Конспект занятия по ознакомлению с картиной А. Саврасова "Грачи прилетели"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по ознакомлению с картиной А. Саврасова "Грачи прилетели" в рамках программы «Художественные выразительные средства в картинах русских художников-классиков как дополнительный способ в решении изобразительно-живописных задач в детском рисунке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с картиной

 русского художника – классика А.К.Саврасова

«Грачи прилетели»

(подготовительная группа)

«Ну, птенцы мои родные, на воздух! За город! Проталины появляются! Грачи прилетели, гомонят и усаживаются в гнездах»,- так говорил своим ученикам преподаватель московского училища живописи Алексей Кондратьевич Саврасов, приглашая их писать весну, и даже борода его похожая на лопату, как будто радостно топорщилась, и алмазами сверкали на ней брызги-капли. Весна - его любимое время года. В такие дни художник становился беспокойным, он чувствовал зов весенней природы. Надо идти, бежать, ехать прочь из города!

Художник охотно сходился с простыми людьми, да и народ сразу же признавал Саврасова за своего. Громадный, сутуловатый, с черной, чуть тронутой сединой бородой - на природе, среди родных просторов он мало чем отличался от крестьянина. Походил он и на мастерового:  перепачканная одежда, широкополая шляпа, да деревянный ящик с красками. И только руки с красивыми пальцами выдавали художника.

В тот день судьба свела его на базаре с каким-то крестьянином, приехавшим издалека. Продав свой нехитрый товар, крестьянин уже собирался ехать, когда к нему подошел Саврасов, поправил сбрую у лошади и ласково потрепал ее по холке. Из саней приятно пахнуло сеном.

- Ты, землячок, часом не богомаз, не в Молвитино ли поехал, там иконы почернели, подкрасить надо.

Алексею Кондратьевичу пришлось по душе тихое русское название -Молвитино. И почему бы ему там не побывать? Крестьянин предложил его подвезти, и они тронулись в путь.

Счастливые минуты! Ехал бы так всю жизнь, вдыхал ни с чем несравнимый запах сена, наслаждался бы тишиной да раздольем. А дорогу уже совсем развезло. Мужичок выбирал для саней проезжие места, крутил вожжами над кобылкой, понукал. Мелькали избы, дворы, ели, березы, последние снега на бескрайних полях, темнеющие дали - привычные и дорогие сердцу пейзажи. И под эту быструю, хорошо знакомую русскому человеку езду в памяти художника возникали картины детства, юности. Припомнился отец, человек молчаливый и строгий. Весь день просиживал он в своем магазинчике.

В двенадцать лет Саврасов выполнял рисунки гуашью и зарабатывал, продавая их купцам. А когда Алеша заявил о своем желании учиться рисованию, отец ничего не сказал, только помрачнел как туча и грохнул кулаком по столу так, что вся посуда подпрыгнула. Он хотел, чтобы сын его тоже стал торговым человеком. И не видать бы Алеше московского училища, если бы не взрослый приятель, который показал Алешины рисунки начальнику этого училища. Алеше не было еще четырнадцати лет, когда его зачислили в московское училище живописи.

Саврасов не заметил, как доехал до большого села. Солнце садилось где-то далеко в полях, и только красный отблеск догорал в узком окошке старенькой колокольни. Перед ним раскинулась бесконечно родная картина, немного грустная: приход весны на русскую землю. Было сделано много набросков, этюдов, прежде чем художник почувствовал - картина создана.

В картине «Грачи прилетели» изображена окраина глухого селения в весенний, пасмурный день. Побуревший рыхлый снег покрывает землю, темнеют проталины. Деревья и кусты еще голые, но чувствуется, что вот-вот начнут набухать почки. На высоком небе лишь местами просвечивает голубизна и солнечные лучи, которые, пробиваясь сквозь тяжелые облака, начинают прогревать землю. Влажный воздух окутывает все: крыши, забор, деревья.

На переднем плане картины несколько березок, на ветвях темнеют грачиные гнезда, дальше сереют низкий забор и постройки, среди которых возвышается старая церквушка, а в глубине картины весеннее поле, уже освободившееся от снежного покрова, рыжеватый кустарник и бесконечные дали, темнеющие у горизонта.

