Конспект совместной образовательной деятельности по художественному творчеству «Золотая хохлома»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная, изобразительная.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19 г.Выборга»

Конспект

совместной образовательной деятельности

по художественному творчеству

«Золотая хохлома»

Подготовительная к школе группа.

Подготовила: воспитатель Фатеева Е.А.

г. Выборг

2016г.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная, изобразительная.

Образовательные задачи: 

Продолжать знакомить детей с разными видами народно-прикладного искусства.

Закреплять колорит и элементы хохломской росписи.

Продолжать учить отличать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы», от других видов росписи.

Закреплять умение составлять композицию, на основе народно-прикладного искусства.

Продолжать формировать представления о назначении предметов посуды хохломской росписи и материале, из которого она сделана.

Продолжать учить составлять узор из растительных элементов (ветка, кустик, ягодка).

Совершенствовать умение рисовать концом кисти кайму, ветки, завитки, травку, ягоды.

Обогащать активный словарный запас по теме «Хохлома».

Развивающие задачи:  

Способствовать развитию чувства композиции.

Способствовать развитию универсальных предпосылок учебной деятельности – умение работать по схемам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Создавать условия для развития самостоятельности, активности и наблюдательности.

Воспитательные задачи: Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству.

Предварительная работа: рассматривание образцов хохломской росписи, картин, иллюстраций, открыток, детских работ прошлых лет; создание и просмотр презентации «Золотая хохлома»; рассказ воспитателя о происхождении хохломской росписи, применении и художественных особенностях; чтение худ. литературы (П. Синявский «Хохлома».)  (Н.Глазков «Хохлома, хохлома»); оформление в группе уголка изобразительной деятельности, организация выставки «Золотая хохлома», рассматривание наглядно-дидактического пособия «Хохлома».

Оборудование: виды посуды: хохлома, гжель, городецкая роспись; схема – подсказка, посуда на выбор из картона: тарелки, ложки, стаканчики. Гуашь, кисти № 1, 2, тычки (ватные палочки, карандаши, спички), палитры, салфетки, баночки с водой. Музыкальное сопровождение. Дидактическое пособие «Хохлома».

Словарная работа: кустик, усики, завиток, хохлома.

Ход занятия.

Оргмомент: (приветствие)

Мотивация:

– Ребята, ко мне приехал гость из-за границы. Мой гость скоро уезжает и хочет увезти в качестве сувенира Хохломскую посуду, но в магазинах ее нет.  Я не знаю, что делать? (рассуждения детей)

- Ребята, вы подсказали мне хорошую идею. Давайте сами изготовим хохломскую посуду. Я уверена, что у нас все получиться.

Основная часть:

– Вы сможете отличить хохломскую посуду от другого вида посуды. У меня есть целый сундук посуды, как же мне в ней разобраться и найти хохломскую? Поможете мне это сделать?

Дидактическая игра «Путаница».

Воспитатель достает из сундука по одному предмету, стараясь запутать детей называя неправильно виды росписи посуды (хохлома, гжель, городецкая роспись).

Дети вспоминают особенности хохломской росписи, гжели и городецкой росписи. Подмечают отличия разных видов росписи.

Очень давно, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью.

Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого  села Хохлома. Когда у купца спрашивали: «Откуда такое диво?», он с гордостью отвечал: «Из Хохломы». Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Рассматривание предметов посуды с хохломской росписью на выставке «Золотая хохлома» в группе (дети подходят к выставке)

- Ребята, посмотрите, как много предметов посуды на нашей выставке. Все ли предметы вам знакомы? Используем ли мы их сейчас? Какой предмет можно использовать в качестве музыкального?

- Какой предмет посуды нравится тебе больше всего? Почему?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эту посуду?

Беседа «Отличительные особенности хохломской росписи»

Воспитатель: - Какие цвета используют мастера? (красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки).

