Мастер-класс
опыты и эксперименты по рисованию на тему

Новохатская Наталья

Мой мастер-класс. Рекомендации к проведению занятий по рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx241.63 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

C:\Users\Аня\Desktop\1012373347.jpg

Составила и провела воспитатель Новохатская Н.В.

г. Армавир

2016 г.

Декоративное рисование - это рисование разных орнаментов с помощью красок, карандашей на листе бумаги, на объемных изделиях из глины, папье-маше, сконструированных из бумаги.

Во время обучения декоративным видам деятельности дети приобретают
знания, расширяют свой кругозор, у них углубляются такие процессы, как
чувство восприятия, представления, а также мыслительная операция -
анализ, синтез, сравнение, обобщение, обогащается речь. Дети усваивают цвет, распознают геометрические фигуры, учатся располагать узор на листе бумаги, что способствует сенсорному воспитанию дошкольника.

1. Развивать эстетическое восприятие при непосредственном ознакомлении с произведением ДПИ: роспись, вышивка, кружево, керамика.

2. Учить понимать значение и красоту ДПИ.

3. Учить составлять композицию узоров на бумаге разной формы на объемных и плоских предметах.

4. Учить гармонично объединять цвета и оттенки в ДПИ.

5. Овладевать техническими приемами декоративного рисования.

6. Учить выполнять коллективные работы, составлять панно из отдельных декоративных узоров по мотивам русского декоративного искусства.

На занятиях дети усваивают технические приемы декоративного рисования: проведение прямых, волнистых, ломаных линий; мазков разного характера:

точки, завитки, дуги, круги, свободные мазки и т. д., используя при этом кисти разного размера. Дети учатся заполнять узором геометрические формы (квадрат, круг, овал, прямоугольник). Украшают узором вырезанные из бумаги предметы, кувшины, тарелки, платки и т.п.

Разные виды декоративного искусства русских мастеров доступны детям (дымка, хохлома, гжель, вышивка, кружево)

Дымковская игрушка - яркая, радостная, фантастическая. Круглые и овальные пятна, прямые и волнистые линии, точки и мазки. Контрастное соединение ярких цветов - красного, желтого, голубого, зеленого наносятся на белый фон.

Хохлома - черный, желтый, красный, зеленый цвет. Традиционные мотивы орнамента - травка, цветы, листья, веточки, ягодки и иногда встречаются изображения сказочных фантастических птиц.

Гжель - белый фон, яркие сочные цветы кобальтового цвета.

Кружево было и остается украшением в русском национальном костюме.

Занятия могут проходить в нетрадиционной форме: экскурсия в горницу (или музей), где демонстрируется кружева, сравнение кружева с паутинкой. В подготовительной группе проводится тема «вышивка». В горнице висят костюмы с вышивкой, полотенца, скатерть на столе с разными видами вышивки. Упор делается на традиционной вышивке Липецкого края - два основных цвета: красный и черный.

Руководя работой детей во время декоративного рисования, используются наглядные, словесные и игровые приемы обучения. Дети творчески используют навыки, приобретенные на всех занятиях.

Рекомендации по методике рисования

Рисование дерева (кисть)

Кисть ставим вначале листа, полностью поднимаем вверх, дерево вытягивается к солнцу, по мере роста кисточку плавно «отрываем» от листа бумага и рисуем макушку ствола уже самый кончик кисти. Внизу ствол дерева толще, вверху - тоньше. Веточки вытягиваем от ствола, кверху тянутся (рисуем самым кончиком кисти, но у ствола ветви чуть толще).

«Береза» У плачущей березы вниз веточки тонко ведем как «косицы» девичьи.

«Цветущее дерево» Свол и ветки рисуем так же, как обычно: внизу ствол толще, вверху - тоньше. Веточки вверх. А вот крону дерева можно «вылепить» и точечными мазками, прикладывая кисточку к бумаге (листик зеленого и листик белого цвета - чередование). Можно и в нетрадиционной технике: зеленая и белая гуашь разведена в розетках: салфетку в комочек смяли и поочередно, набирая краску, прикладываем его к ветвям дерева. В этой же технике выполняется и осеннее дерево (набирая и чередуя цвета: желтый, красный и зеленый) и зимнее дерево (набирая белый цвет 4- голубой или розовый, в зависимости от времени суток) в снежном уборе.

