Взаимосвязь рисования с интеллектуальным развитием ребенка
консультация по рисованию на тему

Консультация  по Изодеятельности для  родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Взаимосвязь рисования с интеллектуальным развитием ребенка

                       

                  Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность  имеет большое значение для умственного воспитания детей.

                 Создание даже самых элементарных изображений предполагает наличие  достаточно ясных представлений о предметах и явлениях. Такого рода представления формируются, прежде всего, путем непосредственного наглядного знакомства детей с предметами: в повседневной жизни, в играх с ними, при рассматривании их. Со многими предметами дети знакомятся также по их изображениям в игрушке и в картинках. Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой – либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину,  конструкцию, цвет, расположение частей.

                 Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Отправляясь с ребенком на прогулку или по дороге в детский сад, обратите его внимание на цвет неба, причудливую форму облаков, на зелень листвы, форму крон деревьев, разную высоту и длину  домов, полюбуйтесь снежинкой упавшей на варежку, высотой сугроба, посмотрите, какие красивые сережки висят на ветках, сравните строение дерева и кустарника. Обратите внимание на одежду людей в разное время года. Да мало – ли, сколько интересного можно найти по дороге в детский сад или на воскресной прогулке всей семьей, главное, что это прекрасная возможность пообщаться с ребенком и обогатить его внутренний мир и развить наблюдательность. Сначала, конечно, малышу будет немного сложно разглядеть все предлагаемые вами картинки природы, но пройдет совсем немного времени и уже вам самим будет нелегко угнаться за воображением и наблюдательностью любимого чада!

             О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. Они должны ясно представить себе, то о чем узнают через слово, через образы литературы. Поэтому, читая ребенку сказку, не поленитесь обратить его внимание на описание того или иного персонажа, постройки или пейзажа. В процессе чтения переспросите ребенка: во что был одет Иван-Царевич, какого окраса была его лошадь. А может сын или дочь смогут описать терем в котором живет Василиса - Премудрая?.. Нередко дети сами придумывают сюжеты и темы для рисунков, лепки, используя запас имеющихся у них представлений.

            В процессе деятельности при изображении  уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов. В этом участвуют зрение, осязание. Движения рук. Все это играет огромную роль в умственном развитии вашего ребенка.

Взаимосвязь рисования с интеллектуальным развитием ребенка

                                       

                 Для умственного развития детей большое значение  имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величин, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая и не спелая ягода, растения в различные времена года), разное пространственное положение предметов и частей  (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

             Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краска, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, (гуашь – густая яркая краска, ее густота позволяет рисовать одним цветом поверх другого, акварель любит воду благодаря ей рисунок получается прозрачным, легким, воздушным, нежным приобретают навыки работы. Дети осваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности ( карандаш, кисть, ножницы). Овладение этими действиями способствует их умственному развитию.

              Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием построек и изготовлением поделок, дети учатся выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов  требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

              Так по форме предметы окружающего мира можно объединить  в несколько групп ( предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). на основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, в лепке. Например, чтобы слепить яблоко, ягоду, орешек, неваляшку или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), нужно раскатать комочки глины кругообразными движениями.

              Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Они узнают и назовут их во многих предметах.      Мыслительная деятельность ребенка находится в зависимости от  деятельности руки. Благодаря руке ребенок получает все более дифференцированные сведения о форме предметов, о пространстве,  величине.

               Дети постепенно приобретают способность, анализировать предмет, расчленено воспринимать каждую его часть, сравнивать предметы и их части по величине, форме, цвету и в тоже время воспринимать предмет в целом. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого и дифференцированного.

Взаимосвязь рисования с интеллектуальным развитием ребенка

                                       

               Очень важное значение для знакомства с окружающим миром и умственного развития ребенка имеет правильное называние детьми форм, цветов, линий, положения в пространстве и т. д. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только присущими отдельным, определенным предметам, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Дети узнают и назовут красный цвет, круглую форму и прямую линию в любом предмете.

               Для освоения техники каждого из видов изобразительной деятельности требуется развитие специальных движений в отношении их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Развитие в дошкольные годы этих качеств облегчает в дальнейшем овладение различными видами учебной деятельности.

              В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Эта деятельность является средством развития ценных качеств детской личности: сознательности, целенаправленности и самостоятельности в выполнении работы, настойчивости, умение довести дело до конца, аккуратности, умения заняться полезным делом.

                На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует  обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.

               Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, лепки, аппликации и конструирования: умение пользоваться орудиями (кистью, карандашом, стекой, ножницами),планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекая для этого все имеющиеся, в данный момент средства.

             При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность, любознательность.

             

Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду(под ред. Н.П.Скакулиной  Москва, «Просвещение» 1971г)

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию( под ред. Т.С Комаровой  Москва, «Просвещение» 1991

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка.

Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка. Польза развития мелкой моторики....

Семинар для родителей «Развитие речи – основной фактор интеллектуального развития ребенка»

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.Г.ГегельДостоинство речи – быть ясной и не быть низкой....

Родительское собрание в младшей группе "Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребёнка"

Родительское собрание "Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребёнка"...

Взаимосвязь физического и интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению взаимосвязи и физического и интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста...

Родительское собрание в первой младшей группе «Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребенка»

Познакомить родителей с основной задачей развития речи – всесторонним развитием личности ребенка....