Конспекты занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник изображения
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Галина Александровна Клокова
В данной работе представлены занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения в рамках работы кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_izodeyatelnosti_v_netraditsionnoy_tehnike.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Занятия по изодеятельности с использованием нетрадиционных

          техник изображения в подготовительной к школе группе.

Подготовила Клокова Г. А., воспитатель 1-ой категории детского сада 25 "Рябинушка" г. Мичуринска Тамбовской области.

                                       Тема: "Осенний букет".

   Цель: развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования: "отпечаток листьев".

     Задачи:  - продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства (натюрморт);

                    - учить смешивать краски прямо на листьях;

                    - совершенствовать навыки рисования при использовании техники печатанья листьями и пластилинографии;

                   - развивать композиционные умения.

     Оборудование: листы бумаги, акварельные краски, кисти, листья и семена растений, пластилин.

     Ход образовательной деятельности:

     1. Организационный момент

     - У нас гость. Это наш любимый зайчик. Он приглашён на день рождения к своей подруге белочке, но не знает, что ей подарить. Давайте поможем зайке.

     - Как вы думаете, что можно подарить белочке?

     - Я думаю, что очень прекрасным подарком будет букет из осенних листьев.

     2. Беседа.

     - Какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы.

     - Чем же так красива осень?

     - Какие краски  есть у золотой осени? (У осени свои краски: красная, жёлтая, оранжевая, зелёная, пурпурная, багряная, лиловая, тёплые цвета.)

     - Что за цвет такой - пурпурный?  багряный?   (Оттенки красного цвета.)

     Как вы думаете, как можно получить такие оттенки?

     3. Рассматривание осенних листьев.

     Педагог читает стихотворение:     Утром мы во двор идём -

                                                                Листья сыплются дождём,

                                                                Под ногами шелестят

                                                                И летят, летят, летят.

     - Рассмотрите осенние листочки.

     - Скажите, каждый листик одного цвета? (Каждый листик не одноцветный.)

     - Чтобы отобразить яркость осеннего букета, нужно использовать много цветов и оттенков. Ведь каждый листочек на дереве окрашен в несколько цветов и оттенков, и все вместе они превращают дерево как будто в многоцветный костёр.

     - Посмотрите на берёзовые листочки. Какие цвета и оттенки здесь присутствуют?

(Зеленовато - лимонный, густой золотой, светло - жёлтый.)

    -  Да, все оттенки жёлтого переливаются в листьях берёзы.

    - Рассмотрите листья клёна. Здесь  какие цвета и оттенки мы видим?

(Кленовые листья полыхают красным, бордовым, лиловым цветом.)

     4. Закрепление знаний о жанрах изобразительного искусства. Рассматривание образцов работ, выполненных в нетрадиционной технике изображения.

     - Посмотрите на эти букеты. Вспомните название жанра изобразительного искусства, в котором выполнены эти работы.

     Педагог читает стихотворение:   Если видишь на картине

                                                             Чашку кофе на столе,

                                                              Или морс в большом графине,

                                                              Или розу в хрустале,

                                                              Или бронзовую вазу,

                                                              Или грушу, или торт,

                                                              Или все предметы сразу -

                                                              Знай, что это натюрморт.

     - Каким образом нарисована ваза?   (Контур вазы выложен  пластилином и сама ваза оформлена орнаментом из пластилина.)

     Вспомните, какой техникой изображения выполнен букет?

 (Техника печатанья листьями.)

     - Печатать мы можем не только листьями, но и другими частями растений, например, цветками ( репейника, бархатцев и др.), семенами ( клёна, ясеня).

     - Как выполняется техника "печать листьями"? (Краску нужно наносить на тыльную сторону листочка, которая шершавая. Затем сделать отпечаток на бумаге.)

     - Но мы с вами рассматривали листья и видели, что они все разного цвета. Вот и мы с вами будем накладывать краску разного цвета на один листок, чтобы получить оттенки цвета.

     5. Физ. минутка.

     Мы листики осенние                           Покачивание поднятыми  

                                                                   вверх руками.                                                                                                                                          

     На ветках мы сидели.

     Ветер дунул - полетели.                       Дети расходятся по коврику,

                                                                 кружась.

     Мы летели, мы летели

     И на землю тихо сели.                          Дети приседают.

     Ветер снова набежал

     И листочки все поднял.                         Дети кружатся, изображая

                                                                    листья.

     Закружились, полетели

     И на землю снова сели.                          Приседают.

     6. Самостоятельная творческая деятельность детей.

(Педагог оказывает индивидуальную помощь, поощряет творчество детей.)