«Цветы»

Исходя из традиционного выполнения цветов («примакивания» кисти, точками и лучиками, изображая лепестки), можно эти же приемы использовать, но уже в технике по - мокрому. Омочив лист бумаги водой, и в разном порядке, нарисовав серединки цветка и, пока не высохла бумага, традиционными приемами рисуем лепестки, как бы «выкладываем» мозаику. Этот прием дает пышность, бархатистость лепесткам цветов.

«Изображение животных»

Дети, зная форму головы и туловища животных и выполняя эти требования посредством карандаша графического и красок привыкают мыслить однообразно. В эти традиционные формы исполнения, можно внести интересные новые моменты

Новый материал: сангина, угольный карандаш и соус - передают фактуру шерсти. Например: «Дружная семейка» (зайчиха и зайчата выполняются угольным карандашом: овал маленький - голова, овал побольше - туловище, лапки - узкие овалы; ушки - длинный овал). Прорисовали и легким движением уголек положили плашмя на изображение и покатали по контуру. И затем подушечкой указательного пальца растерли шерстку в разных направлениях, получилась теплая «шубка» у зайчихи – мамы. И зайчата - дети выполняют самостоятельно, закрепляя технологию выполнения и новую технику «растирки».

«Овечка»

Сангиной выполняют голову, туловище – овалы, а шубку кудрявую и челку на голове круговыми движениями, как бы «закручивая пружину» ведем линию не отрываясь по всему туловищу овечки.

«Ежик» (акварельные краски - гуашь) традиционно: туловище - овал, иголки короткими штрихами тонкой кистью. Но можно и по-другому щетинная кисть (или для клея). Ею можно мало брать воды, но больше краски (гуашь хорошо разведенная, но плотная) и короткими, отрывистыми движениями колючую шубу ежика выполнить. И тонкой кистью дорисовать носик, лапки. Щетинной кистью можно выполнить и других животных: лису, волка, медведя и т.п.; и дерево в снегу (иней на дереве и сугроб снега вдоль листа бумаги) и одуванчик (желтый - когда цветет, и серый - когда появились семена).

«Светлое и темное»

Показать разницу в исполнении одной и той же темы, приемы рисования акварелью и гуашью, и карандашом графическим. Все предметы, которые нас окружают, одни светлее, другие темнее, т.е. они имеют свой тон. Например, небо над головой ярче, а вдалеке у линии горизонта — светлее. Если проводить линию графическим карандашом, то тон его меняется благодаря нажиму: нажали чуть сильнее и получили более яркий тон. Взяли акварель, чем больше добавили воды, тем светлее фон неба. Для изменения тона гуаши берется белая гуашь. И чем больше берется белой краски, тем светлее становится фон. Это будет «растяжка» от самого темного до самого светлого, цвета.

«Рисование человека»

Чтобы дети поняли и соблюдали пропорции человека - дать схематичные изображения в движении одной линией: голова - круг, туловище – вниз

прямая линия до бедер. Здесь важно показать на ребенке все движения, затем вниз две линии - ноги, плечи горизонтальная линия шире, чем голова и вниз 2 линии руки рисуем не до талии, а до бедер длинные во все туловище. А затем дать схемы человека в движении; то, что детям привычнее; присел, бежит, стоит, прыгает — те движения, которые они выполняют на физкультурных занятиях.  Кисть руки прорисовываем и говорим, ладошка как варежка (показ матрешки) - четыре пальца вместе, один отдельно. Этот прием дети запоминают очень быстро, «прием варежки». Лицо в деталях: глаза - не круглые, как привычно детям выполнять, а овальные, зрачок — кружочек закрасить, а не прозрачный; брови дугой, как радуга; нос разной формы и варианты («крючочек», точки две и прямая линия - переносица); два уха не круг, а овал. И обязательно показать стопы (ботинки, туфли и т.п.), а не просто линия (если это цвет и кисть, то кисть прикладываем; если это сангина или карандаш - небольшой прямоугольник или овал).

