Педагогическое сопровождение формирования чувства цвета старших дошкольников в процессе рисования по мотивам Городецкой росписи
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Куприянова Анна Игоревна

Статья о педагогическом сопровождении формирования чувства цвета у старших дошкольников в процессе рисования по мотивам Городецкой росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_sborniku_nekrasovskogo_kolledzha.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение формирования чувства цвета старших дошкольников в процессе рисования по мотивам Городецкой росписи

Автор: Куприянова А.И. 4-7 группа

Формирование всесторонне развитой, творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении.

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является:

- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Художественно-эстетического воспитание детей решает целый ряд задач эстетического и духовного развития личности. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств: чувства формы, цвета, композиции и художественного вкуса и на этой основе развития эстетических чувств, художественно-творческих способностей.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети - это цвет. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, играет важную роль в эстетическом и сенсорном развитии ребенка в свою очередь это способствует благоприятному всестороннему развитию ребенка, развитию его художественных способностей.

Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства приобщает детей к родной культуре, помогает им войти в мир прекрасного, закрепляет у детей знания эталонов формы и цвета и вдохновляет их на творчество. Это художественное наследие сохраняется, развивается и передается от поколения к поколению в процессе эстетического и духовно-нравственного воспитания (H.A. Ветлугина, Н.С. Карпинская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, А.П. Усова).

Народных промыслов на территории России существует большое количество. Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

 Психолого-педагогические исследования выявили ряд противоречий:

  •  дети старшего дошкольного возраста могут воспринимать, различать и использовать в изобразительной деятельности значительно большее количество цветов и оттенков, чем это определялось ранее в методических пособиях (Л.В.Венгер, Т.С.Комарова, Э.Г.Пилюгина, Н.П.Сакулина);
  • острое противоречие между высоким педагогическим потенциалом народного декоративно-прикладного искусства и отсутствием педагогической модели, направленной на формирование чувства цвета в процессе рисования по мотивам  художественной росписи;
  • знакомство детей с основами народного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но наглядных пособий и методических рекомендаций для развития чувства цвета, которые имеются в программах, не достаточно или их очень мало.

До настоящего времени отсутствует целостная система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию цветового восприятия и на этой основе формирования  чувства цвета в процессе изобразительной деятельности по мотивам Городецкой росписи.

Проблема исследования: как в процессе рисования по мотивам Городецкой росписи при педагогическом  сопровождении формируется чувство цвета у старших дошкольников?

Цель: Изучение и теоретическое обоснование особенности, формирования чувства цвета детей старшего дошкольного возраста; методическое обеспечение и апробация методики  рисования по мотивам Городецкой росписи для формирования чувства цвета  детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: формирование чувства цвета  детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методика рисования по мотивам Городецкой росписи при педагогическом сопровождении.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному исследованию;
  2. Выявить первоначальный уровень чувства цвета  детей старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать и апробировать конспекты непрерывной образовательной деятельности для формирования чувства цвета детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования по мотивам Городецкой росписи;
  4. Выявить эффективность методики рисования Городецкой росписи для формирования чувства цвета  детей старшего дошкольного возраста.

            Гипотеза: мы предполагаем, что в процессе формирования чувства цвета  детей старшего дошкольного возраста, будет протекать успешно при следующих педагогических условиях:

  1. При систематическом проведении с детьми старшего дошкольного возраста непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению со свойствами цвета с целью обеспечения развития ребенка в соответствии с нормой развития в старшем дошкольном возрасте;
  2. При условии индивидуального подхода к развитию  цветоразличения, умения называть цвета и их оттенки, получить задуманный цвет  у детей старшего дошкольного возраста;
  3. При условии содействия ребенку со стороны воспитателя в освоении навыков рисования  мотивов Городецкой росписи.

