействию с родителями как основными участниками образовательного процесса. Основываясь на результатах анкетирования и интересах родителей, в сотрудничестве с семьей приоритет отдавали как традиционным, так и нетрадиционным формам взаимодействия. В практику педагогической деятельности были включены такие формы работы, как анкетирование, консультация ««Развитие творческого воображения детей в изобразительной деятельности», индивидуальные беседы, рекомендации, выставка работ одного ребенка «Моё творчество», выставки совместных работ родителей и детей.      

Результаты итоговой диагностики свидетельствуют о том, что увеличился положительный эмоциональный настрой, улучшилось техника. Дети стали использовать нестандартные материалы, научились сочетать несколько  техник и приемов рисования.

Таким образом, в результате проведенной работы мы сделали следующие выводы:

Применение нетрадиционных техник рисования способно стимулировать развитие воображения и творческих способностей у детей, помочь им выразить свои чувства и настроения, проявить свою индивидуальность.

Использование нетрадиционных техник рисования в НОД, индивидуальной работе с детьми способствует формированию самостоятельности, инициативности  в изобразительной деятельности.

Использование педагогом в работе с детьми нетрадиционных техник рисования заставляет его постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

Взаимодействие с семьей оказывает положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к художественно - творческой деятельности.

Список литературы:

1. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997

3. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000.

4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.

5. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000.

6. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание - 1995 - №2.

7. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

8. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999 - № 1.

9. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.

10. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - №4.

11. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\Дошкольное воспитание – 1991 - №12

12. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.

13. Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям // 37 Дошкольное воспитание – 1991 - № 2.

14. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1987

15. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.

16. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание - 1995 - №9-10.

17. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии – 1990 - №1.

18. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.

19. Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002 - №3-7.

20. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование – 2000 - №3-4.

21. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание - 1993 - №10.

22.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного   образования – М.: Центр педагогического образования, 2014., 32 с.

23. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972.

Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.

24. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - № 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по творческой теме в старшей группе "развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования" в старшей группе

Перспективный план по творческой теме в старшей группе "развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования" в старшей группе...

"Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционные техники рисования"

ull;- Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на ...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

План самообразования на тему: "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через нетрадиционную технику рисования."

Тема: " Развитие мелкой моторики рук дошкольников через нетрадиционную технику рисования"...

«Инновационные технологии и техники развития творчества детей в процессе использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»

Для развития детского воображения, фантазии и творческих способностей применяются нетрадиционные технологии и техники в разных видах изобразительной деятельности. Большие возможности дают творческие з...