Нетрадиционные техники рисования, влияющие на творческие способности детей дошкольного возраста.
статья по рисованию на тему

Батурова Екатерина Геннадьевна

Развитию интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей способствуют  занятия по изучению различных техник. Они способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Батурова Екатерина Геннадьевна, воспитатель, МБДОУ «Улыбка»,    

г. Черногорск, Республика Хакасия

Нетрадиционные техники рисования, влияющие на творческие способности детей дошкольного возраста.

      В изобразительном искусстве под техникой (от «греческого» искусная и искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

      Развитию интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей способствуют  занятия по изучению различных техник. Они способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.  

     Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

            Существуют виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами:

Тычок жесткой полусухой кистью – возраст  любой,  материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Рисование пальчиками - материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 Рисование ладошкой - материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.  Этот метод очень хорошо развивает творчество детей. Они не только видят краску, но и чувствуют её.

Рисование по сырой бумаге. Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике  «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.

Рисование восковыми мелками, свечой и акварелью.
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Восковые мелки + акварель
 - материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.  Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Свеча + акварель -  материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.  Ребенок рисует свечой  на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Печатками из картофеля - материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Смятой бумагой - материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Отпечатки листьев - материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.  Ребенок  покрывает листок дерева красками  разных  цветов,  затем  прикладывает  его  к  бумаге  окрашенной стороной  для  получения  отпечатка.   Каждый  раз  берется  новый  листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Монотипия пейзажная - материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.  Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Кляксография с трубочкой - материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг -  материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть (зубная щетка), кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Рисование мыльными пузырями - средства выразительности: цветные круги. Материалы: шампунь, гуашь, лист бумаги, трубочка для коктейля, тонкая кисточка (фломастеры). Способ получения изображения: Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, все хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребенок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с  пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.

       Таким образом, развитию интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей способствуют  занятия с  различными нетрадиционными  техниками. Они основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными,  предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное.  Такие занятия особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Воспитываем у детей умение слышать, слушать и даем возможность самому высказаться.

Список литературы

1.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: Сфера, 2005.

2.Утробина К.К., Утробин Г.Ф.. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. - М.: ГНОМ и Д, 2001.