«В гостях у Матрёшки »
проект по рисованию (младшая группа) на тему

Проект для детей младшего дошколного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_gosth_u_matryoshki.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Первый Московский Образовательный Комплекс"

Проект для детей младшего дошкольного возраста

 на тему  «В гостях у Матрёшки »

Подготовила и провела: Семенова О.Д.

                                                   Кондратенко Н.Ф.

Конспект НОД с использованием инновационных технологий для детей средней группы «В гостях у Матрёшки

Москва 2015-2016


"Мы уверены в том, что народная игрушка является,

неисчерпаемым источником

мудрой и творческой педагогики".  Е.Флерина. 

Возраст детей: 3-4 года.

Тип проекта: познавательно – игровой, групповой, длительный.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта: 

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Проблема заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Проведенный опрос показал, что родители покупают детям современные игрушки, и не обращают внимание на игрушки своего детства.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.  

Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Знакомя детей с русской матрёшкой, формируется творчески развитая личность, способствует повышению уровня познавательных способностей детей, развивается воображение, эстетический вкус.

В деятельности ребенка 3-4 лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью и семьёй, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка. Недостаточность знаний современных детей и родителей о народных игрушках, например «Матрёшки». Дарить «Матрёшки»  было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.

Цель проекта: Способствовать расширению и углублению представлений детей о народной игрушке. Развитие познавательной активности и кругозора детей; пробуждение интереса к матрёшке; формирование нравственных ценностей.

Задачи: сформировать представления: о происхождении матрёшки, их разновидностях; о строении и назначении. Развивать познавательный интерес, получать новые знания, умения, навыки. Расширять  представление о том как расписывают матрёшек. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной  творческой деятельности; развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук; обогащать словарный запас.

1 этап. Подготовительный  (рождение проблемы разработка проекта). Дети,  играя  матрешками в группе, заинтересовались, почему  в одной матрешке прячутся ее сестренки, кто придумал матрешку, как матрешку  делают и обратились с данными вопросами к воспитателю. Воспитатель предложила детям поговорить о русских народных игрушках. Дети называли им знакомые народные игрушки из глины, дерева, соломы.   Воспитатель спрашивает у детей, где они могут найти ответы на интересующие вопросы. (Ответы детей: спросить у воспитателя, у родителей, посмотреть по телевизору,  в интернете, прочитать в книгах, спросить у родителей, бабушки, дедушки)

2 этап. Практическая часть. Организация НОД и деятельности в режимных моментах. Чтение произведений по теме, разучивание стихотворений, потешек, песен и частушек о матрешке. Беседы с детьми. Консультация для родителей  «В какие  игры можно играть с матрешками?». Дидактические игры. НОД по ФЦКМ приобщение детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры. Конспект НОД  по ФЦКМ «В гостях у Матрёны». Конспект НОД по ФЭМП  «Мы-матрёшки, мы-сестрички». Конспект НОД по ФЭМП «Большие и маленькие матрёшки».  Конспект НОД по конструированию «Дом для матрешки». Конспект НОД рассматривание картины «Играем с Матрёшками». Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) «Раскрасим матрешек». Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) «Укрась сарафанчик матрешке». Конспект НОД по художественному творчеству (лепка) «Хоровод матрешек».  Конспект досуга «Матрешки бывают разные». Весеннее развлечение  «Мы красавицы – матрешки». 

3 этап. Заключительный  (подведение итогов). Музыкальное занятие «Мы – матрёшки, вот какие крошки»»

Используемая литература:

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»(младшая группа) ЦГЛ, Москва, 2003

Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» ЦГЛ, Москва, 2005

Берестов В.Д., Матрешкины потешки // Читалочка: стихи. - М.: Малыш, 1992. - С. 8.

Бородин О., Матрешка: стихотворение // Библиотека. - 1995. - № 1.

Воробьёва О. Я. «Декоративно – прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика.» - Волгоград: Учитель, 2009г.

Горькова Л.Г., Л.А.Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников»(младшая группа) Москва, «ВАКО», 2005

Дайн Г. «Русская народная игрушка», М:, 1981г.

Журналы: «Дошкольное воспитание», №9,10, 2008 г. №4, 1994г.

Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4.

Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей – М: Просвещение, 1996г.

Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.

Комарова, Т. С. Коллективное творчество дошкольников / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

Комарова, Т. С. Эстетическая развивающая среда / Т. С. Комарова, О. Ю. Филлипс. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

Комратова Н.Г., Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет» ООО «ТЦ Сфера», 2005

Котова И. Н., «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб.: Паритет, 2010г.

Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

Откуда ты, матрешечка? // Жили-были. - 2000. - Июль. - С 15.

Русская матрёшка. М: Мозаика, 2003г.

Суворова Т.И.  «Танцуй малыш» Санкт - Петербург 2006


Консультация для родителей

 «В какие  игры можно играть с матрешками?»

Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).

Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту – «забудьте» одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.

Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.

В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.

Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.

На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.

Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.

Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на возраст в игре покажите преимущества каждого ребенка.

В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.

Так же в игре можно использовать художественное слово.

У меня матрешка есть,

Новая игрушка.

В желтом сарафанчике,

Славная толстушка.

А её откроешь-

В ней сидит вторая,

Вся в зеленом,

Как весной травка молодая…

А вторую отвернешь-

Там еще матрешка.

Там матрешка - вовсе крошка.

То-любимая матрешка.

Вся она, как маков цвет:

Сарафан на ней надет

Алый как цветочек,

И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,

Больше всех её люблю,

Маленькую крошку –

Красную матрешку.

Дидактические игры «Цветные матрешки»

Материал: матрешки четырех основных цветов: красного, желтого, синего и зеленого. У каждой матрешки есть свое лукошко. Предметные картинки: красные грибочки, желтые яблоки, синие мячи, зеленые елочки.

Цель: Закрепление основных цветов.

Ход игры. Дети складывают предметные картинки каждого из цветов в лукошко матрешки аналогичного цвета.

 «Одинаковые подарки»

Цель: Учить распределять предметы поровну.

Ход игры. Дети «дарят» каждой матрешке одинаковые подарки. Либо одинаковое количество (например, всем матрешкам по 2 предмета, либо каждая получает и елочку, и грибочек, и яблоко, и мячик) .

 «Выполни задание»

Цель: Закреплять цвета, развивать умение слушать задание и выполнять его.

