«По мотивам Петриковской росписи»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Татьяна Владимировна Гассан
Непосредственно образовательная деятельность по рисованию с детьми  старшего  дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:


                          Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска муниципального образования Белореченский район

«По мотивам Петриковской росписи»

(непосредственно образовательная деятельность по рисованию

с детьми  старшего  дошкольного возраста с использованием

современных образовательных технологий:

     

      исследовательская;

      коммуникативная;

      деятельностная;

      игровая;

      рефлексивная;

      физкультурно-оздоровительная;

     обеспечения социально-психологического благополучия)

Воспитатель

    МАДОУ Д/С 11

Татьяна

Владимировна

Гассан

                                                             

                                                                       

       Задачи:

Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов; закреплять и углублять знания об их росписи (гжель, филимоновская, дымковская, хохломская и семёновская);

Побуждать составлять узоры по мотивам петраковской росписи (региональное декоративное искусство), совершенствуя умение ритмично располагать элементы и рисовать кистью разными способами (всем ворсом и концом кисти);

Формировать желание создавать узоры на листах бумаги в форме народного изделия (посуда, одежда).

Воспитывать интерес к народному искусству, любовь и уважение к народным традициям.

     Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта, беседы о народном творчестве, разучивание потешек, стихов, поговорок;

Создание  мини-музея предметов декоративно-прикладного искусства, систематизация знаний о декоративном творчестве, прослушивание народных  песен, организация  игр на базе макетов «Кубанская изба» и «Кубанское подворье».

     Интеграция областей:

Художественное творчество – совершенствование умения детей рассматривать рисунки, замечать и выделять выразительные решения изображений;

 Коммуникация – развитие умения поддерживать беседу, совершенствование диалогической формы речи, поощрение попыток высказывать свою точку зрения;

Музыка – формирование музыкальной культуры на основе знакомства с народной музыкой;

Познание (ФЦКМ) – формирование элементарных представлений об истории человечества, образа жизни людей (одежда, утварь, традиции). Развитие умения сравнивать и классифицировать предметы, определять материалы из которых они сделаны.

Труд – развитие умения доводить начатое дело до конца, бережно относиться к материалам, воспитывать уважение к мастерам декоративно-прикладного искусства.

Социализация – развитие патриотических чувств, формирование потребности вести себя в соответствии с гендерной принадлежностью, воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.

Чтение художественной литературы – формирование умения внимательно и заинтересовано слушать стихотворения; запоминать и осознавать значение пословиц.

 

     

Оборудование и материал:

Магнитная доска, магнитофон, мелодии казачьего края (в записи);

Опорная схема для составления описательного рассказа;

Короб расписной, мешочек, салфетка декоративная, сувенир - птичка (гжель), ложка деревянная (хохлома), игрушки: матрёшка (семёновская), свистулька (филимоновская), барышня (дымковская);

Эскизы петраковской росписи;

Силуэтные шаблоны предметов быта (посуда, одежда);

Краски (акварель), кисти (широкие и тонкие), тычки;

Стаканчики под воду, салфетки.

План

1. Организационный момент.

2. Д/и «Что в коробе?»

3. П/и «Гори, гори ясно».

4. «Петраковская роспись» (беседа).

5. Художественное творчество (продуктивная деятельность - рисование).

6. Анализ.

Ход НОД

Чтение стихотворения

        Велика Россия наша

        И талантлив наш народ.

        О Руси родной умельцах

        На весь мир молва идет.

- О чём это стихотворение? (ответы детей)

- Ребята, я сегодня принесла короб, он не простой.

        «Короб-коробок!

        Приоткрой нам свой бочок!»

Организация и проведение  Д/и «Что в коробе найдешь?» - на ощупь определить предметы, описать и классифицировать их (матрешка, ложка, свистулька филимоновская, барышня, птичка) следуя опорной схеме.

Организация и проведение П/и «Гори, гори ясно»

Организация и проведение беседы «Петраковская роспись»

- Как называется наш край, где мы живем?

- А у нас есть местная роспись?

- Откуда она к нам пришла?

- Что расписывали мастера?

- Чем расписывали?

- Какие основные цвета использовали?

- Как на Руси говорится о мастеровых людях?

Организация и проведение продуктивной деятельности с учётом гендерной принадлежности (предложение детям превратиться в мастеров-умельцев петраковской росписи) на фоне записи мелодий казачьего края.

- Предлагаю мальчикам расписать посуду.

Просьба к девочкам: - «Подскажите, какую посуду использовали  казаки в старые времена? (кувшин, крынка,горшочки)

- Вам, девочки предлагаю украсить одежду.

Поручение мальчикам: - напомните, что носили женщины на Кубани в старину? (рубашка, юбка, фартук)

- Вы можете выбрать и расписать предметы по по желанию.

В процессе работы вспомнить с детьми пословицы о труде:

- Сделал дело – гуляй смело;

- Кто работы не боится, тот и пляшет и поет;

- Хорошая работа два века живет;

- Красна птица опереньем, а человек уменьем.