Примерные упражнения для рук на занятиях по изобразительной деятельности (ДПИ)

Комплекс № 1.

Мы сегодня рисовали, наши пальчики устали,

Пусть немного отдохнут, снова рисовать пойдут.

Дружно локти отведем – снова рисовать начнем.

(Активное сгибание и разгибание пальцев. Встряхнуть руками перед собой. Энергично отвести локти назад)

Комплекс № 2.

Мы сегодня рисовали, наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем - рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь – заколачиваем гвоздь.

(Плавно поднять руки перед собой, встряхнуть кистями. Разводить и сводить ноги, притопывая).

Комплекс №3

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки - плавно помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем: крылья сложили назад.

(Плавные покачивания поднятыми вверх руками. Встряхивания  рук перед собой. Горизонтальные одновременные движения руками вправо-влево).

Комплекс № 4.

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Тихо засыпают, головой качают.

(Плавное раскрытие пальцев из сомкнутых вместе ладоней. Помахивание руками перед собой. Плавное опускание их на стол).

Комплекс № 5.

В прятки пальчики играли и головки убирали.

Вот так, вот так - так головки убирали.

(Сжимание и разжимание кистей рук).

СОЧЕТАЕМОСТЬ ЦВЕТОВ

Таблица сочетаемости цветов позволяет комбинировать оттенки, создавая красивый образ или гармоничное сочетание. Неправильно подобранные цвета говорят об отсутствии вкуса, а удачно выбранная цветовая палитра — о его безупречности. Поэтому поиск цветового решения в дизайне – приоритетная задача. Правильная цветовая гамма способна подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки, расставить акценты, визуально увеличить или уменьшить пространство, а также поднять настроение, создать уют или незабываемое первое впечатление.

Таблица совместимости цветов и оттенков

Существует всего 3 базовых цвета – желтый, красный и синий, смешивая их, мы получим зеленый, фиолетовый, оранжевый. Теперь представьте, какое многообразие цветов и оттенков получается из комбинации их друг с другом, ведь в природе в чистом виде цвета встречаются крайне редко.
Для каждого из этого огромного множества оттенков можно подобрать несколько гармоничных сочетаний. Запомнить все невозможно, но есть маленькая хитрость, которой активно пользуются дизайнеры. С помощью цветового круга создаются таблицы совместимости цветов. Для удобного и правильного сочетания оттенков в таблице приведены возможные варианты, объединенные в палитры.

Рисунок2


Главное, что стоит запомнить, — нет неправильных цветов, есть только неудачные цветовые сочетания. Гармоничным же является комбинирование родственных или контрастных оттенков. Но, обо всем по порядку.

Таблица теплых и холодных оттенков

Известно, что добавление желтого «согревает» цвет, синего, наоборот, делает его холодным. Однако не все так просто! Деление оттенков на теплые и холодные очень условно. У каждого цвета существует множество холодных и теплых тонов, поэтому даже желтый может «подостыть» (например, лимонный или лаймовый оттенок).

МК декор

Рисунок3

Часто цветовая гамма строится на игре теплых и холодных цветов, контрасте (оранжево-голубой, желто-фиолетовый). Такая палитра способна творить настоящие чудеса с помещением. Например, для того чтобы визуально расширить пространство, стены лучше окрасить в холодные светлые тона. Предметы интерьера теплых насыщенных цветов создают уют в большом просторном помещении. Аксессуары контрастных оттенков прекрасно дополнят ваш образ, при грамотном комбинировании, подчеркнут достоинства.

Уроки колористики для начинающих

Способность создавать гармоничные сочетания цветов – истинное мастерство, которым легко овладеть. С помощью цветового круга вы без труда сможете самостоятельно создать таблицу совместимости для любого оттенка.