Ход игры. Положить красные предметы в лукошко синей матрешки или зеленые предметы подарить желтой матрешке. Можно предложить положить желтой матрешке мало (меньше) предметов, а красной много (больше, или самой большой матрешке дать мячики, а самой маленькой грибочки) .

В заключении: После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются. В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию. И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой «матрешечный» мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином.


Конспект НОД по ФЦКМ приобщение детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры.

Задачи: дать  представления детям об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан). Формировать интерес и любовь к народному творчеству. Активизировать словарь. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, чувство любви к деревянной игрушке, аккуратность.

Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», посещение выставки глиняной игрушки (дымковской, каргопольской, филимоновской).

Материал:  демонстрационный: матрешки для мини-музея деревянной игрушки.

Оборудование: русский народный костюм для педагога, проигрыватель, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки».

Словарь: нарядная, расписная, русская игрушка, сувенир.

Ход занятия. Введение в игровую ситуацию. (Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу). Здравствуйте ребята. Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня. Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я хочу вам рассказать новую, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская… (матрешка)

Основная часть.

Молодцы! Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.  Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет. (Звучит русская народная музыка, дети садятся на ковер рядом с воспитателем). Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу.  Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка.

Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать.

Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

Воспитатель. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки. Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек. Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (Матрёшка)

Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают такие изделия, потому что все эти изделия делают только в России.

Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка.

Знает весь огромный мир этот русский сувенир.

А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки. Матрёшка раскрывается.

Разломила пополам: Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,  Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать, Буду дальше разбирать.

Воспитатель. Из чего сделаны матрешки? (Из дерева). Значит, какие они? (Деревянные). Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся? (Нарядные, красивые). У каждой матрешки  на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.

Мне пора с вами прощаться, а вы немного поиграйте с матрёшками.


Конспект непосредственной образовательной деятельности

по формированию целостной  картины мира

для детей младшей группы «В гостях у Матрёны»

Задачи: познакомить детей с историей матрёшки. Развивать эмоциональную отзывчивость на народную игрушку. Развивать интерес детей к народному творчеству. Воспитывать любовь к народному искусству.

Материально-техническое обеспечение: музыкальное сопровождение              (русская народная мелодия «Русская изба», мелодия песни «Поезд», русская народная мелодия «На горе то калина»в обработке Ю. Чичикова, русская народная мелодия «Колпачок», русские народные мелодии в записи, русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой, русская народная песня «Русская матрёшка») костюм Матрёшки, платок для игры.

Ход занятия.

Воспитатель: ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети. Да, любим!

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости к русской Матрёне.

Воспитатель: Ну что, готовы в путь дорогу? А вот на чём мы поедем в гости?

Дети: На паровозе!

Воспитатель: Все за мною становитесь, Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз, Ничего, что нет колёс!

Друг за другом мы пойдём, За вагончиком вагон.

Под музыку песни «Поезд» (CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети выполняют музыкально-ритмические упражнения. Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка.

2 блок познавательно-развлекательный.

Матрёшка: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуй, матрёшка!

Матрёшка: Я матрёшечка, я круглёшечка!

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая

А на голове платок, словно яркий цветок.

Звучит русская народная мелодия песни «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова матрёшка выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши.

Матрёшка: Не одна я в домике была, а с подружками своими.

Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку.

Воспитатель: Да где же они, подружки твои? Ребята вы видите подружек?

Матрёшка: Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать. Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол.

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?

1 ребёнок.

Матрёшка на окошке

В ярком сарафане,

И вся семья в матрёшке

Как в доме деревянном.

2 ребёнок.

Очень любят все матрёшки

Разноцветные одёжки:

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

3 ребёнок.

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрёшки всюду славятся

Они нам очень нравятся.

Матрёшка: Молодцы, ребятки! Правильно, это кукла матрёшка она совсем не обычная, потому что сделана из дерева. Она очень красиво расписана, её можно собирать и разбирать. Когда её разбираешь, то получится несколько кукол. А вы любите играть с матрёшками?

А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. А вот когда-то давным-давно у детей не было так много игрушек. И родители мастерили их сами. Вокруг было много леса и игрушки делали из дерева. И мастера придумали занятную деревянную куклу. Похожа она на крестьянскую девочку Матрёну и куклу начали называть Матрёшка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол. Один мастер вырежет из дерева, а другой красиво разрисует. Много матрёшек наделают своим детям и ещё на базаре отвезут, а такую красоту сразу раскупают. Прошло много лет, а матрёшка не надоела людям. Люди которые приезжают в нашу страну, обязательно увезут с собой на память.

Деревянная игрушка, ставшая символом России. Сказка, предание, миф и легенда, воплощенная в дереве. Русская матрешка, самая известная игрушка в нашей стране. Что значит она для нашего народа? Почему так называется? Имя русской матрешки: данное название русской матрешки произошло от имени Матрёна, распространённого на Руси. Имя Матрена от lat. «Matrona», что значит «женщина из знати», уменьшительно: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Муся.

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда матрёшкой.

Из детей выбирают матрёшку. На голову завязывают платочки. Она приседает в центре круга, который образуют другие дети.

Эх, матрёшечка, матрёшка

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

(говорком) Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь.

(Игра «Матрёшечка - матрёшка»)

3 блок. Заключительный.

Воспитатель: Понравилось ли вам ребята в гостях у Матрёшки.

Дети. Да понравилось.

Воспитатель: А чем же мы с вами занимались сегодня? С какой игрушкой вы сегодня познакомились? А из чего матрёшка сделана? Какие матрёшки бывают по росту? А как можно с ними играть? (Собирать, разбирать).  А каким цветом раскрашена матрёшка? (Яркими, разными цветами). А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?

Дети. Спасибо!

Матрёшка: Ну а сейчас пришло время расставанья. До свиданья!

Дети: До свиданья!

Воспитатель: А нам пора возвращаться в свою группу. В паровозик все вставайте и из зала уезжайте. Под музыку «Поезд» (CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети покидают зал.


Конспект НОД по ФЭМП  «Мы-матрёшки, мы-сестрички»

Цель: учить детей выделять величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.

Задачи:  учить детей выделять величину как особые признаки предметов,  сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы, обогащать словарный запас детей прилагательными: большой, маленький, красивый. Расширять и активизировать словарь детей путем обогащения знаний о ближайшем окружении, развивать связную речь.

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю нам поиграть, но сначала я вам загадаю загадку:

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Воспитатель. Правильно, ребята, это матрёшка! Посмотрите какая она красивая…

Мы матрёшку открываем, и другую вынимаем.