- Какие узоры вы видите на посуде? (Листики, ягодки, завитки, точечки)

- А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют? (рассуждения детей)

Воспитатель: умельцы заимствуют узоры у природы – веточки, листки, травка. Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Совместная художественная деятельность (дети садятся за столы, на которых лежат разные предметы из области нетрадиционных техник рисования для создания узоров)

Рассказ воспитателя о технике рисования хохломской росписи и показ образца.  

Воспитатель:

Из каких элементов можно составить узор?

- Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка».  Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Для рисования травки вы можете использовать кисточки. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

Ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки можно использовать печатку-тычок (ватную палочку, карандаш, спичка), а для крыжовника, клубнички и малинки лучше кисточку, т.к. они крупнее.

Листочек - это чаще всего лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов. Для рисования листьев вы можете воспользоваться кисточкой.

Воспитатель:

Кому  будет трудно, можно воспользоваться схемой – подсказкой.

  1. Фон (красный, черный, золотой, желтый).
  2. Цветовая гамма, используемая в Хохломском промысле (черный, зеленый, золотой, желтый, оранжевый, красный).
  3. Ягодно-травный орнамент (элементы).
  4. Виды ягод.

Воспитатель:

– Ребята, мы с вами вспомнили особенности  хохломского промысла, теперь вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете расписывать, и пройдите к столам.

Детям предлагаются на выбор: тарелки, ложки, стаканчики черных, красных, желтых цветов.

- Как вы думаете, с чего лучше всего начать рисовать? Почему?

- Ребята, ведущим будет стебель, потом ягодки, травка и завитки. Или вы можете начать с середины с больших крупных ягод.

– Сейчас вы почувствуете себя настоящими мастерами. Каждый из вас сам придумает узор для Хохломской посуды.

Пальчиковая гимнастика.

Прежде чем рисовать, надо пальчики размять.

Вот все  пальчики  мои,

 Их как хочешь  поверни.  

 И  вот  так  и вот  так,

Не  обидятся  никак.    

 Раз, два, три, четыре, пять                                                  

Не сидится  им опять.

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Под народную мелодию дети приступают к рисованию.

Самостоятельная изобразительная деятельность детей.

Оказываем детям необходимую помощь в индивидуальном порядке.

Заключительная часть:

Организация выставки детских творческих работ.

Рассматривание и анализ детских работ детьми.

- Чья работа тебе нравится? Почему?

Рефлексия «Солнышко»:

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, было не сложно;

голубого цвета – занятие интересное, но были трудности.

- Вы были сегодня в роли художников. Я вижу, что не всем было легко рисовать в технике хохломской росписи. Теперь вы знаете, как трудна эта  работа.

- Ребята, вы мне сегодня очень помогли. Я думаю, что такие замечательные изделия очень понравятся моим гостям. Они будут отличными сувенирами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект НОД по образовательной области "Художественное творчество", тема "Золотая Хохлома"

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни.Цель: развитие интереса детей к народному декоративно ...

Направление "Художественно -эстетическое развитие", образовательная область "Художественное творчество" - декоративная лепка на тему: "Золотая хохлома".

Данное мероприятие  разработано мною  по направлению "Художественно -эстетическое  развитие" как итоговое по декоративно - прикладному искусству, с использованием  художественного ...

Образовательная область: «Художественное творчество» Тема: «Золотая хохлома» Подготовительная группа

Образовательная область: «Художественное творчество»Тема: «Золотая хохлома»Подготовительная группаЦель: воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, и уважение к ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Тема: «Золотая осень» - «солевое» рисованиеЦели:- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;- Развивать потребность к созданию нового, необычн...

Сообщение на педсовете" Народное творчество - Золотая хохлома"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22502541","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22502545","attributes":{"alt":"","...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» Вид: декоративное рисование Тема: «Золотая хохлома»

Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Художественное творчество»Вид: декоративное рисованиеТема: «Золотая хохлома»для подготовите...