Из опыта работы "Развитие творческих способностей детей"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Галина Александровна Клокова

Данная работа содержит материал, направленный на развитие художественных способностей детей через использование нетрадиционных техник изображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема опыта: «Развитие творческих способностей детей  через

                                 ознакомление с окружающим миром».  

                                                       « Духовная жизнь ребёнка полноценна

                                                       лишь тогда, когда он живёт в мире игры,  

                                                         музыки, фантазии, творчества. Без этого –

                                                       он засушенный цветок».

                                                                                        В. А. Сухомлинский.

                   

     Цель: Развитие творческих способностей детей  старшего дошкольного возраста через художественно-изобразительную деятельность, выполненную в нетрадиционной технике.

     Задачи: 

  1. Расширять представление о нетрадиционных техниках и способах изображения, учить активно и творчески их применять.
  2. Углублять знания о средствах выразительности (композиция, колорит).
  3. Развивать пространственное воображение, наблюдательность, желание экспериментировать.
  4. Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
  5. Воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в различных нетрадиционных техниках.

     Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, является рисование. Старший дошкольный возраст - это возраст наиболее активного рисования.

     Деятельность по изобразительному искусству даёт возможность насладиться положительными эмоциями. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему. Но, к сожалению, многие дети испытывают трудности во время занятий изобразительной деятельностью, а некоторые полностью исключают эту деятельность из своего свободного времени. Как научить ребёнка рисовать, отражать свои впечатления от окружающего мира? Традиционное рисование не может охватить весь контингент детей. Всё равно остаются дети, которые испытывают страх и считают, что они "не умеют рисовать". Для того чтобы вызвать интерес к этому виду занятий и способствовать развитию творческого потенциала, необходимо использовать нетрадиционные методы рисования. Разнообразие форм, методов и приёмов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности детей. Передовой опыт, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами, даёт возможность применения нетрадиционных приёмов  изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

    Если постоянно пополнять ребёнка новыми впечатлениями, то своими эмоциями он захочет поделиться. Очень важно в этот момент дать ребёнку инструмент, с помощью которого он начнёт творить. Применяя нетрадиционные техники рисования, во время творческого процесса дети раскрывают свой потенциал. Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии. Такое рисование удивляет, увлекает, притягивает, приводит в восторг детей. Они снова и снова испытывают желание заниматься этим видом деятельности. Здесь используются необычные, непривычные материалы.

     Нетрадиционные техники рисования учат детей выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Детские страхи отступают, появляется уверенность в себе. Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно даёт возможность детям, даже тем, которые испытывают большие трудности при рисовании карандашами,  быстро получить желаемый результат. Ребёнка необходимо знакомить с разнообразными изобразительными техниками, чтобы он сам выбрал свой способ   самовыражения, который не будет заставлять его испытывать трудности и позволит в полной мере проявить себя.

       Развитие интеллектуальных способностей строится на единстве двух основ: развитие наблюдательности в природе, в жизни и развитие фантазии, то есть умение создавать художественный образ, выражая своё отношение к изображаемому, используя при этом нетрадиционные техники изображения.                  Постоянная организация выставок даёт возможность ощутить радость успеха. Выставки детского творчества - это признание творческой деятельности ребёнка, они повышают самооценку и авторитет ребёнка.

     Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, учит нестандартно мыслить. Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, которое позволяет обеспечить наибольшую выразительность образа.

     Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве изобразительных средств. Нетрадиционное рисование играет важную роль в развитии личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самовыражение в творческой работе, целенаправленность деятельности, проявление положительных эмоций.

     Применение нетрадиционных техник помогает пробудить эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни.

      Применение нетрадиционного рисования в старшей и подготовительной к школе группах детского сада является одним из компонентов подготовки детей к школьному обучению. Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования способствуют интеллектуальному развитию детей, дают возможность почувствовать уверенность в своих силах, что особенно важно для будущих школьников.

Работа составлена с учётом сезонных особенностей климата. Учитывается связь с жизнью. Для изображения предлагаются темы, которые:

  • привлекают внимание детей;
  • связаны с тем, с чем дети встречались в повседневной жизни;
  • предлагаются для изображения впечатления, полученные от действительности, от наблюдений в природе.

     На   занятиях   по   изобразительной   деятельности   дети   знакомятся  с

различными техниками изображения.

        Отпечаток ладошки, пальчиковая живопись. Данный способ изображения развивает воображение, фантазию, мелкую моторику рук, побуждает детей дорисовывать образ недостающими деталями.

        Рисование ватными палочками ("пуантилизм"). Ребёнок создаёт точечный рисунок. Данный способ развивает изобразительные способности, интерес к изобразительной деятельности и очень любим детьми.

