Конспект ООД в подготовительной к школе группе по программе «Мы входим в мир прекрасного» на тему «Иллюстрации В.М.Конашевича к сказкам А.С.Пушкина»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Данное занятие предназначенно для воспитателей детских садов. Занятие направленно на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством В.М.Конашевича. Занятие было организованно в общеобразовательной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в подготовительной к школе группе по программе «Мы входим в мир прекрасного»  на тему «Иллюстрации В.М.Конашевича к сказкам А.С.Пушкина».

Цель: 

Познакомить детей с творчеством В.М.Конашевича.

Задачи:

1.Продолжать формировать знания о  назначении  особенностей иллюстрации для восприятия книги и ее художественного образа.

2.Продолжать формировать умение выделять средства выразительности, передающие характер образа.

3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

Возраст- 6-7 лет.

Продолжительность- 30 мин.

Оборудование и материал: магнитные доски, музыкальная композиция, иллюстрации к сказкам (авт. В. М. Конашевич), книжная выставка (тема: сказки А. С. Пушкина), модель (алгоритм работы иллюстратора), карандаши цветные, восковые мелки, бумага формата А1, подушки, потрет В. М. Конашевича.

Понятийный словарь (активизация речи): иллюстратор, художник-оформитель, эскиз, набросок.

Предварительная работа: чтение произведений К.Чуковского, С.Маршака, А.С.Пушкина. Рассматривание иллюстраций, выполненных В.М.Конашевичем.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте  поздороваемся с гостями.

Воспитатель: Хотите поиграть? Садитесь на подушки, закроем  глазки и прислушаемся к звукам (звучит шум моря).

Воспитатель: Открывайте глазки.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что вы слышали?

Дети: Мы слышали шум моря.

Воспитатель: Как вы  догадались, что это море?

Дети: Звук чаек, шум воды.

Воспитатель: Скажите, какие у вас ощущения, когда вы слышите шум моря?

Дети: Варианты ответов  

Воспитатель: Опишите, какие звуки вы слышали.

Воспитатель: Мы много с вами читаем  и знаем много сказок. Вспомните,  в каких произведениях действия происходят на море. Назовите эти сказки

Воспитатель: Правильно, это сказка «О рыбаке и рыбке».

Воспитатель: Кто автор этой сказки?

Дети: Автор сказки А.С. Пушкин.

Воспитатель: Кто был главными героями произведения?

Дети: Главными героями были старик, золотая рыбка

Воспитатель: Ребята, где мы можем увидеть море?

Дети: Море мы можем увидеть по телевизору, в книге, на компьютере, на картине.

Воспитатель: Правильно, мы можем увидеть море  на картинах. Я бы хотела пригласить вас в картинную галерею.

Воспитатель: Посмотрите, на эту картину (дети рассматривают картину В.М.Конашевича konashevich.jpg)

Воспитатель: Какое море изобразил художник?

Дети: Художник изобразил неспокойное море, на море небольшие волны.

Воспитатель: Какие краски использовал?

Дети: Художник использовал темные краски.

Воспитатель: Какие еще предметы на этой картине говорят о том, что море неспокойное?

Дети: Тучи, скалы.

Воспитатель: Какие тучи?

Дети: Тучи темные, страшные, тяжелые, грозовые.

Воспитатель: Какие скалы?

Дети: Скалы высокие, острые.

Воспитатель: Как вы думаете, почему скалы, расположенные дальше от берега светлее, а ближе к нему темнее?

Дети: Потому что небо, которое ближе к берегу темнее, а которое дальше светлее.

Воспитатель: А как художник изобразил старика?  

Дети: Старик пришел с поклоном, у рыбки удивление, потому что старик пришел не в первый раз.

Воспитатель: Что понравилось вам на этой картине?

Дети: Варианты ответов.

Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть еще одну картину. Какое настроение создает художник? (Дети рассматривают картину В.М.Конашевича konashevich_2.jpg)

Дети: Художник создает мрачное, грустное, жуткое настроение.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Варианты ответов.

Воспитатель: Какие оттенки?

Дети: Холодные.

Воспитатель: Какой краски больше?

Дети: Больше темной краски.

Воспитатель: Какие волны?

Дети: Волны высокие, сильные, большие, выше скал.

Воспитатель: Вы бы хотели оказаться на этих волнах?

Дети: Нет, потому что бушующее море страшно и опасно для нас.

Воспитатель: Напомните мне, пожалуйста, как называется состояние, когда море неспокойное?

Дети: Шторм.

Воспитатель: Скажите, а какие скалы?

 Дети: Скалы высокие, темные.

Воспитатель: А какие тучи?

Дети: Тучи черные, хмурые.

Воспитатель: Посмотрите на рыбку, готова ли она общаться со стариком?

Дети: Рыбка не готова общаться со стариком, она смотрит в другую сторону.

Воспитатель: Посмотрите на рубаху старика, что с ней происходит?

Дети:  Рубаха  развивается по ветру, значит, дует сильный ветер.

Воспитатель: Как вы думаете, связано ли состояние моря с событиями, происходящими в  сказке? С какими именно?

Дети: Рыбка разозлилась, ей не нравится, что попросила старуха.

Воспитатель: Молодцы ребята, что мы с вами сейчас делали?

Дети: Мы рассматривали две картины.

Воспитатель: Какое отличие вы нашли?

Дети: Варианты ответов.

Воспитатель: А теперь, давайте, рассчитайтесь на первый, второй.  Предлагаю вам изобразить действия и события, происходящие на картинах. Каждая команда сначала рассматривает картину, договаривается между собой кто, что изображает. Без слов, пантомимой показывает другой команде.

Воспитатель: Молодцы, интересно изобразили картины.