Мы другую открываем, и третью вынимаем.

Посмотри, посмотри, - три матрёшки, -1, 2, 3.

Основная часть:

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, на матрёшек, 1- большая, 2- поменьше, а 3 – маленькая. А теперь, вы, покажите мне маленькую матрёшку (дети показывают)

А теперь, покажите мне большую матрёшку (дети показывают)

Ребята, а давайте потанцуем с матрёшками. Дети выходят в середину группы и повторяют движения воспитателя. Звучит музыка «Мы – весёлые матрёшки»

ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”:

Хлопают в ладошки. Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево -вправо)

Девчонки озорные, Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Детки, а теперь посмотрите, где у нас в группе есть большие и маленькие игрушки….

А вот кукла Катя, она большая, теперь принесите куклу Машу, она маленькая… (дети ищут, находят и приносят) .

Посмотрите, вот большая машинка, а вы мне найдите маленькую… .(дети ищут, находят и приносят).

Посмотрите, вот большой мяч, а вы мне найдите маленький… .(дети ищут, находят и приносят) .

Воспитатель: А давайте поиграем с вами в игру «Весёлый мяч»

Подвижная игра «Весёлый мяч»

(Все дети изображают мячи, прыгают на месте)

Друг весёлый мячик мой. Всюду, всюду он со мной!

1, 2, 3, 4, 5, Хорошо мне с ним играть.

(«Мячи» убегают, а взрослый догоняет.)

Итог. Ну что, ребята, Вам понравилось? (Ответы детей)

Кто к нам приходил в гости? (Ответы детей)

Мы их будем ждать ещё в гости. А им пора в страну игрушек.

Давайте с ними прощаться. (До свидания)


Конспект НОД по ФЭМП «Большие и маленькие матрёшки»

Цель: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше-меньше, одинаковые), воспитывать внимание. Формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек. Закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Ход. Дидактическая игра «Больше – меньше»

Вот матрешка-мама, дочка где, не знаю.

Прячется малютка, вот она какая!

Появилась дочка маленького роста

С ней матрешка-мама, загляденье просто! (С.Резщикова)

Воспитатель. Ребята покажите где большая матрёшка-мама? А где же маленькая её дочка? Это какая матрёшка (большая)? А это какая (маленькая)? Матрёшка- мама какая (большая)? А матрёшка-дочка какая (маленькая)?

 Математическая игра «Одна и много». Учить детей находить в окружающей обстановке одну и много матрешек. Ребята матрёшка не одна у неё много сестричек. Где много матрёшек? А где одна? Воспитатель переставляет матрёшек, чтобы было одинаково. А сейчас? (поровну, одинаково). Воспитатель опять переставляет матрёшек. А сейчас где больше? Где меньше?

Математическая игра «Помоги матрешке найти свои вещи», закреплять умение группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы по цвету. Воспитатель предлагает детям три матрёшки (красная, зелёная, жёлтая). И набор предметных картинок (красного цвета – яблоко, помидор, шарф …; зелёного цвета – яблоко, огурец …; жёлтого цвета – мяч, груша … ). Дети должны разложить картинки по цвету к каждой матрёшке. Затем задачу можно усложнить, например, зелёной матрёшке дать жёлтые предметы, красной матрёшке зелёные и т.д.)

Физкультминутка  «Матрешка, ты где?»

Цель: формировать умение, затормозить свое действие или же наоборот, начать действие по речевому сигналу. Дети сидят на стульях, составленных в полукруг. Воспитатель показывает матрешку, просит детей положить руги за спину и ждать. Мерным шагом обходить вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает:

Хожу, брожу, матрешку в руках держу

Разберу пополам, деткам в ручки дам

Незаметно вкладывает по половинке матрешке в руки детям и шепчет:

-Ты тихонечко сиди, ничего не говори

Да и сам не смотри, только в ручке держи.

Вдруг говорит: Матрешка, ты где? Покажись!

Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выходят и соединяют обе половинки и отдают воспитателю. Игра повторяется несколько раз.

Настольно-печатная игра. «Парные картинки». Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры. Силуэты матрёшек разрезаны на две части. Дети самостоятельно их подбирают.

Очень любим мы матрешки,

Разноцветные одежки,

Сами ткем и прядем,

Поиграть мы к вам идем!

Дидактическая игра «Покатай матрешку». Цель: учить детей дослушивать инструкцию и обращенную к ним речь до конца, выполнять различные, противоположные по значению действия. Матрёшки расставлены на ступеньках. Прокати на машине сначала ту матрешку, которая на нижней ступеньке, затем которая на верхней ступеньке и т.д.

Дидактическая игра «Что изменилось?» Цель: упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать зрительную память, наблюдательность, речь. 

Ах, матрешечки-матрешки,                             В прятки с нами поиграй,

Хороши – не рассказать!                                  Нас скорее собирай,

Очень любят с вами дети                                 Если будешь ошибаться,

В нашей группе поиграть.                                Мы не будем закрываться.

 (С.Резщикова)

Дидактическая игра: «Собери матрешку». Цель: учить действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве. Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.

Итог занятия. Ребята, что мы сегодня делали? Играли с матрёшками. Какие бывают матрёшки (большие, маленькие, разных цветов).


Конспект НОД по конструированию «Дом для матрешки»

Цель: развитие элементарных конструктивных навыков, учить детей строить дом большой и маленький из куба и треугольника. Развивать цветовое восприятие, стремление к игровому и речевому общению, воспитывать трудолюбие.

Материал: две матрешки; строительный материал: куб 3шт. и треугольники 2 шт. каждому ребёнку.

Ход занятия: ребята сегодня нам предстоит интересная работа, а для этого давайте разомнем свои пальчики.

«Дом»

Я хочу построить дом (руки сложить домиком, поднять над головой)

Чтоб окошко было в нем (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединяем вертикально вместе)

Рядом чтоб сосна росла (одну руку поднимаем вверх и раскрываем пальчики)

Чтоб забор вокруг стоял, пес ворота охранял (соединить руки в замок)

Солнце было, дождик шел (руки вверх, а потом опускаем и стряхиваем)

И тюльпан в саду расцвёл (соединяем ладошки и раскрываем пальчики)

Воспитатель: посмотрите кто это к нам пришел! Да это же красавица матрешка.

Кукла славная матрешка,

Где же ручки, Где же ножки,

Ах, какие щечки, красные, румяные,

На фартучке цветочки и на сарафане.