     По окончании работы, поблагодарить детей, выяснить не устали ли, понравилось ли им расписывать старинные предметы. Обратить их внимание на разнообразие и многоцветие изделий. Предложить, гуляя по группе, рассмотреть расписные предметы быта и рассказать о тех, которые понравились больше всего (почему, какие элементы и цвета использовались, завершена ли работа и пр.)

        Поинтересоваться: куда мастера-умельцы возили излишки своих изделий (на базар или ярмарку). Пообещать детям оформить выставку работ в виде праздничной витрины на ярмарке.

Чтение стихотворения

                        К самым тонким оттенкам природы,

                        К самым сочным краскам земли

                        Прикоснулись руки народа

                        И секрет волшебства нашли.

                        Все красоты родных просторов

                        Чудеса мастеров таят.

                        В светлой музыке русских узоров

                        Расцветает народный талант.

Пояснительная записка

        Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача, актуальная во все времена. Эта работа не может быть успешной без глубокого знания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти отражение в содержании воспитания, особенно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение наших детей. По итогам мониторинга группа моих воспитанников показывает высокие результаты, так высокий уровень развития 14 детей из 34, а остальные - средний.

       Глубоко заинтересовавшись единственной на Кубани живописной техникой, разработала план по ознакомлению своих воспитанников и их родителей с этим замечательным, нашим родным кубанским видом декоративно - прикладного искусства - Петриковской росписью. Представленный конспект является частью этого плана, предполагающего одно занятие в месяц и имеет художественно-эстетическое направление.

    Считаю, что работа по приобщению к народной культуре позволяет интегрировано решать вопросы всестороннего развития дошкольников: учить понимать прекрасное, усваивать эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные), испытывать радость, получать удовольствие от ярких жизненных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаться уважением к труду мастера, создавшего их, стремиться самим создавать прекрасное.

  Воспитатель МАДОУ Д/С 11                                                               Т. В. Гассан

Рецензия                                                                                                                                         на непосредственно образовательную деятельность по рисованию (декор.)                                    с детьми  старшего  дошкольного возраста воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска муниципального образования Белореченский район  Татьяны Владимировны Гассан                  

    НОД «По мотивам Петриковской живописи» предшествовала обширная предварительная работа, включающая создание мини-музея предметов декоративно-прикладного искусства, систематизация знаний о декоративном творчестве, прослушивание народных  песен, организацию  игр на базе макетов «Кубанская изба» и «Кубанское подворье», разноплановые беседы о народном творчестве, разучивание потешек, стихов, поговорок, рассматривание иллюстраций  с изображением предметов быта.

     Поставленные задачи, направленные на воспитание интереса к народному искусству, любовь и уважение к народным традициям. Формирование желания создавать узоры по мотивам Петриковской росписи (региональное декоративное искусство), совершенствуя умение ритмично располагать элементы и рисовать кистью разными способами (всем ворсом и концом кисти) на листах бумаги в форме народного изделия (посуда, одежда) решены полностью. Обозначенные педагогом цели мероприятия были понятны и доступны воспитанникам.              

    Методически грамотный с подбор загадок, художественного слова  и дидактических игр способствовал эффективности воздействия на детское сознание. Удачно подобранный приём поощрения за правильные ответы активизировал внимание детей, сохранявшееся на протяжении всего мероприятия.

    Учитывая относительную статичность дошкольников во время НОД удачно подобрана физминутка, проведённая в виде народной подвижной игры «Гори, гори ясно».

         Практическая часть организованная с учётом гендерной принадлежности позволила воспитанникам сделать самостоятельный выбор изделия для росписи.

   Оригинально проведён анализ рисунков, организованный в виде ярмарки умельцев давший возможность высказаться многим участникам мероприятия.

    Благоприятный микроклимат способствовал развитию следующих качеств личности: коммуникативность, самостоятельность и ответственность, способность к самооценке и самоанализу. Дети проявляли активность, любознательность, увлеченно дискутировали с педагогом и сверстниками.

       

Старший воспитатель МАДОУ Д/С 11                                 И.В. Волнякова  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ИЗО знакомство с Петриковской росписью "Распишем тарелочку для казачки".

Знакомство детей с Петриковской роспиью.Воспитывать уважение к культуре родной страны....

Презентация выполнения петриковской росписи "Калина красная".

Данная презентация  показывает поэтапное рисование узора петриковской росписи "Калина красная",которая поможет воспитателю в объяснении технологии выполнения элементов узора детям....

«Знакомство с Петриковской росписью»

Цель:Знакомить детей с декоративно-прикладным творчеством Кубани: с Петриковской росписью.  Задачи:Образовательные:Расширить и углублять представления об особенностях кубанской культур...

Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей группы старшего возраста "Знакомство с Петриковской росписью"

Цели:Расширить представление о промыслах Кубани;Познакомить с историей возникновения Петриковской росписи;Показать различные нетрадиционные способы рисования;Развивать воображение детей, поддерживать ...

Конспект НОД по декоративному рисованию "Секреты Петриковской росписи"

В методической разработке раскрыты приемы Петриковской росписи,используются игровые ,здоровьесберегающие и ИКТ-технологии....

Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Тайны городецкой росписи». Старшая группа

Вызвать интерес детей к городецкой росписи. Знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей рисовать городецкий цветок...