        Оттиск листьев. Штампинг. Наносится краска на листья растений разных цветов и смешивается прямо на листике, затем делается оттиск на листе бумаги. Для штампинга используются штампы, сделанные из пробок, пластилина или другого подручного материала, а также поролон, пропитанный гуашью. Данная техника развивает цветовосприятие, композиционные умения, пространственную ориентировку на листе бумаги, учит дорисовывать образ дополнительными деталями.

        Кляксография. Ребёнок раздувает нанесённую на лист бумаги каплю краски через трубочку для коктейля, а затем дорисовывает изображение по своему усмотрению, используя любую технику. Данный способ привлекает ребёнка своей необычностью, заинтересовывает, будит воображение, развивает умение насыщать рисунок деталями, дорисовывать увиденный образ.

        Тычок жёсткой полусухой кистью. Используя гуашь, дети ударяют кистью о лист бумаги, создавая пушистость или колючесть. Этот способ используется для получения выразительного образа, развивает эстетическое восприятие.

        Ниткография. На шаблон наносится клей ПВА, и приклеиваются разные по цвету нити, создавая образ предмета. Данная техника развивает цветовосприятие, мелкую моторику рук.

       Техника рисования ниточками. Ниточки опускаются в краску и  кладутся в свёрнутый пополам альбомный лист, затем ниточка вытягивается. Получаются отпечатки разнообразной формы, которые ребёнок дорисовывает до определённого образа или использует для фона. Этот способ рисования очень хорошо развивает интеллектуальные способности, воображение, фантазию.

       Свеча (восковые карандаши) и акварель. Это своего рода эксперимент. Сначала выполняется рисунок свечой или восковыми карандашами, затем лист бумаги закрашивается акварелью одним или несколькими цветами.

       Тканевый оттиск. Для этой техники изображения используются разные по текстуре ткани, которые дают различные отпечатки, позволяющие варьировать изображение и вести творческий поиск.

       Набрызг. Для этого способа изображения можно использовать жёсткую кисть или зубную щётку. Жёсткой кистью, предварительно опущенной в краску, ударяют о кусочек картона, а по зубной щётке резко проводят зубочисткой, заполняя таким образом контур или создавая фон.

       Монотипия (с использованием целлофана). Развивает активность в поисках способов изображения образа. Можно использовать упаковочный целлофан с кружочками, получается оригинальное изображение. На целлофан наносится краска (акварель, гуашь), а затем прикладывается лист бумаги. Изображение может дополняться деталями.

       Рисование по мокрой бумаге. Это оригинальный способ рисования. Это экспериментирование с акварелью. Дети с большим интересом занимаются этим видом деятельности. Можно увлажнять отдельные места на бумаге, а не весь лист. Смешивая краски, дети учатся получать оттенки и гармонично сочетать цвета.

       Оттиск смятой бумагой. Для получения оттиска используется штемпельная подушка из поролона, пропитанная гуашью, и кусочек смятой бумаги. Таким способом удобно заполнять трафареты или создавать фон.

       Рисование по мятой бумаге. Этот способ даёт своеобразное изображение, краска не ложится ровно, а растекается по изгибам, что придаёт образу своеобразную выразительность.

      На занятиях дети учатся сочетать различные способы и техники изображения в одной работе. Уделяется большое внимание способам изображения.

     Изобразительный материал, который я использую в своей работе:

традиционный: акварель, гуашь, цветные карандаши, цветные восковые мелки, простой карандаш, кисти (широкие, узкие, жёсткие), альбомы;

нетрадиционный: осенние сухие листья, воск (свечи), печатки (из пробки, пластилина, картофеля, пенопласта), трубочки для коктейля, ватные палочки, кусочки поролона, зубные щётки, нитки (разные по толщине и цвету), кусочки ткани (разные по текстуре), целлофан (обычный и упаковочный), тесёмки, шнурки.

       Вспомогательные принадлежности:

трафареты (вазы, морские обитатели, космические тела, ёлочные игрушки и др.), клей ПВА, ножницы.

      Иллюстративный материал:

образцы, выполненные в нетрадиционной технике, нетрадиционным способом, игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Формирование творческих способностей детей с нарушением речи посредством музыкально-ритмического движения" (из опыта работы)

В презентация обобщен опыт работы на тему "Формирование творческих способностей детей с нарушением речи посредством музыкально-ритмического движения". Актуальность темы обусловлена тем, что дети-дизар...

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования."

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет свои плоды только тогда , когда обучение рисованию будет доступным, познавательным и выразительным...

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования"

Условия возникновения опыта«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. ...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»...