Вот матрешка мама, вот матрешки дочки.

Ротик будто ягодки,  Глазки будто точки!

Мама песенку поет. Дочки водят хоровод.

Маме хочется покой,  Дочечки бегут домой.

Матрешка: ребята на улице очень холодно, а мне негде жить.

Воспитатель: не переживай матрешка, мы с ребятами тебе поможем. Поможем ребята, что мы сделаем?

Дети: построим домик.

Матрешка: спасибо, но это наверно нелегко.

Воспитатель: конечно, но ребята молодцы они сейчас все расскажут и покажут. А знаете, ребята, давным-давно люди жили не в домах, а в пещерах. В них можно было спрятаться от дождя и холода. Там они разжигали костры, готовили пищу, грелись около костра. И сидели на камнях. (Показывает картинку с изображением камня.) Камни часто были холодными, и людям было неуютно сидеть на них. Однажды, когда охотники возвращались с охоты уставшие, они присели в лесу на сваленное дерево. Отдохнув, они обратили внимание на это бревно. (Показывает картинку с изображением бревна.) И люди поняли, что удобнее сидеть на бревне, потому что дерево не остывает, а, наоборот, нагревается под ними. Так принесли люди бревно к костру. Но как-то один человек нашел в лесу пенек с вывороченными корнями, присел на него и понял, что пенек лучше, чем бревно. На нем можно сидеть одному. Так у людей появились пенечки-одиночки. (Показывает картинку с изображением пня.)

Шло время, люди становились умнее. Они строили большие деревянные дома, в которых были каменные печи. Сидеть на бревнах и пеньках в избе неудобно, и человек придумал сделать лавку. (Показывает картинку с изображением лавки.) Лавки делали длинные, они стояли вдоль стен. На них много людей можно было посадить. Но люди стали жить семьями. Лавки для них стали неудобными, они были большие, и их трудно было передвигать. И человек придумал табурет. (Показывает картинку с изображением табурета.) Теперь табурет можно было где угодно поставить. Но человеку и этого мало: Ему нужно не только сидеть, но сидя и отдыхать. И вот человек прибил к табурету спинку, и получился стул, а потом прибил с боков стула дощечки и получилось кресло.

После чтения можно перемешать картинки, которые воспитатель использовал во время чтения, и предложить детям расставить их в порядке ответов на вопросы.

На чем человек сидел в пещере? (На камне.) А потом на чем сидел? (На бревне.) Что потом использовал человек вместо стула? (Пенек.) Что человек сделал, когда начал жить в домах? (Лавку.) А что потом он сделал? (Табурет.) Чтобы удобнее было сидеть, что человек придумал? (Стул.)

Воспитатель. Молодцы. Посмотрите к нам в гости пришли матрёшки мама и её дочка. Они очень весёлые и хотят потанцевать с нами.

Физкультминутка.

 Мы веселые матрешки

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки.

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки.

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых.

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки.

На проигрыш дети выставляют ноги на пяточки.

Проигрыш – дети кружатся, топая ногами (топатушки).

Проигрыш – дети приседают (пружинка).

Матрёшка. Ребята вы можете построить два дома мне большой, а моей дочке маленький.

Продуктивная деятельность. Проводим анализ строительства, повторяем и учим цвета. Дети самостоятельно строят дома для матрёшек. Предлагаю детям маленькие машинки, обыгрываем постройку. Дети сами начинают строить дорожки, для того чтобы игрушки поехали в гости к матрешке и ее дочке.

Матрешка: спасибо ребята, у нас появилось много друзей нам теперь не страшен не снег, не холод, потому что у нас есть большой красивый дом.

Итог.

Матрёшка. Спасибо ребята, такие красивые дома у вас получились! Я матрёшка-мама в каком доме жить буду? А моя дочка? Мы будем ходить друг к другу в гости сначала дочка к маме. Дети должны поставить двух матрёшек к большому дому. Потом мы пойдём в гости к моей дочке, дети должны самостоятельно поставить двух матрёшек к маленькому домику и т.д.


Конспект НОД рассматривание картины «Играем с Матрёшками»

Цель . Учить детей понимать знакомый сюжет, называть действия персонажей, окружающие предметы. Уточнить представления детей о величине предметов – большой, поменьше, самый маленький; о высоте – высокий, пониже, самый низкий; об основных цветах – желтый, красный, синий, зеленый.

Ход занятия. У воспитателя на столе находятся разные игрушки – куклы, машины, кубики и др. Ребята, посмотрите, что у меня на столе? Дети перечисляют игрушки. Как можно назвать все это одним словом? Игрушки.

Но-здесь нет одной игрушки, про которую я сейчас загадаю вам загадку:

Ростом разные подружки.

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Что это за игрушка?

Если дети не ответят, воспитатель должен показать матрешку и еще раз повторить загадку, раскрыв матрешку, а потом собрав ее.

Да, это матрешка. Сколько у меня сейчас в руке матрешек? Одна.  А можно сделать много? Да. Кто сможет показать нам, как сделать много матрешек. Ребенок разбирает матрешку, а воспитатель ставит матрешек по росту. Вот как много стало матрешек!

Эта матрешка какая? Самая... (большая). А следующая матрешка? Поменьше. А последняя матрешка самая... (маленькая.) Интересно играть с матрешками? Вот и Ира с Сережей тоже любят играть с матрешками. Давайте посмотрим, как они играют.

Воспитатель вносит картину и дает детям некоторое время посмотреть ее самостоятельно, а потом рассматривает картину вместе с детьми. Посмотрите на картину. Что делают дети? Играют с матрешками. Как играет Сережа? Он кормит матрешек. Как он расставляет тарелочки? Самой большой матрешке он поставил самую большую тарелочку, матрешке поменьше и тарелочку поменьше, а самой маленькой матрешке – самую маленькую тарелочку. Если дети не смогут ответить, воспитатель подсказывает, задает наводящие вопросы: Смотри, у самой

большой матрешки тарелочка какая? Самая большая и т.д.

Как вы думаете, что говорит Сережа своим матрешкам? Предположения детей. Да, он говорит: Кушайте матрешки кашу: она вкусная.