     7. Анализ детских работ. Итог.

     - Нашему зайчику понравились все ваши букеты. Он их все обязательно подарит белочке. Я думаю, белочка будет очень довольна.

     - А вам понравилось рисовать букет с помощью листочков?

                                     Тема: "Кактус".

     Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования: "кляксография".

     Задачи: - закреплять умение использовать технику изображения

"кляксография";

                    - развивать творчество, интерес к окружающему миру.

Оборудование: листы бумаги, акварельные краски, кисти, трубочки для коктейля, иллюстрации с изображением кактусов, кактус в горшочке.

          Ход образовательной деятельности.

     1. Организационный момент.

     - А у нас гость. Отгадайте, кто это?

               Он колюч, зеленокож,

               И на ёжики похож.

               На окошке растёт,

               Очень редко цветёт.          (Кактус).

(Педагог ставит на стол комнатное растение - кактус в горшочке.)

     - Познакомимся поближе.

     2. Рассматривание растения в горшочке и на иллюстрациях.

     - К семейству кактусов относятся как маленькие "карлики", так и величественные колонны, которые произрастают на юго - западе Северной Америки. У этого растения нет листьев. На стеблях располагаются "ареалы", представляющие площадки, от которых отходят волоски или колючки.

     Педагог читает стихотворение:      Из пустынь пришёл ко мне

                                                                 Ёж, живущий на окне.

                                                                 Толстенький, зелёный,

                                                                 В солнышко влюблённый!

                                                                 Я колючий очень с виду,

                                                                 Но не ёжик и не ёлка.

                                                                 Я не дам себя в обиду,

                                                                 Потому что весь в иголках.

     - На что похож кактус?

     - Какую форму он имеет?

     3. Обсуждение техники изображения.

     - Сегодня мы нарисуем кактус при помощи своего дыхания, способом "раздувания краски".

    - Напомните мне, как можно рисовать с помощью трубочки для коктейля.

(Капнуть краску на лист бумаги и раздувать её с помощью трубочки, но при этом не касаться трубочкой ни листа бумаги, ни краски.

     - Какую форму имеет кактус?     (круглую, овальную).

     - Поэтому сначала надо нарисовать круг или овал зелёной краской.

     - Где будем размещать изображение на листе бумаги?

                    (Чуть ниже середины листа.)

     - А затем будем раздувать краску, изображая колючки и отросших  маленьких деток.

     4. Физ. минутка.

     - Ты ответь нам, кактус,                             Руки разводят в сторону.

     На вопрос:

     Почему ты весь                                          Вытягивают руки в  

                                                                           разные стороны,

     Колючками зарос?                                             изображая колючки.

     - Парикмахер                                                      Бег на месте.

     Удирает от меня -

     Он меня боится,                                           Руки прижаты к вискам,

     Больше, чем огня!                                           покачивание головой.

     5. Самостоятельная творческая деятельность детей.

         (Индивидуальная работа с детьми. Поощрение творческого подхода.)

     6. Анализ детских работ. Итог.

     - Какие красивые кактусы у нас получились!

     Организация выставки "Мой друг - кактус".

                                     Тема: "Морозные узоры".

     Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник изображения: "монотипия" (отпечаток).

     Задачи:  - упражнять в использовании техники изображения "монотипия", используя целлофан;

                     - вызвать у детей интерес к изобразительной деятельности;

                    - развивать творческие способности;

                    - воспитывать усидчивость, аккуратность.

     Оборудование: листы бумаги, акварельные краски, гуашь, кисти, целлофан, иллюстрации с изображением морозных узоров, аудиозапись П. И. Чайковского "Зимние грёзы".

                   Ход образовательной деятельности.

     1. Организационный момент.

     - Отгадайте загадки:           Побелело за ночь всюду.

                                                   А у нас в квартире чудо!

                                                   За окошком двор исчез.

                                                   Там волшебный вырос лес.      (Морозные узоры).

                        По утрам в рассветной мгле

                        Кто рисует на стекле?      (Мороз).

     - Давайте тоже совершим такое чудо!

     2. Беседа. Рассматривание иллюстраций.

     - Непревзойдённая красота на окнах зимой.  Таинственный художник волшебной кистью рисует необыкновенные паутинки, пёрышки, замысловатые узоры. Кто же этот художник?

     Педагог читает стихотворение:      На окнах сплошь заиндевелых,

                                                             Февральский выписал мороз

                                                                Сплетенье трав молочно-белых

                  И серебристо сонных роз.

                       Пейзаж тропического лета

                  Рисует стужа на окне.