Грачи прилетели!

Грачи - основные герои картины. Они хлопают крыльями, взлетают, тянутся за прутиками, копошатся у своих растрепанных гнезд. Беспорядочное, но полное жизни движение птиц вызывает ощущения шума, гомона, которые всегда сопровождают весеннюю возню. А на снегу следы работы над гнездами: несколькими мазками, точками разбрасывает художник прутики - остатки строительства.

Одним из «героев» картины является солнечный луч. Он проглянул между облаками, и его неяркий свет преобразил все окружающее: окрасил в розовый цвет осыпающуюся штукатурку колоколенки, заставил вспыхнуть тусклым блеском старую медь колоколов, позолотил снег возле березок и крышу домика, отбросил длинные синие тени на слегка тронутый теплом снег. В свете этого живописного луча особенно рельефно обрисовались тонкие березы, темные гнезда грачей и нежные, лиловатые дали.

Еще один герой картины – воздух. Алексей Саврасов говорил: «Сколько березок, елей ни сажай, чего ни придумывай, если воздух не напишешь - пейзаж не получится». В картине «Грачи прилетели» все воздух. Он окутал дымкой дальние поля, затуманил изображение удаляющихся птиц и темных построек.

Четкие тени, следы на снегу переднего плана, яркие силуэты стволов берез, а на заднем плане дымчатые пятна полей – все это говорит о том, что Саврасов - мастер воздуха.

Пейзаж очень красив по цветовому решению. Несмотря на сдержанность красок, все в нем - цвет, еще один герой картины. Желтизна на дальних полях перекликается с золотыми облаками, оттаявшей землей, колоколенкой, пятнами на стволах берез, а белые пятна на заднем плане с большим пятном снега на переднем плане. Все это создает цветовую гармонию – единство.

(свет лучика, который преображает; по цветовому выбору темы; построение рисунка; умение писать воздух)

Всматриваясь в близкий сердцу пейзаж, мы немного грустим, и дома-то здесь старенькие, и людям в них живется, наверное, не легко. Но грусть проходит, потому что наступила весна. А она дает надежду на обновление, дарит тепло. Грачи прилетели.

Вопросы:

1. К какому жанру живописи относится эта картина?

2. Какое настроение было у художника, и как он его выразил в картине?

3. Какие чувства и настроение вызвала картина у вас и почему?

4. Каких героев использовал художник?

Соболева Наталья

педагог дополнительного образования МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы прилетели»

Цель: Экологическое воспитание с элементами развитие речи.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,  «Художественное творчество», «Чтение художественной литератур...

Конспект занятия по ознакомлению с картиной В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

Разввать коммуникативно-речевые умения, выражать свои чувства от восприятия картины, прививать детям любовь к сказочной живописи В.М. Васнецова....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КАРТИНОЙ В.М. ВАСНЕЦОВА "БОГАТЫРИ"

Знакомство детей с творчевтвом художника, через рассматривание картины "Богатыри". Использование слайдов, музыкального сопровождения и творческой работы с элементами театрализованного предст...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КАРТИНОЙ В.М. ВАСНЕЦОВА "БОГАТЫРИ"

Знакомство детей с творчевтвом художника, через рассматривание картины "Богатыри". Использование слайдов, музыкального сопровождения и творческой работы с элементами театрализованного предст...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КАРТИНОЙ В.М. ВАСНЕЦОВА "БОГАТЫРИ"

Ознакомление детей с творчеством Васнецова, через рассматривание картины, прослушивание музыкального произведения и творческой работы детей с элементами театрализованного представления....

Конспект занятия по ознакомлению с картиной И. Левитана «Золотая осень» в старшей группе

Цель: развитие целостного и эмоционального восприятия живописи, формирование представления о пейзаже, как особом жанре живописи, дать основы художественной грамотности....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Скворцы прилетели» (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 4 до 5 лет)

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, ознакомление с природой)«Социально-коммуникативное развитие».«Художест...