МК декор2

Например, бежевый цвет хорошо гармонирует с цветовой палитрой пастельных тонов, а также прекрасно приглушает, успокаивает яркие и насыщенные краски.

Таблица цветов-компаньонов бежевого

Рисунок4Рисунок4

Не секрет, что красный прекрасно сочетается с черным и белым, а то, что его можно дополнить жёлтым, зеленым, синим, розовым, для многих будет откровением. Говоря «красный», имеется ввиду один из множества его оттенков: ярко-алый, бурый, бордо, коралловый, красно-оранжевый и т.д. С помощью цветовых таблиц можно найти идеальное сочетание для каждого из них.

Таблица контрастных цветов для красной гаммы

Рисунок5Рисунок6

Желтый цвет уникален, так как превосходно гармонирует с теплыми (коричневый, оранжевый, зеленый) и холодными (бирюзовым, сиреневым, синим) оттенками. Синий превосходно смотрится с оранжевым, коричневым и фиолетовым. Разные его оттенки можно комбинировать с розовым, желтым, зелёным и лиловым.

Сочный микс: цветовой круг и немного волшебства

Самое простое цветовое сочетание создается на основе комбинирования нескольких оттенков одного цвета (монохромный принцип цветового круга).

Таблица монохромного сочетания для фиолетового


Рисунок7

Добавить красок и выделиться из толпы поможет аналогичное сочетание из нескольких расположенных рядом оттенков. Такая палитра смотрится очень эффектно.

Таблица аналогичных соответствий
Рисунок9Рисунок8

Теперь поговорим о смелых цветовых решениях. Чтобы привлечь внимание к деталям, подчеркнуть достоинства или выделить какие-то предметы интерьера, используйте контрастные (комплементарные) цвета. Они расположены друг напротив друга на цветовом круге.

Таблица комплементарных сочетаний


Рисунок10

Рисунок11

Цветовые миксы на этом не заканчиваются! 3 или 4 цвета, равноудаленные друг от друга на цветовом круге, – яркое и смелое сочетание. Главное в таком колорите – чувство меры. Ведь когда красок много, сложно соединить их в один гармоничный образ. В качестве основы лучше взять 1-2 цвета и дополнить картину аксессуарами или предметами интерьера гармоничных цветов.

Таблица сочетаний по принципу треугольника и квадрата

Рисунок14Рисунок13

ЭТО ИНТЕРЕСНО: В результате пребывание в определенной цветовой гамме комнат незримо руководит вашими эмоциями и поступками.

«Неблагополучные» цвета и сочетания цветовой гаммы 

  • Красный – создает нервное напряжение (может даже вызвать гипертонию).
  • Черный (а также фиолетовый) – "съедает" пространство.
  • Коричневый (в том числе и отделка «под дерево») — вызывает меланхолию, может привести к депрессии.
  •  Серый — печаль и уныние.
  •  Синий – ощущение холода и «неуютности».

Благоприятная цветовая гамма

  • Оттенки от желтого к зеленому – спокойная и оптимистичная гамма, снимает усталость. 
  • Пастельные оттенки от желтого к бежевому – «примиряющие» и комфортные цвета. 
  • Бирюза – дает ощущение свежести (подходит для ванной). 
  • Светло-голубой – успокаивает, вызывает сонливость — идеален для спальни и комнат отдыха, а вот в кабинетах и рабочих зонах противопоказан. 
  • Темно-голубой – «охлаждает» пространство и пыл (например, за столом переговоров), считается серьезным и деловым цветом. 
  • Желтый и оранжевый – стимулирует и тонизирует (не годится для спальни), подходит для комнаты окнами на север. 
  • Белый – может вызывать ощущение холода и дискомфорта, с другой стороны – «чистый лист» — идеальный фон для любых дизайнерских решений. Красный или терракотовый в виде акцентов – бодрит, поднимает настроение. 
  • Черный в виде акцентов – придает интерьеру графичность и особый стиль. 
  • Светло-серый в «миксе» с другими цветами – деловая обстановка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...