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам угадать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации, а вы попробуйте угадать, с какой она сказки.

( иллюстрации к сказкам: «Золушка» Шарль Перро, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин, «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин.)

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали сказки!

Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, к нашей мини-выставке. Чем отличается книга от тетради?

Дети: Книгу мы читаем, а в тетради пишем.

Воспитатель: А когда мы берем в руки книгу, что первое мы видим?

Дети: Мы видим обложку

Воспитатель: Правильно обложку. Какую информацию мы видим на обложке?  

Дети: Мы видим  название книги, автора.

Воспитатель: Ребята, вспоминается ли вам  сказка, когда вы смотрите на иллюстрации

Дети: Да.

Воспитатель: А легко представить себе сказку, если бы в ней не было картинок, были бы одни буквы?

Дети: Варианты ответов.

Воспитатель: А откуда появились иллюстрации в книгах? Кто может их создавать?

Дети: Художник.

Воспитатель: Правильно, иллюстрации в книгах появляются благодаря художнику-иллюстратору. Назовите, каких иллюстраторов вы знаете?

Дети: Рачев и Капустина.

Воспитатель: ребята, давайте попробуем с вами выложить схему, как создает картинки в книгах иллюстратор. (перед детьми перевернутые схемы работы иллюстратора).

После дети составили алгоритм работы иллюстратора по схемам.

Дети: Сначала художник внимательно читает текст несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять характер  какой он добрый или злой, хвастливый или простодушный,  сердитый или веселый (дети изображают на своем лице), где он живет, как одевается.  Далее создает множество рисунков – набросков. Каждый художник по-своему видит героев, о которых рассказывает писатель. Иллюстратор придумывает и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца.

Воспитатель: Сегодня мы с вами смотрели много книг и иллюстраций. Все эти книги создал Владимир Михайлович Конашевич ( показываю портрет).Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963, Новочеркасск, Ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Конашевич иллюстрировал не только детскую литературу, а  также взрослую, рисовал картины  тушью или акварелью. Конашевич очень любил сказки. Самая первая книга получилась случайно. Владимир Михайлович  рисовал своей маленькой дочери разные смешные картинки на каждую букву алфавита. Кто-то увидел эти рисунки, и они  вскоре были напечатаны. Книги, которые оформлял Конашевич, были яркими, праздничными. Первая книга  «Азбука в картинках».

Воспитатель: Для того, чтобы нам вспомнить какой материал нужен для работы иллюстратора, а для этого предлагаю вам поиграть в игру «Назови лишний предмет». Посмотрите, перед вами на столах предметы накрыты  салфеткой.  Вам необходимо выбрать те, которые требуются в работе художника-иллюстратора. (краски, кисти, бумага, карандаш, палитра резинка,).

Воспитатель: Молодцы, правильно справились с заданием! А теперь давайте встанем в свои команды. Предлагаю создать иллюстрации к сказке. Первая команды будет иллюстрировать начало сказки, а вторая конец. Вспомните, каким море было в начале сказки, каким в конце. Какие краски будете использовать. И будем  с вами создавать свои иллюстрации.

Воспитатель: Прежде чем приступим к работе, что нужно сделать с пальчиками?

Пальчиковая игра.

«Рыбка»

  Рыбка плавает в водице,

  Рыбке весело играть.

  Рыбка, рыбка, озорница,

  Мы хотим тебя поймать.

  Рыбка спинку изогнула,

  Крошку хлебную взяла.

  Рыбка хвостиком вильнула.

  Рыбка быстро уплыла.

  Ладони сложены вместе дети

  изображают, как плывет рыбка.

  Грозят пальчиком.

  Медленно сближают ладони.

  Делают хватательное движение.

  Снова «плывут».

Воспитатель: Предлагаю начать иллюстрировать (пока дети рисуют, воспитатель наблюдает за работой детей).

Воспитатель: Какие хорошие иллюстрации у вас получились. Ребята, вам понравилось быть иллюстраторами?

Дети: Да.

Воспитатель: С каким иллюстратором мы познакомились сегодня?

Дети: Мы познакомились с В.М.Конашевичем.

Воспитатель: Теперь мы с вами сможем иллюстрировать любые книги. Молодцы!

Список литературы:

  1. Чумичева Р. Дошкольникам о живописи / Р. Чумичева.- М.: Просвещение, 1992. – 126 с.
  2. Дошкольникам о художниках детской книги: из опыта работы: кн. для воспитателя дет.  сада: [сборник] / сост.Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1991. – 124.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте и чтению на тему "Кто, кто в теремочке живет?"

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте и чтению в подготовительной к школе группе на тему "Кто, кто в теремочке живет?" Подобраны развивающие игры из пособий Волиной В,В. "Русский язык. Учимся ...

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема: «В гостях у сказки».

НОД "В гостях у сказки" для детей подготовительной к школе группы  развивает креативность, закрепляет умение ориентироваться в схемах - моделях....

Примерный конспект занятия по знакомству детей с иллюстрациями В.М.Конашевича к сказкам А.С.Пушкина. (подготовительная к школе группа)

Примерный конспект занятия по знакомству детей с иллюстрациями В.М.Конашевича к сказкам А.С.Пушкина.(подготовительная к школе группа)Практические рекомендации для педагогов ДО...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: Бумажный театр по сказке «Заюшкина избушка».

Бумажный  театр по сказке «Заюшкина избушка».Задачи:1. Образовательные:-продолжать формировать умение использовать в работе разные виды бумагопластики  (торцевание, скручивание, ...

Конспект беседы в подготовительной к школе группе «Беседы о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. В. Бианки «Май»

Цель:• Уточнить, углубить и систематизировать знание о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем В. В. Бианки и его творчеством.• Пробуждать любознательность, активный интерес к ...