А как играет Ира? Она построила лесенку и расставляет на ней своих матрешек. Как Ира расставляет матрешек? Ответы детей. На какую ступеньку поставила девочка матрешку в красном платочке? На самую высокую, на самую верхнюю. Как одета матрешка, которая стоит на следующей ступеньке, пониже? Матрешка в синем платье и желтом платочке. На какую ступеньку Ира хочет поставить матрешку в зеленом платочке? На самую низкую. Ира ставит матрешек на ступеньки и что-то приговаривает. Как вы думаете, что? Предположения детей. Ира говорит: Топ-топ, матрешки, топ-топ. Вот как хорошо играют дети! Послушайте, ребята! Я вам расскажу, как играли с матрешками Сережа и Ира.

Рассказ воспитателя. Интересно играть с матрешками! Сережа кормит своих матрешек. Он взял разные тарелочки и поставил самой большой матрешке

самую большую тарелочку, матрешке поменьше и тарелочку выбрал поменьше, а самой маленькой матрешке поставил самую маленькую тарелочку «Кушайте, матрешки, вкусную кашку!»

А Ира из красных кирпичиков построила лесенку. Ах, какие у нее нарядные матрешки! На одной матрешке красный платочек, на другой  желтый, на третьей зеленый. Идут матрешки по ступенькам топ-топ, топ-топ.

Итог. Воспитатель показывает на картину. Эта матрешка какая? Самая... (большая). А следующая матрешка? Поменьше. А последняя матрешка самая... (маленькая.) Что делает Сережа? Что говорит Сережа своим матрешкам? А как играет Ира? Что она говорит? Как играют дети? Дружно играют дети! И наши ребятки сейчас пойдут одеваться и будут дружно играть на прогулке.


Конспект НОД по художественному творчеству (рисование)

«Раскрасим матрешек»

Цели: Продолжать учить правильно держать кисточку тремя пальцами выше железного наконечника. Закрепить знание цвета. Учить тонировать силуэт матрёшки. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Материалы и оборудование: игрушка «Матрешка», мольберт, краски, кисти, стаканы с водой, салфетки, листы бумаги с нарисованной матрешкой для каждого ребенка.

Организационный момент.

Воспитатель (обращаясь к детям). Ребятки, внимательно глазками посмотрите на меня. А где ваши ушки? (дети показывают). А ушками послушайте! Хотите покататься на поезде? Тогда стройтесь. Я буду паровозом, а вы вагончиками. А вот волшебный клубочек (воспитатель показывает клубок). Он нам поможет построить длинный предлинный поезд. Дети строятся, держась за размотанный клубок и двигаются по группе. Воспитатель читает стихотворение:

Паровоз, паровоз

Новенький- блестящий.

Он вагончики повез,

Будто настоящий.

Чух, чух, чух,

Ту, ту, ту – уууу!

Основная часть.

Раздается стук в дверь. Входит матрешка. Воспитатель здоровается с матрешкой.

Воспитатель: ребятки, посмотрите, какая нарядная и красивая матрешка к нам пришла. Детишки, возьмем матрешку с собой покататься на поезде? (дети отвечают). Матрешка, присоединяйся к нам, пойдем покатаемся на поезде. Матрешка встает в строй к детям, взявшись за веревку из клубка.

Артикуляционная гимнастика. Воспитатель читает стишок, а дети повторяют звуки за воспитателем.

Чух, чух, чух,

Мчится поезд во весь дух.

Поехали (ш-с-ш-с)

Гудит паровоз (у-у-у-у)

Пар пускает (пых-пых-пых)

Остановились (ф-ф-ф-ф-ф)

Детишки с воспитателем останавливаются возле мольберта. На мольберте изображена нарисованная матрешка.

Воспитатель: Вот мы и приехали.

Матрешка: Ребятки посмотрите, кто-то меня нарисовал. Какая же я все-таки красивая! (встает рядом с мольбертом лицом к детям).

Воспитатель. Ой, ребятки! Посмотрите, какие замечательные матрешки на рисунке только они не яркие! Ребятки, наверное их забыли раскрасить. Ребятки, поможем матрешкам раскрасим их. Дети берут матрёшек и садятся за столы.  

Воспитатель: Только нам наверное потребуется помощник. Что это? Показывает большую кисточку. Дети отвечают. Правильно, это кисточка, наша помощница. У каждого из вас на столе лежит кисточка. Она поможет вам раскрасить матрешек. Но кисточку надо уметь держать правильно. Иначе рисунок получится не аккуратным. Давайте вспомним, как нужно правильно держать кисточку.

Воспитатель и дети показывают как правильно тремя пальцами чуть выше железного наконечника держать кисточку.

Воспитатель: Давайте вспомним ребятки как же надо затонировать матрёшек. Давайте возьмем кисточку в ручки, окунем в стакан с водой, чтобы намочить ее ворсинки. А теперь мокрой кистью наберем краску, обмокнув ее ворсинки в банку с краской. А затем снимем лишнюю краску с кисточки, прикоснувшись к краям баночки. Теперь будем закрашивать матрёшек полосочку к полосочке, прикладывая к ней кисточку и не заходя за ее края. Дети самостоятельно тонируют матрёшек.

По завершении работы воспитатель обращается к детям. Чтобы кисточка не засохла ее нудно вымыть в стаканчике с водой. Давайте помоем кисточки и подсушим ее, приложив к салфетке. Тогда кисточка поможет нам нарисовать еще много красивых рисунков. Молодцы. А сейчас давайте поиграем.

Мы весёлые матрёшки

Мы весёлые матрёшки

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Руки согнуты в локтях, указательным палец правой руки упирается в правую щёку. При произнесении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.

Итог занятия.

Воспитатель: Так что же мы сегодня раскрашивали? Какого цвета? Какие вы все молодцы! Так хорошо постарались!

Матрешка: Спасибо ребятки. Какие вы молодцы. Ну а теперь мне пора собираться к себе домой. Я пришла к вам не с пустыми руками, а с угощениями. Вот вам вкусные и полезные яблочки. До свидания.

Воспитатель: Детишки давайте попрощаемся с матрешкой. А теперь пойдем помоем ручки и попробуем угощение.  Дети моют руки и кушают яблоки.


Конспект НОД по художественному творчеству (рисование)

«Укрась сарафанчик матрешке»

Цели: вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, интерес к образу, закреплять умение ритмично наносить мазки на силуэт сарафана, развивать желание работать с гуашью, воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.

Воспитатель. Ребята, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные. Дети, из чего сделаны эти матрешки? Из бумаги. Значит, они какие? Бумажные.

Ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными, чем они отличаются? Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны.

Скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? Раскрасить их. Молодцы! Но сначала давайте потанцуем.

Физкультминутка.

Мы вокруг матрешки

Хороводом встали

Яркие платочки

Мы все в руки взяли.