В результате проведенной диагностики (ассоциативный тест цветоразличения Т.В Чередняковой; тест цветоразличения  (как одного из компонентов эстетического чувства цвета)  Т.В. Башаевой; изучение восприятия цвета (как одного из компонентов чувства цвета) Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной), мы сделали вывод, что у детей старшего дошкольного возраста уровень цветоразличения (как одного из компонентов чувства цвета)  и знания о цветах и их оттенках на низком уровне. Мы сделали вывод, что необходимо провести работу по педагогическому сопровождению формирования чувства цвета у детей экспериментальной старшей группы.

Нами была разработаны 8 конспектов непрерывной образовательной деятельности рисования по мотивам Городецкой росписи для старшей группы. Мы проводили непрерывную образовательную деятельность по формированию чувства цвета в течение двух месяцев один раз в неделю.

В результате проведенной непрерывной образовательной деятельности дети научились самостоятельно:

- ориентироваться на листе бумаги,

- усвоили основные элементы и цвета, которые используются в Городецкой росписи,

- могут назвать элементы и цвета данной росписи,

- использовать приемы рисования Городецкой росписи в своих рисунках,

- составлять узоры на различных формах,

- смешивать два цвета для получения третьего,

- выбирать и использовать необходимые цвета,

- стали лучше владеть кистью.

Всё это способствует формированию их чувства цвета.

Во время непрерывной образовательной деятельности нами проводилась с детьми индивидуальная работа, используя дидактические игры «Составь городецкий узор», «Узнай элемент городецкого узора по описанию», «Назови цвета Городецкой росписи», «Какие краски необходимо смешать для получения: розового, голубого, зеленого цвета?»;  пазлы «Русские узоры», «Городецкие цвета». Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.

Мы оформили выставки детского творчества: «Синий, красный, голубой – выбирай цвет любой», « Мы Городецкими художниками стали, и панно разрисовали», «Ярмарка в нашей группе», «Подарки повару».

Нами были проведены консультации  родителей  «Цвет в жизни ребенка», «Городецкая роспись и ее возможности в формировании чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста», а так же была выставлена наглядная информация – «История Городецкой росписи», «Краски Городецкой росписи», «Рисуем вместе с детьми Городецкие узоры». Все это способствовало повышению педагогической грамотности родителей и создавало атмосферу сотрудничества и сотворчества.

На протяжении всего исследования мы создавали благоприятную эмоциональную атмосферу в группе, ситуацию успеха у каждого ребенка, чтобы все могли почувствовать в себе силы творить красоту и создавать новое.

В завершении проведенной работы по педагогическому сопровождению формирования чувства цвета у старших дошкольников мы провели повторную диагностику, целью которого был сравнительный анализ результатов  диагностик до проведения непрерывной образовательной деятельности по формированию чувства цвета у старших дошкольников и после нее. В результате проведения повторной диагностики нами было выявлено, что у детей старшей группы повысился уровень чувства цвета.

Результаты нашего исследования подтверждают гипотезу, что необходимо проводить непрерывную образовательную деятельность по педагогическому сопровождению формирования, чувства цвета детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников / Т.С.Комарова, А.В Размыслова. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

3. Городецкая роспись // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusmybb.5bb.ru/viewtopic.php?id=7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение формирования навыков метания старших дошкольников в процессе проведения физкультурных занятий.

В  своей работе я  хочу затронуть тему метания потому, что оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка....

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. Рисование городецкого коня

Программное содержание: продолжить знакомство с городецкой росписью; закреплять знания детей о её характерных особенностях: колорите, элементах, композиции; учить создавать более сложные узоры по...

Формирование чувства цвета у дошкольников в процессе рисования по мотивам городецкой росписи

Формирование чувства цвета у дошкольников в процессе рисования по мотивам городецкой росписи...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности старших дошкольников с речевыми нарушениями

В статье рассматривается понятие социальной компетентности, анализируются структурные компоненты социальной компетентности у старших дошкольников при нарушении речи и нормативном развитии, рассматрива...

Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Тайны городецкой росписи». Старшая группа

Вызвать интерес детей к городецкой росписи. Знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей рисовать городецкий цветок...

Волкова Н.А. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Тайны городецкой росписи».

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи знакомить детей с характерными элементами, изобра...