                 Зачем её розы? Видно это

                                                       Зима тоскует о весне.

     - На что похожи зимние узоры?

     - Каждый рисунок сказочного зимнего узора неповторим. Посмотрите на иллюстрации. Волшебный художник, создающий зимние узоры никогда не повторяется, создавая новые, уникальные рисунки.  Смотря на иллюстрации, мы с вами оказываемся как бы в волшебном мире сказки и чудес.

     - Послушайте стихотворение Т. Дворниковой  "Морозные узоры".

                       Мороз узором по стеклу ползёт

                       И кружева плетёт без спиц умело.

                    Вот чудо - сказка на окне растёт -

                    Фантазию зима внедряет смело!

                    Ты окон двух похожих не найдёшь.

                    На каждом свой рисунок - персональный.

                    И каждый вид по-своему хорош!

                    Мороз - художник очень уникальный!

                    Чем злей мороз, тем сказочней узор!

                    Ты только всё увидеть постарайся.

                     Расправь ты крылья, ощути простор  

                     И в сказке очутиться постарайся!

     - Как в стихотворении говорится о морозе?

     - Что значит "уникальный"?

     3. Объяснение техники изображения.

     - Хотите попробовать нарисовать такие волшебные узоры?

     Но раз это волшебные узоры, значит и рисовать их надо необычным способом.

Рисовать сегодня мы будем на целлофане, а затем отпечатывать рисунок на лист бумаги.

     - Какие краски у зимы?       (Холодные.)

     - Какими красками мы будем пользоваться?     (Голубая, сиреневая, синяя, белая.)

     - Целлофан надо быстро заполнить краской (голубой, сиреневой и т. д.) , затем сделать различные разводы белой гуашью. И пока краска не высохла, сделать отпечаток на лист бумаги. Для этого надо прижать лист бумаги к целлофану.

     4. Физ. минутка.

     - Очутиться в сказочном мире и пофантазировать вам поможет музыка П. И. Чайковского "Зимние грёзы"

      (Под музыку дети импровизируют с белой лентой в руках морозные узоры.)

     5. Совместная творческая деятельность педагога и детей.

После выполнения основной работы педагог предлагает дорисовать кистью и белой гуашью дополнительные узоры  ( по желанию детей).

     6. Анализ детских работ. Итог.

     Рассматривание детских работ.

     - Вам понравилось рисовать морозные узоры?

     Оформление выставки детских работ.

                               Тема: "Закат солнца".

     Цель:  развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных способов изображения: "рисование по мокрому".

     Задачи: - создать условия для свободного экспериментирования с акварелью;

                   - учить изображать небо способом цветовой растяжки "по мокрому";

                   - развивать чувство цвета, формы, композиции;

                   - воспитывать желание восхищаться явлениями природы.

     Оборудование:  листы бумаги, поролон, акварельные краски, кисти, иллюстрации с изображением заката солнца.

               Ход образовательной деятельности

    1. Организационный момент.

     - Сегодня я предлагаю вам стать художниками - пейзажистами.

     - Кто такие художники - пейзажисты?

     - Правильно, они изображают на картинах природу. А мы сегодня нарисуем закат солнца.

     2. Беседа. Рассматривание иллюстраций.

     - Вы все много раз наблюдали эту великолепную картину захода солнца, эти переливы красок. Солнце для Земли и для всего живого на ней - это источник жизни. О солнце мы частот говорим с лаской.

                     При солнышке -  тепло, при матери - добро.

                     От солнца бегать - света не видать.

     Всегда любила наблюдать закат.

     По небу солнце разливает краски.

     - Рассмотрите иллюстрации и расскажите о своих впечатлениях при виде захода солнца. Какие краски можно увидеть на небе?

     - Послушайте, ка об этом говорит поэтесса Светлана Скорик.

                        Закат ревел,  как в рог рубиновый,

                        Трубил малиновым огнём.

                        И всё, что было в небе синего,

                        Сгорало красной охрой в нём.

                        Возникли эти росписи на небе -

                        Как алое зевание дракона.

     - Какие краски упоминаются в стихотворении?

     - А вот так говорит о закате  поэт Михаил Никитин:

                             Закат горел торжественно - тревожно.

                             Лиловый свет. Глубокий вдох небес.

     - Почему поэт говорит, что закат горел?

     - Да, мир согрелся на закате,

       И в палитре тёплых красок

       День теряем безвозвратно,

     Плача в золотые маски.

     - Это завораживающее зрелище - закат солнца, вдохновлял поэтов на написание стихов, художников - на создание картин. Настоящий художник не просто рисует, он умеет почувствовать и понять настроение природы.