Припев:

Ты, матрешка,

посмотри, посмотри-

Это пляшут малыши.

Мы вокруг матрешки

Весело гуляли, (2 р)

Ножками шагали.

Припев. 

Мы с тобой матрешка

Поиграем в прятки.

Отгадай, матрешка,

Где же все ребятки!

А теперь, матрешка

Нам пора проститься.

Нам пора проститься,

Низко поклониться.

Дети машут платочками перед собой, стоя в кругу.

 

 

Дети кружатся.

 

Дети, подняв платочки, идут друг за другом по кругу.

 

 

 

Дети кружатся.

Дети присаживаются на корточки, накрываясь платочками.

 

 

 

Дети машут платочками- «прощаются», кланяются.

Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку которые вы тонировали на прошлом занятии.  Дети садятся за столы, на которых  лежат бумажные матрешки.

Мастера, скорей за дело,

Украшай матрешек смело,

Составляй любой узор, 

Чтобы радовал он взор.

У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки. Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально.

Заключительная часть. Как вы думаете, мы смогли развеселить матрешек? Да. Почему вы так решили? Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные. Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица. Какие вы хорошие мастера.

Наши ручки рисовали,

Грязными от краски стали.

Ручки нужно нам помыть.

Полотенцем посушить.


Конспект НОД по художественному творчеству (лепка)

«Хоровод матрешек»

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой-матрёшкой, учить её рассматривать. Выделять особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежда украшена цветами), учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, развивать мелкую моторику рук, воспитывать бережное отношение к народным игрушкам.

Материал: пластилин, дощечки, игрушка матрешка на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толстая,

А внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой, будет третья во второй!

Половинку отвинти, плотную, притертую.

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь её, да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней живет шестая.

А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть по больше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.

Сколь вас? – у них мы просим.

И ответят куклы – восемь! (С. Маршак)        

Раздаётся стук в дверь. Входит матрёшка.

Воспитатель: Здравствуй матрёшка! С чем ты к нам пожаловала?

Матрёшка: Я пришла к вам в гости, на вас посмотреть и себя показать.

Воспитатель: Что ж, давайте полюбуемся матрёшкой.

Матрёшка: Красивая ли я, дети?

Дети: да.

Матрёшка: Разные бывают на свете игрушки. И очень большие, и совсем маленькие. Из дерева и ткани. Из глины, да соломы. Одних можно укладывать спать, других кормить и купать. У каждой игрушки есть имя: Катя, Маша, Ксюша. А есть игрушки, носящие одно и тоже имя Матрёшка. Много очень таких кукол. Они живут в больших и маленьких городах и селах. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живёт маленькая, а в маленькой- ещё меньше. Матрёшку знают во всем мире. Это русский сувенир. Её изготовляют из липы и берёзы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую, которая не разбирается. Затем побольше. Далее ещё больше, и только в конце самую большую. Игрушку очень красиво раскрашивают. Вот так и зарождается каждая матрёшка.

Воспитатель: Как интересно, только мы хотели с детьми тебя вылепить.

Матрёшка: Садитесь удобнее я вам расскажу как лепить матрёшку. У этой игрушки голова плавно переходит в туловище. Эта фигура называется цилиндр. Смотрите у цилиндра я оттягиваю одну сторону, это будет голова матрёшки. Теперь я разглаживаю глину пальцем. А другой конец получившейся формы сплющиваю, чтобы матрёшка бала устойчивая. Скажите что ещё мне осталось сделать? Украсить нарисовать ручки. Для этого я использую стеку и прорисую сарафан, руки лицо. Можно использовать заготовки лица, выполненные на бумаге. Теперь матрёшке нарисую платочек. Вот какая красивая матрёшка! Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём!

Дети выполняют движения под песню.

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи словно сёстры

Ладушки, ладушки.

После песни дети приступают к работе. Воспитатель следит за последовательностью лепки, за правильным использованием стеки.

Воспитатель: давайте посмотрим какие у нас получились матрёшки. А для этого поставим их в круг. Первая в хороводе будет стоять самая красивая матрёшка, за ней самая весёлая, потом самая румяная. Вот какой весёлый хоровод из матрёшек у нас получился.


Конспект досуга «Матрешки бывают разные»

Задачи: приобщение детей к русскому народному творчеству, формировать у детей речевую активность через малые формы фольклора; активизировать желание детей договаривать слова, фразы, помогая воспитателю читать знакомые произведения. Упражнять детей в согласовании речи с движениями. Закреплять умение выполнять танцевальные движения: «хлопки», «пружинка», «выставление ноги на пяточку», умение выполнять общеразвивающие упражнения под музыку. Воспитывать чувство сопереживания к другим и желание оказать посильную помощь; любовь и уважение к народному творчеству, искусству; любознательность; эстетический вкус. Доставить детям радость.

Материалы и оборудование: игрушки из массы для лепки, раскрашенные под дымковские, ватные палочки, краска «Гуашь» различных цветов, корзина, мольберт, планшет, ноутбук, столы, сервированные для чаепития.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам кто-то прислал сообщение. Будем смотреть и слушать? Смотрят сообщение на ноутбуке. Появляется изображение матрешки, звучит голос: «Здравствуйте дорогие дети! Я, Матрешка, приглашаю вас к себе в гости, в мой терем – теремок. Обязательно приходите, очень жду, будет интересно».

Воспитатель: вы согласны пойти в гости к Матрешке? А чтобы удивить матрешку, давайте девочки оденут красивые сарафаны, мальчики – пояса, возьмем с собой вкусные конфеты и баранки чтобы угостить Матрешку. Все готовы, тогда в путь.

Речедвигательная игра «Большие ноги шли по дороге»

Большие ноги шли по дороге

Маленькие ножки бежали по дорожке

Матрешка: (кланяется) Здравствуйте, гости дорогие, деточки красивые, нарядные, умные, да веселые. Как вы добрались, не устали в дороге? Приглашаю вас присесть на скамеечки, отдохнуть, набраться сил. Мы потом чайку попьем.

Я русская матрешка, хороша собой,

Сарафан мой яркий, а платок цветной.

Предлагаю не скучать, а со мною поиграть.

