Влияние художественной литературы на формирование творческого воображения, мыслительной активности на занятиях по изобразительной деятельности.
статья по рисованию ( группа) на тему

Алексеева Галина Александровна

Предварительный просмотр:

Влияние художественной литературы на формирование творческого воображения, мыслительной активности на занятиях по изобразительной деятельности. Обмен опытом работы.

Ноябрь 2009г. ГОУ д/с №1941 Алексеева Г.А.

Влияние художественной литературы на формирование творческого воображения, мыслительной активности на занятиях по изобразительной деятельности.

Обмен опытом работы.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. В связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном и услышанном в своих рисунка, нежели словами.

В этом году основным направлением своей работы я выбрала знакомство детей с русским народным творчеством, воплощением сказочных, песенных, былинных образов в живописи и графике.

Самым естественным занятием для ребенка младшего возраста является игра. И поэтому занятия по изобразительной деятельности должны проводиться в игровой форме. Действующими лицами в игре могут быть любимые игрушки, персонажи сказок. Образы героев помогают оживлять народные потешки, поговорки или загадки, которые хорошо известны малышам (-Как у котика усы удивительной красы, глазки смелые, зубки белые...; -Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки...) Дети привыкают видеть в сказочных героях не обычных животных, а их очеловеченный образ: животные могут одеваться как люди, ходить на задних лапах, говорить, петь колыбельные и совершать другие человеческие действия. Ребенок с удовольствием включается в игру, помогает украсить котику сапожки, а матрешке - платье; Мишутке - собрать грибы в корзинку; нарисовать Солнышко-колоколнышко или Колобка.

Для детей постарше вводится стихотворное описание облика и особенностей животных («Черепаха всех смешит, потому, что не спешит...»; «Что ж ты, еж, такой колючий?..») Легко запоминающиеся забавные стихи

позволяют не только лучше запоминать образы животных, но и открывают простор для творчества, помогают детям самим «оживлять» и очеловечивать героев, разнообразить и дополнить их внешний вид и поведение. Дети учатся передавать движения персонажа или сказочного героя, одевают его в народный костюм; самостоятельно дополняют рисунок, изображая окружающее пространство.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут быть вполне самостоятельными художниками-иллюстраторами народных сказок и былин, выбирая сюжет из произведения и действующих персонажей по своему вкусу. Ребенок воплощает в работе свой внутренний творческий мир, используя раннее полученные знания и навыки. Он может изображать внешность персонажей, их действия, окружающий мир, время года и т. д. по своему представлению и способности творчески мыслить. Но вне зависимости от полученного художественного результата, достигается главная цель: ребенок становится творцом, учится самостоятельности и нестандартному мышлению.

На занятиях по изобразительной деятельности происходит комплексное развитие творческих способностей ребенка. Усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Именно в условиях взаимосвязи между искусством слова и художественным творчеством формируется полноценная «культурная личность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема:" Моя любимая сказка"...

Развитие творческого воображения у дошкольников посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Данный материал содержит методические рекомендации по овладению детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками изобразительной деятельности , а также рекомендации по использованию природного ма...

"Влияние художественной литературы на формирование интегративных качеств ребенка".

Влияние художественной литературы на формирование интегративных качеств ребенка....

Проект №3 «Влияние художественной литературы на формировании личности дошкольника»

ЦЕЛЬ ДАННОГО ПРОЕКТА:Развивать познавательную активность, любознательность, общую культуру и эрудицию детей, через знакомство с художественной литературой.ЗАДАЧИ: Развивать устную речь, приобщать к уч...

Презентация из опыта работы по теме:" Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности"

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мир...

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на развитие творческих способностей детей».

Консультация для родителей«Влияние художественной литературы на развитие творческих способностей детей»....