     - Так какие же краски мы будем использовать, изображая закат солнца?

                     ( Тёплую палитру красок.)

     3. Объяснение техники изображения.

     - Закат солнца мы будем рисовать, используя технику рисования акварелью по мокрому. При таком способе рисования краски вливаются одна в другую, образуя различные оттенки.    ( Показ педагога.)

     - Вспомним, что надо сделать сначала?

     - Правильно. надо намочить лист бумаги водой, но не очень сильно. По мере необходимости отдельные участки бумаги можно намочить ещё водой.

     4.  Физ. минутка.

     Дети под музыку плавно двигаются с поднятыми вверх руками, имитируя  заход солнца,  постепенно приседают, опуская руки, садятся на корточки, опускают голову, обхватывают руками колени.

     5. Выполнение творческой работы.

     Педагог вместе с детьми рисует, объясняя свои действия, побуждая детей к экспериментированию с акварелью, к получению различных оттенков, используя тёплую палитру красок.

     6. Анализ детских работ. Итог.

     Педагог отмечает особенности и нюансы каждой работы, хвалит детей за красивые пейзажи.

     - Что мы сегодня рисовали?

     - Какой способ рисования использовали?

     Организация выставки детских работ.

                                    Тема: "Ветка мимозы".

     Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник изображения: "пластилинография", "пуантилизм".

     Задачи: - совершенствовать умение использовать ватные палочки и пластилин для создания образа;

                  - развивать творческие способности, интерес к изобразительной деятельности.

     Оборудование: листы бумаги, ватные палочки, гуашь, пластилин.

                Ход образовательной деятельности.

     1. Организационный момент.

     - Какое время года наступило?

     - Что происходит весной в природе?

     - Какие самые первые цветы появляются?

     - Какой праздник приближается?

     - Что можно подарить маме?

     Педагог загадывает загадку:  Цветик жёлто-золотистый,

                                                      Как цыплёночек пушистый,

                                                      Сразу вянет от мороза

                                                      Наша неженка...             (Мимоза.)

     2. Беседа. Рассматривание мимозы.

                                    Посмотрите-ка, ребятки,

                                    Только трогать их не нужно,

                                    Словно крошечки - цыплята,

                                    На насест уселись дружно.

                                    Месяц март, не скоро лето.

                                    И ещё с морозом ночки,

                                    Потому-то и одеты

                                    В шубки тёплые цветочки.

                                    Хоть и мамы нет наседки,

                                    Не страшит снежок с морозом.

                                    Распустились чудо - ветки.

                                    Называются мимозы.

     - Чем пахнет мимоза?            (Свежестью, весной.)

     - Какого цвета цветки у мимозы?

     - Какой формы цветки?

     - А листочки какие? На что похожи?

             (Игольчатые, похожи на иголки сосны.)

     -  Листики сложные: на боковых стебельках растут маленькие листочки, как иголочки. Они расположены близко друг к другу. Цветки яркие, золотистые, маленькие, пушистые, их много - много на веточке.

     3. Объяснение техники изображения.

     - Подумайте, как можно изобразить веточку мимозы?

     - Я предлагаю для изображения листочков использовать пластилин, а цветки можно изобразить при помощи ватной палочки.

     4. Физ. минутка.

     - Давайте изобразим цветочки.

                         Дети имитируют движения с помощью рук.

     - Наши нежные цветки

       Распускают лепестки.

       Ветерок чуть дышит,

       Лепестки колышет.

        Наши   жёлтые цветки

        Закрывают лепестки.

        Тихо засыпают,

        Головой качают.

     5. Самостоятельная творческая деятельность.

     Дети изображают ветку мимозы, используя техники "пластилинография" и "пуантилизм". Если некоторые дети предложили другие способы изображения, то они выполняют работу в другой технике (по желанию детей).

     6. Анализ работ. Итог.

     - Как вы сегодня постарались для своих мам.

     - Какие у всех разные и красивые веточки мимозы получились.

     

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы "Солнышко стало ярким и веселым".

Конспект Непосредственно образовательной деятельностм с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы....

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения в группе раннего возраста

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения...

Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционной техники изображения в средней группе "Прогулка в зимний лес" "

          Изобразительная  деятельность, к которой относится рисование, занимает  большое  место в  жизни  детей  дошкольного  возрас...

Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционной техники изображения в подготовительной группе "Африка! Африка!"

Изобразительная  деятельность, к которой относится рисование, занимает  большое  место в  жизни  детей  дошкольного  возраста, поскольку  данный  вид ...