Игра «Что в корзиночке моей». Дети поочередно подходят, достают игрушку, расписанную под дымковскую, читают походящую по смыслу потешку. (коза, петушок, котик, свинка)

Матрешка: Какие вы молодцы, сколько много потешек знаете. У меня есть младшие сестрички, они все разбежались, кто куда, боюсь, что заблудятся, дорогу домой не найдут. Может быть, вы поможете их найти? Давайте позовем «ау», «ау» - громко зовем, не слышат матрешки, только эхо отзывается «ау», «ау» (не громко).

Наверное, нам нужно походить и поискать матрешек? Помогите мне найти всех, всех матрешек. Дети ходят по группе, находят матрешек, приносят на стол. Сколько нашла матрешек Ира? (одну) Сколько мы нашли матрешек все вместе? (много) Я большая матрешка – а мои сестрички – (маленькие). Беседа происходит у стола. После беседы воспитатель предлагает сделать зарядку для матрешек под русскую народную музыку «Как у наших у ворот.

Матрешка: Есть еще у меня сестра одна, только грустная она. Обращает внимание на мольберт, на котором матрешка из картона в белом сарафане. Подойдем мы к ней, ребята, может помощь, ей нужна. Ребята, пожалейте матрешку, спросите, что случилось? Ребята жалеют матрешку, спрашивают.

Матрешка отвечает, звучит запись за мольбертом. «Вы все красивые, нарядные, а у меня сарафан белый, не украшенный. Вы, ребятки, не поможете мне?» Дети соглашаются помочь, затонировать сарафан для матрешки. Все подходят к столу с приготовленными материалами.

Матрешка: Прежде, чем начнем тонировать сарафан, давайте вспомним правила тонирования. А теперь сделаем разминку для пальчиков.

Пальчики – мальчики будут рисовать (сжимать и разжимать пальчики,

Сарафан Матрешке будут украшать         (хлопать в ладоши)

Дети тонируют сарафан. По окончанию работы дарят сарафаны матрешке. Нарисованная матрешка благодарит детей и предлагает поиграть с ней в прятки.

Дети закрывают глаза, воспитатель прячет матрешку в домик, дети ищут, аукают, из домика выходит живая матрешка (девочка старшей группы)

Девочка Матрешка Молодцы, малыши, постарались от души.

В хоровод вставайте, танец со мной поскорей начинайте!

Танец «Мы веселые матрешки»

После танца Матрешка – воспитатель дарит детям разборную матрёшку. Проводится  игра «Собери матрешку». Читает потешку.

«Ай, качи, качи, качи,

Глянь, баранки, калачи,

Глянь, баранки, калачи

С пылу, с жару, из печи.

Налетели тут грачи,

Расхватали калачи.

Нам остались лишь бараночки».

Предлагает всем попить чаю с конфетами и баранками, которые принесли дети. При этом воспитатель приговаривает «Чай пить – не дрова рубить», «Живи не скупись – с друзьями веселись». После чая Матрешка прощается и уходит.


Весеннее развлечение  «Мы красавицы – матрешки»

Под весёлую музыку дети входят в зал, украшенный матрёшками разного вида (фигурки разного размера, плоскостные и пр.), их встречает Матрёшка.

Матрёшка. Здравствуйте, гости дорогие! Дети и взрослые! Какие вы все красивые, нарядные! Скажите, какой праздник сегодня?

Дети: Праздник бабушек и мам.

Матрёшка. И поздравление для них приготовили?

Дети: Да!

Ведущий. Пригласили в гости к нам. Мы и бабушек, и мам!

Обещаем, обещаем. Здесь не будет скучно вам!

Всё готово к празднику. Так чего ж мы ждём? 

Мы весёлой песенкой. Праздник наш начнём!

Матрёшка. Ребята, у меня есть волшебные ленточки, которые помогут нам  не скучать, а веселиться. Я сейчас брошу одну ленточку, она нам подскажет, чем мы займёмся. Разматываем ленточку в сторону солнца. Ленточка указывает на солнышко, а это значит, мы будем петь песенку про солнышко.

Исполняем песню «Солнышко лучистое»

Ведущий. Ребятки наши приготовили стихи для мам.

Дети читают стихи.

Маму очень я люблю,

Ей привет горячий шлю!

Но не только ей одной,

А и бабушке родной!

Матрёшка. Берём вторую ленточку, и она нам указывает на фотографию. Это подсказывает мне, что мы сейчас поиграем в игру.

Проводится игра «Найди свою маму»

Матрёшка. Бросаем ленточку, и она нас привела к сундуку. А теперь пришла пора. Мамам дать задание!

Проводится конкурс «Наряди матрёшку»

(мамы мальчиков наряжают их в сарафаны, косынки)

Исполняем песню «Мы весёлые матрёшки» (исполняют мальчики)

Ведущий. Вот какой подарок мальчики подготовили для девочек, мам и бабушек! Молодцы!

Девочки тоже хотят всех поздравить с праздником.

Исполняют танец «С  лентами»

Матрёшка. Пора нам запускать следующую ленточку. О! какая большая корзина! Что это в ней? В корзине находятся атрибуты для проведения конкурсов с бабушками.

Проведение конкурсов: «Поварята» и «Повесь бельё»

Ведущий. Молодцы, ребята и бабушки! Справились с заданиями Матрёшки. Скажите, ребята, что готовят бабушки всегда для своих любимых внучат?

Дети: Пироги!

Исполняют песню «Пирожки»

Ведущий.  Девочки и мальчики,

Давайте вместе с нами.

Спасибо скажем бабушке

Спасибо скажем маме.

Матрёшка. За хлопоты, за ласки,

За песенки, за сказки,

За вкусные ватрушки,

За новые игрушки.

Дети: Спасибо!!!

Ведущий. Вы и пели, и играли.

Но давно не танцевали!

Исполняют парный танец «С  погремушкой»

Матрёшка. Ну-ка посмотрим, что нам подсказывают ленточки. А ленточка указывает нам на красивую коробочку. Что же в ней?

Ведущий.  Подарок маме.

Мы не покупали

Сделали сами.

Своими руками.

Ребёнок. Мы дарим мамочкам цветы.

Их смастерили сами.

Вас очень – очень любим мы

И все гордимся вами!

Вручают мамам подарки.

Исполняют песню «Милая мамочка»

Матрёшка. Вот и кончилось веселье,

Расставаться нам пора!

На прощанье всем желаю

Мира, счастья и добра!

Матрёшка. Ребятки, вы мне очень понравились. Я вижу, как сильно вы любите своих мам и бабушек. Мне очень хочется вас угостить на память о том, что вы у меня гостили. Поможет нам в этом ленточка. Смотрите, куда она нам указывает, а там вас ждут сладкие матрёшечки!

До свидания, дети и гости дорогие! Приходите в гости!

Дети уходят в группу.


Музыкальное занятие «Мы – матрёшки, вот какие крошки»»

Программное содержание: продолжать вызывать интерес к традициям русского народа. Приобщать детей к народным играм, песням, частушкам. Воспитывать у детей интерес и уважение к прошлому, истокам истории и культуре своего народа.   Средствами музыки обогащать и расширять представление детей о русской матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой; побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, посильно выполняя под музыку образные движения, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.

Под русскую народную мелодию дети заходят в зал. Где их встречает матрёшка:

Здравствуйте, люди добрые,

Гости званные и желанные.

Здравствуйте, лебёдушки,

Здравствуйте, молодушки.

Матрёшка:

Дуйте в дудки, бейте в ложки.

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные. Матрёшечки румяные.

Весь народ глядит в окошко

Танцевать пошли матрёшки.

Танец. Мы – матрешки крошки.

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Как у нас (2 р)

Чистые ладошки.

 Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Как у нас (2 р)

Новые сапожки.

 Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Поиграем, поиграем

На своих гармошках.

Мы матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Потанцуем, потанцуем

Под свои гармошки.

Держат пальчики у щечки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок

Показывают свои ладошки.

Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок

Выставляют ножки, ручки на пояс.

Держат пальчики у щечки, кивают гововами из стороны в сторону. 

Показывают ноготок. Изображают, что играют на гармошке.

Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок. Кружатся, подняв одну руку над головой.

 Первая матрёшка:

Ой, да мы матрёшки, мы матрёшки.

Хоть и неуклюжие немножко,

Но на празднике на нашем

 Обязательно попляшем.

Танец с ложками.

Мы матрешки (2 р)

Невидны под платьем ножки

Очень длинный сарафан,

А на нем большой карман.

Топ-топ ножки,

Топ-топ ножки,

Ай да мы матрешки!

Ай да мы матрешки!

Мы матрешки (2 р)

Мы в карманах носим ложки

Чтобы весело плясать,

Громко ложками стучать

Хлоп-хлоп ложки,

Хлоп-хлоп ложки

Ай да мы матрешки!

Ай да мы матрешки!

Дети выставляют ноги на пяточки

 

 

Дети кружатся, топая ногами (топатушки)

 

 

 

Дети приседают (пружинка)

 

 

Стучат ложками

Вторая матрёшка:

Ой, да все мы, все мы круглолицы,

Очень знаменитые сестрицы.

Мы умеем раскрываться,

Друг из друга выниматься.

Третья матрешка:

Ой, да балалайка, балалайка,

Ну-ка, веселее заиграй-ка!

Поиграй-ка, не ломайся,

Для матрёщек постарайся!

Танец с платочками.

 Мы вокруг матрешки

Хороводом встали

Яркие платочки

Мы все в руки взяли.

Припев:

Ты, матрешка,

посмотри, посмотри-

Это пляшут малыши.

Мы вокруг матрешки

Весело гуляли, (2 р)

Ножками шагали.

Припев. 

Мы с тобой матрешка

Поиграем в прятки.

Отгадай, матрешка,

Где же все ребятки!

А теперь, матрешка

Нам пора проститься.

Нам пора проститься,

Низко поклониться.

Дети машут платочками перед собой, стоя в кругу.

 

 

Дети кружатся.

 

Дети, подняв платочки, идут друг за другом по кругу.

 

 

 

Дети кружатся.

Дети присаживаются на корточки, накрываясь платочками.

 

 

 

Дети машут платочками- «прощаются», кланяются.

Матрёшка: Спасибо, милые сестрицы. Спасибо за красивый танец.

А вы знаете историю создания матрёшек? Послушайте!

Восемь кукол деревянных.

 Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрёшками зовут.

Прообразом матрёшки стала фигурка добродушного лысого старичка из Японии. В нём было несколько фигурок, вложенных одна в одну. Эти фигурки всем очень понравились.  Ребята, я хочу пригласить вас  поиграть в интересную игру «Собери матрешку». (Проводится игра по типу пазл)

Молодцы. Давайте потанцуем.

Веселые матрешки.

 Мы веселые матрешки

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки.

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки.

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых.

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки.

На проигрыш дети выставляют ноги на пяточки.

Проигрыш – дети кружатся, топая ногами (топатушки).

Проигрыш – дети приседают (пружинка).

Дети читают стихотворения  про матрёшку:

1 реб. Подарили мне матрёшку,

В ней ещё сидели пять.

Их поставил на окошко,

Чтоб смогли они гулять,

Потому что у матрёшек

Почему то нету ножек.

2 реб. Эти русские матрёшки,

Разноцветные одежки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймёшь,

Если младшей не найдёшь.

Приглашаю вас на танец «Матрешки – крошки».

 Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)

Поплясать хотим немножко.

 

Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)

У нас новые сапожки.

 

Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)

 

Побежать хотим немножко.

Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)

Погуляем по дорожке.

 

 

Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)

Ох, устали наши ножки.

Воспитатель: отдохнули?

Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)

Снова пляшут наши ножки.

 

Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)

Всем поклонятся матрешки.

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, притопывают ногами.

 

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, медленно выставляют вперед то одно, то другую ногу.

 

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, бегут за воспитателем.

 

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, дети идут за воспитателем на ходу обмахиваются обеими руками (жарко).

 

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, присаживаются на корточки, поддерживая кистью правой руки, локоть левой.

Стоят на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, поворачиваются то вправо, то влево.

 

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, кланяются.

 Матрешка:

Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно:

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица - для меньшей – темница (Матрешка)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Молодцы! Ребята, хочу еще вас пригласить поиграть в  русскую народную игру «Ручеёк».

Матрёшка: Я приглашаю всех ребят  на чаепитие в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "В гостях у Матрёшки"

Музыкальное занятие в подготовительной группе...

весенний праздник "В гостях у Матрёшки"

весеннее праздничное развлечение...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"...

В гости к Матрёшке

Неделя игры и игрушки...

Конспект занятия по развитию речи «В гости к матрёшке» в первой младшей группе

Цель занятия: - развивать речевую активность детей, предоставляя возможность повторения вместе с взрослыми стихотворного текста и выполнения несложных действий;- расширить активный словарь за счет сло...

«В гости к матрёшке»

Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию областей «Музыка» и «Художественное творчество» Задачи:1.Познакомить детей с историей матрёшки.2.Изготовить плоскост...